Турист Вера Лазарева (VeraLazareva)
Вера Лазарева
была 20 июля 10:54

Автобусный тур по Польше и Словакии

Люблин, Закопане, Замость + 1 город — Польша, Бардеёв, Левоча, Кошице — Словакия Июль 2018

Как часто идея нашего путешествия рождалась благодаря случайно увиденной красивой фотографии! Так случилось и в этот раз. Увидела в интернете необычайно красивое горное озеро и появилась мечта- побывать здесь . А что нужно сделать с мечтой? Правильно: превратить ее в цель! :)

Тем красивым озером оказалось Морское око и находилось оно в Польше. Ну, Польша, значит Польша!

Если со страной все было понятно, то оставалось решить вопрос: как нам, не имея прав, а значит, без машины, реально оказаться на берегу «нашего» озера? Выбрали экскурсионный тур от ТурТрансВояж по Польше и Словакии, маршрут которого включал в себя и Морское око, и прогулки в горах, и посещение разных пещер, в том числе, под защитой ЮНЕСКО, а к ЮНЕСКО у нас особое, трепетное отношение, стараемся увидеть их все в тех странах, куда едем.
И вот началось ожидание нашего путешествия!

За это время мы столько раз слышали от друзей и знакомых: «Почему Польша? Зачем оно вам? Там ведь не любят русских!» Мы всегда уверены в том, что, если мы сами настроены оптимистично и дружелюбно, то никакого плохого отношения не встретим. И не встретили! Зато поляки удивили… Я еще не встречала такой нации, где повсеместно был бы культ семьи, культ семейного отдыха, культ здорового образа жизни. Где бы мы не оказались, всюду были семьи с детьми, с грудничками, с малышами, с престарелыми родителями, и все эти семьи шли в горы, проходили треккинговые маршруты, совершали многокилометровые пешие маршруты по горам. Просто любовались на них, честно!

Наш тур начался с городка Люблин (12 в.)

И Замость:

Автобусный тур по Польше и Словакии

ренессансный центр города относится ко Всемирному наследию ЮНЕСКО.

Справа от Ратуши пять разноцветных камениц с барельефами. Каменицами раньше называли каменные городские дома, в них жила придворная знать, богатые люди в городах, а также профессура местного университета.

Дальше мы отправились в Краков. Полное официальное название которого звучит как «Столичный королевский город Краков». В 1978 году Старый Краков был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2000 году был назван одним из девяти городов, ставших лицом европейской культуры.:

Вавельский замок — резиденция польских королей XIII–XVII веков, расположенная на берегу реки Висла. В слайд-шоу можно увидеть памятник Иоанну Павлу II, кот. в 2014 году был причислен к лику святых.
Очень любим и почитаем поляками. Иоанн Павел II — первый Папа не итальянского происхождения:

Рыночная площадь:

Автобусный тур по Польше и Словакии

В тот же вечер побывали в термах

, а на следующее утро мы поехали на Каспровы-Верх. Ранний выезд из отеля, прибытие на место задолго до открытия касс, чтобы первыми оказаться на фуникулере и без толпы гулять по вершинам!

Каспровы-Верх — одна из вершин в Западных Татрах. Высота горы — 1970 метров над уровнем моря.

Повстречали серну:

Автобусный тур по Польше и Словакии

На следующий день у нас был сплав по реке Дунаец. Очень красивая, живописная прогулка. Очень душевные поляки, которые управляли этими плотами, пытались понять наш русский, учили наши слова и учили нас польскому.

Река протекает то по территории Польши, то по Словакии, то снова по Польше и т. д.
МТС раз пять поприветствовал нас в Польше. На территории Словакии ни разу:-)
Видели черных аистов и гадюку!

Автобусный тур по Польше и Словакии

Ну и вот, наконец, то самое, ради чего и было всё затеяно: озеро Морское око!

