Турист Елена Блосфильд (blossfeldia)
Елена Блосфильд
был 5 ноября 2023 19:23

Ноглики, Сахалинская область — Россия Октябрь 2021
Горячие ключи на севере Сахалина

Сейчас вы увидите то, что никогда не видели! И это будет не завтра, а прямо сейчас! Кто был на Камчатке, знает, что там есть горячие источники. А я задалась вопросом: есть ли такие же на Сахалине.

Немного предыстории. Отпуск у меня выпал на конец сентября. Выбирая, куда поехать и какую мечту осуществить — Камчатка или Сахалин — я выбрала Сахалин. Потому что в это время там теплее (то есть не ниже нуля). Сначала я посетила Курильские острова (а именно остров Кунашир), о чем есть фотоальбом. В планировании любой поездки я ищу уникальные места — те, которых нет в других странах, — и еду туда. Недавно я проанализировала и поняла, что мне наиболее интересна нетронутая человеком природа. И знакомитья с ней я предпочитаю в одиночестве — то есть без гида. И без компании. Столько, сколько нужно.

Волшебные горячие ключи на болоте

Ближе к делу. В Интернете я нарыла, что на Сахилине есть горячие лечебные источники, но на севере. Ехать туда надо на поезде до города Ноглики, а потом на автобусе. Но вот что это за лечение среди болот, есть ли там ночлег, — увы, точно, ясно и чтоб понятно для блондинки — про это всемирная паутина не рассказала. Поэтому я поехала за информацией и делюсь ею с вами. Возможно, когда вы туда попадете, все будет иначе. Все меняется. И конечно же, хочется верить, там будет лучше.

Лечебные источники среди болот — так говорит Интернет. Мол, почистили, отремонтировали там всё, вывезли мусор, теперь продаются источники, и скоро будет хозяин и будет плата — чисто символическая — так было написано в новостях.

Еще дома, заранее, я купила билеты на поезд Южно-Сахалинск — Ноглики. Поезд удобный, едет ночь. Хорошо еще купить через Интернет билет на автобус из Ноглики до Дагинских источников (то есть до горячих ключей).

Но я не купила.

Приехав утром в Ноглики, я около вокзала нашла автобус. Впрочем, многие с поезда шли туда — никаких сложностей в поиске автобуса не было. Ехали недолго. Водитель сказал, где выйти. План у меня был, А, и был план Б.

А. Я приезжаю, ставлю на ночь палатку и на другой день уезжаю обратно в Ноглики — и на поезд.

Б. Я приезжаю, вижу что полная ж… делать тут нечего. Уезжаю в Ноглики, там ночую в гестхаусе и уезжаю на поезде.

Однако в итоге оба плана не осуществились. Все было гораздо лучше.

Волшебные горячие ключи на болоте

Всё по-порядку. Автобус уехал. Стою я одна на дороге. Тишина. Людей нет (Сахалин мало населен, особенно вне городов). Телефон мне показывает дорогу, куда идти к источникам. Лают собаки. Вижу строения. Беру камни с дороги и кусок доски — тоже за камень визуально сойдет. По Сахалину передвигаться рекомендую только с двумя увесистыми камнями, чтобы отбить злых собак — иначе будут шрамы, как у меня, но самое неприятное — накладывать швы (в больнице) и их снимать.

Собаки (не очень большие) остались в воротах (я им показала камни). Прошла мимо единственного магазина (где потом покупала завариваемую лапшу с корейскими иероглифами в инструкции). Вышла на стоянку. За забором (стоянкой) виднелся туалет (для любителей очень острых ощущений).

Левее шла дорога. Пешеходная. К источникам. Оставив камни, рюкзак с пенкой и палаткой на бетонной плите, я пошла на разведку. Очень хорошая дорожка вела к источникам. правее была тропинка, куда можно пройти к традиционным домикам с лечебной водой. Там же были палатки с туристами.

Волшебные горячие ключи на болоте

Вот такая дорожка из досок. Осторожнее! Не оступитесь!

Многие приезжают сюда на машинах. Кто-то на один раз, кто-то на несколько дней. В основном, это сахалинцы. Как мне рассказывали, они вылечили многие болезни, в том числе бородавки.

Совсем недавно источники почистили и оборудовали. До пандемии они было в совсем убогом загаженном состоянии, к сожалению.

Волшебные горячие ключи на болоте

Кабинка внутри. Темература воды в каждом источнике разная. Но всегда она чуть выше, чем температура тела. Рекомендуется каждые 5–6 часов принимать ванну по 10–15 минут. Выбирайте свой источник и наслаждатесь!

Я выбирала тот, который совбодный, чтобы в одиночстве принять ванну. Никто не вламывается — все стучат, видя на пороге ботинки — понимают, что занято. Ждут. Дорожка оборудована скамейками.

Волшебные горячие ключи на болоте

Источник «Александровский». Снаружи есть табло — таймер. Но пока он выключен. В прохладную погоду хорошо принять горячую ванну. Внутри можно оставить ботинки и войти в помещение. Там скамейка, чтобы раздеться. Лестница и скамейка под водой, чтобы посидеть в лечебной воде 10–15 минут. Ставьте таймер на своем телефоне.

Последний современно оборудованный источник — «Патриот». Мне он особенно понравился почему-то.

