Турист Alexander Volkov (Awolfrus)
Alexander Volkov
был сегодня 0:21

Шлиссельбург — Россия Июль 2022

Крепость Орешек (Oreshek fortress) — русская твердыня на Ладоге

Путешествие в Крепость Орешек — постараюсь изложить свои впечатления от поездки в знаковое место для русской истории.

Крепость Орешек расположена в истоке Невы, на Ладожском озере, и добраться туда можно только по воде. Вариантов собственно три — первый — добраться до Шлиссельбурга, там сесть на паром до Орешка, второй — добраться до пос. Морозова (поездом удобней до станции Петрокрепость) и там сесть на паром до Орешка. И третий который выбрал я — сесть на метеор у Зимней канавки и добраться за час сразу до Орешка. Удовольствие не из дешевых, но зато можно оценить насколько вырос Питер за эти годы (сильно дальше чем КАД) и посмотреть на Неву там где обычно нет туристических маршрутов. В комплект входит также видеоэкскурсия на метеоре (Восход — малый подвид Метеора), и экскурсия в Крепости. У такого способа есть и плюсы и минусы — в качестве плюсов не надо думать о логистике — сел увезли привезли, с другой — зависишь четко от расписания.

Но тем не менее, из метеора открывается шикарный вид на остров при подплытии.

Крепость Орешек — русская твердыня на Ладоге

Крепость Орешек была основана в 1323 году новгородским князем Юрием Даниловичем (внуком Александра Невского) для защиты от Шведов, сначала в деревянном исполнении, к 1352 году построены каменные стены. К настоящему времени сохранилось три башни (еще три сохранились частично), вся стена, и восстановлены два тюремных строения — остальные постройки крепости в руинах.

Занкомство с крепостью начинается с Государевой башни, отличительная особенность которой вход под 90 градусов. Это очень оригинальное решение, которое я не видел в других замках, позволяло успешно обороняться от неприятеля. На вершине башни Петром Первым установлен ключ — символ нового названия крепости — Шлиссельбург (Schlussel — нем. ключ).

Крепость Орешек — русская твердыня на Ладоге

Во время Великой Отечественной войны крепость являлась главным форпостом удерживающим «Дорогу Жизни» через Ладогу, и сильно пострадала от обстрелов. В течение 500 дней небольшой гарнизон из бойцов 1ой дивизии войск НКВД и моряков 409-й морской батареи Балтфлота оборонял крепость от немецких войск. Их подвиг не забыт, и в центре крепости около разрушенной церкви Рождества Иоанна Предтечи стоит монумент не побежденных.

Крепость Орешек — русская твердыня на Ладоге

Ожидаемое восстановление храма так и не началось, поскольку развалины являются памятником культуры, и любые строительные работы на этой территории запрещены.

С начала XVIII века крепость стала использоваться как политическая тюрьма. Первым знаменитым узником крепости стала сестра Петра I Мария Алексеевна (1718–1721), а в 1725 году здесь находилась в заключении Евдокия Лопухина, его первая жена. Иии здания новой и старой тюрьмы были восстановлены.

Крепость Орешек — русская твердыня на Ладоге

Внутри новой тюрьмы. В крепости содержались многие знаменитые политические заключённые и террористы, а также многие поляки. Некоторых приговорённых к смерти привозили в крепость для казни. Так, здесь был казнён А. И. Ульянов (брат Ленина), покушавшийся на Александра III. Помимо камер внутри также организована экспозиция.

Крепость Орешек — русская твердыня на Ладоге

А вот это здание старой тюрьмы, внутри посолидней, но снимал я только видео. Здание старой тюрьмы находится в «Цитадели» крепости внутри крепости. Что характерно, за 200 лет в качестве тюрьмы нет задокументированных свидетельств успешных побегов.

За старой тюрьмой есть спуск в основание Королевской башни где во время Великой Отечественной был организован лазарет и личных состав укрывался от бомбежек и артобстрелов.

Крепость Орешек — русская твердыня на Ладоге

В целом меня интересует куда больше старая часть крепости чем «тюремная» история Нового времени, поэтому я не дождавшись окончания экскурсии пошел самостоятельно гулять по крепости.

Королевская башня снаружи.

Вид на крепость со стен.

Крепость Орешек — русская твердыня на Ладоге

Часть стены около Башни Головина сохранилась в оригинальном виде (это была не обстреливаемая фашистами сторона)

Подъем на стену очень крутой, ступеньки высотой по 40 см, но учитывая что пошел дождь внутри было народа не протолкнутся)

Крепость Орешек — русская твердыня на Ладоге

Вид на разрушенный обстрелом 4ый тюремный корпус 1911 года постройки.

Крепость Орешек — русская твердыня на Ладоге

Там где стена заканчивается…

В целом впечатления от посещения крепости довольно сильные. Это очень тяжелое, но интересное место где «камни помнят» - рекомендую съездить в Орешек каждому, кто приезжает в Питер не в первый раз. Место почему то не растиражированное и неизвестное многим, хотя очень важное для нашей истории. И при обилии туристических групп было довольно немноголюдно.