Турист Юрий Юганов (qzen72)
Юрий Юганов
был 28 января 23:38

Волгоград — Россия Июль 2021

Цикл материалов "Волгоград"

1. Город-герой Сталинград. Июль 2021. Часть 1 — Героическая
  2. Город-герой Сталинград. Июль 2021. Часть 2 — Историческая. Сарепта
  3. Город-герой Сталинград. Июль 2021. Часть 3 — Современная

Да, да именно так. Сталинград!!!

Да, я знаю, что звание героя городу было присвоено в 1965года, а переименование случилось в 1961 году. Но еще 1 мая 1945года это звание прозвучало из уст главнокомандующего.

Но дело даже не в этом. Совсем не в этом. Именно Сталинград. Это на ощущениях. Попробую объяснить. Находясь в городе, постоянно чувствуешь дыхание прошедшей войны. Здесь нельзя ни на минуту забыть тех днях, о том, что город пережил в 1942–1943 годах. Каждый квадратный метр территории города напоминает об этом. Сам воздух в городе наполнен флюидами, не позволяющими ни на минуту забыть о его героическом прошлом. И поэтому, именно Сталинград-город герой! Именно под таким названием город принял бой и под этим названием победил. Немного странно звучало бы Санкт-Петербург — город герой. Согласитесь.

Может быть, немного пафосно прозвучало, но именно так я чувствую и только укрепился в своих ощущениях после посещения Волгограда. Этот город обязателен к посещению всеми россиянами. Для сохранения памяти о той войне. У нас много городов, памятников, музеев посвященных Второй Мировой Войне, но именно в Волгограде наиболее остро чувствуется ужас тех военных дней, а так же гордость за людей, победивших в той страшной войне. Гордость за свою страну.

Волгоград, Брест и Санкт-Петербург… Города-памятники той ужасной войне.

Так получилось, что, не успев вернуться из вояжа по Уралу и Сибири, ровно через сутки еду в Волгоград. И это сначала немного напрягало. Две недели интенсивного путешествия отняло достаточно много сил. И отправляться снова в путь не очень хотелось. Хотелось ничегонеделанья и боковаляния. Но что же поделаешь, если билеты куплены полгода назад на распродаже.

Да и настрой на Волгоград был еще с прошлой осени, когда поездку пришлось отменить за шесть часов до самолета. Тогда заболела жена, а в нынешнее время любая простуда с температурой и покашливанием воспринимается очень остро.

Не пропадать же второй раз билетам. Поэтому волю в кулак и вперед. В аэропорт. Самолет улетает по расписанию. Уже хорошо. А то что-то насиделся в аэропортах уже. Рейс в 23–15, и уже в 1–30 мы в Волгограде. Аэропорт находится за городом и общественный транспорт в это время уже не ходит. Такси единственный выход. Ага, как бы не так. Все оказалось почему-то совсем не просто.

Выходим на площадь перед аэропортом и пытаемся вызвать Яндекс такси и параллельно Убер. «Скоро к вам приедет ближайшее такси. Ожидайте». Ага… приедет. Проходит 10 минут, 15 минут …. И ни-че-го!!! А пассажиры нашего рейса потихоньку разъезжаются. И подъезжают к ним машины с надписью Яндекс, Uber. А к нам никто не едет. Увы. Вот это как? Когда и как они все вызвали такси? В самолете еще что-ли? Подошел бомбила — 750 рублей до города. Но у нас еще теплится надежда. Отказываемся. Рейс наш был последний. В аэропорту гасят свет и закрывают его на амбарный замок. И вот на площади остается 5 человек. И тут случается чудо. Даже так — ЧУДО!!! Просыпается Яндекс: 'Ожидайте, машина приедет через 15 минут'. Такса до города у знакомого уже бомбилы поднимается уже до 1200. Но наша машинка потихоньку приближается, и мы отказываемся. И вот на площади мы остаемся в гордом одиночестве. Сзади темный вокзал, впереди неосвещенная дорога уходит куда-то в поля. До города около 15 км. Что бы делали, если бы наш водитель не доехал понятия не имею.

Что это было с вызовом такси, я так и не понял. Понятно, что ехать ночью в аэропорт из города такси пришлось бы пустому и потом занедорого везти клиентов в город. Этого никто не хочет. Но ведь остальные-то как-то уезжали. Машины подходили одна за другой. А к нам никто не ехал и не ехал. Почему?

Отель у нас в самом центре. «Старый Сталинград». Отличный отель. И персонал, и завтраки на уровне. Замечательная стилизация, что бы название оправдывало себя. Старый Сталинград

Город-герой Сталинград. Июль 2021. Часть 1 — Героическая

В соседнем здании находится музей Память.

Сюда-то мы и отправляемся с утра. В этом здании, в этих подвалах была подписана капитуляция армии Паулюса. 31 января 1943года. Переговоры о капитуляции со стороны Германии вел генерал Роске — командующий Южной группой войск. Паулюс хотел как можно меньше иметь отношение к капитуляции немецкой армии. Буквально накануне Гитлер присвоил ему звание фельдмаршала, что было явным намеком на самоубийство. Ведь до этого ни один немецкий фельдмаршал не был взят в плен. Так же Паулюс отказался дать приказ о сдаче Северной группе, мотивируя тем, что он военнопленный и все немецкие офицеры подчиняются уже не ему, а лично Гитлеру. Бои продолжались еще два дня. 2 февраля сопротивление Северной группы войск было подавлено. Битва за Сталинград закончилась.

