Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 6:36

Юта — США Июнь 2022

Достаточно долго у меня и у моей супруги были совершенно разные биографии. Я рос и жил в экспедициях, школу регулярно стал посещать только в старших классах, а после окончания института, окончательно уехал «за туманом». Супруга с отличием закончила элитную школу, с красным дипломом университет, из Москвы уезжала редко и неохотно. Дальше нам нужно было как то объединить биографии и сделать из них одну. Сделали, сразу после свадьбы уехали на океан (Ледовитый). На уступки пошла она, но есть у нас одно твердое правило. Если Ириша говорит, что ей уже нужно походить по асфальту, вдохнуть запах свежего бензина, поспать под всенощный вой мотоциклов, мы бросаем все наши важные дела и едем в город.

Люди с берегов Соленого Озера

После десяти дней в раскаленных пустынях Техаса, Нью Мексики и Юты, нам срочно нужно было в город. Ближайшим, достойным внимания, поселением был Солт Лейк Сити. СЛС большой и очень непростой город, там с разбегу ничего не понять. Для начала разговора можно сказать, что в нем живут почти все жители, штата Юта, который размером с приличную европейскую страну и почти все мормоны, которых на самом деле в мире не так уж мало. Протяженность сплошной застройки СЛС километров сто, а то и больше. Конечно формально на этой территории находится несколько городов, со своими названиями и законами, но реально жители в всех этих городов на вопрос — «Ты где живешь?», отвечают кратко «эСэЛСи».

СЛС расположен между огромным озером и высокими горами. Здесь хороший, здоровый климат. Самая низкая точка города находится на высоте 1300 метров, самая высокая почти на трех, но там застройки нет только площадка смотровая. В городе много всего полезного, направо пойдешь, попадешь в на олимпийский горнолыжный курорт. Налево пойдешь рыбалка, катание на лодках по Озеру, посередине Капитолий, прямо рядом с городом огромный полупустой аэропорт, построенный на вырост.

Люди с берегов Соленого Озера

У СЛС есть интересное отличие от других городов Соединенных Штатов. Он подчеркнуто мормонский город. Штаты трудно назвать религиозной страной, в российском понимании этого положения, даже при том, что подавляющее большинство жителей страны утверждают, что они верят в Бога. Дело в том, что эта вера ни к каким определенным действиям людей не обязывает. У нас, или тем паче где ни будь в Израиле или Саудовской Аравии, на религиозном человеке лежит куча поведенческих обязательств. В американском-протестантском понимании вера обязывает тебя быть порядочным человеком, а постится или биться головой о пол вовсе не обязательно, можно конечно, но только если очень хочется.

Само служение Богу, у протестантов, носит, если так можно выразиться, клубный характер. Священника в рясе нет, прист он скорее координатор церковной службы. Периодически он предлагает прихожанам высказаться, спеть или прочитать что из библии. Конечно это заранее подготовленное мероприятие. Обсуждаемая тема и тональность риторики выбираются и согласуются с наиболее уважаемыми членами общины. В большинстве случаев, тема службы отражает насущные проблемы сообщества. При этом, если Бил забухал, да еще жене по шее навешал, ни кто в церкви не скажет: «Гад ты Бил» (это партия шерифа и в другом месте).

Люди с берегов Соленого Озера

В церкви, кто ни будь из уважаемых дедушек, приведет цитату из библии, про то как плохо бить жену по голове, а врачиха расскажет, об ужасах алкоголизма. Ссылок на Била ни кто давать не будет, но все хорошо понимают, о ком идет речь, если не поняли, потихоньку спросят у соседей. Исполняется все это безо всяких «аки, паки» на нормальном английском языке. Потом песен попоют, красивых кстати и обедать идут во двор. Дети вместе играют, девочки-мальчики кадрятся, тетки болтают, нормальный клуб.

Отсутствие атрибутики в протестантстве всегда сильно смущало идеологов тоталитарных систем. Гораздо проще, когда в церкви контролируемый мужик, говорит на языке, который ни кто не понимает и желательно о смирении. Забавно, что в Союзе любое протестантское направление называлось сектантством. Меня лично всегда забавляло численное соотношение сектантов и православных. Все-таки слово секта предполагает некоторое конечное количество заблудших.

Люди с берегов Соленого Озера

Современное мормонство практикуемое в Юте — это обычное американское протестантство. Из заметных отличий, бросается в глаза, только запрет на алкоголь и курение. Наверно еще настойчивая доброжелательность. Для мормонов, в отличии например от амишей, увеличение количества лиц принадлежащих к их церкви чрезвычайно важно, а без доброжелательности и гостеприимства, кто к тебе придет.

