Турист Ольга Mabuta (Mabuta)
Ольга Mabuta
была сегодня 8:39

Танзания Август 2021

Африка…манящая, опасная и одновременно дружелюбная! Еще совсем недавно я не могла и помыслить о путешествии на далекий и загадочный африканский континент. Однако, летом 2021 года, несмотря ни на что, осуществилось одно из самых невероятных путешествий в моей жизни — поездка с друзьями-туристерами в Восточную Африку. В сказочную Танзанию, где в густой траве вольно пасутся стада диких животных в самом большом в мире кратере вулкана, где, стоя рядом с 2000-летним баобабом ты ощущаешь себя песчинкой истории, а проезжая недалеко от ущелья Олдувай, испытываешь трепет от осознания, что именно это место считается «антропологической Меккой», где были сделаны многие важнейшие находки, проливающие свет на становление человечества как вида.

ПОДГОТОВКА

Прошел ровно год с тех пор, как наша поездка в Африку в августе 2020 года отложилась из-за эпидемии коронавируса, и подготовку на 2021 год предстояло начинать заново. Мы мониторили открытие границ Танзании для туризма, и как только представилась возможность, согласовав все тонкости поездки со Славой Slava — нашим вдохновителем и организатором, принялись за покупку билетов.

Нам предстояло решить несколько вопросов:

1. Покупка авиабилетов Москва — Занзибар, Занзибар — Москва (авиакомпаний Emirates и Flydubai с пересадкой в Дубае);

2. Покупка авиабилетов местных авиалиний Занзибар — Аруша (авиакомпании Flightlink и Аруша — Занзибар авиакомпании Air Tanzania);

3. Сдать ПЦР-тест перед вылетом в Москве (при сдаче обязательно предъявление заграничного паспорта для получения результата на английском языке) и заранее записаться на 17.08.2021 на сдачу ПЦР-теста на Занзибаре для вылета домой. Для этих целей выбрали вызывающий доверие Global Hospital Занзибара, но с немилосердным ценником: 120 USD;

4. Собрать всё необходимое для поездки;

5. Застраховаться;

6. Подготовить с собой баксы для оплаты забронированного по программе жилья, питания и на приобретение сувениров.

И — расслабиться и получать удовольствие, так как программу тура Слава уже давно полностью проработал и готов был нас погружать в экзотику Черного континента.

ГАРДЕРОБ И СБОРЫ

Восточная Африка — это и жаркие океанические пляжи, и холодные ночи в буше, и пыльные дороги сафари, и живописные заросли пальм для фотосессий, и романтические закаты. Казалось, в гардеробе необходимо предусмотреть одеяние на любой случай. Поэтому, готовясь к поездке, необходимо делать упор не только на сарафаны-майки-шорты-сандалии, но и взять, например, легкую рубашку с длинным рукавом, защищающим от ожогов коварного экваториального солнца, трэвел-штаны для долгого пребывания в дороге, колеся на сафари, удобные кроссовки, толстовку с капюшоном, легкую ветровку, головные уборы в ассортименте. И главное, экзотические платья, чтобы привезти из путешествия подобные фотокарточки!

HABARI AFRICA

Собирая чемодан, пришлось хорошенько изучить интернет на предмет, что необычного может пригодиться в Африке. Мой багаж пополнился предметами, без которых, в целом, в поездке можно обойтись, но они делают ее более комфортной и беспроблемной: фонариком-налобником, переходником (адаптером) на местные розетки, тройником-удлинителем (розетки иногда расположены неудобно, их мало, а количество гаджетов и аккумуляторов с годами только множится), биноклем, сувенирами для детей.

Также собрала стандартную аптечку с противоаллергическими средствами (крем, таблетки), активированным углём, энтерофурилом, жаропонижающим, болеутоляющим, мазью «Спасатель», пластырем от мозолей, антисептиком, бальзамом для губ и глазными каплями от конъюнктивита. Таблетки от малярии и тест-системы на выявление в крови малярийного плазмодия предполагалось купить на месте (в Аруше). Что касается необходимых прививок, то для въезда в Танзанию наличие обязательных прививок не требуется (тогда как для въезда в Кению, например, обязательно наличие прививки от желтой лихорадки).

НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ

Мне кажется, наше путешествие с Мариной Marina2506 в Восточную Африку началось 4 августа в 22:45 на Белорусском вокзале, когда мы с Жоржем встречали ее поезд из Смоленска. Дальняя межконтинентальная дорога в это непростое время предполагает необходимость предварительного получения отрицательного результата тестирования на коронавирус. Да еще надо умудриться, чтобы результат был действителен на всех этапах длительного пути до Занзибара. Поэтому, мы с Мариной кропотливо высчитали день сдачи и день, когда она должна заблаговременно прибыть в Москву. Утром 05 августа мы ответственно отправились в ближайшее отделение медицинской лаборатории Helix. Результат не заставил себя долго ждать: разбудил уведомлением в 04:00 утра в день вылета! О, Боги! Оба отрицательные, значит путь к приключениям открыт!

