Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был сегодня 18:03
...

Каунас — Литва Июнь 2022

Так получается, что полноценного рассказа о втором по численности населения города Литвы до сих пор у меня нет. В Каунасе я уже был много раз, но каждый раз урывками. Работа не позволяет выбраться на полный день, поэтому схема маршрута обычно такая: приезжаем в субботу после обеда, а возвращаемся в похожее время, но уже в воскресенье. Город все еще ждет своей очереди, чтобы о нем рассказать, ведь, как у нас любят в Литве, история городов лучше всего освещается в промежутке времени от 1918–1939 года, когда Литовская республика действительно была литовской и независимой.

Некультурная столица культуры Европы 2022 года

Но, это в будущем, надеюсь, в недалеком!.. А в этом году Каунас объявлен столицей культуры Европы!.. Это вам не хухры-мухры, а почетная обязанность и ноша, которую город должен пронести с гордо поднятой головой и не посрамить нашу славную республику!..

В этот раз мы приехали по старой схеме, что не помешало увидеть, как город подготовился к празднику.

Некультурная столица культуры Европы 2022 года

Прибыв в город на междугородном автобусе, мы первым делом направились в один из художественных музеев, но вначале захотелось, так сказать,«промочить горло». Кафе находится прямо возле стен музея. На террасе мы попросили разливного сидра, на что парень, работающий за стойкой посоветовал пройти внутрь, в помещение, так как он, по его словам, еще не открылся. Там нас направили обратно на террасу, потому что сидра разливного у них нет. После недолгих мытарств мы все же получили вожделенный напиток и присели за столик. Надо сказать, что в каких только городах нашей объятной страны мы бы ни побывали, повсюду в кафе нас преследуют проколы. То молока нет, то кофе-машина сломалась, то льда нет, а часто безалкогольного пива не завезли. Нет, его привозят, но именно сегодня нет. Мы улыбаемся и говорим:«Провинция!»

Некультурная столица культуры Европы 2022 года

Ну, вот уже 17.00 часов и пора в музей, а то работает только до 18.00 часов. «Приятности» начались уже в кассе…билет стоил 11 евро!… После покупки билетов нас загадачно спросили управимся ли мы за час?.. Не чувствуя подвоха, говорим, а почему нет?.. Работницы только пожали плечами. Вторая «приятность» заключалась в том, что это был музей современного искусства. Когда вошли в зал, все стало понятно. Вы знаете, как я люблю современное искусство. Иногда разум и безумие здесь стоят совсем рядом. За это и люблю. За то, что оно выбивается из общепринятых рамок и правил. Но, это был не тот случай. Вся экспозиция — это набор видео инсталляций.

На первом экране женщина поправляла прическу и приговаривала. Внизу было что-то вроде девиза:«Художник должен быть всегда красивым». Несколько молодых людей с умным видом вглядывались в экран. Женщина все еще поправляла прическу… Продолжительность видео 1 час!.. Так вот, что значили слова кассирши!..

Некультурная столица культуры Европы 2022 года

На следующем экране парень и девушка сидели друг напротив друга и отвешивали друг другу пощечины…продолжительность видео 40 минут… Чем все закончилось решили не ждать.

Возле экрана, где женщина что-то жевала и это что-то вываливалось из ее рта, даже не остановились.

Некультурная столица культуры Европы 2022 года

Следующий зал привлек женскими стонами и народными песнями. За скрывающейся ширмой, на экране полукругом стояли полуобнаженные женщины и мяли свои «сиськи»,при этом голося народную песню. У кого плохо со зрением могли смотреть на боковые экраны, где женщины были намного ближе…

Некультурная столица культуры Европы 2022 года

И я не сказал бы, что посетителей не было. Были!.. И все такие вдумчиво-задумчивые!.. Следующая сцена: женщина поет и щеткой очищает кости от мяса или мясо от костей, кому как нравится. Кроме чувства отвращения эта сцена ничего не вызвала, а ведь это, вроде как, искусство!..

Некультурная столица культуры Европы 2022 года

Вообщем, нам хватило для всего осмотра около двадцати минут. Может, если почитать перед посещением и вникнуть в детали и замыслы автора, то может быть(не факт!) и можно что-то понять. Но, копаться в этом не было никакого желания. Вышли из музея…голова немного шумела и даже что-то выговаривало мне.«Окультуривание, однако!».

Вышли из музея и очутились в месте, где находится храм св. Архангела Михаила… По моему мнению, самый красивый храм города снаружи!.. Самокаты, свадьба и храм!..

Некультурная столица культуры Европы 2022 года

После культурного шока, по идее, мы должны были получить гастрономический. Оказалось, наполнить свои желудки сегодня, дело непростое!..

