Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была сегодня 22:16

Средневековый Выборг. Парк Монрепо, Выборгский замок, природа и история рядом...

Выборг — Россия Июль 2022

Давно я мечтала побывать в Выборге, читала отзывы про него у нас на сайте, смотрела фотографии, изучала достопримечательности… И город мне нравился все больше и больше. И вот наконец-то мечты превратились в реальность. Я побывала в Выборге!

Мы приехали в Петербург на несколько дней, причем в этот раз с внуком, поэтому самым оптимальным способом поездки в Выборг стала однодневная экскурсия. Кстати все билеты на экскурсии я заказывала на сайте горбилет.ру. Немного дешевле и очень удобно, прозвонят, объяснят, оплата иной раз прямо перед экскурсией, иной раз чуть заранее.

Вообщем, в один из жарких дней июля в 8 утра мы помчали из Питера в Выборг.

История Выборга богата многими значительными событиями. Основан город был шведами во время одного из крестовых походов. На протяжении столетий город несколько раз переходил из рук в руки, был и шведским, и финским, и русским… Все это наложило отпечаток на облик города, архитектура которого собрала в себя черты шведско-финско-русского наследия. И в этом мы убедились, прогулявшись не только по улицам города, но и по парку Монрепо, куда мы и направились вначале.

Итак, парк Монрепо. Вход в парк — через парадные ворота с гербом владельцев баронов Николаи. Первые ворота были установлены в 1830 году, но до наших дней они не сохранились. А эти были воссозданы в 80-х годах прошлого столетия.

Парк произвел на нас огромное впечатление. Он по-настоящему большой и очень своеобразный. Это природный скальный парк, имеющий неповторимые ландшафты. Находится парк на небольшом острове Твердыш и является одним из самых известных пейзажных парков Европы.

Вначале парк показался нам обычным, ну парк, как парк, тем более тут и там ведутся какие-то работы по его благоустройству, которые точно не добавляют парку уюта и очарования, вообщем, парк, каких много.

Но чем дальше мы проходили, тем больше удивлялись. Это настоящий лес, но надо сказать, облагороженный и ухоженный, с тропинками, с часто встречающимися огромными камнями, скалами, свисающими над водной гладью, с видами на Выборгский залив. Заблудиться тут вполне реально, тем более указателей практически нет. И если бы не экскурсовод, навряд ли мы бы прошлись по большей части парка и тем более, за такое непродолжительное время.

Парк старинный. История его начинается примерно с середины 18 века, когда земли, где находится сейчас парк, были переданы коменданту Выборгской крепости Петру Ступишину. При нем были осушены болота, выровнен грунт, насажены плодовые деревья.

А свое название Монрепо — Mon Repos — мой отдых, мой покой — парк получил при втором владельце — принце Вюртембергском, который и владел-то парком всего-навсего 3 года.

А в конце 80-х годов 18 столетия хозяином усадьбы становится Людвиг Генрих Николаи — президент Санкт-Петербургской Академии наук. Именно при нем начинается становление парка. Были построены первые постройки — усадебный деревянный дом, библиотечный флигель и другие. А Пауль Николаи — сын Людвига Генриха — продолжил благоустройство территории парка. Появляются места для отдыха, павильоны, мостики, статуи. Парк становится излюбленным местом для прогулок и романтических вечеров. Здесь гуляли и восхищались окружающей красотой российские императоры и приближённые к ним особы, королевские семьи Швеции и Пруссии. Сюда приезжали художники и поэты, видные деятели науки.

Наследники Пауля Николаи владели парком до начала войны с Финляндией в 1939 году. Но особых новшеств в парке за годы их владения не появилось.

В последующие годы в парке, в частности в усадебном доме, были и дом отдыха, и госпиталь, это когда Выборг был финским. Это были не самые лучшие годы для парка, парк приходил в упадок, строения, статуи разрушались, тропинки зарастали.

