Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была сегодня 2:20

Ачиреале, Ачи-Кастелло, Ачитрецца — Италия Октябрь 2016

В свой первый день пребывания на Сицилии, стоя на живописном морском берегу, неподалёку от Ачикастелло, мы удивлённо рассматривали чёрные потеки и наплывы. «Неужели случались извержения такой силы, что лава добиралась до самого моря?!" В тот момент мы ещё слишком мало знали об Этне, а все прочитанное о том, что её извержения регулярно изменяют форму береговой линии острова, как-то подзабылось.

Ачи-Ачи-Ачи…

Этна была видна, но казалась такой далекой и спокойной. В воздухе разливалась средиземноморская нега, вызревали плоды кактусов-опунций и тянулись к солнцу, горячему даже в октябре, цветущие ветви бугенвилий. Разве могло бы происходить что-то плохое в этом маленьком раю?

Берег Сицилии, протянувшийся от северного побережья Катании до окрестностей Ачиреале, выглядел экзотично из-за своего черного цвета. Морская вода плескалась на чёрных камнях, прямо на них зеленели растения, — всё это лава. Огромные, трудно-вообразимые её количества, достигнувшие моря через километры и километры, с вершины вулкана. Теперь мы поняли. Но появились новые вопросы.
В провинции Катания, на восточном ионическом побережье находятся девять городов по-имени Ачи. Девять!

Ачи-Ачи-Ачи…

Ачи-Бонакорси, Ачи-Кастелло, Ачи-Катена, Ачи-Платани, Ачитрецца, Ачиреале, Ачи Сан Филиппо, Ачи Сант Антонио и Ачи Санта Лючия.

Спрашивается, что это за «Ачи» такое и за какие заслуги ему столь высокая честь? Ответа два: один верный, так как научный. А, а другой… еще вернее! Потому что мифологический, а древние мифы мне лично, как-то интереснее, они и объясняют всё подробнее, и вообще… там же про любовь))

Ачи-Ачи-Ачи…

Историки объясняют всё просто: в древности через эту местность протекала река Ачи (Аки), и все города, которые были построены на её берегах, имеют общую приставку в названии.

Саму реку в наши дни искать бесполезно, увидеть не получится, хотя Ачи действительно существует. Просто в 12 веке, после сильнейшего извержения Этны, река оказалась погребенной под застывшей лавой, и теперь течёт под землей. Между прочим, воды этой реки имеют красноватый оттенок из-за высокого содержания оксида железа, отчего напоминают кровь. Причём тут кровь? Тут самое время обратиться к мифологии. И, право слово, всё станет гораздо интереснее.

Итак, жил-был шестнадцатилетний Акид (Acis), сын Фавна и нимфы Симето. Его полюбила нимфа Галатея, а в прекрасную Галатею был влюблён большой и ужасный циклоп Полифем.

Были неясным пушком обозначены нежные щеки.

Я домогалась его, Циклоп же — меня, безуспешно.

Если ты спросишь теперь, что сильнее в душе моей было,

К Акиду нежная страсть или ужас к Циклопу, — не знаю.

Были те чувства равны…

Отсутствие взаимности Полифема сильно огорчало, а когда он расстраивался, то имел обыкновение отрывать от Этны огромные куски и швырять ими в противника.

Ачи-Ачи-Ачи…

Полифем убил Акида скалой, которую оторвал от Этны, но боги из сострадания к Галатее, превратили кровь юноши в реку Аки, стекающую к морю. Сама же нимфа обратилась морскою пеной, чтобы навсегда соединиться с возлюбленным.

Галатея и убитый Акид — фонтан в городе Ачиреале

Однако Циклоп так бесновался, что разорвал бездыханное тело Акида на девять кусков и разбросал их по округе. Вот на их месте и выросли города, каждый из которых — Ачи.

Сейчас серьёзно, без мифов и метафор: Этна во время извержений не только изливает потоки лавы, но и плюётся раскалёнными камнями, иногда целыми глыбами весом в несколько тонн. И весь ужас в том, что история может повториться в любой момент. В голове не укладывается вся сила и мощь сицилийского вулкана, который одним «плевком» отправляет гигантские глыбы в полёт на несколько километров!

Ачи-Ачи-Ачи…

Из 9 городов, имеющих в названии приставку Ачи, мы посетили три: Ачи-Кастелло, Ачи-Трецца и Ачиреале. Ну, как посетили…в первых двух в основном гуляли у моря. Потому что именно там всё самое интересное и находится.

