Турист Юля Труфанова (trufanovayulia)
Юля Труфанова
была 21 марта 7:17

Пермь — Россия Июль 2022

День 1: Пермь

Ехать в Пермь мне нужно было из Екатеринбурга. Обычно между нашими городами ездят на авто, поэтому авиарейсы не пользуются популярностью. Когда я смотрела рейсы из Екб в Пермь, все они были с пересадкой в Москве.

Из Москвы, кстати, ежедневно летает рейс «Аэрофлота». Расписание удобное: вылет в 8:30, а прилет в 12:40 по местному (разница с Москвой — +2 часа). Цена супер: если лететь с ручной кладью, то стоимость билета туда-обратно будет около 5 тыс. рублей. К слову, у меня в путешествии было 7 попутчиков — все москвичи:)

Но мне так не повезло, поэтому я выбрала отправиться поездом. Дорога заняла 6 часов, села я вечером, и с утра уже была в Перми.

Это региональный центр, проблем с отелями здесь нет. Я остановилась в районе ЦУМа, чтобы до интересных мест можно было дойти пешком. Позже туда заселились и мои друзья. Пермь готовится отпраздновать 300-летие в 2023 году, и это особенно видно по брендированному общественному транспорту.

Гуляем по центру

Сначала мы отправились в Пермскую художественную галерею. Последние 90 лет экспозиции находятся в здании бывшего Спасо-Преображенского кафедрального собора, и это придает им особую атмосферу. Под куполом собора находится зал пермской деревянной скульптуры, и выглядит он завораживающе: из окон сводчатого потолка в солнечный день падает свет на образы Иисуса Христа, святых, ангелов и архангелов.

В Пермский край на 4 дня

Это работы мастеров конца XV — середины XVIII века. В XV веке христианство наступало на пермские языческие края, и местные жители представляли богов сущностями, живущими с ними на одной земле. По подобию языческих идолов мастера вырезали образы Христа из дерева, придавая их лицам вогульские, монгольские и другие этнические черты. Это удивительно для современного человека, который привык представлять сына божьего европейцем.

К залу деревянной скульптуры ведет лестница, с которой открывается вид на пятиуровневый иконостас, выполненный в XVIII веке в стиле барокко. Его создавали для Спасо-Преображенского монастыря в Пыскоре, а потом перевезли в Пермь, чтобы эта красота была в храме новой краевой столицы. Галерея готовится переехать в новое здание, а иконостас останется в соборе.

В других залах можно посмотреть русское академическое искусство, в том числе подлинники Шишкина, Саврасова, Куинджи, Репина, Сурикова, Коровина и других звезд русской живописи. Есть небольшой, но великолепный зал русского авангарда. Есть даже одна подделка — подпись Айвазовского на полотне, которого он не писал. Мне еще очень повезло с экскурсией — ее вел искусствовед.

Галерея будет переезжать в другое здание — помещение собора вернули РПЦ, поэтому не все сюжеты можно экспонировать. Да и места мало для богатого фонда галереи. Но успеть увидеть музей, пока он здесь определенно стоит.

Рядом с галереей мы пообедали в ресторане Happy, который находится в историческом здании бывшей духовной семинарии. С погодой повезло, и мы посидели на уютной террасе.

Далее мы отправились на прогулку по набережной Камы. Здесь приятные общественные пространства с детскими площадками, ресторанами, уютными фонарями и оборудованными уборными. По Каме ходят теплоходы и катера, рядом проезжают поезда. Для удобства туристов есть зеленая пешеходная линия, на которой отмечены основные культурные объекты города. Особое удовольствие — смотреть розовый закат над широкой рекой. Летом он начинается ближе к 23 часам по местному времени.

Едем на производство роботов

Знаменитый антропоморфный робот Дуняша и еще 650 ее родственников были созданы инженерами пермской фирмы Promobot. История компании звучит как сюжет фильма о молодых гениях Кремниевой долины.

Судите сами: студенты Пермского политехнического университета в 2013 году собрали робота-снегоуборщика, сняли его на видео и опубликовали ролик на YouTube. Видео посмотрел покупатель из Чехии и приобрел его за 3000 долларов.

Потом проект приобрел поддержку инвестора и сменил концепцию: роботы должны были выполнять функции людей определенных профессий: консультантов, гидов, промоутеров. Первого робота Promobot v. 1 собирали в гараже на окраине Перми. Ничего не напоминает?

