Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был вчера 18:42

Псков — Россия Май 2022

Длящееся 3 года вынужденное отстранение от зарубежных поездок приносит свои замечательные плоды — мы продолжаем знакомиться с родной страной и едем туда, куда раньше не собирались, ошибочно полагая, что там ничего особо интересного для людей, посетивших 30 стран и более 200 европейских городов уже нет. Вот и Псков — старинный русский город, привлек нас в эти прохладные весенние дни возможностью глотнуть свежего воздуха, насладиться свежей зеленью и увидеть, наконец, это место, ведь

Псков. 48 церквей, 16 башен и 2 прекрасные набережные. В гости к скобарям

Еще одна причина поездки в эти края — мои корни. Одна из моих Бабушек была родом из деревни Нечистово Опочецкого района Псковской области и в детстве я несколько летних сезонов провел там. В 1924 году она приехала в Петроград и скоро мы будем отмечать 100-летие проживания нашей семьи в этом славном городе.

Я начал планирование поездки в марте удачно совместив эти сроки с программой туристического кэшбека, которая, уже во второй раз, помогла нам моментально получить назад 20% от оплаченного проживания в течение 3-х ночей в лучшем городском отеле — Двор Подзноева (Главный корпус).

Мы находимся со Псковом в одном Северо-Западном регионе и связаны прекрасной транспортной артерией — железной дорогой, по которой летает «Ласточка» — 3 с половиной часа и мы приехали. Правда, приехали мы довольно рано и сразу в отель нас не поселили, предложив часика 3–4 погулять по городу. Ну, что ж, мы были к этому готовы и, оставив вещи, двинулись на самую первую прогулку.

Несколько официальных слов. Город Псков — один из немногих, где отмечается ежегодно не…- летие со дня основания (как в нашем Петербурге), а…- летие с момента первого упоминания о нем в старинных летописях — а это произошло в 903 году. Сейчас Псков — самый маленький по количеству горожан областной центр России — всего около 200 000 человек. Как говорят местные жители — и один из самых бедных, поскольку славен и богат он своей историей, но не промышленностью или какими-то градообразующими проектами. Зато наш гид Владимир, о котором я расскажу чуть позже, похвалил нас за то время, которое мы выбрали для приезда. По его словам, недели на 2–3 раньше мы не смогли бы ни заказать номер в отеле, ни столик в ресторане, ни нормальную экскурсию — наплыв туристов в эти дни огромен. Понятно, что тому причиной длинные праздники и начало лета, которое, увы, в этом году очень сильно задержалось и прекрасная природа Средней полосы еще не смогла полностью раскрыться.

Псков расположен в месте слияния двух рек — большой Великой и маленькой ПсковЫ, от которой и пошло само название города. Они, как и главная достопримечательность и гордость города — Кром (Кремль) и являются главными туристическими объектами Пскова. Мы спустились на набережную Великой и удивились тамошней обустроенности — выглядит она очень презентабельно.

Псков. 48 церквей, 16 башен и 2 прекрасные набережные. В гости к скобарям

Еще бы — ведь именно с нее открываются все самые шикарные и притягательные для туристов панорамы и, как говорят в Петербурге, «першпективы». Их главные доминанты — купола церквей, соборов и монастырей, находящихся не только на каждом шагу рядом, но и сияющие на солнце вдали. Я спросил у Владимира — а сколько же здесь церквей и получил исчерпывающий ответ — всего известно 134, а сохранились 48, из которых 10 признаны объектами, относящимися к Всемирному наследию ЮНЕСКО. Согласитесь — немало, особенно если еще и пытаться запомнить их названия в привязке к топографии: Храм… с Буя, Церковь…с Пароменья, Храм… с Усохи, Храм… на Полонище, Храм… от Каменной ограды, Храм… от Торгу, Церковь… на Горке и Церковь… от Пролома. Во как!

Но мы вышли на современную набережную и сразу увидели еще и приметы нашего времени. Вот памятник воинам — псковичам Первой мировой

Псков. 48 церквей, 16 башен и 2 прекрасные набережные. В гости к скобарям

Вот Мемориал псковичам — флотоводцам, где упомянуты аж 22 адмирала, здесь родившихся.

Вот исторический объект — здание ТЭЦ, построенной по плану ГОЭЛРО и сейчас превращающееся в элитный жилой квартал.

