Турист Юлия Скоробогатова (IuliiaS)
Юлия Скоробогатова
был 27 апреля 23:12

Санаторный отдых в Кисловодске

Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск — Россия Июнь 2022

Санаторный отдых в Кисловодске.

Хотя почему отдых? Первый раз в санаторий нас с мужем занесло еще до рождения сына (12 лет назад). Тогда мы решили, что нам рановато. Сейчас в связи ограниченным выбором вариантов для отпуска надумали повторить. Что же, всё еще рановато:) Теперь подробней. Начнем с начала. Бронирование поездки. Бронировали санаторий мы через ресурс Путевка. Там нам здорово помогли с кешбеком по карте МИР. Отдел бронирования санатория до такого не додумался. Отпуск выпадал на конец июня — начало июля. Акция заканчивалась в июне. Нашу путевку разбили на 2 части и по первой мы получили кешбек (около 18 000), очень удобно, учитывая, что максимальная сумма кешбека 20 000. Из номера мы при этом не выезжали, лечение не прерывали. Итого на троих (2 взрослых + ребенок 11 лет) с кешбеком 13 дней санаторного лечения обошлось нам в 160 000. Плюс перелет 75 000 (дорого). Если б бронировали билеты в январе, они обошлись бы в 40 000. Но стоит ли винить Аэрофлот? Авиации сейчас тяжело. Будут ли самолеты следующим летом и по какой цене? Будет ли вообще следующее лето?..

Но не будем о грустном. Отчет все-таки об отдыхе. Про перелет писать подробно не буду. Летели из Питера через Москву с короткой пересадкой. Полет из Москвы до Минвод увеличился до 3.20 (горячее питание при этом не появилось). Ребенку на каждом сегменте дали подарки (рюкзачки/сумочки с различной полиграфией) Последний раз. После 12 лет уже не положено. На обратном пути из Москвы в Петербург попали в грозу, немного потрясло.

Через санаторий заказали трансфер. Выгоднее чем, через ресурс Путевка. 1300 за автомобиль с водителем. Водитель был разговорчивый. Развлекал нас всю дорогу занятными историями про жизнь в Кисловодске, провел краткую маршрутную экскурсию на уровне обывателя. Про обратную дорогу мы с ним договорились напрямую за ту же сумму. Если кому-то нужно, дам контакт. Доехать можно гораздо дешевле на весьма комфортабельной электричке (предварительно, добравшись из аэропорта до вокзала). Но мы предпочли сэкономить время.

Теперь про санаторий Кругозор (Кисловодск). Рейтинг у него 5 звезд. Я бы поставила 4. Не знаю насколько честно. Я могу сравнить только с белорусским санаторием «Боровое», где как было сказано ранее, я была 12 лет назад. Многие отдыхающие в «Кругозоре» приезжают сюда много лет подряд (попробовав другие Кисловодске здравницы и чередуя (в хорошие годы) с Карловыми Варами) и всем довольны. Так что мнение мое дилетантское и разумеется субъективное. Итак, по пунктам:

• Размещение 4 — . Санаторий находится на горе Согласие. 20 минут пешком до Курортного бульвара с горки. А обратно… (ну вы поняли). До парка 15 минут до Каскадной лестницы. Подниматься по ней тоже намучаешься. Можно, правда, зайти в парк и с улицы Ленина (сейчас это приятный променад). Для этого нужно свернуть направо возле бювета. Но вообще у многих других санаториев положение козырней. Зато рядом с «Кругозором» автобусная остановка. Маршруток ходит много, да и такси по городу стоит смешных денег (Яндекс такси так очень смешных). Но в отпуске хочется все-таки гулять. И не просто по улицам.
  • Территория 5 + . Трудится всего 4 садовника, но сад райский (двухуровневый, с терренкурами). Плюс к роскошным цветникам, ухоженным деревьям и кустарникам, уютным беседкам и скамейкам есть детская площадка (скромная), спортивная площадка для взрослых, небольшая баскетбольная площадка, стол для тенниса и так называемый солярий (с маленьким бассейном и лежаками под зонтиками).