В 1953 году было принято решение об открытии здесь Парка культуры и отдыха. Парк требовал солидных вложений, но, к сожалению, средства на эти цели не выделялись, поэтому и работы по поддержанию хотя бы какого-никакого порядка в парке практически не проводились.

И вот наконец-то на парк обратили внимание. В конце 80-х годов прошлого столетия по инициативе академика Дмитрия Лихачева был создан Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо».

Последние 30 лет в парке ведутся восстановительные работы. Что-то отреставрировано, что-то полностью воссоздано, а что-то находится на стадии восстановления и для посещения все еще не доступно.

Главный усадебный дом, в котором когда-то проживало несколько поколений семейства Николаи, был построен в конце 18 века. До сих пор дом не восстановлен, реставрационные работы там какие-то ведутся, но видать до их окончания еще далеко.

В любом случае радует то, что парком занимаются, и с каждым годом он становится все красивее.

В тени вековых деревьев, вдоль берега, где открываются прекрасные виды, можно гулять часами. У нас, к сожалению, время было ограничено, но, тем не менее, мы посетили значительную часть парка.

В парке не очень-то и много посетителей, вроде бы там были еще туристы, кроме нас, но большая площадь парка позволяет не замечать их, места хватает всем.

Конечно, главная достопримечательность парка — живописная природа.

Деревья на фоне голубого неба и зеленой травы смотрятся потрясающе. Еще большое очарование пейзажу добавляют полевые цветы.

И вот такие пейзажи создаются и видоизменяются без участия человека, самой природой, поэтому и парк называется пейзажным, природным.

Очень красивы виды на водную гладь Выборгского залива.

Великолепные пейзажи сменяют друг друга.

Настоящая северная красота природы… Здесь царит спокойствие и умиротворение.

Недалеко от главного усадебного дома на вершине скалы расположилась белоснежная чайная беседка. Чайная беседка — это традиционная постройка для парков того времени. Не знаю, пили ли тут чай, но то, что беседка служила местом отдыха и созерцания потрясающих видов — это уж точно, отсюда открывались и открываются особенно красивые панорамы.

Белоснежный храм Нептуна виден издали. Расположенное на небольшом мысе это белоснежное сооружение на фоне водного пространства залива смотрится очень необычно.

Построен храм в 18 веке. Понятно, что до наших времен тот храм не дожил, а это восстановленный или, лучше сказать, созданный заново. Причем в таком виде храм был построен не очень давно, в 2011 году сооружение сгорело дотла, остался лишь каменный фундамент, памятник истории был полностью уничтожен. Долго здесь был один фундамент, ну и вот не очень давно тут выросло изящное белоснежное сооружение.

С холма, где расположен храм, открываются лучшие виды на остров Мертвых.

Остров Мертвых или остров Людвигштайн — очень интересное место. На верхней части острова возвышается белая капелла Людвигсбург, а внизу у воды — могилы, это кладбище семьи Николаи, об этой семье я уже упоминала выше. Раньше здесь была паромная переправа, а зимой туда можно было перейти по льду, сейчас же посещение острова запрещено, хотя вроде бы собираются как-то наладить сообщение с островом и разрешить посещение острова.

Хотя на самом деле, наверное, и не стоит этого делать, ни к чему нарушать покой и уединение, царящие на острове. Виды на остров, конечно, потрясающие, можно бесконечно любоваться ими, а вот посещать остров совсем не обязательно…

Пройдя немного в сторону от залива, можно увидеть такую вот стену из грубых камней, достаточно длинную, но невысокую. Скорей всего, это рукотворная стена, но вот ее назначение не совсем понятно, то ли это остатки военных укреплений, то ли какое-то декоративное сооружение.

Ну, а мы идем дальше. На нашем пути встречаются интересные романтические мостики.

Вот один из них. Через поросший ряской прудик перекинут мостик из берёзового сруба, чуть поодаль стоит Хижина отшельника -скромный бревечатый домишко. Тема Отшельника была популярна в то время и во многих парках обустраивали такие хижины, вот и этом парке она появилась. Говорят, чтобы наглядно продемонстрировать тему отрешенности от мира, раньше тут даже жил специально нанятый отшельник.

