Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была вчера 16:43

Республика Алтай — Россия Июнь 2021

Не прошло и месяца Не успели мы прийти в себя после теплоходного круиза и прогулок по Самаре, как уже отправились в следующее путешествие – автобусный тур на Алтай. К слову сказать, бронировали тур, будучи уже в Перми в день посадки на теплоход. Правда, не сами, а подруга из турагентства. Вообще всё это путешествие можно охарактеризовать одной фразой – не приходя в сознание… Мало спали, мало ели, не успевали отойти от одних впечатлений, как уже накрывали другие. Вообще поездка получилась неоднозначной. Но в конечном итоге со знаком +. А по приезду домой, сразу окунулась в квартальные отчеты, как будто и не было никакого отдыха, а всё приснилось, не иначе… как сон об Алтае.

Сны об Алтае

Этот тур я смотрела еще в 2018 году, но тогда мама хотела по Золотому кольцу сильнее, чем я на Алтай. И вот в 2021 я вспомнила про него. Посмотрела даты - под отпуск мужа вписывались идеально, а у меня были отгулы + 3 дня праздников. Были опасения, что муж не согласиться на автобусный тур. но, видимо, за давностью все-таки больше 8 лет прошло из памяти стерлись воспоминания о нашем путешествии в Чехию, через Польшу, Белоруссию, Москву, Екатеринбург:))  И каким-то не постижимым мне образом, удалось его очень легко убедить. До сих пор не может ответить, как он согласился на ночные переезды на автобусе! Меня же в туре все устраивало: 1. цена 24 тысячи с копейками и это с экскурсионной программой, завтраками и с дорогой из Екатеринбурга; 2. место проживания база «Синегорье» (фотографии и отзывы в сети порадовали); 3. программа тура.

А она была разнообразной… До места, т.е. до Алтая добирались автобусом. Он стартовал из Татарстана (основная часть тургруппы была оттуда), через Пермь (в ней сели гид и компания из нескольких человек), Екатеринбург (маленькая группа из 6-5 человек, в том числе и мы) и Тюмень (в которой село всего 2).

Жить предстояло на базе в Чемальском районе на берегу Катуни, в котором расположено несметное количество всевозможных кэмпингов и баз отдыха на любой вкус и кошелек. Этот район является очень привлекательным для туристов, этому способствуют: благоприятные климатические условия (мягкий климат); привлекательные горные ландшафты; богатство уникальных природных и археологических памятников. В этом мы убедились в первые дни своего пребывания на Алтае: прикоснулись к истокам христианства на острове Патмос,

Сны об Алтае

поднялись на гору Притор, что возвышалась рядом с нашей базой,

Сны об Алтае

посетили ущелье Че-Чкыш и побывали на нескольких смотровых площадках с видом на долину реки Катунь.

Сны об Алтае

Пейзажи, открывающиеся с них, были просто крышесносными, что хотелось кричать от восторга!

Сны об Алтае

И это еще не всё! Не только Чемальский район хорош своими пейзажами, на Алтае их на каждом шагу, куда ни глянь – красивый пейзаж. Это незабываемая по красоте страна величественных гор, которая уже более века притягивает к себе путешественников, ученых, туристов, альпинистов, художников, фотографов, а также паломников, потому что многие здешние горы являются местными святынями. Это край нетронутой дикой природы!

Здесь расположены довольно большие пространства, которые не были тронуты цивилизацией и людьми, причем буквально в нескольких шагах от главной автомобильной магистрали Горного Алтая, а именно Чуйского тракта и поэтому легко можно на себе ощутить саму первозданность природы.

Сны об Алтае

Кстати, такое авторитетное издание, как журнал National Geographiс  поставило Чуйский тракт на пятое место из десяти самых красивых дорог мира. Это единственная дорога России, которая представлена в этом авторитетном международном рейтинге.

Во время тура мы несколько раз проезжали через Семинский перевал,

Сны об Алтае

в последний день доехали до перевала Чике-Таман и провели свободное время на смотровой площадке с завораживающими видами.