• Номерной фонд (и общие зоны) 5. У нас был стандарт и если не ждать от стандарта люкса, то все отлично. Мебель свежая, сантехника работающая. В номере изолированный балкон, телевизор (если он кому-то нужен), тихий холодильник, чайник, стаканы, просторный шкаф. Кровати раздельные, но по желанию приносят специальную вставку и матрац становится «литым». Ребенку предоставили раскладушку (слегка скрипучую, но удобную). В ванной комнате есть фен. Средство в дозаторе (для тела и волос) оставляет желать лучшего. Лучшее можно приобрести в Пятерочке (через дорогу от санатория). Оформление коридоров, холлов, столовой, лечебных зон — современное и стильное. Чистота везде идеальная. Лайфхак, если получится (возможно, для этого лучше написать заранее в санаторий) просите четный номер на 4 этаже и выше. Тогда будет хороший вид из окна. У нас, увы, был второй этаж. Лифты удобные, работают без перегрузок, дождаться не проблема.

Вид из окна 2 этажа

• Персонал 5. 70% сотрудников очень приветливые и внимательные, 20% -нейтрально вежливые, 10% не замечены в эмпатии. Но все равно соотношение — огонь!
  • Питание 5. Очень вкусно. Но мы помним, да, что это отечественный санаторий, а не отель где-нибудь в Испании? И не ждем изысков. А ждем разнообразную и здоровую пищу. Питание по заказному меню. Все вкусно. Порции небольшие, но наименований много. Смотрите фото меню. Дополнительно на завтрак для желающих есть еще гастрококтейль из овсяной воды, изюма и банана. А на обед закуска (селедка/ветчина/соленая рыба/паштет) и фрукты (персик/нектарин/2–3 абрикоса/чашечка вишни). Также есть хлебный стол, и на обед появляются сухари и 2 вида соуса кефирный и томатный (из которого некоторые отдыхающие делают себе бурду. Но о вкусах не спорят). Столы рассчитаны на четверых, так что через пару дней у нас появилась доброжелательная соседка.

Пример меню

• Лечение 4. Я планировала похудеть (в итоге + 400 гр). Муж хотел отдохнуть и подлечить спину после растяжения, сыну нужно было укрепить иммунитет). Что ж посмотрим на долгосрочный эффект. Врач у нас была более добродушная, чем компетентная. Первые дни были перенасыщены процедурами, вторая неделя — наоборот. Многие нужные процедуры — платные. Меню для худеющих отдельного нет (хотя м.б. надо было активней трясти врача и старшую по столовой). Я решила просто выбирать блюда и пометкой НКД (низкокалорийная диета). Кстати, количество килокалорий в меню не указано. Недочет. Можно, правда, каждый раз подходить и узнавать, но заморочно. Теперь о процедурах.

Из бесплатных у нас всех были минеральные ванны (с нарзанчиком). Очень классные ощущения. Такая нежная становится кожа! В белорусском санатории после ванн всегда еще было «укутывание». Медсестра заворачивала тебя в одеяло, как младенца. И нужно было в таком виде полежать на кушетке. Обожала эту процедуру:) Здесь такого нет, но все равно ванные понравились больше всего. Также у всех троих был массаж (не повезло с мастером. У нас был стажер и это ощущалась). Все трое ходили на орошение десен минералкой (муж и сын еще на минеральные ингаляции). Думаю, что все это полезно. Еще у меня был вакуумный массаж (проблема с присосками, постоянно отваливаются. При их исправности процедура была бы хорошая). Плюс у мужа был магнит на глаза и грязевые аппликации на колени, у сына парафин на грудь и лазер на носовые пазухи, у обоих лазер на спину. Плюс оба ходили в галокамеру (соляную пещеру). Из платных процедур для похудения у меня была виброплатформа (стоишь и трясешься 10 минут), миостимуляциия (40 минут живот бьет током. Больновато и скучно) и шотландский душ (типа Шарко, но контрастный) очень болезненная процедура, но я терпела, как партизанка (и + 400 грамм, ну вы помните). Еще я один раз сходила на озонотерапию (капельница), но медсестра проколола мне вену (вообще она это практикует там. Причем, народ говорит: «так это Света, она всегда такая, а Наташа хорошая». Непонятно, почему эту Свету не переведут куда-нибудь на парафин. В итоге я оставила себе озоновую пилотку и сагитировала на нее мужа (тоже платно). Нас не покидала ассоциация с шапочкой из фольги:) Не знаю уж насколько полезна эта процедура, и зачем мы вообще на нее пошли.