В Пермский край на 4 дня

Сейчас Promobot является резидентом «Сколково», сотрудничает с международными ассоциациями, офисы компании открыты в Гонконге и Нью-Йорке. Роботы отправлены владельцам в 43 страны.

Как туда попасть в Перми? Можно прийти на экскурсию на производство роботов, для этого нужно сформировать группу от 8 до 20 человек и записаться не позднее чем за 5 дней до визита.

Здесь покажут, как делают детали роботов, начиняют их электроникой, дадут поговорить с очаровательным Promobot v. 4. С ним можно танцевать, вести беседы и флиртовать.

В Пермский край на 4 дня

Но больше всего впечатляют человекоподобные дроиды. Мы зависли около робота-блогера Алекса, который ведет эфиры на разных языках и отправляет сердечки зрителям. Внешность Алекса максимально реалистична: используются настоящие человеческие волосы, а стрижку делает профессиональный барбер.

Заказывают роботов не просто ради прикола, а чтобы поручить им рутинную работу: сканировать коды, информировать об услугах, раздавать листовки, продавать товары. В пермском МФЦ, например, робот Вера принимает платежи.

Пробуем коми-пермяцкую кухню

В резном деревянном доме находится ресторан «ЧÖскыт керку» («Вкусный дом» на коми-пермяцком). Здесь мы попробовали морс из одуванчиков, пельмени из оленины и щуки, шанежки с черемухой и знаменитые пермские посикунчики.

В Пермский край на 4 дня

Во дворе ресторана есть сувенирная лавка с украшениями в пермском зверином стиле, окаменелостями Пермского моря, футболками, тканевыми сумками и даже парфюмом. В самом кафе можно приобрести сироп из одуванчиков, мармелад из кедровых шишек, джем из ягод.

День 2: Губаха

У нас в Екб многие знают горнолыжный комплекс «Губаха», но не все знают, что он работает круглый год. На вершине склона можно забронировать домик в экодеревне, но мы заселились в новый отель «Елки» у подножия горы. Все супер чистое и новое, отличная косметика. Но на мой взгляд для загородного отеля дороговато: ночь обойдется в 5 500 рублей. Также не порадовала слабая шумоизоляция.

В Пермский край на 4 дня

На вершину горы Крестовая ведет кресельная канатная дорога. Наверху работает уютное кафе «Монблан», проходят пешие маршруты и открывается завораживающий вид на Рудянский спой. Эта локация стала местом летнего театрального фестиваля «Тайна горы Крестовой», который еще называют «Балет на закате». Туда нам и надо было, но фестиваль начинался в 21:00, а до этого мы решили полазить по городу.

Фестиваль организует театр «Доминанта» — живой, стильный и энергичный центр культуры Губахи. В репертуаре театра есть ландшафтный спектакль «КУБ». Артисты играют на территории закрытой угольной шахты. Театралы осмысляют судьбу Кизеловского угольного бассейна, вокруг которого 200 лет складывалась жизнь окрестных городов, пока в конце 1990-х шахты не ликвидировали из-за нерентабельности. Зрители наблюдают, что думают, чувствуют и где находят себя заново те, кто считали День шахтера главным днем в году. Хочу специально приехать и посмотреть.

В Пермский край на 4 дня

Еще больше об истории угольного бассейна рассказали на экскурсии в музее КУБа. Экспозиция «День шахтера» показывает быт советских людей в шахтерских городах и поселках, другая выставка «От угля к Победе» посвящена жизни губахинцев в годы Великой Отечественной войны.

В последние годы в Губаху едут поклонники творчества Алексея Иванова. Здесь стоят декорации фильма «Сердце Пармы», премьера которого состоится осенью 2022 года. Туда мы, конечно, тоже съездили. Думаю, после выхода фильма людей будет еще больше.

А еще рядом через реку Косьву есть подвесной мост. Нам такие развлечения нравятся, поэтому мы прогулялись туда-сюда по нему.

В Пермский край на 4 дня

Набрели на классный визит-центр Губахи. Тут помогут составить программу тура и посоветуют гидов. Сюда же можно заглянуть за путеводителями и сувенирами. Также здесь можно взять в аренду самокаты, велосипеды и походное снаряжение.

Вечером мы-таки поднялись на канатке в гору и пришли на ландшафтный фестиваль. Было это феерично: на сцене выступают артисты балета, а рядом садится солнце. Зрителей было очень много: кроме тех, кто пришел по билетам, были и те, кто просто взял пледы и тоже наслаждался спектаклем. Это круто, значит фестиваль нужен людям.