А вот памятник раздолбайству и долгострою — дом со шляпой.

Псков. 48 церквей, 16 башен и 2 прекрасные набережные. В гости к скобарям

Еще в 70-е годы прошлого века там задумали построить отель, что-то сделали и остановились на многие десятилетия. Менялись планы, инвесторы, вливались и утекали суммы и сейчас это ВОЗМОЖНЫЙ кампус Псковского государственного университета. Но горожане считают, что доводить там работы до конца и не стоит — пусть так и остается памятником человеческой глупости.

Поскольку время в запасе у нас было, мы не торопясь перешли на левый берег, обошли пару кварталов и через Ольгинский мост вернулись под стены Крома. Я не сильный фортификатор, но с моей точки зрения стены его здесь выглядели просто неприступными.

Псков. 48 церквей, 16 башен и 2 прекрасные набережные. В гости к скобарям

Таким образом мы вышли к Стрелке, где Пскова впадает в Великую и там тоже обнаружили очень приятно обустроенную прогулочную зону на набережной. Однако, на другом берегу набережная выглядела еще приятнее, но, увы — перейти туда просто так сейчас невозможно.

Там реставрируют старинную церковь Козьмы и Дамиана с Примостья (1463 года) и, ЗАОДНО, ведущий к ней мост. Так что на туристическую Золотую набережную нам выйти не удалось и это — главное упущение. Но мы продолжили неспешную прогулку в направлении парка Куопио постоянно встречая по пути стайки выпускников (у них был Праздник последнего звонка) и отмечали все новые и новые купола.

Оттуда мы вышли на главную площадь города — площадь Ленина, бывшую Торговую. Надо заметить, что псковичи (здесь интересное отступление. Раньше жителей города называли псковитяне и псковитянки, но по современным нормам они стали псковичами и псковичанками. Зачем?) спокойно отнеслись к перестроечным ветрам переименований и с достоинством ходят по Октябрьскому и Советскому проспектам и улицам Карла Маркса и Свердлова. Видимо, некому было ловить хайп на важнейшем для становления демократии деле — переименовании. Были дела поважнее.

Псков. 48 церквей, 16 башен и 2 прекрасные набережные. В гости к скобарям

Мы двинулись к отелю. Точнее — это комплекс, состоящий из двух отелей (3 и 4 звезды) и нескольких ресторанов, называемых палатами — Пироговая, Кофейная, Пивная, Винная и Трапезная.

Они расположены на месте бывших жилых зданий купца Подзноева и перед началом строительства были обследованы археологами «от и до». Результатом стала находка редчайшего захоронения древних жителей, причем, чуть ли не самой Княгини Ольги. Фурор в мировом сообществе прошел и там разрешили строительство, но в одном из корпусов отеля устроили небольшой музей (!) с рассказом о найденных артефактах.

Теперь расскажу об отеле. По всем параметрам он — лучший в городе и если выбирать там комфортной размещение, то только в Главном корпусе.

Мы забронировали номер Люкс и он оправдал наши ожидания. Впервые в своей практике мы жили в номере с пятью (!) окнами. Плюс небольшой будуарчик, достойная ванная комната, большой телевизор и кондиционер, который на второй день сломался. Также впервые нам предложили «Меню подушек».

В самом отеле ресторан для завтраков — довольно скромных, но достаточных. Там за три дня даже меню немного поменялось.

И главная фишка — комплекс «Спа без дна» — неглубокий бассейн с различными водными аттракционами, сауна, хамам и прекрасные дУши, практически, аттракционы, где при нажатии отдельных кнопок сначала над головой гремел гром и тебя поливали тугие струи дождя, потом кричали чайки и тебя обволакивало холодной водяной пылью, затем с боков включались мощные массажные форсунки и в конце все это происходило одновременно. Я прямо выходить оттуда не хотел — прекрасный способ расслабиться после долгих походов. Но посещение — строго по предварительной записи.

В первый же день мы для перекуса зашли в Пироговые палаты, но ушли разочарованными — пироги были холодными и нас совсем не впечатлили.

Поэтому потребовался более надежный вариант для ужина. И он был найден в лице любимого ресторана Мама Рома, который ничуть не отличался от наших и полностью нас устроил несмотря на то, что в будень свободных мест там почти что не было.

