Турист vladka
vladka
был 2 мая 11:48

Хабаровск — Россия Июнь 2020

Итак, время действия — пандемийный 2020-й год. Закрытые границы. А значит, планам встретить свой День рождения где-то в ближнем зарубежье сбыться никак не удастся. Но выехать куда-то хочется очень, и возникает спасительная мысль: почему бы не в Хабаровск? Хотя он и недалеко совсем от Владивостока расположен, но все же принципиально другой, да и не была я там уже давно. Тем более, что и осуществить такую поездку из Владивостока проще простого: ночь в поезде и ты просыпаешься уже в несколько другом измерении.

Хабаровск на День рождения

Но какое же путешествие, пусть и короткое, без плана? Он у меня, конечно, был. В первую очередь мне хотелось познакомиться с хабаровскими парками, особенно с теми, где до этого не бывала, а также прогуляться по полюбившимся прежде местам Хабаровска. Первым из запланированных таким образом мест был парк Северный, который сравнительно недавно был устроен в одноименном городском районе на месте бывшего пустыря. Добраться туда весьма просто: от ж/д вокзала — на автобусных маршрутках, или на трамвае № 5, остановка которого расположена неподалеку.

В парке — обширные прогулочные зоны, живописные пруды, Дворец бракосочетаний необычного обличья, архитектурные формы, имитирующие старинные образцы, спортивные площадки для детей и взрослых.

Хабаровск на День рождения

Есть там и объекты характера совсем не развлекательного. Это здание церкви Серафима Соровского (2008 г.) и его службы.

Хабаровск на День рождения

Нагулявшись по дорожкам Северного парка я вернулась к началу маршрута, пересела там на трамвай № 1 (№ 2 также подошел бы) и на нем доехала до парка Гагарина в Индустриальном районе Хабаровска. Парк был открыт для жителей района и ими же создавался. А имя первого космонавта он получил после визита Гагарина в Хабаровск в 1962 г. Кстати, в парке растет лиственница, посаженная когда-то там самим Юрием Алексеевичем.

Еще одна достопримечательность этого места — Хабаровский государственный цирк, открывший свои двери в 2001 г.

Хабаровск на День рождения

Кстати, по дороге к парку Гагарина находится и старейший на ДВ страны Дендрарий. Первые его посадки относятся еще к концу позапрошлого века. Долгие годы Дендрарий принадлежал ДВ-му институту лесного хозяйства, сегодня это филиал парка им. Муравьева-Амурского.

Но мой путь лежал к Уссурийскому бульвару. По дороге я заглянула на параллельную ему ул. Ленина, где расположен городской музей.

Хабаровск на День рождения

ул. Ленина, одна из центральных в Хабаровске, при этом совсем не шумная, зеленая и какая-то уютная. Застроена в основном добротными сталинками, но встречаются там здания и более поздней, и более ранней постройки.

Уссурийский же бульвар начинается рядом с Платинум Ареной (самым крупным спорт-комплексом Хабаровска), Хабаровскими городскими прудами. Они были устроены в 1983 г., когда город отмечал свое 125-летие, в 2011-м их реконструировали.

Хабаровск на День рождения

Тогда же появились рядом с прудами фигурки героев всем известных мультфильмов.

Хабаровск на День рождения

К территории прудов примыкает обширная парковая зона, в которой расположились стадион Динамо и Хабаровский краевой музыкальный театр (ближе к ул. Муравьева-Амурского).

Далее Уссурийский бульвар широкой зеленой полосою устремляется к берегу Амура, по дороге в него вливаются улочки со зданиями разной стилистики и времени постройки.

Хабаровск на День рождения

Последняя из таких улочек — Тургенева. Если свернуть по ней налево, то выйдешь к площади Славы (перекресток ул. Тургенева и ул. Ленина). На площади — мемориал в честь ВОВ, возведенный в 1975 г. и Спасо-Преображенский (2003 г.п.) кафедральный собор.

Заканчивается Уссурийский бульвар меориалом, возведенным в честь дальневосточных героев-пограничников.

Хабаровск на День рождения

За ним, вдоль амурского берега, протянулась самая известная в городе набережная — им. Невельского. В начале набережной — яркие автоматы с газированной водой (вкус, знакомый с детства, очень порадовал).

К набережной примыкает территория парка им. Муравьева-Амурского, через которую можно подняться к Комсомольской площади. Вознесенные на пятидесятиметровую высоту кресты расположенного на площади Успенского собора заметны и на берегу Амура.