Также в санатории имеется бювет (вода привозная «Славяновская» из Железноводска и «Ессентуки» (понятно откуда). Пить ее надо 3 раза в день за полчаса до приема пищи. Интервал у нас соблюдать не получалось. Но все равно вода точно пошла на пользу. Я недавно лечилась от эрозивного гастрита, уезжала еще с остаточными проявлениями, сейчас все идеально.

В санатории (в 5 корпусе) есть фитобар. Там отдыхающим с 8 утра до 14 часов (кажется) можно брать чай (разные виды) или кислородный коктейль.

Еще мы посещали бассейн. В детской группе (я ходила с ребенком) тренера нет, но есть смотритель. Муж ходил на свободное плавание. В это время включают форусунки и каскады. Время посещение можно менять. С одной стороны — удобно, с другой — ненормированное количество человек. Бассейн небольшой: до 6 человек — нормуль, больше — проблема.

Расписание процедур можно менять. Врач к этому относится терпеливо, иногда можно что-то поменять через администраторов на ресепшн.

Развлечения: в санатории есть концертный зал и уличное кафе, где по вечерам проводятся мероприятия. Мы были дважды (на платных. Они по вторникам). Шоу фокусников и дуэль саксофонов. Хорошие представления. Жаль артистов, ходит мало народа. Также в вечерние часы идут кинопоказы. В санатории работает детская комната. Не бурная анимация, а настолки, творчество, просмотр фильмов, игры на свежем воздухе. Детей мало. Но сын ходил раза 3–4.

Итог: ставлю санаторию 4 балла. Обращаю внимание на существенный минус: нет теплого перехода между корпусами. Процедуры проходят и в главном корпусе, и в 5-ом. Как с мокрой головой (просушить качественно после ванн и душа не успеваешь) бегать туда-сюда в холодное время года не представляю. Поэтому рекомендую посещение только с мая по сентябрь. И желательно решить до поездки, какие процедуры вы хотите, на всякий случай попросив врача, который будет делать вам санаторно-курортную карту в вашем городе, прописать, что эти процедуры вам рекомендованы.

Теперь про Кисловодск. Город приятный. Курортный. Два прекрасных променада (Курортный бульвар и улица Ленина). Цветники, скульптуры, фонтаны, фонари. Чудесно. Курортный бульвар упирается в нарзанную галерею. Там родная как раз для Кисловодска вода — «Нарзан» (разных видов). Попробовали (можно купить одноразовый стаканчик), «Славяновская» понравилось больше. В здании галереи (со стороны бульвара) есть визит-центр. Очень современный и интерактивный («волшебные» книги, оживающие карты, звуки, запахи). Экскурсия стартует в определенные часы и входит в стоимость билета. Есть детские программы (жалею, что не отправила на такую сына). Звоните в центр (можно прямо из санаторного номера, в справочнике есть телефон) и узнавайте часы, когда проходят активности.

Музей Солженицына. Имеет смысл посещать только с экскурсией. В музее всего один (с половиной) зал, и для полноценного освещения жизни писателя необходим проводник. В музее работают прекрасные экскурсоводы. Экскурсия долгая, наша длилась полтора часа (у нас терпеливый ребенок:)). Вместе с входными билетами экскурсия обошлась всего в 650 рублей за троих (очень бюджетно). И мы были единственными посетителями. К слову в музее Шаляпина (куда мы не попали в отведенное для сборных экскурсий время) индивидуальная экскурсия стоит 3000 (мы не пошли. Неоправданно дорого).

Музей-крепость (в этот и некоторые другие музеи по санаторной книжке «Кругозора» вход бесплатный). Скучноватый краеведческий музей. Можно не ходить на мой взгляд. От самой крепости остались рожки и ножки. Тут нужно сказать, что крепость была построена, чтобы защитить источники (точнее приезжающих на лечение граждан) от набегов местных племен. Гарнизон стал основой будущего города, который с годами разрастался и преображался. По воспоминаниям Александра Пушкина место сначала было захолустным, поэт пил воду из битой бутылки и купался в нарзанной луже. Спустя время Пушкин снова посетил преобразившейся город и в этот раз нашел его недостаточно диким. Не угодишь солнцу русской поэзии. За это в парке города ему поставлен не особенно привлекательный памятник:)

Переходим к парку? Итак, парк огромный, пейзажный, с нуля созданный человеком. Есть терренкуры разной сложности. В нижней части (вход возле Колоннады) много разных интересностей (павильонов, мостиков, скульптур и.т.п.) Отдельного внимания заслуживает Долина роз. Красиво, ухоженно, благоуханно. Советую подняться на канатке от Храма воздуха до верхней станции (время ожидания в очереди около часа) и спуститься вниз пешком (если позволяет здоровье).