Потом мы спустились к отелю, заказали в баре местные (и вкусные!) напитки от губахинской пивоварни, и так провели конец насыщенного дня.

День 3: Лысьва и Кын

В Лысьве часть одного из самых роскошных зданий — дом графа Шувалова — занимает музей лысьвенской эмали.

В Пермский край на 4 дня

Но начали мы с «Музея каски». Снова брали экскурсию. Нам рассказали как делают каски, которые спасают жизнь солдатов по сей день. В годы Великой Отечественной войны Лысьвенский металлургический завод был единственным в СССР предприятием, выпускающим стальные солдатские шлемы. Юрий Никулин в свое время признался, что именно лысьвенская каска сберегла его на фронте.

Потом зашли на экспозицию «Секреты лысьвенской эмали». Это один из самых известных брендов Урала — лысьвенскуая эмаль. Эмалированные бидоны, чайники, тазы и другая посуда из Лысьвы были почти в каждой уральской семье. Эту посуду можно купить и сейчас, например в фирменном магазине «Единорог». Мы еще сходили на мастер-класс по росписи эмали и сделали свои авторские кружки. На фото не они:) Так мы пока не умеем.

В Пермский край на 4 дня

Ребята, сейчас будет топ-рекомендация. Есть в Лысьве кафе «Мечта». Выглядит оно неприметно, но кухня там 11 из 10-ти! Салат из овощей гриль и сыра фета — космический! А на фото просто нереальный десерт с сырным кремом «Шу». Но есть нюанс: сб и вс — выходные. Так что приезжайте на неделе.

Потом мы поехали на носочную фабрику, увидеть, как делают продукцию, и приобрести несколько пар носков (хотя не собирались). Кроме повседневных моделей в магазине есть сувенирные носки с логотипом 300-летия Перми и символом края — медведем.

В Пермский край на 4 дня

Из Лысьвы наш маршрут шел в село Кын, известное тем, кто сплавляется по реке Чусовой. Здесь нас прокатили на лодке вдоль скалистых берегов, отдельное удовольствие такой прогулки — сладкий хвойный воздух.

Нас довезли до берега и мы поднялись на камень Мултык, откуда видна граница Пермского края и Свердловской области. Здесь Леонид Парфенов с Алексеем Ивановым снимали «Хребет России».

В Пермский край на 4 дня

В самом селе хранится история чугунолитейного и железоделательного завода, построенного в этих краях в XVIII веке, и железных караванов, которые шли по реке Чусовой.

В Кыне между двух скал стоит памятник «Начало Пермского края» в виде известного пермского артефакта «Медведь в жертвенной позе». Один из них был найден на этой земле.

В Пермский край на 4 дня

На природе мы хорошенько умотались, поэтому особенно рады были вернуться в наш коттедж «Дом охотника». Там мы зажарили посикунчиков, приготовили плов и заварили травяной чай.

День 4: Чусовой

Времени уже было в обрез, потому что москвичам надо было в аэропорт. Поэтому в Чусовом мы посетили только Чусовской металлургический завод. Его индустриальная организованность приводит в восторг: для посещения нужно получить именной пропуск, прослушать инструктаж по технике безопасности и одеться в рабочую форму.

В Пермский край на 4 дня

Далее инструктор повел нас по производственным цехам, где роботы осуществляют обработку металлов под руководством инженеров. Там же мы увидели процесс покраски и сушки, а потом прошли на склад готовой продукции и понаблюдали за отгрузкой товара заказчикам.

В музее при заводе нам рассказали об истории предприятия, основанном в XIX веке Франко-Русским уральским акционерным обществом, созданным князем С. М. Голицыным и французом Ш. Барруеном.

Но если говорить о князьях, то в Пермском крае больше всего уважают Голицыных!

Возвращаемся в Пермь

Ребята поехали в аэропорт, а у меня было время до вечернего поезда. Зашла в Старокирпичный переулок. Это ресторанный дворик с вдохновляющей атмосферой. Оттуда я уже поехала на вокзал.

В Пермский край на 4 дня

Понимаю, что многое еще не посмотрела: хочу и в PERMM сходить, и в культурный центр «Завод Шпагина», и в Театр-Театр, и в театр «У моста», и на знаменитые «Дягилевские сезоны» круто было бы попасть… В общем, надо планировать новую поездку:)