Турист Irina Kondratyeva (Irezine)
Irina Kondratyeva
была вчера 22:59

Астраханская область — Россия Апрель 2022

Часть 2. Начало: https://www.tourister.ru/responses/id_37249

«Ни дорог, ни людей», — в голосе нашего гида Михаила, по совместительству замдиректора заповедника, звучало отнюдь не сожаление, а скорее гордость…

Весь день мы провели, кочуя в нашем неутомимом Пазике по Богдинско-Баскунчакскому заповеднику. Заповедные земли охватывают озеро и прилегающие степи, за исключением самого поселка и промышленной зоны. Поскольку это приграничная территория, нашу компанию при въезде проверили на наличие иностранных шпионов. Ни одного не нашли, и мы благополучно миновали въездное КПП, состоящее из пары вагончиков, трактора и цистерны с водой. Это в первую очередь меры противопожарной безопасности, пожар в степи ветром разносится быстро, и скорость реакции тут критически важна.

Ни дорог, ни людей…

До этого мы побывали в небольшом визит-центре, где милая сотрудница объяснила нам в общих чертах, куда мы попали, и чего нам тут ожидать. Вообще должна сказать, что гиды заповедника, а их у нас было трое, отличались живой речью, хорошим чувством юмора и какой-то спокойной уверенностью. Вот всегда видна разница между заученной методичкой и любовью к делу, которым занимаешься.

В первую очередь душа требовала тюльпанов, море тюльпанов!

И вот сразу за въездом в степи стали появляться первые огоньки. Это тюльпаны Шренка, дикорастущий вид, занесённый в Красную книгу. Мы немного опоздали, пик цветения миновал, но тем не менее обязательный пункт программы был выполнен:)

Ни дорог, ни людей…

В отличие от своих садовых собратьев дикие тюльпаны размножаются не луковицами, а семенами. Поэтому сорванный цветок — это отсутствие семян, это угроза следующему сезону цветения. Во всяком случае так нам объяснили. Может для того, чтобы удержать от соблазна.
В пользу того, что эти тюльпаны действительно размножаются семенами также тот факт, что особенно много их на вспаханных противопожарных полосах вдоль дорог.

Ни дорог, ни людей…

Гора Большое Богдо, от подножья которой проложен маршрут к вершине, считается священной для буддистов. Конечно высота в 149 м над уровнем моря, плюс 21 м над уровнем озёра Баскунчак (оно ниже моря) на полноценную гору не тянет, но на безрыбье и рак — рыба, а на Прикаспийской низменности и Богдо — гора. Нельзя не отметить, что красные склоны на фоне цветущей степи и синего неба смотрятся величественно, и охотно верится, что именно здесь живет дух Белого Старца, покровителя всего живого на земле.

Ни дорог, ни людей…

Гора непростая, это ещё один подземный соляной купол, покрытый глинистыми и известняковыми породами. Ветер вытачивает в них пещеры, гроты и прочие полости. Сквозняки, гуляя по этим лабиринтам, создают звуки, за что эту часть горы прозвали «поющие скалы». Жутковато наверное услышать такой вой, если не знать причины заранее. Точно на рассерженных духов подумаешь.

Близко не подходили, и снять хорошо не получилось… Фото из Википедии (как убрать свой авторский знак на фото, не знаю)

Ни дорог, ни людей…

Вид на озеро со смотровой площадки. Видны тёмные участки выемки соли. В этих выемках лучше всего купаться, глубина позволяет.

Если очень постараться, можно взлететь…:)

Ни дорог, ни людей…

Ещё на горе Богдо живет создание с мимимишным именем — пискливый геккончик. Именно не геккон, а геккончик. Это эндемик, обитающий только здесь, и в силу своей уникальности ставший символом заповедника. На логотипе изображён как раз он.

Основное население заповедника — разные виды грызунов, змеи. В относительно влажных местах, где заросли кустарника, живут два семейства волков. Степные лисички — корсаки. И, конечно, краснокнижные сайгаки. Это чудные существа, своего рода цыгане животного мира. Вечные кочевники. Большую часть года они проводят на сопредельной территории Казахстана, к нам приходят зимой. Сейчас не их сезон. Мы видели только одного, каменного, сидящего рядом с Белым Старцем у подножья Богдо. Интересны их горбатые морды, не то длинный нос, не то короткий хобот. Природа ведь никогда не создаёт ничего без смысла. Это «встроенный респиратор», защищающий дыхательные пути от пыли при беге стада по степи.

Ни дорог, ни людей…

В пути нам встречались кости погибших животных и птиц. Михаил объяснял, что сотрудники заповедника как правило не вмешиваются в природный ход событий. Если животное ранено или ослаблено, значит судьба такая, оно послужит пищей для других. Естественный отбор в действии. Хотя исключения всё же есть. Для сайгаков установлены пресные поилки. А для орланов сотрудники делают проволочные основы для гнёзд, чтобы тем было удобнее гнездиться… Как раз сейчас сезон высиживания птенцов, поэтому близко мы к гнёздам не приближались, и снять орланов, увы, не удалось.

Вот в этом месте вполне можно снимать фильмы про высадку на Луну…

Ни дорог, ни людей…

Единственная река, впадающая в Баскунчак, это Горькая речка. Берет она своё начало на территории Казахстана, и в некоторых местах выглядит очень соблазнительно, особенно в жару. Так и тянет окунуться.

Ни дорог, ни людей…

Своё название она полностью оправдывает, вода в ней горько-соленая.
Оставив автобус на условной дороге, мы пошли по степи вдоль русла. В вышине звенели жаворонки, запах разогретой солнцем полыни просто опьянял… Мелькали тюльпаны, лопухи ревеня, кустики вероники…

Одно из древнейших растений — козлобородник.

Ни дорог, ни людей…

Но главное внимание конечно привлекала река. За земляной дамбой она неожиданно радикально поменяла свой облик.

Ни дорог, ни людей…

Такие красные реки я видела когда-то в Намибии, и они казались чудом заморским. А тут такое же чудо, можно сказать, «в своём огороде».

Такой цвет объясняется содержанием в почве оксидов железа и одноклеточных водорослей, сумевших приспособиться к выживанию в экстремальных условиях. В разгар лета, говорят, цвет воды ещё более насыщен, она становится совсем красной, почти бордовой.

Кроме горько-красной реки, в озеро Баскунчак впадают 25 ручьев.

Ни дорог, ни людей…

Вода в них прозрачная, прохладная, но увы, тоже соленая. Михаил рассказал печальную историю, как они обнаружили у ручья погибших сайгачат, которые по молодости и глупости напились здешней воды…

Ни дорог, ни людей…

Посещения заповедника возможны только с апреля по октябрь. Зимой местные пути часто непроходимы даже для спецтехники заповедника. Ни чабанских стоянок, ни выпаса животных на территории нет. Мы проезжали мимо давно заброшенных казахских родовых кладбищ. Здесь неделями можно не встретить ни одного человека. Михаил поведал местную страшилку про чабана, которого по пояс затянуло в озерную грязь. Самостоятельно он выбраться не смог, а когда через пару недель на него наткнулись объездчики, помогать уже было некому.

Вот такой он этот край. Вроде бы определение «суровый» чаще применяется к северу, но здесь оно тоже вполне уместно.