В Ачи-Кастелло, как нетрудно догадаться по названию, главное — это «Кастелло», норманнский замок, построенный из лавы. Он вырастает на небольшой скале, стоящей в море, словно её естественное продолжение.

Хотя Ачи-Кастелло и был когда-то небольшой рыбацкой деревней, сейчас он стал вполне самостоятельным городом, с населением 19 тыс. Конечно, с точки зрения туриста, это город «единственного вида» — вида на замок. Но жаль было бы проехать мимо такой красоты.

Ачи-Ачи-Ачи…

Замок построен норманнами в 1076 году, на остатках ранневизантийской крепости. Первоначально скала, на которой стоял замок, была полностью окружена морем, но сейчас она представляет собой мыс и является как бы частью берега. С материком скалу связал очередной поток лавы, дошедший до моря во время сильного извержения в 1169 году.

Вдалеке видны три скалы, торчащие из моря — там городок Ачи-Трецца. Снова понятно, откуда вторая часть названия, «треццо» означает «три». На побережье, действительно, главенствуют три скалы, хотя в округе их, конечно, гораздо больше, просто не столь внушительного размера. Кроме того, многие образования вулканического происхождения находятся на морском дне, невидимые с берега.

Всей этой части побережья около 15 лет назад был присвоен статус Охраняемой морской территории островов Циклопа. Заповедник простирается на площади более 650 га, начиная от Ачитреццы.

Ачи-Ачи-Ачи…

Самая большая скала — Фаральони, — весит по оценке специалистов, 6 тонн. И тоже «прилетела» в море из жерла Этны. Честно, я не в состоянии представить момент, когда эта гора летела над Сицилией, чтобы упасть и навеки прирасти к морскому дну. Легче поверить в проделки разгневанного Циклопа — само название природного заповедника к этому располагает.

На старинных картах город Ачитрецца был отмечен, как «Порт Улисса» (по-нашему Одиссея). Видимо, древние географы вполне доверяли сведениям из поэмы Гомера «Одиссея».

Постараюсь как можно короче пересказать соответствующий эпизод. Суть его в том, что Улисс со своими спутниками прибыли в страну Циклопов и целым отрядом отправились в пещеру Полифема, полную припасов и скота. В отсутствие хозяина, они набрали себе провианта и собрались было тащить добычу на корабль, но Улиссу приспичило дождаться Циклопа. Ему, видите ли, было любопытно взглянуть на одноглазого гиганта.

Вернувшийся Полифем незваным гостям не обрадовался и завалил вход в пещеру огромным камнем (попались, голубчики!). Двое из отряда Улисса тут же были убиты и съедены.

Выбраться из пещеры воинам удалось с трудом. Ночью Улисс напоил Полифема вином, а когда тот уснул, выколол его единственный глаз, после чего отряд ловко спрятался — каждый повис под брюхом у одного из баранов, крепко держась за густую шерсть.

Когда слепой Полифем наутро выпускал баранов из пещеры, он ощупывал только их спины, и отряд Улисса благополучно выбрался на свободу и вернулся на корабль. И опять наш неугомонный герой не захотел уйти по добру-поздорову, а принялся дразнить великана.

Вот тогда Циклоп себя вполне предсказуемо — взбежал на вершину Этны и принялся метать в Улисса куски горы. Эти самые куски мы и видим сейчас в море возле Ачитреццы.

Чем ещё может порадовать путешественника рыбацкий городок? Конечно, вкусным обедом в одном из ресторанов. Любители моря могут также задержаться и позагорать на чёрном скалистом берегу.

Ачи-Ачи-Ачи…

В остальном Ачитрецца вполне обыкновенна. В центре посёлка небольшая церковь и старинный фонтан.
Наше внимание, правда, привлёк один странный дом с большущим номером на стене и какими-то несуразными балконами, похожими на бетонные корыта:-)

городок Ачи-Трецца

Далее наш путь лежал в Ачиреале. И это уже реально город-город.

Ачиреале — провинциальный король

Ачиреале является основным среди Ачи-городов, и самым густонаселённым. Свой статус «реале», то есть «королевский» Ачиреале получил в 1642 году от короля Испании Филиппа IV, который отметил таким образом стратегическую, экономическую и политическую важность города.