Морское око — это озеро, официально входящее в число самых красивых озер на планете. О нем писали журналисты «The Wall Street Journal», а правительство Польши законодательно объявило его национальным достоянием страны. Именно ради него в период с июля по сентябрь в Татранский национальный парк приезжают тысячи туристов из самых разных уголков света. Морское око является главной звездой этого парка. Однако даже без него в этом фантастическом заповеднике, действительно есть на что посмотреть…

Расположен парк на самой южной окраине Польши. Фактически парк разделен сразу между двумя государствами — Польшей и Словакией, каждое из которых заведует своей частью единой природоохранной зоны. На территории парка расположены самые высокие точки обеих стран — гора Рысы (2499 м), являющаяся самой высокой точкой Польши, и Герлаховский Штит (2655 м) в Словакии.

И вот теперь представьте мой ужас и разочарование, когда я понимаю, что я собственно ничего и не увижу. Да, к озеру мы подошли и даже обошли его кругом, но во-первых, времени на это было отведено совершенно впритык, что не позволяло нам насладиться природой, а вынуждало просто бежать бегмя, а во-вторых, сам парк остался нами вообще не изученным! А там было что посмотреть и где погулять: по территории всего парка проложены тысячи километров специальных треккинговых маршрутов. Одни из них ведут к горным вершинам, другие — в направлении известных пещер, третьи — к крупнейшим водопадам… В общем, выбрать есть из чего. Дорог и маршрутов действительно очень много. Однако многие из них потребуют от вас довольно серьезной подготовки.

Что касается самого Морского ока, то добираться до него вам придется около 9 километров (в одну сторону). Путь довольно большой. Но сама дорога, ведущая к этому месту, очень качественная и ровная. Поэтому на этом маршруте часто можно встретить даже родителей с колясками и мам, укомплектованных детьми, как самки-кенгуру. В принципе особой подготовки или профессионального снаряжения такая дорога не требует. Но, отправляясь в эти места, все равно лучше запастись едой и удобной обувью. При желании часть пути можно проехать вот на такой повозке:

Автобусный тур по Польше и Словакии

В парке живут вот такие олени- лежал совсем недалеко от тропы и совершенно не пугался толпы туристов, идущих мимо него:

Само Морское Око:

Это озеро ледникового происхождения. Оно питается талой водой, которая спускается в виде горных потоков с самых вершин гор. Прежнее название озера — Рыбье, из-за его природных запасов рыбы. И это единственное озеро в Татрах, в котором живет рыба. Площадь Морского ока составляет 35 гектаров. Наибольшая зафиксированная глубина равняется 50,8 метра.

Единственное, что мы смогли за отведенное время сделать, так это дополнительно, бегом, подняться к озеру Черный Став, что находится на 180 метров выше Морского ока. :) Ну как подняться… Вот так:

Виды оттуда на Морское Око:

Да… Это для нас Татранский парк и Морское око было целью путешествия, а для всех оставшихся человек сорока из группы- это был просто один из пунктов экскурсионной программы и, возможно, для них не самый даже и интересный. И вот даже сейчас, по прошествии 4 лет с той поездки, в душе ком грусти и тоски по тому месту! По месту, которое не дали посмотреть. Эх… Выводы были нами сделаны- отныне никаких групп, никаких экскурсионных автобусов, никаких «встречаемся здесь через 40 минут» и пр… Вроде и видели много и многое, но при этом на бегу, суетливо. Постоянная гонка: подъём рано утром, завтрак, выезд, осмотр достопримечательностей, встреча в автобусе, ночевка, подъем, завтрак, выезд и т. д. А при этом ведь надо было быть отдохнувшими, ведь хотя бы эта прогулка по Морскому Оку была около 20 км. Впереди будут еще треккингы в горы, также по 10–20 км.

Я всегда буду помнить, как в конце этого тура гид вывела нашу 10-летнюю дочь в центр под аплодисменты всей группы, подарила ей от себя лично коробочку сладостей и сказала, что Алёнка наша наравне со взрослыми вставала в 5.30 утра, выдерживала долгие переезды, поднималась в горы, проходила в пеших маршрутах по 20 км, не боялась холода ледяных пещер. И делала это так спокойно, выносливо и терпеливо, что порой взрослые на нее равнялись.

