Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был вчера 19:19

Юта — США Июнь 2022

В далекие времена, когда Земля только формировалась, и шла раздача природных достопримечательностей, принципы равенства и справедливости еще не соблюдались. В результате, практически, все арки и слот-каньоны достались Америке и Австралии. В огромной Евразии можно с трудом разыскать пару достойных каньонов, но даже они настолько широкие, что язык не поворачивается назвать их щелевыми. При всем величии Сика, в нем конные экипажи спокойно разъезжаются. Это ни как не умаляет значение работы Мусы (Моисея), просто не дело такому великому святому мелочиться. Видимо индейские святые были помельче рангом, как следствие, их каньоны в Америке обычно глубиной метров десять-двадцать, при минимальной ширине меньше полуметра.

Не Великий Каньон

Каньон называют щелевым если соотношение его высоты к ширине превышает 10:1. Длинна особого значения не имеет, но предполагается, что хотя бы метров сто в нем есть. Самый длинный похоже Бак Скин в Юте, его длинна километров тридцать, а так обычно содержательная часть слот-каньонов порядка километра.

С геологической точки зрения щелевые каньоны явление уникальное. Большинство событий в геологии происходит в течение миллионов лет. Слот-каньоны образуются и исчезают в историческое время.

Не Великий Каньон

Все щелевые каньоны, хотя и обязаны своим существованием воде, расположены в очень засушливых районах, где поверхность земли представлена каменным монолитом. Такие каньоны являются результатом наводнений, которые неизбежно, рано или поздно, возникают даже в самых засушливых регионах. Почему образуются щелевые каньоны? В основном по двум причинам.

Одним из важных отличий каменистых пустынь от плодородных равнин является слабое развитие гидросистемы. Мы не обращаем на это внимание, но в привычных нам зонах обитания, повсеместно протекает огромное количество рек и ручьев, способных разгрузить территорию от избыточного количества воды. В каменной пустыне всего этого нет, при этом осадки выпадают, обычно, в виде катастрофических ливней.

Не Великий Каньон

Кроме этого в каменистых пустынях, нет почвы, в которую теоретически могла бы впитаться вода. Таким образом, во время ливней, огромное количество воды выливается на плоскую, непроницаемую поверхность.

Если приглядеться, то видно, что сухое каменистое плато рассечено щелевыми каньонами

Даже в условиях отсутствия перепада высот вода начинает двигаться по каменному монолиту с очень большой скоростью, не может же она пузырем лежать на месте.

Слот-каньон в районе парка Арчес заполненный водой, дождь закончился пару часов назад и скорость течения сильно упала. 2012 год

Теперь представьте себе, что происходит если в монолите есть хотя бы небольшая трещина, да, конечно, под воздействием потоков воды, она начинает расширяться и углубляться. Как результат формируется желоб, который через какое то время развивается в каньон. Из-за то что процесс идет относительно быстро стены не успевают осыпаться и остаются практически вертикальными. При следующем ливне, моет дно, а не борт желоба, таким образом, в сложившихся в каменистых пустынях условиях, юный каньон постоянно углубляется, но не расширяется.

Не Великий Каньон

Во время дождей в щелевых каньонах плохо. При малейшей вероятности дождя лазать туда не стоит. Вода несется по желобу со скоростью автомобиля, умение хорошо плавать помогает мало, потому что рядом плавают большие камни. К счастью, дожди в регионах, где есть слот-каньоны, бывают настолько редко, что вы практически в полной безопасности.

Пенек над Димкиной головой застрял где то на 4-5 метрах значит вода была как минимум там

Реальную опасность щелевые каньоны представляют для домашнего скота, или скорее для индейского скота. Индейцы за своей скотиной не смотрят и она пасется где попало. Если попало на слот-каньон то плохо. В отличии от человека корова или лошадь в слот-каньоне развернуться не может и идет по нему пока не упрется, даже если люди находят любознательную зверюгу, до того как она сдохнет, вытащить ее из каньона совсем не просто.

Не Великий Каньон

Теперь от общего к частному. Есть у меня любимое место в Штатах, называется — дорога номер 200, Юта. Пионеры и туристы обычно используют более образное название — Дыра в Скале. Когда то, очень давно, пионеры уперлись и прорубили топорами тоннель в скалах, чтобы провести свои подыхающее от жажды стада к реке Колорадо. Потом пионеры умерли, коровы тоже умерли и дорогой стали пользоваться туристы. Кроме пионеров, коров и туристов, Дыра в Скале больше ни кому не нужна.

Если судить по качеству дорожного покрытия — это одна из самых плохих дорог в Америке, но люблю я ее не за это. На дороге, не смотря на всю ее убогость, огромное количество красивых и неповторимых мест. Может быть даже самых красивых и самых неповторимых из всего, что я в жизни видел. Трижды, в разные годы, я приезжал на дорогу со странным названием — Дыра в Скале, провел там достаточно много времени, но за все время моих путешествий по ней, я сделал только три остановки. Каждое из мест, в которых я останавливался, было настолько красивым, что мне не хватало сил уехать. Было не нужно искать что то новое. Я просто цеплялся нижней челюстью за грунт. Я не мог бросить все эти сокровища и поехать смотреть другие. Было бы просто оскорбительно, уехать от Красоты без крайней необходимости.