За время своего существования Ачиреале сменил несколько разных имён (Акиум, Аль Яг, Ачи Аквила) и даже местоположение. Ранее город Аквила находился возле крепости Ачи — сегодняшнего Ачи Кастелло (Aci Castello). Лишь в 14 веке он был перенесён на нынешнее место.

Ачи-Ачи-Ачи…

Место совсем не простое! Ачиреале расположился на 150-метровой возвышенности, которая образована многовековыми наслоениями потоков лавы. Снова всему причиной Этна, которая тысячелетиями правит Сицилией, периодически меняя и ландшафт острова, и очертания его береговых линий.

Ачи-Ачи-Ачи…

На краю этого базальтового холма, нависающего над берегом Ионического моря, в 1848 году был разбит парк Villa Belvedere, ставший самым большим общественным садом города. Парк стекает с холма террасами, и на разных его уровнях, особенно на нижнем «балконе», открываются великолепные панорамы. За это парк и получил своё имя «бельведер», то есть «прекрасный вид», которое вполне оправдывает.

Как раз в этом парке мы увидели тот белоснежный фонтан в виде ванны, на краю которой, как на берегу моря, Галатея оплакивает убитого Ациса и взывает о милости к богам. Скульптурная группа является гипсовой копией — мраморный оригинал хранится в Пинакотеке Zelantea по адресу: Via Marchese Sangiuliano, 17. Acireale.

Villa Belvedere и внутри устроена чудесно, на каждом шагу здесь красивые деревья, цветы, искусственные гроты. И всё это на фоне морской синевы, подобно ярусным висячим садам Семирамиды.

Позади фонтана мы заметили интересную постройку в мавританском стиле, полу-скрытую от глаз густой растительностью парка.

Ачи-Ачи-Ачи…

Здание оказалось историческим. Это бывшее Кафе «Chantant», в конце 19 — начале 20 века в нём проводились концерты и оперетты. Здесь же в далёком 1905 году жители Ачиреале впервые увидели на экране немой кинофильм.

На входе в парк небольшая круглая площадь выложена великолепной кладкой из мелких чёрных и белых камней.

Ачи-Ачи-Ачи…

Пока я разглядывала мозаику, на неё выскочила девчушка в пёстрых легинцах, и принялась носиться и скакать по кругу так быстро, что ножки временами почти сливались с фоном. Казалось, будто над площадкой вертится только верхняя половина ребёнка.

А чуть позже, проходя по улице, мы обнаружили, наоборот, половинки нижние))

Городская клумба — почему бы и нет)

Поскольку парк находится на естественной окраине Ачиреале, до центра города нужно прогуляться примерно километр (согласно моему навигатору 700–800 метров). Идти просто, никуда не сворачивая, вдоль главной артерии Corso Umberto, ведущей прямиком к Пьяцца дель Дуомо, на которой компактно размещаются все главные достопримечательности.

Ачи-Ачи-Ачи…

Фасад здания Полицейского комиссариата украшают мозаичные панно с ожидаемым сюжетом. На мозаиках запечатлена легенда о наших знакомцах — Акисе и Галатее, здесь же и злой Полифем. Рядом герб Ачиреале, собравший в себя доминанты окрестностей: три скалы из Ачитрецца и крепость из Ачи Кастелло.

По пути к центру мы миновали ещё один зелёный островок — маленький сквер с военным мемориалом, на соседней площади застали небольшой блошиный рынок.

Ачи-Ачи-Ачи…

Необычный храм с вогнутым полукруглым фасадом и часами, положение которых нарушает симметрию, показался очень старинным. Но хотя он и стоит на месте более древнего храма, построенного здесь после чумы 1526 года, на самом деле в церкви Святого Рокко после реконструкции 17 века из древнего осталось мало или почти ничего

Chiesa di San Rocco. Вогнутый фасад был завершен в 1862 году по проекту архитектора Франческо ди Паола.

А в поле нашего зрения тем временем появились необычные колокольни с крышами-конусами. Это башни Собора Ачиреале

Кафедральный собор Ачиреале

Издалека показалось, что их крыши покрывает замысловатый узор цветной мозаики, но по мере приближения стало понятно, что сей эффект «достигается» обилием ржавчины. Увы, крыши колоколен явно нуждаются в ремонте

Ачи-Ачи-Ачи…

Кафедральный собор Ачиреале (Мария Сантиссима Аннунциата) посвящен Благовещению Пресвятой Девы Марии и имеет статус малой базилики, поскольку внутри него хранятся мощи святой Венеры, одной из двух покровительниц города. Собор представляет собой удивительное здание, собравшее воедино самые разные архитектурные стили, прямо таки нагромождение «красивостей», добавленных в разное время и согласно моде различных эпох.