И вот само ущелье, где нас встречает Вяйнямёйнен, но о нем чуть позже. А сейчас об ущелье. Называется оно ущельем Святого Николая. А все потому, что Людвиг Генрих Николаи хотел поставить здесь статую Николая, святого покровителя семьи Николаи, но что-то не получилось. А ущелье уже стали называть ущельем Святого Николая. Когда хозяином Монрепо стал Пауль, он решил оставить название ущелья прежним, но поставил здесь не статую Николая, а статую героя Калевалы. Вот так появилась здесь скульптура героя карело-финского эпоса «Калевала» с не очень привычным для нас именем — Вяйнемёйнен. Он имел божественное происхождение считался первым человеком и, конечно, он был наделен многими добродетелями.

Эта скульптура, которую мы видим, конечно, не та, что установили при Пауле Николи. Та была утрачена. А эту по сохранившимся фото воспроизвел петербургский скульптор.

Небольшой грот — грот Желаний, но он настолько небольшой, что и зайти в него взрослому человеку нелегко. Но зайти надо! Если зайдешь в него и загадаешь желание, оно непременно сбудется.

Привлекает внимание необычная картина — пример борьбы за выживание, ель прямо вцепилась корнями в камни, оплетая их со всех сторон. Вот такая жажда жизни!

Поражает количество валунов и их размеры. Они разбросаны везде. Причем разных форм и разных размеров — от совсем небольших до огромных. Многие валуны покрыты мхами и лишайниками.

Кроме разбросанных по территории парка отдельных камней здесь есть настоящие стены из камней, как будто сросшихся друг с другом. Доподлинно не известно, природные ли это образования, над созданием которых потрудилась сама природа или же рукотворные сооружения.

Вот увидев такое огромное количество камней, задаешься вопросом: откуда они здесь?

Оказывается, такой вот уникальный рельеф этой местности сформирован ледником и последующими постледниковыми землетрясениями. По мнению учёных, возраст гранитных образований Монрепо — около 2 миллиардов лет. Удивительно созерцать такие древние камни, даже не верится, что они пришли к нам с такой глубокой древности.

А за ущельем находится Край света, и ступеньки, ведущие куда-то вверх, как раз таки и находятся на самом краю света.

Вот стоишь возле ступенек и думаешь — круто, стою на краю света (кто еще может похвастаться, что был на краю света?!), а на самом-то деле все гораздо проще, и «край света» — это всего лишь интригующее название. В реальности же это то место, где заканчивается историческая часть парка и начинается самый настоящий лес.

Попасть в лесной массив можно поднявшись по ступенькам. Конечно, можно пройти дальше в лес, никаких запрещающих знаков нет, но у нас на это не было времени, и поэтому что там, за краем света, мы так и не увидели… А мы пошли назад, к выходу…

По пути еще одна достопримечательность — источник Нарцисс, говорят, вода в этом источнике содержит радон и считается лечебной, особенно она полезна при болезнях глаз.

Весь парк мы не обошли, но знакомство с парком состоялось. Конечно, хотелось бы неспешно прогуляться по многочисленным тропинкам парка, подольше полюбоваться видами на залив, походить между камнями, посидеть на зеленой траве, а может и пойти в настоящий лес, который начинается за Краем света…

Но все равно парк оставил самые приятные впечатления. И я советую вам обязательно посетить его, если вы будете в Выборге.

После парка мы заглянули к памятнику Петру I, расположенному на Петровской горе. Чтобы подняться к памятнику, нужно преодолеть небольшой подъем.

Памятник установлен на этом месте не просто так, а потому что именно здесь в 1710 году находился штаб русского войска, и именно отсюда царь руководил осадой крепости.

Памятник Петру I построен и установлен здесь в 1910 году по инициативе Николая II в. память о русском императоре, благодаря которому удалось вернуть Выборг русскому государству после более чем четырехсотлетнего шведского господства.

