Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 21:57
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Халонг — Вьетнам Май 2006

В мае 2006 года хороший друг предложил отправиться в тур по трём странам Азии: Вьетнам — Лаос — Камбоджа — Вьетнам. На ту пору такой тур уже был обкатан. Отчёты на сайтах появлялись в виде рассказов (без фотографи)й. Что, как и где? приходилось домысливать.

Первым на маршруте был Ханой. Не скажу, что город очень сильно понравился, но азиатский шарм определённо имеет. Впрочем, в двух словах про столицу не расскажешь. Ханой оставим на потом…

Во второй день пребывания, как и было запланировано, сопровождаемые гидом, мы отправились в Халонг. На территории Вьетнама 8 объектов ЮНЕСКО. Бухта Халонг под № 2. Статус присвоен в 1994 году.

Экскурсия в бухту Халонг

После раннего завтрака нас уже ждали гид и водитель. Бухта Халонг находится в Тонкинском заливе Южно-Китайского моря. От столицы 160 км. По нашим меркам это два часа езды. Увы, нет, путь занял 4 часа.

Во Вьетнаме народ предпочитает передвигаться на мотоциклах. Скоростных хайвеев практически нет. Дороги пролегают через посёлки, где на каждом шагу торговые развалы и придорожные лавки.

Дабы скрасить путь, гид предложил посетить швейную фабрику. По-русски он говорил неважнецки. Что за фабрика, объяснить не смог. Мы, в любом случае, согласились, и, как далее выяснилось, не прогадали.

Фабрика оказалась большим помещением, где молодые девчонки создавали на кусках материи удивительные шедевры. Тигры, слоны, горы, реки, водопады, рыбаки, море, драконы, национальные герои… Чего там только не было. Мы изучали картины минут пятнадцать, но так ничего и не купили.

Экскурсия в бухту Халонг

Что касается дороги, она тоже была интересной. Необычная и по азиатски колоритная, лучше любого музея она показывала, чем живёт страна.

Когда мимо проехал мотоциклист с тушей кабанчика, в буквальном смысле свисающего на асфальт, мы всей семьёй стали толкать друг-друга — смотри, смотри… Во Вьетнаме на мотоциклах перевозят такие грузы, что не в каждую машину поместятся.

Экскурсия в бухту Халонг

Известный блогер Сергей Василец в своей заметке Ханой-Халонг — сезон дождей о вьетнамских дорогах пишет следующее:

Порой можно наблюдать весьма забавные эпизоды — едут две молодых вьетнамки на мотобайке, а пассажирка кормит попкорном подругу за рулем.

Иногда на дороге исполняются уникальные цирковые номера: два мотобайка едут рядом, водитель одного мотобайка на ходу вытирает шлем соседнему водителю.

Мотобайк широко используется в качестве грузового транспорта, например, на нем можно везти такое количество шляп, что водитель практически скрывается за ними.

На заднем багажнике можно развесить вниз головой 2–3 десятка живых кур, и ехать с такой поклажей, но самую невероятную картину мы наблюдали, когда в переднем багажнике мотобайка немолодой ханоец перевозил здоровенный полированный гроб!

М-да, это Азия! В Европе подобное не увидишь…

Экскурсия в бухту Халонг

Город Халонг изначально обустроился на одноимённом острове, но далее разросся и перебрался на материк. Обе части соединены мостом. В прежние времена Халонг жил за счёт угольных шахт. В наше время на первый план вышел туризм.

Высадив нас в порту, гид куда-то ушёл и уже через пять минут предложил подняться на борт судна, оформленного в национальном стиле.

Экскурсия в бухту Халонг

Вместе с нами в круиз отправилась небольшая компания соотечественников из Владивостока. Кораблик оказался заполнен на треть, но никого больше капитан ждать не стал. Матрос поднял трап, и суетливый берег начал удаляться.

Сказать, что нас поразил Халонг, это означает — промолчать.

Восторг от бухты невозможно выразить словами!

Экскурсия в бухту Халонг

Более 3 тыс. скальных островов, живописно обросших зеленью и дополненных морем, завораживают любого, кто сюда приезжает.

Первое наше плавание оказалось коротким. Минут через 15 капитан пришвартовался на островке, где нам предстояло выйти и прогуляться.

Экскурсия в бухту Халонг

Отстучав ногами 90 ступенек, оказываемся у входа в пещеру. Прослушав небольшую лекцию о правилах поведения, заходим внутрь, где изучаем каменные сосульки, растущие как сверху (сталактиты) так и снизу (сталагмиты).

Пещера известна под французским названием Гроде Мервей (Пещера чудес). По её внутреннему пространству обустроен пешеходный маршрут с подсветкой. В переливающихся лучах прожектора одно и то же образование выглядит по разному, давая неисчерпаемые возможности для фантазии.

В 1288 году генерал Чан Хынг Дао остановил в бухте монголов, пытавшихся плыть по близлежащей реке Батьданг. Во время отлива в нужных местах он воткнул в дно стальные колья, на которые напоролись корабли монгольского хана Хубилая.

По заверению гида, колья хранились именно в этой пещере, а во время войны Вьетнама с США её наполняли склады с оружием.