Город-герой Сталинград. Июль 2021. Часть 1 — Героическая

Далее едем на Мамаев курган. Туда мы отправляемся на еще одной достопримечательности города. На трамвае. Ха, скажете вы, на трамвае. Что же тут необычного? Дело в том, что часть маршрута трамваев проходит под землей. Этакий небольшой кусочек метро прямо в центре Волгограда.

Что интересно еще. Две станции в центре города имеют островные платформы, поэтому туннели пришлось делать скрещивающимися. Очень необычная организация движения.

Трамвайные линии проходят под проспектом Ленина. Изначально в городе планировали построить метро. Волгоград сильно вытянут вдоль Волги. Его протяженность около 80 километров. И метро решало бы транспортную проблему города. Но одна небольшая проблема не позволила осуществиться этому плану. В тот момент, в середине 60-х, в городе проживало 800 тыс человек, а для строительства метро город должен был быть миллионником. От проекта полностью не отказались, и в Волгограде появился подземный трамвай — метротрам. Этот маршрут входит в 12 самых уникальных трамвайных маршрутов в мире, наравне с трамваями Гонконга и Иерусалима, Линца и Токио, Мельбурна и Лиссабона. Стоимость проезда всего 25 рублей.

Город-герой Сталинград. Июль 2021. Часть 1 — Героическая

Небольшая поездка и вот мы у Мамаева кургана. Места, которое известно каждому россиянину. Именно здесь проходили самые кровавые и тяжелые бои во время Сталинградской битвы.

Высота 102…. Она возвышалась над всем городом и с нее хорошо просматривались переправы, промышленные объекты, железнодорожный вокзал, речной порт, а также Волга и Заволжье, где располагались в те дни резервы, штабы и госпитали наших войск. Бывали дни, когда высота за один день переходила из рук в руки. Теперь здесь Мемориальный комплекс.

Его автор Евгений Вучетич. Известная его работа — Воин-освободитель в Берлине. С еще одним творением Вучетича мы познакомимся здесь же, в Волгограде. Но об этом чуть позже. А пока познакомимся с мемориалом на Мамаевом кургане. Поднимаемся по длинной лестнице. На ней можно прочитать надпись — За нашу советскую Родину! СССР!

Город-герой Сталинград. Июль 2021. Часть 1 — Героическая

Длинная аллея пирамидальных тополей.

Площадь Стоявших насмерть.

Город-герой Сталинград. Июль 2021. Часть 1 — Героическая

Воин-богатырь, поднимающийся из Волги. Стоять насмерть. Ни шагу назад. Солдаты, защитники города намертво вросли в волжскую землю, защищая город.

Стены руины. Руины разрушенного, но не сдавшегося города. Проходя между ними, слышишь военные марши и песни военной поры, звучат сводки Совинформборо.

Вообще, гуляя по Волгограду, в голове постоянно звучат военные песни. Вставай, страна, огромная, Прощание Славянки, Землянка. И невозможно это прекратить. Город не позволяет.

Площадь Героев. Опять мы видим Волгу.

На ее берегу защитники Мамаева кургана.

Скорбящая мать.

Зал воинской славы

Главный монумент мемориала. Родина-мать зовет.

Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8тыс. тонн. С фундаментом она не связана. Стоит за счет своей тяжести.

За курганом находится небольшой музей. Музей Сталина.

Город-герой Сталинград. Июль 2021. Часть 1 — Героическая

Когда мы были в Грузии на родине главнокомандующего, то в Гори мы зашли в музей посвященный Сталину. В Волгограде музей небольшой и экспонатов гораздо меньше, чем в Гори. Но от этого он не становится менее интересным.

Выходим на площади Ленина

Город-герой Сталинград. Июль 2021. Часть 1 — Героическая

и спускаемся к Волге. Легенданрый дом Павлова.

В этом доме 58 дней держала оборону группа советских солдат. Обороной командовал старший лейтенант Афанасьев. Павлов же мыл командиром штурмовой группы, которая захватила дом.

Рядом находятся руины мельницы Гергардта. Здание начала 20 века. Мельница, принадлежавшая поволжскому немцу Александру Гергардту, имела собственную котельную, генератор. Вниз к причалу вела железнодорожная ветка. Вместе с домом Павлова мальница стала опорным пунктом обороны города.

Город-герой Сталинград. Июль 2021. Часть 1 — Героическая

После войны было решено не восстанавливать здание. Очень наглядное ныне напоминание людям об ужасах войны.

В 1982 году была открыта панорама Сталинградская битва.

Комплекс сооружен на историческом месте высадки в сентябре 1942 г. 13-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора А. И. Родимцев. На первом этаже здания находится музей повященный Сталинградской битве. Огромный макет Сталинграда. А наверху непосредственно панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом».

Спуститься к мемориальной Стене Родимцева не удалось. Идет масштабная реконструкция набережной 62 Армии.

Город-герой Сталинград. Июль 2021. Часть 1 — Героическая

Гуляя вдоль набережной воспоминания о прошедшей войны не отпускают. Памятники Жукову, Чуйкову. Башни танков и самолет Су-2.

Центральная лестница набережной.

Город-герой Сталинград. Июль 2021. Часть 1 — Героическая

Место сбора и гуляний жителей и гостей города.

Здания сталинки и не только