Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:37

Шняево — Россия Июль 2022

30 июля 2022 года состоялся чувашский праздник Акатуй, прошёл он в селе Шняево Базарно-Карабулакского района Саратовской области. Мы там побывали и мне стало интересно, отчего фестиваль, достаточно громоздкое мероприятие проводится в одном из сёл, а не в районном центре, как очень часто происходит в Саратовской области. Оказалось, что Шняево является довольно-таки специфическим селом.

Село основали 12 чувашских семьи в 1692 года по милость русского царя Алексея Михайловича, пожаловавшего им грамоту на поселение и использование земель.

Через года половина семей откочевало поближе на 2 километра к Белой горе

и основало поселение Белая гора. На протяжении многих лет большая часть жителей обоих сел была чувашами и сохранили свои обычаи до сих пор.

Была когда-то в селе церковь Иконы Казанской Божьей Матери. В советское время её закрыли, обкорнали, а при Хрущеве решили её разобрать, а брёвна продать местному населению.

Как легко мы играем с датами. На празднике отмечались юбилейные даты: 330 лет со дня основания села и 85 лет местной средней школе.

Вот только школа здесь впервые появилась в 1890 году, правда размещалась в частном доме. После революции шла череда изменений в школьной жизни села. В 1937 году неполная средняя школа была преобразована в среднюю. Получается именно эта дата выбрана в качестве точки отсчёта. Хотя в 1944 году средняя школа была реорганизована в семилетнюю школу. Вновь стала она средней школой лишь в 1948 году.

Путешествие на праздник Акатуй

Новое здание школы было построено в 1988–1989 годах.

В годы Великой Отечественной войны воевали свыше 400 уроженцев сел Шняево и Белая Гора, из которых погибли около 150. В 1967 году в центре села установлен обелиск.

С двух сторон от обелиска находятся плиты с именами погибших во время Великой Отечественной войны,

Путешествие на праздник Акатуй

а также в Гражданскую войну.

Около 90% жителей села — чуваши, которые на забыли свои традиции и празднуют чувашские праздники.

Акатуй (в переводе с чувашского — «праздник плуга») — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию.

Проходил праздник на большой поляне,

Путешествие на праздник Акатуй

расположенной перед зданием сельской администрации. Интересно, что помимо администрации в здании располагается магазин.

Вдоль здания расположились стенды с фотографиями и две выставки художников, родившихся в Шняево: Владимира Ивановича Иванова (1930 — 2020), у которого было много персональных выставок, в том числе в 1999 году в Аделаиде (Австралия),

и Ивана Павловича Карабашева (1956 года рождения). Интересная у него судьба. Начав заниматься рисованием в младших классах школы, Карабашев в 14 лет бросил рисование, чтобы вернуться к нему в 47 лет. Его картина «Церковь в селе Шняево» даёт нам понятие, какой красивой она была,

Путешествие на праздник Акатуй

а ведь таким храм художник не мог видеть.

Здесь читали стихи,

а также проводили мастер-класс по изготовлению «масмака» — чувашской женской налобной и головной повязки с вышитыми на ней узорами.

Путешествие на праздник Акатуй

Между мемориалом и зданием администрации находилась главная сцена праздника.

Чувашские сёла располагаются не в безвоздушном пространстве и поэтому на праздник приглашают своих друзей.

Раскинули шатры на празднике чувашское, мордовское, татарское и русское подворье. Да и песни звучали на разных языках.

А какие колоритные народные одежды.

Яркие,

нарядные,

весёлые!

Мне запомнилась девушка, которая не знаю как держала свой наряд.

Различные сувениры радовали,

а любителей покушать здесь также ждали.

Мне оберег подарили.

Из Чебоксар приехал почётный гость — Президент Чувашского национального конгресса с октября 2021 года Валерий Леонидович Клементьев.

Путешествие на праздник Акатуй

Для него саратовская земля не чужая, здесь он учился в Саратовской консерватории, а затем работал.

Фестиваль еще продолжался, а мы с радушными хозяевами съездили к леченому роднику,

расположенному прямо за окраиной села Белая Гора,

Путешествие на праздник Акатуй

испили родниковой водицы и запаслись с собой в дорогу в бутылки с эмблемой фестиваля.

Вернувшись в Шняево, остановились возле красивого озера, правда купаться никто не решился.

Путешествие на праздник Акатуй

Когда уезжали в Саратов, то начал накрапывать дождь, который по прогнозу должен был начаться с утра. А нам вслед смотрели поля подсолнухов.