Горный перевал Чике-Таман, один из самых «серпантинных» и живописных перевалов Горного Алтая. Побывали на слияния рек «Чуя и Катунь», где в крупнейшую реку на Алтае, в бирюзовую Катунь впадает река Чуя, которая несет на встречу бирюзовой Катуни мутные воды с ледников.

Сны об Алтае

Добрались до очень фотогеничного Гейзерова озера. Интернет про него говорит следующее: «Это небольшое термальное озеро около 30 метров диаметре, в центре которого бьют источники, формирующие причудливый рисунок на дне, благодаря которому озеро выглядит очень живописно и впечатляюще. Благодаря голубоватой глине на дне, посередине озеро имеет уникальный бирюзовый цвет с овальными круглыми разводами. Они формируются под воздействием гейзерных извержений, поднимающих то, что находится на дне, на поверхность». На самом-то деле лужа, лужей! Гейзер – один бульк в час, но вот про «причудливый рисунок на дне» И про «живописно и впечатляюще» интернет не врет, на фотографиях оно и правда смотрится очень ярко и красиво.

Были в этом туре: и водопады, и древние (и не очень) петроглифы, горы, перевалы, родники, царские курганы, менгиры…

Экскурсия по национальный каракольскому парку «Уч-Энмек» познакомила со следами  древних культур: афанасьевской (3 тыс. лет до н.э.), каракольской (1,5 лет до н.э.), скифской (VIII — IV века до н.э.), тюркской (VI-VIII века н.э.). Это каменные стелы, курганы, балбалы, наскальные рисунки, которые когда-то являлись своеобразными алтарями и храмами под открытым небом.

Алтайцы - один из коренных народов России и, на самом деле, под этим названием объединяют представителей большого количества небольших этнических групп, населявших и населяющих в настоящее время территорию Горного Алтая. Алтайцы максимально сохранили свои традиции, обычаи, обряды, язык, духовно-нравственные и экологические ценности. Объединяет всех алтайцев одно - ключевым объектом поклонения и почитания для них является сам Алтай и все проявления его природы. Именно это является столпом культуры алтайцев. Этнический колорит присутствует в повседневной жизни, в материальной и духовной культуре. Кто же может познакомить с различными аспектами этой культуры? Конечно же, носитель этой культуры! Знакомьтесь – наш гид Виктория,

Сны об Алтае

коренная алтайка, которая стала нашим проводником в этот интересный и многообразный мир своего народа. Если честно, то я была от нее под впечатлением! Столько всего интересного про жизнь, язык, обычаи, верования от нее мы узнали, что в голову просто не помещалось! Посещение в один из дней Краеведческого музея им. А. В. Анохина объединило эти рассказы в единое целое.

Музыкальные традиции алтайцев, их песенная культура уходят корнями далеко в древность. Их песни - сказания о подвигах, целые жизненные истории. Исполняются они посредством горлового пения Кай. И делают это специальные люди – «кайчи». Они используют технику горлового пения, нередко сопровождая пение игрой на музыкальных инструментах. В один из дней мы познакомились, пообщались и, конечно же, послушали исполнение такого кайчи.

Сны об Алтае

А в «Деревне мастеров Аскат» познакомились с национальными музыкальными  инструментами.

Не обошлось и без дегустации. Познакомились с кухней алтайцев, которая зависела от образа жизни. Больше всего поражает разнообразие кисломолочных продуктов алтайцев, причем изготавливались они из кобыльего молока. Это и творог (аарчи), и сметана (каймак), и сыр (курут). Из молока делали даже крепкий (около 30 градусов) самогон (араки). Все это мы попробовали во время национального обеда и не только это, а еще кровяную колбасу – канн и прочие мясные блюда. В конце заели десертом боорсок и запили алтайским травяным чаем.

И если вы меня спросите, как лучше ехать на Алтай впервые – я однозначно отвечу – туром! Он дает цельное представление об этом интереснейшем регионе, о людях, проживающих на его территории, обычаях, верованиях, кухне, культуре и т.д. И программа выстроена таким образом, что охватывает эти многочисленные аспекты. Но, иногда, глядя на тайминг, все же, возникало ощущение, что ее составляли люди, просто тупо смотря в карту на расстояния между пунктами программы, не удосужившись поинтересоваться состоянием дорог, и за сколько эти расстояния преодолевают другие.

