Турист Юрий Юганов (qzen72)
Юрий Юганов
был 28 января 23:38

Зарайск — Россия Январь 2022

Цикл материалов "Большая Засечная черта"

1. Большая Засечная черта. Зарайск

Что же такое Большая засечная черта?

XVI век — эпоха крымских и татарских набегов на Русь. Ожесточенные сражения, разрушения, военные походы…

И вот, во времена Ивана Грозного, началось возведение многокилометровой оборонительной линии из лесных завалов, частоколов, волчьих ям и крепостей. Строительство Большой Засечной черты. Она протянулась на многие сотни километров. От Брянских лесов до Переславля-Рязанского. Оборонительные сооружения создавались из лесных завалов-засек, чередовавшихся с частоколами, надолбами, земляными валами и рвами в безлесных промежутках. Глубина полосы засек местами достигала 20–30 км.

Для создания засек деревья рубились или засекались (отсюда и названием — засеки) на высоте человеческого роста. Рубили по определенным правилам — с пня дерево не валилось, корень оставался лежать на пне. Валили деревья в сторону возможного нападения врага. Таким образом, создавая непроходимые лесные участки. В состав засечной черты, конечно же, входили и города-крепости. Вот по некоторым городам я и отправляюсь в путешествие на новогодние каникулы.

И первый город на моем пути — Зарайск. Для поездки на общественном транспорте он не совсем удобен, ибо лежит чуть в стороне от трассы Москва-Рязань. Около двадцати километров нужно проехать в сторону от главной дороги. Железная дорога сюда тоже не заворачивает.

На прямой автобус до Зарайска я увы опоздал. А ведь приехал с большим запасом на автовокзал в Котельниках, прочитав, что автобус в Зарайск уходит именно с этого вокзала. Выйдя из метро, естественно пошел к зданию вокзала и площадке, где кучкуются пригородные автобусы. Обойдя площадку по кругу, транспортного средства с надписью Зарайск не обнаружил. Были автобусы разные — и в Липецк, и в Рязань, и в Люберцы и другие областные городки. Зарайска не было. А время тикает. Зашел в кассу узнать, где же мой автобус. Оказывается, что отправляется он с другой площадки, которая находится в 700 метрах южнее. И как об этом было догадаться? Пока я скакал по сугробам и искал место отправления, то мой автобус того, тю-тю. А следующий только часа через 1,5–2. А это меня не устраивает. Рушится весь план на день. Мне же еще потом до Рязани добираться нужно.

Там где нужно сворачивать с трассы в сторону Зарайска находится город Луховицы и автобус до него уже готов к отправлению. Заскакиваю в него, по дороге разберусь, как ехать дальше. А дальше оказалось не сложно. Через полчаса подходит маршрутка Коломна — Зарайск и вот я в старинном городе. Всего минут на 40 позже чем планировал.

И так, Зарайск. Маленький и очень старинный русский город. Впервые в летописях город упоминается в 1146 году. Стоит он на реке с волшебным названием Осётр. А еще недалеко от Зарайска протекает речушка Осётрик. Просто чудесно.

А еще в Зарайске — самый маленький Кремль в России. Его площадь всего 2,3 гектара, протяженность стен — 648 метров.

Никольские ворота Кремля.

Некрополь князя Федора и Евпраксии.

Большая Засечная черта. Зарайск

В 1237 году приближалось к Рязани войско Батыя. Князь Рязани Юрий послал своего сына Федора с дарами и просьбой не разорять Рязанскую землю. Пообещал Батый не ходить с войной на Рязань, а в замен потребовал дочерей князя к себе. Отказал Федор Батыю и был убит. Узнав о гибели мужа Евпраксия с малолетним сыном бросилась из терема на землю и разбилась.

Территория Кремля действительно маленькая.

Иоано-Предтечинский собор.

Никольский собор.

Большая Засечная черта. Зарайск

Зашел в Зарайский краевой музей. Располагается он в двухэтажном здании где ранее размещалось духовое училище. Не очень понимаю такого типа музеи. Этакий набор оружия, мебели и посуды из дворянских усадеб Зарайского уезда. Сборная солянка. Все что нашли красивого в области — все собрано здесь.

Больше всего понравилась ажурная металлическая лестница.

Большая Засечная черта. Зарайск

Особого внимания, правда, заслуживает археологическая выставка. Прямо в центре Зарайска в 1980году мыла обнаружена стоянка древнего человека. Зарайская стоянка- поселение существовавшее здесь 21тысячу лет назад. Предметы, найденные при раскопках, собраны в музее.

Обхожу кремль вокруг.

Памятник Дмитрию Пожарскому. Он был назначен воеводой в Зарайск в 1610 году. И при нем Зарайск так и не присягнул «Тушинскому вору» и взят смутьянами не был.

Большая Засечная черта. Зарайск

Теперь погуляем по самому городу. Автовокзал в бывших торговых рядах.

Большая Засечная черта. Зарайск

Много зданий в плачевном виде. Город слишком маленький. Денег не много.

Но много и отлично сохранившихся домов

Ильинская церковь.

Водонапорная башня. Почему-то везде в интернете написано, что залезть на нее можно только в первой половине дня. Оказалось, что нет, это не так. Сидит дядечка в маске, собирает денюжку.

Большая Засечная черта. Зарайск

Такой лестницы я в своей жизни еще не видел. Чтобы выйти на каждый следующий уровень, мне приходилось вставать практически на колени, и все равно рюкзак цеплялся за потолок.

Большая Засечная черта. Зарайск

Зато с верху открываются отличные виды на Зарайск.

Троицкая церковь. Очень красиво подсвечивается вечером.

Большая Засечная черта. Зарайск

Обязательное фото местного Ильича.

Дом-музей скульптора Голубкиной.

Улицы Зарайска

Большая Засечная черта. Зарайск

Перед отъездом из города отведал знаменитую Зарайскую коврижка. Вкусная.

Зарайск заслуживает большего времени, чем я смог ему уделить. А летом, наверное, и подавно.

До Рязани около 70 километров. И в 18–30 уже в городе. Автовокзал расположен далековато до центра города. На троллейбусе до моего отеля ехать около 40 минут. Следующий город Большой Засечной черты, про который пойдет речь — Переславль-Рязанский.

Продолжение следует…

Цикл материалов "Большая Засечная черта"