Но отныне путешествуем только сами и только с личным гидом!

Ну, а дальше нас ждал Оравский Град в Словакии, строительство которого началась в 13 в. и завершилось только в конце 17 в. Это один из самых примечательных замков Словакии. Он находится на берегу реки Орава на отвесной скале на высоте 112 м, поэтому иногда его называют «Орлиное гнездо».

Красота архитектуры и месторасположение сделали Оравский замок любимцем кинематографистов. Самая известная кинолента в России — советская сказка «Король-дроздовик».

Сейчас в Оравском замке расположился ряд музеев: краеведческий, этнографический и музей природы. Музей работает в замке с конца 19 столетия. Оравский замок дает полное представление о жизни в Словакии на протяжении нескольких столетий: от времен феодальных войн до середины 19 века.

Можно по ссылке перейти и прогуляться по территории замка

И, наконец, знаменитые словацкие пещеры. Первой мы увидели Деменовскую пещеру Свободы, что является частью национального Татранского парка. Вход в пещеру находится на высоте 870 м над уровнем моря и к нему можно добраться по извилистой тропинке из места стоянки, вверх на высоту 67 м.

В Деменовской пещере свободы сохраняется весь год относительно постоянная температура с 6,1 до 7,0 °C. Высокая относительная влажность воздуха (94 — 99%) хорошо подходит для использования в спелеотерапевтических целях. Здесь успешно лечат заболевания дыхательной системы и аллергические заболевания.

Длина 8126 м, глубина 120 м.

Пещера интересна своими удивительными скальными разноцветными образованиями. Известняковые грибы, сосульки, деревья, столбы и т. д. окрашены в нежно-розовый, терракотовый, белый оттенки.

Вторая пещера — Добшинская ледяная пещера.

Благодаря этой пещере мы с мужем были номинированы (наверное) на премию «Родители года». Собирались мы на эту поездку утром, впопыхах, но сообразили взять с собой все самое необходимое! Я взяла фотоаппарат и штатив, муж положил бананы, печенье и бутылку воды, я вспомнила про влажные салфетки, а Ваня (муж) вообще молодец, сообразил про ветровки! Ну да, в этой пещере даже летом 0…-2 градуса. Приехали мы на место и вдруг до нас доходит, что наша дочь почему-то в шортах. Ваня отвел ее в сторонку, объяснил ей, что сейчас в пещере она задубеет и что у нее есть возможность отказаться и мы просто уедем оттуда. Наша дочь (тут просто надо знать ее характер) отвечает:«Всё норм!»

В это время неподалеку семья французов доставала из рюкзаков ботинки, штаны и куртки. Я достала бананы и штатив. (ну да, «Родители года» просто так не достаются). Короче говоря, Алёнка надела всё, что у нее было с собой, а именно ветровку. Ваня же соорудил ей подобие юбки, обмотав вокруг нее свою куртку. Если вы решите повторить наш лайфхак, то предупреждаю- юбка в холоде, как оказалось, не греет. Тогда Ваня сказал, что в холоде главное- это держать в тепле туловище, а ноги- это вообще ни разу не туловище, поэтому Ванина куртка заняла более логичное положение на Алёнке. Сверху ребенок стал выглядеть безупречно, если, конечно, не смотреть на торчащие голые ноги из-под всех курток. Кажется, из всей пещеры мне только они и запомнились… Алёнка, по-моему, пещеру тоже особо не смотрела, видимо окружавший повсюду ее лёд не впечатлял в тот момент и грелась она, глядя на идущего впереди папу в футболке.