Настойчивая доброжелательность, в нашем случае, заключалась в том, что везде в районе концентрации достопримечательностей, а значит и туристов бродило большое количество молодых людей со значками в виде флагов разных государств. Флаги обозначали языки, на которых говорят молодые люди. Девушка с русским флагом говорила на русском совсем плохонько, за то на английском хорошо, хотя ни американского, ни британского флага у нее не было, и вообще она была очень милая и симпатичная. Излагаемый ей материал носил пропагандистский характер и на мой взгляд был плохо подготовлен, попахивало навязчивостью. Не была бы такой хорошенькой, стало бы обидно, а так нормально.

Люди с берегов Соленого Озера

Главный мормонский собор, основная достопримечательность СЛС, был на ремонте и стоял в лесах. Я видел его раньше, он похож на обычный европейский, только колоссальных размеров. Рядом находится несколько сооружений странного для церковного комплекса вида. Мормоны видимо искали новые архитектурные формы для самовыражения, получилось не очень. Что типа огромных крытых стадионов или плавательных бассейнов, без всяких архитектурных излишеств. Я увлекся беседой с мормонской девушкой и забыл все это сфотографировать. Было бы что красивое, не забыл бы.

Вот вам вместо культовых сооружений сектантов вполне приличный жилой дом тоже наверно сектантов.

Большое впечатление произвел мормонский Дворец Съездов. Не будем забывать, СЛС большой город, но не столица мира, так может два миллиона в самый базарный день. Что касается Конференц Зала, который здесь расположен, он в пору любому звездному городу нашей планеты. Нет такого объектива, в который бы поместился этот зал, так что вот вам вид с боку от центрального входа.

Люди с берегов Соленого Озера

Вход свободный и неограниченный. На всех перекрестках этого колоссального здания-города, стоят все те же экскурсоводы-полиглоты. Все холлы выполнены в форме богатого музея. Стены украшены маслеными картинами с сюжетами из Библии и книги Мормона. В туалет сходил дважды, один раз по необходимости, во второй из чисто эстетических соображений. Место как раз такое, чтобы Ириша отошла от воспоминаний о трудностях пережитых в пустыне. Обалдеть просто, вот не ожидал такого увидеть, что интересно даже не читал ни где про этот славный конферец зал.

Потом пошли в капитолий. Капитолий не такой большой как в Техасе, но тоже величественный. Это один из самых последних капитолиев построенных в Штатах, но при этом выполнен в самом что ни наесть традиционном, классическом виде.

Люди с берегов Соленого Озера

Отношения между людьми в Штатах проще чем в России и ее окрестностях. Между людьми и администрацией еще проще. Чиновник в Америке — он представитель очень среднего класса и живет он «как простой инженер». Поэтому мы не удивились, когда нас не пропустили в центральную часть капитолия. Там шли приготовления к свадьбе. Кто то арендовал здание на вечер. Вот я лично в райкоме пил, но капитолий — это все-таки обком, честно скажу ни разу.

В длинные путешествия, мы всегда возим с собой чемодан с приличной одеждой, а вдруг случайно занесет в какое ни будь место с дресс-кодом. Обычно, нас заносит в Вегас и мы идем на шоу. Мы ничего не слышали про шоу в Солт Лейк Сити, хотя мой любимый Иисус Христос Суперстар им бы очень подошел. Нет так нет, все-таки прямолинейные они, мормоны эти. Пошли на органный концерт. Очень понравился. Весь концерт был из самой, что ни наесть популярной и известной органной музыки. Мне надоело, что в придачу к Баху мне навешивают модерн, потому что нужно «воспитывать более широкое восприятие». Не хочу учиться, надоело, или точнее хочу учиться, когда я сам хочу учиться.

Люди с берегов Соленого Озера

Еще сходили в ресторан с белыми скатертями, а после концерта еще и в кафе, уже совсем не понятно зачем. Утро следующего дня было прохладное, мы очень этому порадовались, жара нам уже сильно надоела. Собственно мы ведь именно от нее уезжали. Ребенку мы сказали, что мы сильно вчера устали и хотим немного поспать в машине, а он пусть пока порулит.

Проснулся я часа через два, от тревожных чувств. За окном машины мела метель, я подумал, что наверно я зря поехал на Аляску, а потом вспомнил, что на Аляску я не поехал, и вообще мы где то самом центре Штатов на широте порядочно южнее Сочи, а день нынче 12 июня.

Люди с берегов Соленого Озера

Ребенок увидел, что я проснулся и переключил приемник с наушников на колонки. Сообщение звучало как сводка с фронта: парк Лунные Кратеры закрыт на неопределенное время, в Йеллоустоне объявлена полная эвакуация… Дальше на север нам дороги не было, надо было уходить на запад.