Поскольку наш день начался в 4 утра, мы решили пораньше пойти отдыхать, ибо на следующий день у меня была запланирована поездка в Печоры и Изборск — самые популярные туристические объекты Псковской области. Быть в Пскове и не поехать туда — ошибка!

Я стал заранее смотреть варианты индивидуальных экскурсий туда, но поразился ценнику — если ехать не на своей машине, то это выходило под 9–10 тысяч рублей. Негуманно. И тогда я сделал правильный выбор — записался на групповой автобусный тур. Сделал я это на сайте Трипстер, вел с ними постоянную переписку, поскольку сомневался — а удастся ли в это время набрать в автобус достаточное количество туристов? Оказалось — автобус был полным. Порадовала организация процесса — я сделал предоплату Трипстеру, а остальную часть должен был заплатить наличными на месте. Причем, в стоимость поездки нам предложили включить и обед (по 450 рублей), что было очень правильным. Обед в кафе в Печорах был достойным (салат, борщ, жаркое в горшочке, штрудель и чай), подавался быстро и был вполне вкусным.

Гид Светлана, обращавшаяся к нам «Дорогие мои», была выше всех похвал — и по качеству рассказа и по своей организованности — она выбирала нетрадиционные, но удобные именно для пешеходных прогулок маршруты. Это было немаловажно, поскольку именно в этот день там началось лето — воздух прогрелся до + 21 градуса, что по нынешним меркам можно считать жарой.

Поселок Печоры с его уникальным монастырем, расположен всего в 50-ти километрах от Пскова по неплохой дороге. Оставив автобус на парковке мы двинулись на смотровую площадку, для чего пришлось СПУСТИТЬСЯ с горки, чтобы неожиданно увидеть ЭТО и вот ТАК:

После полученного первого впечатления мы пошли на территорию монастыря. Особых требований по дресс-коду не было, но платки у женщин были, а желающие смогли взять бесплатно некие передники. Пройдя через небольшую часовню мы спустились вниз по Кровавой дороге. По легенде, царь Иван Грозный, приехавший туда с визитом, с ходу отрубил голову тамошнему настоятелю, а затем взял его на руки и по этой дороге, обагряемой кровью, донес до собора. Причины столь странного поведения он никому не объяснил, но легенда осталась.

Территория монастыря поразила своей ухоженностью.

Возможно, это только на меня, убежденного атеиста, в первую очередь произвела впечатление «картинка», а для людей верующих это, прямо, счастье туда попасть. При нас в собор вошла группа паломниц и вдохновенно начала петь какие-то церковные гимны. Им было хорошо и благостно.

По своей привычке я не буду пересказывать различные исторические аспекты создания и существования монастыря — кому интересно — найдет более компетентные источники. А для восприятия туриста были интересны пещеры, в которых похоронены многие тысячи монахов, но куда мы не попали, источник «святой» воды, из которого мы привезли домой бутылочку (на всякий случай) и просто сам внешний облик территории и находящихся там зданий и строений, которые поддерживаются в таком состоянии 74 насельниками, проживающими там в настоящее время.

После рассказа у нас образовалось свободное время до обеда, в ходе которого мы прикупили в местных сувенирных лавках пару бутылочек местного сбитня — настоя на 12 травах.

После обеда мы двинулись в сторону старинной крепости Изборск — это 20 километров уже в сторону Пскова. Высадившись на кладбище мы прошли в сторону Труворова городища — одного из самых известных и древних объектов Псковской области.

Псков. 48 церквей, 16 башен и 2 прекрасные набережные. В гости к скобарям

Оттуда открывались шикарнейшие и великие в своей простоте панорамы почти не отягощенные современными объектами. Например, вот этот вид напомнил нам картину, которая больше всего понравилась нам в ходе осмотра выставки «Покой и радость».

Наш путь лежал к следующему обязательному объекту — Словенским ключам. По итогам этой поездки лично мне именно это место запомнилось больше всего.

Из толщи горы в озеро впадают 12 ручейков — источников, образуя некую уникальную, особенную ауру да еще со своим микроклиматом. Говорят, что каждый из источников приносит пользу в разных областях жизни — в любви, в здоровье, в отношениях с родными и близкими и т. п. Но какой именно к чему относится — никто не знает. Гид рассказывала, что один мальчик в группе школьников, которых она сопровождала, настойчиво интересовался — из какого источника надо попить, чтобы улучшить технику чтения.

