Эксперт Murmantravel (Murmantravel)
Murmantravel — был вчера 20:47
Скоро Лето, едем на Рыбачий, Терский и 3х дневный лагерь в Териберке!

Мурманская область — Россия Апрель 2022

За неделю до поездки. Звонок к вечеру от Ромки, отличного парня и гида на Кольском: «Боря, поехали к петроглифам на Рыбачий, с нами». «Да, погнали конечно» — отвечаю, даже не дослушав до конца. Звоню Виталию, друг, гид, коллега и товарищ. Разговор и ответ примерно такой же)).

И вот, спустя неделю мы уже грузим снегоходы в прицепы. Решили выезжать из Мурманска вечером, переночевать на Титовке (небольшой кемпинг и кафе) и по утру с их стоянки стартовать уже на снегоходах. До Титовки от Мурманска около 100 км, выехали поздно, ночь темная, дорога скользкая. Добрались к 4 утра, в 5 легли, а в 8 уже подъем). Погода. Лучше не придумаешь! Солнце, тишь, температура около нуля по Цельсию. Утром снарядились, обвязались и после завтрака в путь. Кулябяка моя любимая с палтусом, я скучал!

Петроглифы (Писаницы) полуострова Рыбачий

Очень быстро добрались до пьяного ручья и от него до перевала. На перевале начали рассчищать трактором дорогу, в этом году автомобильный сезон начнем вовремя! Трактор приветливо выглядывает из сугроба)

Петроглифы (Писаницы) полуострова Рыбачий

Объехали трактор, немного покопали себе съезд, далее по озерам, подъем на перевал, еще немного и привет, зимний Рыбачий!

Петроглифы (Писаницы) полуострова Рыбачий

Солнце припекает, много проталин уже в апреле, местами вскрытые ручьи, вода на озерах, открытые камни. Но так интересней)). Съехали на Средний и по прямой, вдоль Мотовского залива. Красота, дорога, — зимнее шоссе!

Петроглифы (Писаницы) полуострова Рыбачий

По прямой меньше часа, и мы на Озерках. Выставили точку на навигаторе, сверились с картой, и вперед, через бескрайнее белое поле. Ощущения простора, свободы. Жизни!

Петроглифы (Писаницы) полуострова Рыбачий

По дороге увидели живописную рассщелину. Не остановиться невозможно! Если присмотреться, виден контур головы. Дух снега. Снег не белый даже, а немного бирюзовый. Настолько чистый, приятный на вкус. Хорошие очки выручают, без них ехать невозможно.

Петроглифы (Писаницы) полуострова Рыбачий

Нам оставалось километров 15 до цели. Добрались до заветной каменной гряды, но увы, все настолько занесено снегом, что необходимо копать несколько дней, — высота сугробов около 3х метров! Погода начинала портиться. Сначала стало пасмурно, после надвигающаяся с моря туча подсказывала нам, что пора домой или разбивать лагерь-укрытие. Лагерь в эту поездку в планы не входил, поэтому немного покружив по окрестностям, засобирались в обратную дорогу. Природа дикая, на 10ки километров вокруг кроме нас никого. Встретили стадо диких оленей, которые услышав нас издалека разбились на группы и разбежались в разные стороны. Стаи куропаток. Жирненьких!!! Никого из живности не трогали, перекусили что было с собой (САЛО весьма кстати было) и заторопились обратно. По дороге наткнулись на домик оленеводов. Ничего не трогали, останавливаться не стали, но точку на карте запомнили.

Петроглифы (Писаницы) полуострова Рыбачий

Резко лег туман, выручали очки и опыт. Очень острожничали, чтобы не влететь в камень или какую-нибудь расщелину, — видимость слабая, метр-два впереди, а ехать нужно. Без приключений, но внапряжении добрались до Озерков (бывшая столица Рыбачьего, ныне заброшен), проехали по оживленной некогда улице. Остановились на чай, заправили снегоходы и к перевалу. Погода портилась, начинался снег и ветер усилился стократно (который холодный, с дождем).

Петроглифы (Писаницы) полуострова Рыбачий

Добрались до перевала и началось. Снег «помокрел» и стал дождем, ветер усиливался. На фотографии уже не останавливались, быстрее бы перевал проскочить. Удачно проехав перевал, спустя час добрались до Титовки, — насквозь промокшие, усталые, но довольные собой и состоявшейся поездкой! За 11 часов проехали 170 км, впечатлений набрались на недели вперед! Перекусили солянкой с кулябякой в кафе, загрузились и поехали. Погода разыгралась не на шутку. На перевалах переметы, видимость перед машиной пару метров, дорога каша. А мы с грузом в прицепах. Но у нас команда мечты, Борис, Виталий и Роман. Все по плечу! Добрались до базы, где уже была подготовлена банька, и после нее провалились в сон. Во сне копали снег к петрогифам (они же писаницы) и на снегоходах катались с оленями)) вдоль мотовского).

Что важно учесть в такие поездки:
1. Прогноз погоды. Рассчитавать на самый худший вариант. Не пренебрегать ни в коем случае, это жизненноважно.
2. Брать технику свою, после подготовки, или в проверенном месте.
3. Не ехать одному, вдвоем на одном снегоходе. Оптимально размещаться по одному и команда не менее 3х снегоходов.
4. Запас еды, одежды, топлива, снаряжения с учетом возможной задержки на сутки-двое.
5. Навигатор, карта, рассчет маршрута, отбивка по времени.
6. Хорошее настроение, задор, немного авантюризма в запасе!
До встречи на дорогах Кольского!