По дороге вы посмотрите Беседку семи ветров и гору Красное солнышко с памятником Михаилу Лермонтову и чудесной панорамой. Внимание, там водится злая мошка. Вообще в других уголках парка с кровососущими мы вообще не встречались и фумигатором в номере не пользовались. Дальние районы парка мы не изучали. Один раз проехали до санатория «Заря» (этот маршрут нам посоветовала соседка по столу). Дорога до Долины роз оттуда ровная (без подъемов), плюс по дороге можно свернуть вправо и посмотреть на Красные грибы. Но в обычные дни мы ходили все же со стороны Каскадной лестницы. В парке есть кафе, ресторанчики, современные детские площадки и прикольный веревочный парк с маршрутами разной сложности (работает до 18.00). Возможно, вы захотите посетить находящийся в парке музей художнику Ярошенко. Нам просто не хватило времени. Процедуры отнимают всю первую половину дня, во вторую бывает назначен бассейн (просите через день, иначе ничего не посмотрите). Плюс мы ездили на экскурсии.

Поговорим об экскурсиях? В городе масса всяких экскурсионных будочек со схожими предложениями. Мы обратились к организатору экскурсий, который предлагал маршруты в нашем санатории (фирма «Танэкс»). Во-первых, мы воспользовались бесплатным предложением для проживающих в санатории и сходили с ней на двухчасовую пешеходную экскурсию по Кисловодскому парку. Приятная и познавательная прогулка, на которую стоит идти вначале отпуска (есть еще такая же по Курортному бульвару, но мы были заняты в этот день). Анонс таких экскурсий в холле рядом со столовой (там, кстати, предложения от местных учреждений культуры и афиша санатория). Во-вторых мы взяли автобусный тур на Чегет и Эльбрус, в третьих, автобусную поездку в Ессентуки-Железноводск.

С горами нас ждал epic fail. Изначально мы выбирали между Домбаем и Эльбрусом. Про первый говорят, что это шампанское с шоколадкой, про второй, что это водка с огурцом. В нашем случае, огурец был с молоком. Для посещения притихшего вулкана мы выбрали не тот день. Облачность была высокая. Не видно ни-че-го. На второй уровень Чегета идут двухкресельные качели. Муж поехал с сыном. Я следом одна. Очень скоро моя семья растаяла в тумане, а я почувствовала себя ежиком в промерзшей реальности. Ветер леденил до костей, купленный у бабулек дождевик не спасал от сырости, иногда из тумана выплывала встречная «качель» и я спрашивала людей, скоро ли конец пути, а мне отвечали, нескоро. Но все когда-нибудь кончается. На верхнюю станцию Чегета уже на однокресельной канатке мы не поехали (и правильно, там тоже были только облака), а пошли греться в кафе «Ай» (любимое кафе Высоцкого и Визбора). Посетителей было мало. Мы съели по вкусному чебуреку, выпили глинтвейн и чай. Обычно, через панорамные окна (судя по фото в сети) видны горы. Отсюда же в ясную погоду открывается вид на Эльбрус, но сегодня все было белым-бело. С Эльбрусом — та же картина. Только канатки современные и закрытые. На втором уровне музейчик, посвященный ВОВ (рекомендованная сумма пожертвования 100 рублей), смотритель энтузиаст, как мы поняли сам он из поисковых отрядов. На третий уровень мы уже не поехали, так как окоченели. В итоге минус 10 тысяч из семейного бюджета и бездарно потраченный день. На обратном пути заехали еще на поляну Нарзанов (не путать с долиной). Неинтересно и куча торговцев. Трассовая экскурсия была неплохой. На бытовой остановке продавали вкусные абрикосы. Карачаево-Черкессия показалось более ухоженной, чем территория Ставропольского края (дома добротней). Есть условная границы (пропускной пункт, где нас на обратном пути промурыжили час). Так что на эту экскурсию не забывайте паспорта. И смотрите какая погода, имеет смысл ехать только в ясную. По-хорошему туроператор должен бы был отменить такую лажу. В итоге Эльбрус мы видели только по дороге из аэропорта в Кисловодск (тогда мы самоуверенно считали, что увидим его вблизи), а также в один ясный день с балкона 6 этажа санатория (есть на фото) и верхней точки кисловодской канатки (тоже есть на фото).

