Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была вчера 23:28

Республика Северная Осетия-Алания — Россия Май 2022

Наконец-то случился мой долгожданный отпуск. Почти пять месяцев напряженной работы, практически без выходных… Но все позади, и я в городе, который обладает уникальной возможностью за короткий срок восстанавливать спокойствие и душевное равновесие, позволяет восполнить силы, зарядитья энергией на долгое время. И это не просто слова, это все проверено, и не один раз.

И еще Пятигорск — это город, откуда удобно совершать поездки в горы, пусть на один день, но и за это короткое время возможно насладиться красотой горных вершин, вдохнуть удивительный горный воздух, расслабиться и просто отдохнуть от суеты и городского шума.

В этот раз — Северная Осетия-Алания, удивительно красивая горная республика, раскинувшаяя в предгорьях и на северном склоне Большого Кавказского хребта. На самом юге республики находится Алагирский район, территория которого почти вся занята горами. Самым известным местом в Алагирском районе является Цейское ущелье или просто Цей.

Но все по порядку.

Ранним утром небольшой компанией мы выехали из Пятигорска. Первая остановка в городе Алагир, до которого из Пятигорска около 150 километров.

В середине 19 века в Алагире был построен серебряно-цинковый завод, так как здесь были открыты богатые залежи серебросвинцовых руд. Этот завод был градообразующим, вообщем-то благодаря ему и возник поселок, который впоследствии стал городом, пусть небольшим, но все равно городом. К сожалению, в настоящее время завод не работает, ну, а город — совсем небольшой провинциальный городок, ничем особо не примечательный,

А вот православный Свято-Вознесенский собор, практически ровесник завода, возведенный также в середине 19 века, хорошо сохранился, и в настоящее время является действующим.

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

Собор построен в византийском стиле, и что интересно, туф для остройки собора привезли из Греции.

Один из старейших соборов Северной Осетии, он, как и многие другие молитвенные учреждения в конце 20-х годов был закрыт, однако, Свято-Вознесенскому собору повезло больше, чем другим, с 1931 по 1989 год был здесь краеведческий музей, ну, а в 1989 году состоялось возвращение собора церкви и верующим.

Если собор избежал сильных разрушений, то колокольня была практически утрачена, и вот в том виде, в котором мы ее видим, она была восстановлена совсем недавно.

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

В то время, как мы подъехали к собору, в нем шла служба. Внутри собор совсем небольшой, а верующих было довольно много, так что мы лишь постояли у входа, но и этого хватило, чтобы почувствовать душевность и святость этого места.

Всего в нескольких километрах от Алагира у вьезда в Алагирское ущелье у дороги прямо в скале установлена огромная скульптура. Это Ныхас Уастырджи, святой, очень почитаемый в Осетии. Он является покровителем мужчин, воинов, путников.

Памятник очень впечатляет, мало того, что скульптура вырастает из скалы, так она прямо нависает над дорогой. Да и вес этой скульптуры, говорят, немаленький, 28 тонн! Мощно и красиво!

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

Конечно, все здесь останавливаются, мимо проехать просто невозможно. Я уже не раз была здесь, и все равно каждый раз сердце замирает, когда видишь эту необычную скульптуру. Да и место это считается святым, прямо под памятником — святилище. Поэтому здесь можно увидеть не только туристов, но и местных жителей, приехавших сюда, чтобы специально отдать дань Уастырджи, который почитается так же, как у нас Святой Георгий.

Проехав чуть дальше, видим еще одну местную достопримечательность — портрет Сталина, изображенный на одной стороне гигантского валуна. Изображение достаточно четкое и яркое, видать, его периодически обновляют. В Осетии много памятников Сталину, но это изображение необычное и поэтому запоминающееся.

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

Ну, а мы едем дальше. Позади остается поселок Бурон. Начинается подъем, дорога петляет по серпантину, а вокруг такая красота, такое великолепие, что просто дух захватывает — суровые скалы, покрытые снегом, могучие сосны, как стрелы уходящие в небо, ярко-зеленые липы и клены…

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

Цейкое ущелье — место со всех сторон, окруженное скалами. Протяженность ущелья около 25 километров и начинается оно практически за поселком Бурон, здесь же самая низкая точка ущелья — 1300 метров над уровнем моря. Но есть в ущелье и по-настоящему высокие горы, например, гора Уилпата, рекордсмен Цея — 4646 метров над уровнем моря. А всего вершин свыше 4000 метров высотой здесь 15, так что для альпинистов тут раздолье, маршруты различной сложности — на любой вкус и на разную степень альпинистской подготовленности.