Незамерзающие ключи впадают в озеро и там зимой образуются полыньи, в которых живут и зимуют лебеди.

Сейчас их около 20, а в прошлом году насчитали более 70. Несмотря на спокойную и сытную жизнь они попрошайничают у туристов перекусом в обмен на селфи. Отдохнув там душой и телом, в том числе от жары, мы двинулись уже к самой крепости, проходя мимо вот таких предупреждений.

Псков. 48 церквей, 16 башен и 2 прекрасные набережные. В гости к скобарям

Конечно, и сам вид крепости на высоком холме и интересный рассказ о ней и тамошнем монастыре — единственном в России не прерывавшем своей деятельности ни на один день, были очень интересными и познавательными. А еще комфорта в восприятии добавляли аудиогиды, которые делали экскурсию мобильной и легко воспринимаемой — они действовали в радиусе более 100 метров.

Когда мы в очередной раз поднялись на горку ко входу в крепость, Светлана сказала: «Дорогие мои, не смотрите на серые крепостные стены — смотрите вниз!». А там — до горизонта, свежайшая зелень десяти разных оттенков и настоящий «плэнер».

Псков. 48 церквей, 16 башен и 2 прекрасные набережные. В гости к скобарям

Территория крепости ухожена, там есть возможность подняться на очень патриотично выглядящую башню или стены и почувствовать себя древним воином.

Вдоль одной из стен организована постоянно действующая выставка, посвященная людям, воевавшим в Изборске в годы войны. С удивлением прочли там рассказ о Юрии Никулине, который тоже там сражался.

Выйдя из крепости прошлись по торговым рядам, где предлагали снетки, домашнее вино и мармелад, а также изделия народных промыслов и вышли на некую площадь, живо напомнившую своей обустроенностью какой-нибудь финский городок.

А уже далее, по типичной русской улочке под кваканье лягушек и запахи сирени в палисадниках дошли до автобуса. Респект организаторам за то, что почти всех туристов развезли по местам проживания. Таким образом, поездка была нами признана очень интересной и обязательной.

Чтобы не скучать на обратной дороге стал, по привычке, отмечать смешные местные топонимы. Вот что получилось: Станки, Красная Репка, Тямша, Репки, Кривск, Подосьё, Уграда, Родина и, апофегей — Давыдов Конец.

Ночью погода испортилась, резко похолодало и пошел дождь. А у нас была заказана индивидуальная экскурсия по Пскову. Нашим гидом оказался выдающийся рассказчик — Владимир Скляренко — историк и археолог, знающий о древнем Пскове ВСЕ. Церкви — его любовь, башни — его фишка, Кром — его вотчина. Он (за дополнительную оговоренную плату) забрал нас прямо в отеле и возил по городу почти 4 часа на своем автомобиле, что по такой погоде было очень удобно. Два часа он посвятил Кремлю и Троицкому кафедральному собору. Много и интересно рассказывал о старинном Довмонтовом городе, стенах, Торжище.

Но главная цель и потрясение — это грандиозный иконостас внутри собора.

Один из 4-х в России семиуровневый, высотой 42 метра, потрясающий просто «стеной из икон» — сильнейшее впечатление от всей поездки. Не могли оторваться от рассказа об иконах, историях, легендах. Нас это очень впечатлило, поэтому хочу особо выделить Владимира как отличного гида и рассказчика.

К счастью, продрогнув на ветру, зашли в малюсенькое кафе на территории Крома где выпили горячего сбитня с лимоном, имбирем и еще 12-ю травами. Всем рекомендую. Далее еще почти 2 часа ездили по городу не пропуская ни одного исторического объекта. Особенно запомнилось посещение церквей Покрова и Рождества Богородицы на Проломе. Уникальное сооружение — две церкви расположены в одном небольшом здании XVI века.

Закончилась экскурсия осмотром Двора Подзноева и взаимообогощающим диалогом, который продолжался в ходе всей поездки. Владимиру — респект.

На вечер у нас образовалось незапланированное мероприятие — оказалось, что наши родственники в это же время тоже находились в Пскове, жили через дорогу от нас и мы не могли упустить такой повод, чтобы не провести совместную трапезу в Трапезных палатах. Столик тоже пришлось бронировать заранее, а меню, написанное на двух языках — старославянском и русском, в принципе, нам понравилось и вполне устроило.