Ессентуки-Железноводск. Экскурсия была классная. Отличный гид (такое ощущение, что у него в горло встроен динамик). В Ессентуках короткая остановка рядом с грязелечебницей им. Семашко (второе ее название Алексеевская в честь цесаревича Алексей — сына Николая II, который должен был приехать сюда на лечение, но не сложилось). Грязелечебница уцелела с тех времен, не была разрушена во время революции и войны и видом напоминает римские термы. Хороша. Больше мы в Ессентуках никуда не заезжали. Проехали мимо парка (напоминает большой сквер). Курорт показался самым тихим и неинтересным из всех городов Минвод. Создавался он на месте казачьей станице. Корона выкупила у казаков эту землю и постепенно курорт облагородился. Все знают Ессентуки 2, 4, 17. А где 1,8, 12 и.т.п? По одной из версий источники в свое время пронумеровали, потом некоторые оказались не особенно полезными, другие истощились и вот, что осталось — то осталось. Название по легенде переводится с местного наречья, как живой волос. В одной семье родился слабый малыш, рос чахлым и даже волос у него на голове не было. Однажды родители искупали его в местном источнике и на утро голова ребенка покрылась волосами. «Живой волос», — воскликнула счастливая мать. Точнее воскликнула она: «Ессентуки» :) Будем надеяться, что тот ребенок вырос богатырем, и все кто пьют минералку тоже будут здоровыми и волосатыми.

Железноводск. По воспоминаниям моих родителей этот городок у подножья горы Железной был самым захолустным курортом Минвод. Но времена изменились и сейчас нам город очень понравился. Кстати, железа в местной воде («Славяновской» и «Смирновской») не так много, как думали изначально. Мы прогулялись по парку, покрутили новую местную фишку — яйцо желаний, посмотрели на дворец эмира Бухарского (требует реставрации), полюбовались Пушкинской галереей (точно такую же мы увидим в Пятигорске. Жители Железноводска в свое время так ей впечатлялись, что потребовали себя такую же). В парке есть два бювета, цветочные часы (в Кисловодске роскошней), прекрасный фонтан в форме двух поильников и огромная лестница (даже не представляю, как по ней подниматься вверх). На лестничных площадках расположены скамейки, скульптуры, цветники. Ближе к подножью замечательный бювет в виде книги с Лермонтовскими строками. На протяжении всего спуска нас сопровождают каскады воды и маленькие фонтанчики. А внизу прекрасный стадион с площадкой, на которой написаны химические элементы железноводской воды и озеро с современной набережной. Купаться в озере, увы, нельзя, но можно позагорать на берегу, покататься на катамаранах, посидеть в одном из ресторанчиков, позаниматься спортом на специальных площадках. Детские развлекушки тут тоже есть. Экскурсию рекомендую от души.

Пятигорск. Туда мы поехали самостоятельно и взяли частного гида. Ссылки давать нельзя, но экскурсия легко пробивается по названию «Золотой век курорта». До Пятигорска из Кисловодска легко добраться на электричке. Есть Ласточка и обычная. Нам по времени подходила вторая. Она тоже удобная. Кисловодский вокзал, стоит отдельного внимания: старинный и атмосферный. Ехать до Пятигорска около часа. На привокзальной площади взяли такси и за 150 рублей доехали до Эоловой арфы (нет, звуки арфы вам не показалась, обязательно зайдите внутрь). От этой беседки началась наша прогулка по Пятигорску с гидом Екатериной. Пересказывать не буду — экскурсия шла 3 с лишним часа, но вы увидите все достопримечательности парка, узнаете о развитии курорта, вспомните творчество Михаила Лермонтова и героев его произведений. Если возьмите с собой сменные носки и полотенце, то сможете с «благословения» гида окунуть ножки в местные источники. Экскурсия очень понравилась. Ставим крепкую пятерку. К сожалению, нам уже не хватило времени на подъем на гору Машук и что обидней на домик самого Лермонтова. Но будет повод вернуться уже самостоятельно. Мы стартовали в Пятигорск после обеда, но если вы заложите на город один день, то успеете все и сразу. Место для ужина не посоветую, так как заведение «Колхида», которое рекомендовала нам гид, разочаровало. Порции маленькие, одно блюдо просто несъедобно, обслуживание хамоватое, громко орет музыка (но заведения Кисловодска тоже грешат последним). Изначально я планировала посетить ресторан «У Печорина» (Кирова, 25А). Гид тоже назвала его, как одно из лучших, по ее мнению, но «Колхида» была ближе к вокзалу, мы решили пойти туда и промахнулись с выбором. Пятигорск советуем посетить обязательно. Приятный город. Что до Минеральной воды, то бювет расположен рядом с Лермонтовской галереей, которая выглядит один в один как что? Правильно, Пушкинская галерея в Железноводске. Ах, да. Мы еще посмотрели озеро «Провал». Затхлое местечко с любопытным цветом воды. Рядом есть кафе «Провал» его тоже хвалят в сети, но шут их знает, как там. Хуже, чем в «Колхиде» вряд ли будет.