В первом ресторане нам сразу заявили, что у них банкет и блюда надо ждать около часа. Причем сразу предупредили, что большинства блюд сегодня в меню нет. На наше робкое:«А пицца есть?» Сразу ответ:«Моцареллу не завезли!». Сказали, как отрезали, но обнадежили, что может быть в следующий раз нам повезет больше. «Следующего раза не будет»- бросил я им вслед, и мы ушли, как настоящие джентельмены, не прощаясь.

Некультурная столица культуры Европы 2022 года

Мы не теряли надежды, и подумали, что уже на Ратушной площади найдем таки заветное местечко. Народ понемногу заполнял пространство, ведь сегодня выступал известный местный певец, который однажды даже участвовал в конкурсе Евровидения.

Свободных столиков наверху не наблюдалось, и мы решились спуститься в подвальное помещение одного из ресторанов с интересной вывеской с двумя утками, одна из которых, то ли выпила лишнего, то ли переела вкусненького.«С такой вывеской нам, наверняка, помогут»,- подумали мы. Ага, сейчас!..

Некультурная столица культуры Европы 2022 года

Едва мы спустились по ступенькам, как навстречу выскочил небритый мужчина неопределенного возраста с затуманенным взглядом… Все столы стояли пустые, но мы даже не успели открыть рта:«Мы здесь не обслуживаем!». Опять неудача!..

Бог, как известно в народе, любит Троицу. И мы решили попытать счастья еще раз. В третьем заведении все было по отработанной схеме:«У нас банкет, горячих блюд нет!» «Можем предложить нарезку и гусиную печень». Печень оказалась паштетом, нарезка тоже ничего…но, как так!..

Некультурная столица культуры Европы 2022 года

Я все же не удержался и спросил:«Как же вы здесь, вообще, работаете?… Сегодня суббота, концерт, а у вас в меню ничего нет!.." Официантка лишь пожала плечами.

Стал накрапывать дождик. Вот и долгожданный концерт!.. Я ни разу не фанат этого певца, но надо отдать ему должное. Поет он очень профессионально!.. Правда песни скорее не развлекательного характера, а навевающие скуку и сон. Уже через полчаса первые зрители потянулись к выходу. А вскоре и мы.

Некультурная столица культуры Европы 2022 года

Наши желудки все же еще помнили, что голодные. И мы попытали счастья еще раз!.. Молодежный кафе-бар оказался самым приятным и утер нос горе ресторанам. Здесь и пицца была вкусная и недорогая, и запеченные крылышки с пивом, и музыка радовала наши многострадальные уши. Немного странная была обстановка, но у молодежи сейчас самое в моде что-нибудь рвано-драное поломанное. Ощущение, что мебель выкинули за старостью лет, но его подобрали хозяева этого заведения. Хоть и странно, но оригинально!… Особенно радовал проем в стене, разделявший два зала.

Некультурная столица культуры Европы 2022 года

Следующий день встретил ярким солнцем. Вчерашние неудачи теперь казались интересными недоразумениями, и быстро растворились в дымке утреннего тумана.

Но, ведь Каунас же не такой!.. Всегда приветливый, а то, что вчера, так у всех бывают критические дни. Поэтому, если вчера я был готов послать всех к чертям, то сегодня сам пойду к ним в гости. Нет, не подумайте, что автор сошел с ума или его бес попутал!.. Просто сегодня идем в музей «Чертей»!..

Но, для начала мы поднялись на холм, где стоит интересный храм Вознесения Христа. Архитектурно интересно, а вот внутри все просто.

Некультурная столица культуры Европы 2022 года

На обратном пути хотели проехаться на старинном фуникулере, которому почти сто лет. Но, в воскресенье он оказался закрыт, зато в понедельник утром, уже в 7.00 часов будет работать!.. Еще один привет культурной столице!..

Некультурная столица культуры Европы 2022 года

А вот в музее «Чертей» действительно понравилось!.. Помимо самих чертей, которых не много, а очень много, посетили еще две выставки.

Некультурная столица культуры Европы 2022 года

Одна из них посвящена одному из лучших литовских художников Антанасу Жмуйдзинавичюсу. И неспроста!.. Ведь в этом доме он прожил почти 30 лет. В нетронутом виде сохранены комнаты, в которых он жил и работал, а также мастерская.

Некультурная столица культуры Европы 2022 года

Это все постоянные экспозиции. А вот гостем музея стала выставка литвака С.Карчмара, которая пополнила мою коллекцию известных литваков.

Некультурная столица культуры Европы 2022 года

После посещения музея мы, наконец, нашли приличное кафе!.. Теперь будем знать, где в следующий раз можно пообедать!..

А с тобой Каунас я еще не прощаюсь…у нас впереди много планов!..

P. S. Все изложенное выше, является исключительным совпадением, случившимся со мной именно в этот конкретный вечер. В другой вечер могло быть совсем по другому.