Нарядный барочный портал собора с изображением «Благовещения» сделан в 1668 году архитектором Плачидо Бландамонте из Мессины. Окно-роза и декорация фасада, выполнены уже совершенно в ином, неоготическом стиле, во время реконструкции собора в 1870–1890-х годах. А замеченные нами издалека колокольни выполнены в стиле маньеризма. Стоящие на восьмигранных основаниях и похожие, как близнецы, эти башни, однако, построены в разных веках. Одна существует с 1655 года, а другая, с круглым окном-розеткой возведена только в 1890 году. Так что разница в их «возрасте» почти два с половиной столетия.

Кафедральный собор Ачиреале

Удивительно, но даже в землетрясении 1693 года, когда была разрушена вся Катания, Кафедральный собор Ачиреале уцелел, а ведь Ачиреале находится от Катании всего в 15 км. Не иначе, «подушка» из лавы, на которой стоит город, поспособствовала некоторой его сейсмоустойчивости. Хотя, конечно, в 1693 году не весь город избежал серьёзных разрушений.

Полуразрушенное здание храма на Corso Umberto при въезде в город - не реставрируется и вообще отсутствует на картах...

Новые здания, которые строились в 18 веке, как водится, выполнены в стиле сицилийского барокко. Великолепный образчик этого стиля — Клятвенная Лоджия (Giuratoria) — находится здесь же, на соборной площади, сейчас в здании находится муниципалитет Ачиреале. Лоджия построена в 1640 году, реконструирована в восемнадцатом веке и примечательна прежде всего разнообразием маскеронов, богато украшающих консоли балконов.

Между Лоджией и Кафедральным собором находится второй по значимости храм Ачиреале — Базилика святых апостолов Петра и Павла. Базилика была построена в 1550 году и дважды меняла свой облик — во время реконструкций в 1608 и в 1741 году. В конце концов она приобрела нынешний неоготический вид.

Базилика святых апостолов Петра и Павла
Вид на Базилику святых апостолов Петра и Павла и Клятвенную лоджию

В общем, как вы уже поняли, в центре Ачиреале вокруг Пьяцца дель Дуомо сосредоточены почти все самые важные здания города, но и у самой площади есть собственная «фишка».

В 2009 году было произведено новое мощение площади, в которое архитекторы вложили всю свою душу, ну и, конечно, фантазию, плюс современные технологии, сложные геометрические расчёты и дорогие стройматериалы. Теперь это не просто мостовая, а великолепный образец современного искусства! И не просто брусчатка, а сложнейшая мозаика из мрамора и двух видов вулканических камней, с 3-D эффектом — попытка создать у нас под ногами иллюзию обращённого купола собора. Как если бы мы смотрели снизу вверх, находясь внутри храма. Общая площадь, которую покрывает рисунок «купола наизнанку» — 1600 квадратных метров. В самом центре мозаики выложен из гальки герб города Ачиреале, причем очень детально, в соответствии с геральдическими правилами.

Ачи-Ачи-Ачи…

Как большая поклонница современных инженерных идей в архитектуре, я считаю мозаику на Пьяцца дель Дуомо лучшим из всего увиденного в Ачиреале. Но это субъективно. В любом случае, эта инсталляция на мостовой занимает достойное место среди значимых исторических достопримечательностей города.

Осталось сказать ещё пару слов о том, почему в Ачиреале стоит заехать не на денёк, как мы, а задержаться чуть дольше. Во-первых, потому, что это один из лучших термальных курортов Сицилии. Начиная с 1873 года, когда в городе был открыт первый СПА-центр Santa Venera и СПА-отель Grand Hotel Des Bains, Ачиреале стал основным курортом провинции Ното.

Ачи-Ачи-Ачи…

Во-вторых, в городе проводится много красочных праздников. Это и фестиваль святого Себастьяна, и фестиваль святой Венеры — покровительницы города. Главное же событие происходит в феврале, когда в Ачиреале устраивается масштабный карнавал, известный далеко за пределами Сицилии.