Что же мы плавно перешли к вкусняшкам?

В рестораны мы почти не ходили, так как питались в столовой, но все же опишу 3 места в Кисловодске:

1 место. Барашка (Курортный бульвар 2B). Вкусно, большие порции, симпатичный интерьер. Странное обслуживание.

2 место. Мамалыга. Адрес не помню, но прямо напротив нашего санатория «Кругозор». Вкусно, порции поменьше, тесновато. Хорошее обслуживание. Слишком громкая музыка (к счастью не в наш визит, но проходили мимо во время воскресного представление — впечатлились).

3 Место. «Метелица» («Снежинка»). В самом начале Курортного бульвара (через дорогу). Наверху ресторан с ресторанными ценами. Вкусно. Обслуживание неплохое. Жутко орет музыка. Внизу бистро с очень низкими ценами. Можно и пообедать, но мы брали кофе и пышки. Вкусные. Есть очереди.

Еще упомяну про кафе у подножья Эльбруса (у вас будет время на обед). Мы по совету гида пошли во Free Rider. Очень вкусный шашлык!

По поводу жутко орущей музыки (вдруг читают владельцы заведений). Живая музыка — это здорово, но в ресторане она должна быть фоновой. Собеседники должны слышать друг друга, люди приходят не просто поесть, но пообщаться. С таким шумом этот сделать просто невозможно.

Сувениры

Мы привезли в подарок косметику из тамбуканской грязи, бальзамы и чай. Все купили в «Лавке чудес» (сетевой магазинчик). Такой же ассортимент есть на маленьком рыночке возле Курортного бульвара. Не забывайте про кисловодский фарфор, мы приобрели себе фигурку на память. Некоторые везут вина Прасковейского завода (пробовали, приятное. Дегустационный зал (кафе) рядом с Курортным бульваром), сыры/колбасы, конфеты из Нальчика (пробовали до 800 рублей за кг. даже рассматривать не стоит. И лучше брать что-то типа «фундук в финике», «миндаль в кураге», потому что сам шоколад невкусный, а сухофрукты в шоколаде — ничего.

Вывод:

Во всех городах Минвод есть фигура орла, терзающего змею. По легенде змея захотела посмотреть на землю с высоты птичьего полета. Она упросила орла взять ее с собой в небеса. Обалдев от открывшийся красоты, змея испытала жгучую зависть и укусила орла. Тот упал, но упал удачно. Аккурат в минеральный источник, который его и исцелил. Осталось найти и покарать гадину. Что и было сделано:). Теперь орел олицетворяет курортников, которые терзают свои болезни:)

Кисловодск — чудесное место для отдыха. Пожалуй, самый привлекательный город Минвод.

Санаторный отдых — требует определенного ритма и режима, думайте, надо вам это или нет. Если надо, заранее продумайте список процедур, проверьте есть ли у вашего санатория теплые переходы между корпусами (если едете в холодное время года), заранее у себя в городе оформите санаторно-курортную карту, чтобы не терять время в санатории.

Отправляйтесь в горы только в ясную погоду.

Выделите по возможности целый день на Пятигорск.

Помните, в городе есть музеи, старинная филармония (экскурсию в сети рекомендуют, о представлениях разные отзывы), цирк (здание после ремонта, программы хвалят), дельфинарий (отзывы положительные), театр «Благодать» (отзывы противоречивые). Подготовьтесь к поездке, чтобы выбрать то, что будет интересно именно вам. Приятного отдыха и будьте здоровы!