Не Великий Каньон

Дорога начинается недалеко от городишки Эскаланте, который с каждым годом все больше превращается из города в городишко. Было в новейшей истории города и хорошее событие. Не так давно добрый человек построил на его окраине хорошую гостиницу. При гостинице есть ресторан, с ограниченным меню. Там почему то подают только стейки, печенную картошку и пиво. Моя супруга ходит туда со своим салатом и соком.

Всего пять километров от гостиницы и вы попадаете в другой мир. Шестиполосный фривей, гостиница с огромным бассейном, белоснежные пушистые кровати. «Павлины говоришь!» Все это уже в прошлом, а у тебя есть разбитый проселок, пыль столбом, за бортом плюс сорок пять, в душе слабая надежда, на то что и на этот раз твоя машина, одометр которой устал показывать пройденные километры, выдержит все напасти Дыры в Скале.

Не Великий Каньон

В этой заметке я напишу только о слот-каньонах, о других достопримечательностях дороги как ни будь в следующий раз. Здесь только о трех каньонах, которые расположены где то на тридцатом километре дороги. Наступив песне на горло, изложу некоторые технические подробности похода. Сделаю это потому, что на русском языке этот маршрут неописан, а на английском описан неправильно.

Не ходите так как нарисовано на этой карте красным и вообще не ездите на парковку Low Dry Fork. Остановитесь на парковке Upper Dry Fork Narrows обозначенной цифрой 1. Пройдите «степью» до места обозначенного цифрой 2. Там будет вход в каньон Narrows. Протяженность этого каньона где то километр. Направление движения Запад — Восток. Выход из него расположен недалеко от входа в каньон Peek a Boo, там видно, не заблудитесь, обозначен цифрой 3 Протяженность Пик э Бу где то полкилометра, направление движения Юг-Север. Выход из каньона обозначен цифрой 4, от туда можно по плато (полкилометра) перейти в каньон Spooky. Вход в Спуки обозначен цифрой 5 движение Север-Юг. От точки 6 спокойно возвращайтесь назад в обход всех каньонов. Тропинка хорошо размечена.

Вход в слот-каньон, часто не очень заметен

Не советую выполнять упражнение по прохождению каньонов в обратном порядке. Спуки очень крутой, когда вы идете по нему вниз, можно просто съезжать по желобам, страдают штаны, а если тем же путем ползти вверх, становиться тяжело на душе.

Не Великий Каньон

Если присмотритесь, то увидите что на карте протяженность маршрута указана 2 часа 23 минуты. Вы обязательно уложитесь в это время, если на старте вам вставят реактивный двигатель. Общая протяженность маршрута километров десять. Он реально тяжелый. Трудно идти даже по тропинкам вне каньонов, большой перепад высот, ноги скользят по каменному монолиту, при спуске большая нагрузка на колени. Ну и погода, летом обычно за сорок.

Прямо посередине фотографии виден вход в Пик э Бу, дальше, если зрение хорошее, можно проследить его развитие

Упомянув о трудностях, хочу предупредить еще об одной напасти. Похоже отчеты пишут профессионально подготовленные в спортивном отношении люди. Я ведь ни разу, ни где не читал, чтобы кто то написал: «Вот дошел я до входа в Пик э Бу, не сумел залезть на стенку и ушел назад на стоянку, не солоно нахлебавшись». При этом, в реальной жизни, большинство туристов туда влезть не могут, просто без шансов. Обходят с другой стороны попадают в Спуки. Там еще хуже. Питьевая вода, которую они с собой притащили, к этому времени кончается. Они какое то время ругаются матом, это тоже не помогает, только горло еще больше пересыхает, приходится идти назад на стоянку. Если уж ты так матерился на авторов, которые не написали о трудностях, ну напиши сам, спаси других несчастных от холостого пробега по пустыне.

Не Великий Каньон

Эти три каньона — маршрут на целый день, причем для хорошо подготовленных туристов. Ничего суперсложного нет, но определенные навыки скалолазания и хорошая спортивная форма нужны. Можно пойти другим путем, как вариант, взять с собой ребенка, который может тебя легко поднимать и аккуратно ставить на нужное место.

Дно Нэррос и Пик э Бу на некоторых участках перегорожено перемычками, они идут приблизительно через каждые метров пять, высота где то до метра. Через них нужно перелезать, это требует сил и времени, эдакая прогулка с барьерами.

Не Великий Каньон

Спуки очень узкий. Мне как раз по размеру, но на грани, причем во многих местах только боком. Компания встреченных студентов, радостно ржала по поводу техники прохода по Спуки их подружки с большой грудью. Стенки в Спуки высокие, довольно темно и тесно, иногда тяжело дышать, поэтому и называется Спуки (страшненький).

Вот опять написал всяких страшилок, это я так просто предупредить, чтобы были готовы к трудностям, преодолимым трудностям. Все это не важно… Вся эта пыль, жара, клаустрофобия — мелочи. Когда ты входишь в каньон, ты понимаешь, что вот она красота, люди пока еще такого построить не сумели. Мощно вступает торжественная музыка, солнце прожектором выхватывает арки и ниши покрытые тончайшими узорами. Ты понимаешь что ты счастливый человек, ты видел красоту.