Волшебные горячие ключи на болоте

Самая горячая вода в «Бочке» — так называют источник с кабинками для переодевания и с небом над головой. Чтобы вода была проточная, надо кран в ванной чуток открыть. В ванной можно помыться, с мылом, что я и делала. и постирать вещи.

Искупавшись в источнике «Пионер», подошла к бочке узнать у женщин, знают ли они, когда уходит автобус обратно. Они сказали, что, мол, зачем уезжать, когда можно остаться здесь на ночь в доме у местных. Около стоянки есть забор, окружающий дикую местность, видимо, припасеную для строительства санатория. Если пойти направо и потом налево, то можно выйти к домам, где живут, наверное, потомки айнов. Они расположились в одном доме, а другой сдают для отдыхающих. Есть и третий дом, недостроенный. Комнатки скромные, зато лес вокруг шикарный и ванны с лечебной водой надо принимать минимум 10 раз. Конечно. ночью вряд ли кто ходит, но утром, вечером и до обеда — обязательно.

Волшебные горячие ключи на болоте

Я заселилась в комнатку на трех человек, но была там одна (другие комнаты были заняты). Туалет и вода — на первом этаже, а также телевизор и чайник.

Потом сходила в магазин за корейской лапшой. Хлеба там не было — не привезли. Искупалась в «Патриоте», сходила дальше — вглубь болота, по тропинке. Как сказали отдыхающие, дальше есть источник с питьевой лечебной водой. Это просто бочка, вкопанная в землю. В ней — вода. Вокруг бочки — грязь, болото. Рядом в траве лежит дно от пластиковой бутылки — это кружка, из которой можно пить. Всё ясно и понятно. Где-то за болотом — Тихий океан. Там встает солнце.

Волшебные горячие ключи на болоте

Самые экзотические источники имеют вид, который приобрели за долгие годы разрухи и запустения. Добираться до них нет смысла. Прогулявшись обратно, пообщалась с отдыхающими — постоянными посетителями горячих ключей. Они рассказали, какой источник приятнее, какой горячее, в какой предпочитают окунаться перед сном.

Прогулялась по дороге к домам. Они были заброшены, а может уезжают отсюда люди на зимний период. Не знаю.

Утром у меня возникло желание пофотографировать восход на болоте. Ровно ко времени пришла на конец тропинки, около разрушенной купальни. Ночью подморозило. Хорошо, что я не поставила палатку. Даже на Кунашире заметно было, что каждая ночь холоднее предыдущей.

Волшебные горячие ключи на болоте

От горячих болот поднимался пар. Пофотографировав и выпив целебной воды из импровизированной кружки, я пошла искать свободную ванну. А потом — спать.

Перед отъездом еще раз искупалась.

Волшебные горячие ключи на болоте

От остановки меня довезла попутка. Бесплатно. Люди в машине тоже ехали на вокзал в Ноглики.

На этом мой отдых завершился. А в Южно-Сахалинске я в последний день сходила одна на останец Лягушка. Ходила в босножках, так как ботинок мой утоп в болье у горячих ключей (ну оступилась, с кем не бывает) и сох у батареи в гостинице.

Волшебные горячие ключи на болоте

На фото — осенний лес на севере Сахалина.

Про Лягушку. Можно самостоятельно доехать на утреннем автобусе. Дорожки к Лягушке оборудованы, везде деревянные настилы, верёвки, чтобы удобно подниматься, везде указатели, метки на деревьях, информационные щиты, туалеты, беседки, стоянка, если вы на машине.

А теперь о криминале.

Подходя к вокзалу Ноглики (не знаю, склоняется название или нет), заметила двух женщин. Одна была одета нормально и не привлекала к себе внимания. А вот вторая с ней была явно из маргинальных кругов. Ну, увидела и забыла. А вспомнила, когда эта маргиналка стырила у меня в поезде паспорт. Сразу как только поезд отъехал от станции. Стоило мне его выложить на стол вместе с билетом для предьявления проводнику. Как обычно всегда и делаю. Естественно, сразу же все моё вернулось ко мне. Я пригрозила вышвырнуть ее из поезда. Она сказала: «Посмотрим». И это меня взбесило. Был вызвал проводник и потребован начальник поезда. Сахалинцы — народ спокойный. Тихо роптали, что от их соседки в вагоне воняет хуже, чем из туалета на стоянке у горячих ключей.

Я потребовала полицию для себя и освежитель воздуха для остальных. Проводник улыбался. Пришла полиция, я рассказала ситуацию. Маргиналка курила, воняла и воровала — этого более чем достаточно, чтобы увести ее в участок и как минимум — снять с поезда. Только я села на свое место в конце вагона — пришел проводник и говорит: «Там полиция, сходите скажите, чтобы жалобы не были голословны. Я сам не могу ее снять с поезда, только если пассажиры пожалуются». Я ему сказала, что уже ходила и уже всё полиции рассказала. Маргиналку увели. Полицейские освежителем опрыскали вагон. Потом она вырвалась на свободу, сбежала, проходя мимо, косилась в мою сторону. Но я сделал вид, что не обращаю на нее никакого внимания. На другой станции сели люди и были мною предупреждены, чтоб не оставляли ничего ценного, и особенно документы. Потом полицейские ее поймали и увели обратно. Что с ней стало — не знаю. Может быть, сошла на своей станции. Может быть, вместе с сообщницей. Но поздним вечером полицейский проходил и всех предупреждал смотреть за своими вещами.

Вот такой экстремальный отдых.