Таким образом, это было последнее из мероприятий, запланированных на короткий отпуск, поскольку в 12–43 пятницы мы уже уезжали. Такси до вокзала везет 6 минут и стоит около 150 рублей — это самый правильный способ перемещаться по городу.

Теперь немного о современном. В Пскове, как и в любом другом городе, существуют места, памятники или объекты, создающие некий современный образ и интересные туристам как раз своей неформальностью. Вот что интересного мы увидели.

На Ольгинской площади установлен памятник Святой Равноапостольной княгине Ольге скульптора В.Клыкова, который горожане очень любят.

Псков. 48 церквей, 16 башен и 2 прекрасные набережные. В гости к скобарям

А вот другой памятник ей же установлен далеко за Великой в сквере у гостиницы. Почему так? Оказывается, когда городские власти объявили конкурс на его создание, то одним из первых выступил печально известный ваятель Зураб Церетели, который, от щедрот и по привычке, просто подарил городу уже готовый (!) памятник. Только оказалось, что изначально это был памятник грузинской царице Тамаре, который он чуть подрихтовал (видимо, нос поправил) и сбагрил. От подарков отказываться неправильно, но городские власти нашли для него «достойное» место.

Как я уже говорил, Псков знаменит своими уроженцами — флотоводцами. Но была в городе еще и мужская гимназия, которую закончили вот такие люди

Псков. 48 церквей, 16 башен и 2 прекрасные набережные. В гости к скобарям

Один из них — писатель Вениамин Каверин (Зильбер) прославил город романом «Два капитана» и в городском парке именно его герою установлен памятник. Там же на лавочке сидит и с гордостью демонстрирует свое изделие кузнец — скобарь. Говорят, даже Петр Первый не смог разогнуть изготовленную. местным кузнецом подкову (скобу) и повелел организовать для них специальный Кузнечный двор. У Покровской башни установлен выразительный памятник историку и краеведу Савве Ямщикову.

В Детском парке в эти дни была организована некая инсталляция, посвященная Дню пропавших детей. Посмотрите на экспонаты, почитайте тексты — вы содрогнетесь. Но, идея правильная и хорошая.

Псков. 48 церквей, 16 башен и 2 прекрасные набережные. В гости к скобарям

Я не мог оставить без внимания городские граффити или «настенные изображения». Самое приметное — вот это, подаренное городу и согласованное местным депутатом. А вот следы деятельности советских изобразителей — что они при этом представляли — вопрос.

Вот этот дом — образец русской провинциальности. Там расположен Дом ремесел.

Псков. 48 церквей, 16 башен и 2 прекрасные набережные. В гости к скобарям

На левом берегу Великой расположен еще один объект мирового значения — Мирожский монастырь с уникальными фресками. Но мы туда не добрались.

У бывшего здания Почтамта стоит вот такой верстовой столб, показывающий расстояния до значимых для Пскова городов. Вообще, на территории города я заметил несколько объектов, которые проспонсировали наши нынешние заклятые друзья — эстонцы и латыши — по линии Евросоюза. Ну, «с паршивой овцы хоть шерсти клок» © — верится, что построенные на их деньги скверы они забрать у нас уже не смогут.

Псков. 48 церквей, 16 башен и 2 прекрасные набережные. В гости к скобарям

В последний момент пребывания в городе порадовался тамошнему вокзалу. Во-первых — вот такие интересные картины, а во-вторых — передвижная инсталляция «Исторический багаж» — специальные экспозиции, расположенные на вокзалах и в интерактивном формате рассказывающие о самих городах.

Приятно порадовала скромность местных чиновников. Вот в этом домишке расположился офис Главы города и Городской думы.

Псков. 48 церквей, 16 башен и 2 прекрасные набережные. В гости к скобарям

Ну и напоследок, яркая инсталляция, выражающая в современной лингвистической форме отношение горожан к любимому городу — " Псков — любовь».

На этом очередной рассказ-бродилку закончу. Не скажу, что поездка, прямо, вдохновила, но все равно, порекомендую тем, кто не смог поехать на какое-нибудь озеро Гарда вспомнить, что и в наших реалиях есть места интересные, доступные и достойные внимания вдумчивых путешественников.