Со всех сторон к Цею прилегает несколько других ущелий меньшего размера, а также множество каньонов, иногда очень глубоких — до 2 тыс. метров глубиной.

Ну, а мы приехали к альплагерю. Здесь, конечно совсем не так, как в Домбае и Архызе, здесь все гораздо скромнее, это реально альплагерь, и этим все сказано, да, здесь есть, где остановиться, есть кафе, где можно поесть, есть прокат снаряжения, но все же Цей — это место для тех, кто предпочитает горы, великолепную природу, свежий чистый воздух отдыху с максимальными удобствами.

От альплагеря вверх, в глубину ущелья, вплоть до морены Сказского ледника, ведет канатная дорога, старый добрый двукресельный подъемник. Современных кабинок, таких, как на других горных курортах, здесь просто нет, но это и к лучшему, подъем в таких вот открытых креслах и потрясающие виды, открывающиеся со всех сторон, — это именно то, ради чего стоит посетить Цей.

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

Надо отметить, что здесь совсем немноголюдно, на канатке так вообще никаких очередей. А проплывающие мимо кресла часто бывают пустыми.

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

Подъемник неторопливо поднимает нас вверх. Опоры здесь достаточно низкие и подъем в гору пологий, спокойный. Расстояние в 1800 метров мы преодолеваем за 20 минут.

По-моему, это одна из самых приятных канатных дорог на Северном Кавказе. Мы медленно плывем над ущельем, а вокруг, и справа, и слева, и впереди горы, величественные и гордые, и мы можем спокойно любоваться ими. Поражает контраст между зелеными деревьями и белоснежными вершинами.

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

Горы так близко, кажется, можно дотянуться до них. Виды просто сказочные, к тому же чистейший воздух, солнце, свежий ветерок… Ну разве это не прекрасно?!

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

Справа — самая известная и самая таинственная гора Цейского ущелья — гора Монах. Она возвышается над ущельем на 500 метров. Почему Монах? Скорей всего потому что издалека скалы напоминают лицо человека, по легенде, монаха, который якобы в давние времена жил в пещере на вершине горы, правда, для того, чтобы увидеть это, нужно включить воображение. А по иной версии — гора похожа на головной убор монаха…

Гора видна отовсюду, и с канатки, и с альплагеря, с самых разных мест. Забегая вперед, скажу, когда мы обедали в кафе, гора была прямо перед нами, настоящая каменная стена, могучая и неприступная…

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

Но обед был потом, ну, а пока вернемся на канатку, и продолжим наслаждаться красотой горных вершин. Мы были в Цее в последних числах мая, на пороге лета. Когда-то я уже была в Цейском ущелье, в августе месяце, тогда все ущелье было зеленым, цвели цветы, сейчас же природа еще не проснулась до конца, но это не мешало наслаждаться суровой красотой гор. Горы с заснеженными остроконечными вершинами, окружающие нас со всех сторон, просто поражали своей величественностью, настоящая горная страна!

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

Прямо под нами шумит, бурлит горная река, берущая свое начало у подножия Сказского ледника. Вернее, сейчас это не река, а ручей. Просто еще на началось массовое снеготаяние в горах, а когда это произойдет, ручей превратится в полноводную быструю речку.

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

Верхняя станция канатной дороги — Зеленый холм на высоте 2400 метров. Правда, сейчас холм совсем не зеленый. И если в альплагере было тепло, в верховьях же ущелья было достаточно прохладно, хоть и светило солнце, но дул холодный ветер. Но это же горы, перепад высот от 1900 до 2400 метров, и тем более, мы находились совсем недалеко от ледника.

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

Сказский ледник лежит между горами, слева — Лагау, справа — Адай-хох, обе вершины высотой более 4 тыс. метров.

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

Что такое ледник? Это вечная мерзлота, многолетний лед, образовавшийся из снега. Ледник — это неимоверная мощь, замороженная стихия, которая совершенно не предсказуема, ледник может лежать годами, а может в любой момент вырваться на свободу.