Хабаровск на День рождения

Набережная же протянулась еще дальше. Она минует знаменитый Амурский утес и заканчивается у причальной стенки речного порта.

Хабаровск на День рождения

Напротив — спорткомплекс с открытым бассейном на крыше.

Хабаровск на День рождения

Рядом с ним начинается территория городского парка, в котором неподалеку друг от друга расположились стадион им. Ленина, зеленые зоны, парк развлечений, часовенка и много других объектов, разновременных и разноплановых. Есть в этом какая-то наивная прелесть. Кстати, территория парка со всеми этими объектами признана памятником истории города Хабаровск.

Хабаровск на День рождения

По этой лестнице, наверху которой — колонны с изображением значков ГТО, с территории парка можно подняться к Комсомольской площади.

Но в мои планы входило еще и прогуляться по парку им. Муравьева-Амурского. Основные достопримечательности парка сосредоточены на сравнительно небольшом участке примерно от Амурского утеса до ул. Шевченко. Так выглядит Амурский утес со стороны парка.

Хабаровск на День рождения

С его видовой площадки открывается широкий вид на Амурские дали. А также - на центрально-городские достопримечательности: золотые купола Спасо-Преображенского собора прямо по курсу, ближе и левее - синий шатер Успенского собора и куполообразная крыша здания Хабаровского художественного музея.

Рядом — памятник восточно-сибирскому губернатору Муравьеву-Амурскому, «владетелю пол-России», как его когда-то называли.

Хабаровск на День рождения

Неподалеку от этого места — Хабаровский краеведческий музей им. Гродекова.

ДВ-ный художественный музей.

Хабаровск на День рождения

На ул. Шевченко — музей истории ДВ-го военного округа.

Краевая филармония, Хабаровский археологический музей им. Окладникова также находятся совсем рядом. Для любознательного путешественника такое близкое расположение множества культурных объектов — настоящий подарок. А то, что они находятся в исторических постройках, однозначно прибавляет им привлекательности.

От улицы Шевченко Комсомольская площадь находится буквально в двух шагах.

Если стоять на площади спиной к р. Амур, то слева вы увидете Успенский собор, возведенный на месте прежде разрушенного, небольшую церковь Иннокентия Иркутского в исторической постройке и площадь с мемориалом Хабаровск — город воинской славы. За нею — еще одна, недавно обустроенная парковая зона.

Хабаровск на День рождения

А прямо — памятник героям Гражданской войны на ДВ и начало ул. Муравьева-Амурского (бывш. Хабаровской, затем Большой).

Хабаровск на День рождения

Ул. Муравьева-Амурского — самая живописная, презентабельная, историчная улица Хабаровска. На ней расположилось множество архитектурных памятников самых разных стилей. Кирпичный, псевдо-русский, ориентальный, модерн, — чего здесь только нет!

Хабаровск на День рождения

Есть свои архитектурные жемчужинки и на улочках, которые пересекают ул. Муравьева-Амурского.

Хабаровск на День рождения

Некоторые из них сбегают особенно круто. Невольно вспоминается хабаровская присказка: «три горы, две дыры». Так когда-то говорили о хабаровских возвышенностях (по ним проложены ул. Серышева, Муравьев-Амурского и Ленина) и глубоких долинах речушек между ними (где сейчас устроены Амурский и Уссурийскй бульвары).

Кстати, в строй домов по ул. Муравьева-Амурского удачно вписываются и конструктивные постройки 1920-30-х годов.

Хабаровск на День рождения

И здания в духе монументального советского классицизма.

Ул. Муравьева-Амурского заканчивается у пл. Ленина (бывш. Николаевская, Сталина), одной из десяти самых больших в стране, знаменитой своим размахом и фонтанами.

Хабаровск на День рождения

Оттуда недалеко и до площади ж/д вокзала, по дороге к которому удивила вот эта старая постройка своей необычной отделкой. Что бы там могло прежде быть?

Мой день в Хабаровске подходил к концу. На последок подумалось: хорошо, что рядом есть город, который можно себе подарить на День рождения.

Хабаровск на День рождения

Для тех же, кто в Хабаровске еще не бывал, хочется пожелать, чтобы этот красивый, зеленый, уютный дальневосточный город с богатой историей обязательно стал местом остановки в Вашем путешествии по стране.