С обзорной площадки открывается потрясающий вид на три соседних утёса.

Экскурсия в бухту Халонг

Удивительные места! Даже не верится, что столь романтическая бухта могла быть связана с войной…

А между тем, она стала местом нескольких сражений. Причудливый лабиринт скал три раза помог вьетнамской армии укротить пыл северных соседей.

Экскурсия в бухту Халонг

В конце XVIII века бухта служила убежищем для пиратов, с которыми китайские и вьетнамские власти не могли справиться.

С 1810 года корсары начали покидать бухту, выдавливаемые Британским флотом.

Экскурсия в бухту Халонг

Так получилось, что я впервые увидел бухту Халонг глазами художника Ильи Глазунова. В детстве я любил рассматривать книжку с его картинами.

В 1967 г. в самый разгар Вьетнамо-Американской войны Глазунов, в качестве корреспондента «Комсомольской правды», посетил Северный Вьетнам, где делал наброски.

На ту пору попасть в Ханой легче всего было морем. Вдалеке пылали зарницы взрывов и пожаров, озаряя бухту тревожным заревом. Художнику наверняка вспоминалось его военное детство. В результате появилась картина «Пробудившийся Восток» 1967 г.

Экскурсия в бухту Халонг

Впрочем, не стоит о грустном, когда созерцаешь вечное…

Творения природы это всегда совершенство!

Экскурсия в бухту Халонг

В переводе с одного из местных языков «Халонг» — «место, где дракон опустился в море».

Мифы и легенды про драконов в Юго-Восточной Азии встречаются часто, но здесь, глядя на торчащие из воды доломитовые и известняковые скалы, невольно думаешь: а может и правда огромный ящер спрятался под воду, оставив на поверхности гигантские шипы и позвонки?

Экскурсия в бухту Халонг

Согласно легенде, вьетнамский Горыныч сперва создал самый крупный остров Халонг. После хвостом доработал ландшафт суши, нырнул в море, но спрятаться целиком не сумел. И вот теперь торчат на поверхности его окаменевшие конечности.

Впереди скопление лодок. Капитан сбавляет ход, дабы мы могла посмотреть, что представляет собой рыбачий хутор — нагромождение нескольких плотов и лодок вокруг джонки.

Если в России народ старается приобрести земельный участок, то здесь покупают воду. Точнее, не саму воду, а определённое место в бухте.

Экскурсия в бухту Халонг

Ещё затемно рыбаки ставят сети, и уже ранним утром их посещают перекупщики. Что-то они продают, что-то оставляют себе, дабы вместе с фруктами и напитками, предложить туристам.

К бизнесу подключены мужья, жёны, дети. Процесс рыбалки и торговли безостановочный, и потому семьям приходится жить на воде.

Экскурсия в бухту Халонг

Как дырки при кариесе в скалистых образованиях чернеют гроты и пещеры.

В программу нашего мини-круиза входило посещение всего одной, но на самом деле их много.

Власти периодически открывают в бухте всё новые и новые достопримечательности, расширяются предложения по круизам.

Экскурсия в бухту Халонг

Мы были в Халонге одним днём, зато Ирина Дементьева приезжала на двое суток. На рассвете море и скалы выглядят потрясающе — Вспоминая Халонг.

Покружив среди островков, капитан нашёл тихий уголок, где встал на якорь, предложив желающим искупаться.

Экскурсия в бухту Халонг

Вода оказалась комфортной. Я с удовольствием освежился, долго плавал, устал и на борт поднялся при помощи верёвки.

Правда, отмечу, вьетнамцы, оформляя прогулочные суда, стараются как можно точней соблюсти традиции национального стиля. В прежние времена на борт поднимались именно по таким доскам.

Экскурсия в бухту Халонг

Вьетнамцы, для комфорта туристов, могли бы закупить ультрасовременных яхт и катеров… Но, думаю, в этом случае, бухта начала бы терять шарм.

Я не очень понял, что тут с погодой? Пишут, что май хорошее время для посещения, но нам слегка не повезло. Похожие на драконов тучи, накрыли бухту, и, опускались так низко, словно старались поднять из-под воды спрятавшегося товарища.

Экскурсия в бухту Халонг

Во второй половине чудища, слегка погремев далёкими раскатами, дождём так и не разродились, после смилостивились и решили уйти.

Небо прояснилось, отчего скалы предстали немного в другом ракурсе.

Экскурсия в бухту Халонг

В зависимости от угла зрения, от погоды и от времени суток каменистые островки меняют окраску.

Всё когда-то заканчивается, в том числе и наш круиз. Наполненные впечатлениями, возвращаемся в порт.

Экскурсия в бухту Халонг

На обратном пути гид завёз ещё на одну фабрику, теперь уже по изготовлению фарфоровой посуды и статуэток.

Не удержались, решили приобрести изумительных по точности изготовления старика со старухой.

Экскурсия в бухту Халонг

Нам предстояла куча перелётов. На одном из таковых, по настоянию бортпроводников, сумку со статуэткой я сдал-таки в багаж и домой привёз труху. Впрочем, это история про другое.