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

Чтобы близко подойти к леднику, вернее к языку ледника, нужно подняться метров на 800 вверх, причем тут перепад высот значительный. И если в теплое время года идти приходится по каменистй тропинке, то сейчас подниматься нужно по снегу. Но даже не это главное, главное то, приближаться к леднику опасно. Мало ли что может случиться, и сойти он может в любой момент, хоть вроде и находится в стабильном состоянии, к тому же с вершины часто вниз летят камни. Вообщем, мы поднялись немного вверх, увидели ледник издали, и вниз, к Зеленому холму…

Здесь есть еще одна достопримечательность — пушка, предназначенная для принудительного схода лавин. На фоне могучих гор она кажется маленькой и какой-то игрушечной. Все хотят сфотографироваться с ней, и фотографируются. Пушка не кажется грозным орудием, а похожа на реквизит, но это на первый взгляд, вообще-то пушка находится в рабочем состоянии, и когда надо, она стреляет по лавинам, сгоняя излишки снега вниз и при этом, говорят, хлопок такой громкости, что уши закладывает…

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

На канатке спускаемся вниз, тот же путь, но опять серде замирает от красоты кружающих видов. Горы всегда привлекают и завораживают своей красотой и величием, манят всех неравнодушных к природной красоте и навсегда оставляют след в душе.

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

Недаром о горах сочиняют стихи и песни. Вот и Визборг не оставил Цейское ущелье без песни.

Вот и опять между сосен открылась картина:
Путь к небесам, что стенами из камня зажат.
Здесь на рассвет золотые взирают вершины
И ледники, как замерзшее небо, лежат.

Здесь к нам с тобой, победив городские химеры,
Ясный покой приходил и в словах и в слезах.
Если ж уйдем, то уйдем обязательно с верой,
С верой, что вслед нам помолится старый Монах.

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

Хорошо, что есть на Земле горы, могучие и величавые!

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

Но день подходит к концу, а у нас намечено еще посещение одного из самых известных исторических памятников Северной Осетии — древнеаланского святилища Реком.

Горная тропа к святилищу Реком идёт по крутому склону сквозь сосновый лес. Внизу горохочет бурная река — Цейдон.

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

Реком — это средневековое осетинское святилище, которому не менее 9 веков. Построено оно для поклонения осетинскому божеству. Говорят, раньше все Цейское ущелье считалось святилищем, где не разрешалось селиться, вести хозяйственную деятельность. Сейчас же святилищем считается только определенное место — Реком, куда мы и направились.

Практически в начале паломнической тропы первое сакральное сооружение — женское, девичий алтарь. Когда мы подошли к нему, там были местные жители, они совершали обряд, как нам рассказала экскурсовод, просили для маленькой девочки здоровья. И нам, посторонним людям, просто мимо проходящим, мужчина дал по кусочку осетинского пирога, нам объяснили: так положено…

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

Повыше на паломнической тропе еще одно женское святилище, оберегающее жен и матерей. Оно представляет собой небольшое сооружение — бревенчатый сруб из целых толстых брёвен сосны, возле которого полно разноцветных ленточек, развешанных на деревьях.

Входить на территорию святилища можно и мужчинам, и женщинам, но только обязательно разувшись. Существует поверье, что для исполнения желания надо обойти святилище Реком трижды против часовой стрелки и попросить исполнить заветную мечту, а просить надо об этом Реком.

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

Ну, а еще выше — мужское святилище, куда допускаются только мужчины.

Назад мы спускались той же тропинкой, по живописному лесу, а сквозь деревьев проглядывала легендарная гора Монах, сопровождающая нас сегодня практически в течение всего дня.

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

По пути назад делали несколько остановок, чтобы еще полюбоваться окружающими красотами, и рукотворными, природными.

Край снежных вершин, ледников и сказочных красот

А день у нас получился замечательный, насыщенный, полный новых, ярких впечатлений, невероятных природных красот…

Очень советую посетить это живописное место. И если вы хоть раз побываете в этом сказочном месте под названием Цейское ущелье, то приедете сюда еще раз. Это точно и это проверено. Вот такое это магическое место.