Это одна из крупнейших ледяных пещер Европы, расположенная в горах Словацкий Рай, на востоке Словакии. Это самая крупная ледовая пещера в Словакии и одна из крупнейших в Европе. Вход в эту высокогорную пещеру находится на высоте почти 1000 метров над уровнем моря, а ее длина составляет почти 1500 метров. Кроме того, это одна из старейших пещер в Европе, так как была обнаружена в 1870 году, а открыта для посещений год спустя. Обнаружили этот уникальный природный объект горные инженеры, внимание которых привлекла щель в горах, откуда веяло холодным воздухом. В 1893 году здесь было организовано катание на коньках в летнее время, а в 50-х годах прошлого века здесь даже тренировались чехословацкий фигурист Карол Дивин и сборная Словакии по хоккею. Температура здесь колеблется от -3,8 зимой до +0,5 летом. Толщина льдов достигает 26,5 метров.

Ну и третья пещера, самая необычная, как раз под защитой ЮНЕСКО — Охтинская арагонитовая пещера.

Эта пещера является буквально мировой редкостью и уникальным природным явлением подземного карста. Вход, ведущий в пещерные пространства, находится на высоте 642 м над уровнем моря. Общая длина пещеры 300 м, и из неё трасса в 230 м является с 1972 года общедоступной.

Внутренний интерьер наполнен необыкновенными и в тоже время естественными для таких мест убранствами: сталагмитами и сталактитами, арагонитовыми фигурами, которые имеют множественные цвета и оттенки. Температура воздуха в пещере от 7.2 до 7.8 градусов, отн. влажность 92–97%. И это была единственная пещера, где мне таки запретили использовать штатив. Вернее, использовать его нельзя было нигде, но в первых двух мне пошли навстречу и разрешили. Но осадок в связи с этой фотосъемкой у меня все равно остался. Дело в том, что вообще фотосъемка запрещена в пещерах без специального разрешения. Это разрешение стоит 10 евро и выглядит в виде наклейки на одежду. Разумеется, я платила эти 10 евро в каждой пещере, ведь не зря же я покупала себе штатив для этих пещер. И каково же было мое изумление, когда мне преградили путь и сказали, что со штативом нельзя! В чем смысл тогда этих 10 евро? Получается, что на телефон — снимай, пожалуйста, а вот красивые кадры ты не сделаешь, нельзя, да и все. Хотя везде, где мы были раньше, оплата съемки как раз и подразумевала использование штатива! Причину запрета я так и не поняла. Если предположить, что они боятся за сохранность дорожки, которую я могу повредить штативом — то абсурд. Дорожки везде были металлические, а ножки штатива пластмассовые… Ну да Бог с ними. Что получилось, то получилось!

Арагонит входит в состав перламутрового слоя раковин многих видов моллюсков, в экзоскелет кораллов. В пещере было определено три генерации арагонита. Самый старый арагонит — молочно-прозрачный, датируется 121–138 тысяч лет. Вторая генерация арагонита самая распространенная, преимущественно содержится здесь в виде иголок длиной несколько сантиметров- датируется 14 тысяч лет. Арагонит второй генерации все еще находится в стадии роста. Самая младшая, современная генерация арагонита формирует крошечные веера диаметров 2.4 мм.

Ну, и пора на воздух! В горы! Прогулка в Высоких Татрах:

Подъем на кресельной канатной дороге:

Словакия. Штребско Плесо («плесо» — в переводе «озеро»):

Заехали в замок Спишский град (Словакия), 11 век:

Спишский Град (словацк. Spišský hrad) — самый большой замок Словакии, исторический центр Спишской области, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Визитная карточка страны. Спишский град стоит на вершине 200 метровой горы, Замковые стены имеют на разных участках высоту от 20 до 40 м, что усугубляет неприступность замка.

Заехали в усадьбу Бетлиар
15–18 вв:
В замке действует исторический музей с ценной мебелью, керамическим оружием, охотничьими трофеями из путешествий по Индии, Африке, Южной Америке, Азии и полярных областей, мумии, а также историческая библиотека, в которой насчитывается около 20 000 работ.
И двухсотлетняя мумия одной из хозяек замка:
Автобусный тур по Польше и Словакии
Ну, и несколько кадров из удивительно красивого города в Словакии Кошице:
Ну и подытожу: автобусный тур дал возможность многое увидеть, но при этом не дал времени увидеть это глубже, как следовало бы!