Непростая судьба у этого памятника. Когда Выборг перешел в руки финнам, в 1927 году памятник Петру I был снят и заменен на памятник независимости Финляндии.

В марте 1940 года Выборг вновь был присоединен к СССР, и памятник Петру I был установлен во второй раз, но ненадолго.

В августе 1941 года Выборг был оставлен нашими войсками, и финны уже во второй раз сбросили памятник с монумента, при этом статуя разлетелась на части. К счастью, части скульптуры уцелели. После освобождения Выборга скульптуру удалось отреставрировать, и в 1944 году состоялось открытие памятника в третий раз.

Следующей достопримечательностью, которую мы посетили, был Выборгский замок. Его видно с многих мест города, но лучше всего виден замок с Петровской набережной. Отсюда мы и любовались им. Замок виден как на ладони: заросший травой крепостной вал, наружная оборонительная тена, справа — Комендантский дом, а в центре — величественная башня Святого Олафа.

Безусловно, замок — главная и самая старинная достопримечательность города. Основанный более 700 лет (!!!) назад, он до сих пор поражает своей красотой и величием.

Это единственный в России средневековый рыцарский замок, построенный в лучших западноевропейских военных традициях средневековья, и при этом достаточно хорошо сохранившийся.

Во время третьего крестового похода на Карельские земли, состоявшие в союзе с Великим Новгородом, шведы дошли до Финского залива. На маленьком острове они захватили и сожгли небольшое укрепление. В знак своей победы на острове, который стал называться Замковым, они построили крепость.

И почти 400 лет шведы здесь хозяйничали. Русские войска не раз пытались взять крепость, но не получалось. Естественная водная преграда сделала Выборгский замок неприступным, все атаки противника успешно отражались. И сейчас валы и стены с башнями кажутся несокрушимыми.

И только во время Северной войны, в 1710 году русские войска во главе с Петром I после двух месяцев осады и упорных наступлений покорили шведскую крепость. Выборгская крепость стала русской.

По мере укрепления российских границ и строительства других оборонных сооружений значение Выборгского замка, как военной крепости, постепенно утрачивалось. Вначале в замке разместился гарнизон. Со временем тут появился военный архив, какие-то склады, а потом и тюрьма, где, кстати, содержались декабристы. А в середине 19 века замок вывели из военного ведомства, была начата реконструкция крепости под музей. Но этот процесс затянулся. Музей открылся лишь в 1960 году.

Если в средние века расположение крепости на Замковом острове, со всех сторон окруженном водой, позволяло успешно отражать атаки противника, то в настоящее время такое расположение крепости только еще больше усиливает ее величие и красоту.

Замок смотрится очень живописно. Все это производит неизгладимое впечатление на всех, и на тех, кто его увидел впервые, и на тех, кто видит его в десятый и т. д. раз…

Пройти к крепости можно по Крепостному мосту, соединяющему остров Твердыш со Старым городом. Первый деревянный мост был построен в 16 веке, его сто раз перестраивали, ремонтировали, но, увы, до наших дней он не дожил. Нынешний мост соорудили уже в 1980 году.

В центре замка возвышается башня Святого Олафа. Необычной формы — массивное кубическое основание, второй ярус — в форме восьмигранника и на верху — купол с высоким шпилем — башня является самым высоким зданием Выборга и его символом.

Территория внутри замка тоже впечатляет. Прежде всего поражает почтенный возраст строений. Волнительно прикоснуться к камням, которые помнят далекое военное прошлое, победы и поражения…

К сожалению, в замке идет реконструкция, вход на башню Олафа, откуда, как говорят, открываются головокружительные виды на город и окрестности, закрыт. Но об этом нас предупреждали еще при покупке билетов на экскурсию, поэтому это было ожидаемо.

К тому же велись восстановительные работы и на территории самой крепости. Поэтому многое в крепости осталось неувиденным, и это повод еще раз сюда вернуться…

Ну, а дальше был Старый город — город с особенной архитектурой, с вымощенными камнем улочками и площадями, город который однозначно достоин отдельного рассказа. И он обязательно будет…