Сны об Алтае

Вообще у этого туроператора хорошие программы туров, гостиницы, замечательные профессиональные гиды и бюджетные цены, но есть косяки в организации, с которыми уже приходилось сталкиваться. Это была уже третья поездка. Ездила с ними в Карелию. Привезла оттуда яркие впечатления, в первую очередь, благодаря нашему гиду Илье. И негативные от обратной дороги и испорченном дне рождения. Спасибо «профессионализму» водителей. После был тур по Золотому кольцу в сравнении с карельским, он был организован идеально, но и тут не обошлось без мелочей. Но это так придирки. В этот раз я была готова к опозданию автобусу. Забегая вперед, скажу, что так и случилось. В Екатеринбург из Перми прибыл позже назначенного времени часа на 1,5 из-за ремонта дорог. Но вот такого косяка я не ожидала…

За два дня до выезда туроператор сообщил о замене объекта размещения вместо базы «Синегорье» - «Берель». Еще не читая отзывы в сети, я огорчилась, т.к. база «Синегорье» меня устраивала, но в автобусных турах оператор может менять и программу, и место размещения тургруппы. Но тогда пишут несколько объектов размещения в программе тура, и до конца не знаешь наверняка, в какую из гостиниц тебя заселят. Но здесь туроператор просто взял и поменял типа на те же условия (туалет, душ, завтрак и т.д.). Причем на сайте информация еще висела старая, даже после нашего возвращения. А прочитав отзывы в сети, я пришла в ужас, не найдя ни одного положительного. Но, всё же, не отказалась от поездки, т.к. настроились уже ехать.

Сны об Алтае

В программе тура было предусмотрено свободное время, которое предлагалось заполнить активностями, не входящими в программу. Так в первый день сразу же по приезду, предлагались экскурсии в Сад пионов или рафтинг. А в предпоследний день – экскурсия к Каракольским озерам на внедорожниках или к Телецкому озеру с заездом в Горно-Алтайск с посещением Краеведческого музея им. А. В. Анохина. На Телецкое озеро я была изначально настроена ехать. А вот с первым днем сомневалась, склонялась ничего не брать, а отдохнуть с дороги. Принять решение о дополнительных экскурсиях необходимо было еще в автобусе по дороге на Алтай. На одной из стоянок на перекус в придорожном кафе наш гид Антон показал нескольким туристам видео со сплава. Это было эпично: волны захлестывают рафт, то слева, то справа, все мокрые и усиленно гребут, море воды, фонтаны брызг и в один прекрасный момент на очередном пороге Антона выкидывает из рафта, но его успевают поймать за ноги и втащить обратно. Я тоже увидела это видео. И первая мысль – ужас! Я на такое не согласна! Вода в Катуни +10 градусов. Но весь этот экстрим проходил на фоне такого красивого пейзажа! Что я, человек, которому в детстве снился регулярно страшный сон, что тонет в реке… немного подумав… согласилась! Если уж и тонуть, то в красивом месте, в хорошей компании и с профессиональным симпатичным инструктором в надежде, что спасет! И самое главное, я не пожалела о своем решении ни разу!

Но, не буду забегать вперед… Хотя, нет скажу, что сейчас бы не взяла экскурсию на Телецкое озеро. Т.к. полуторочасовая прогулка по озеру и созерцание пары водопадов не стоили такой тяжелой дороги. Уж если ехать, то по пути и с ночевкой на озере, т.к. оно расположено среди гор, очень красивое и популярное у туристов. А наслаждаться красотой лучше не спеша. К тому же оно включено в число объектов всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, а это уже много значит. А вот мотаться ради галочки напротив пункта «была на Телецком озере» по алтайскому бездорожью туда обратно явно не стоило.

Несмотря на косяки в организации и ужасные от этого первые впечатления, поездка на Алтай запомнилась, благодаря уникальной природе, красивейшим высоким горам и бурным рекам... Алтай – это место силы, здесь наполняешься энергией природы! И это место, куда бы я однозначно хотела вернуться!