06.08.2021 г. В аэропорту Домодедово в 15:30 нас уже ждали Марина @Марина и Лена Firelisa. Нам предстояло самостоятельно добраться до Занзибара и уже перед внутренним рейсом из Занзибара в Арушу объединиться с Алей и Андреем. Пройдя все необходимые этапы регистрации и сдачи в багаж своих микроскопических по меркам дальнего полета чемоданов формата cabin, мы уютно разместились в зале ожидания и вскрыли бутылочку Bacardi с соком за предстоящий фантастический отдых!

HABARI AFRICA

По понятным причинам, я поначалу не обратила внимания на приходящие мне один за одним уведомления в WhatsApp от некоего физического лица по типу «молодой человек желает познакомиться». Однако сообщения на WA продолжали приходить с завидной настойчивостью, очевидно, требуя ответную реакцию. Пришлось прервать наше предполетное предвкушение и вчитаться в смысл посланий. В сообщениях говорилось о переносе времени местного рейса Занзибар-Аруша на полтора часа ранее указанного в приобретенных билетах времени. В окончании каждого продублированного письма красовалась интригующая приписка на английском: «How are you doing? I am Mohamedhussein from Flightlink». Я оценила адресную рассылку танзанийской авиакомпании, при которой чуть не отправила сообщение в спам, успокоила Мухамедхусейна, что мы прилетаем заранее (за три часа) и перенос вылета из Занзибара на континент на более раннее время нисколько не нарушает наших планов. Вот так, Африка еще в Домодедово показалась ближе, чем мы думали!))) И человечнее, что ли. В 18:05 авиакомпанией Emirates мы вылетели из Москвы в Дубай. Прекрасный комфортный двухэтажный аэробус с первоклассным обслуживанием, сносной едой, звездным небом под потолком и возможностью весь полёт отслеживать свой маршрут по монитору, находящемуся в спинке впереди расположенного кресла. Время полета пролетело незаметно.

В терминал 3 аэропорта в Дубае мы прибыли в 00:05. Нас ждала пересадка, регистрация на новый рейс, очередная проверка результатов исследования на коронавирус. Слава, Аля и Андрей, которые летели на Занзибар из Санкт-Петербурга чуть раньше, предупреждали нас, что помимо тех документов, что уже были у нас в наличии на руках, также необходимо зарегистрироваться на сайте Департамента медицины и здравоохранения Занзибара, так как по прибытии требуется QR-код, полученный с данного сайта. Еще одна головная боль! Однако, позже, ребята по WA сообщили, что по факту никто его не спрашивает и можно расслабиться. Поэтому, мы решили не тратить зря драгоценное ночное время во время пересадки, а хорошенько расслабиться и отдохнуть в зале ожидания за три предстоящих часа.

07.08.2021 Полет из Дубая на Занзибар осуществляла компания Flydubai. Вылетели в 02:35 ночи с прибытием на Занзибар в 07:10 аэропорт Abeid Amani Karume. Тщетно в самолёте пытались немного поспать, но предстоящая встреча с африканским континентом переполняла предвкушением приключения и не давала расслабиться. Перед приземлением в самолёте нам выдали 3 формы для заполнения: первую — для входа с летного поля в здание аэропорта, 2- для паспортного контроля, третью — для получения и оплаты визы. Здание Аэропорта на Занзибаре оказалось совсем небольшое. При входе в здание аэропорта потребовалось предъявить все три заполненные формы, результат ПЦР на коронавирус на английском языке и…QR-код Департамента здравоохранения)) Вот же ж свезло! Пришлось сделать круглые глаза по принципу «моя-твоя не понимает» и потрясая в воздухе отрицательным ПЦР пробиваться в здание аэропорта. После проверки всех необходимых документов и оплаты въездной визы, стоимость которой составила 50 USD, мы проследовали к выходу. Приветливые местные ребята встретили нас у выхода из аэропорта и с удовольствием подсказали, куда пройти на посадку на внутренние рейсы. Ведь, мы ни на минуту не задерживались на райском острове, а продолжали свой путь на континентальную Африку, в Арушу. На входе в терминал местных авиалиний нас встретила радушная сотрудница аэропорта, напомнив нам, что вылет перенесен с 11:00 утра на 09:30. Всё четко, как предупреждал Мухамедхусейн!

Для регистрации на рейс до Аруши, миловидная чернокожая женщина открыла разлинованную карандашом тетрадку формата А4 и вписала в неё данные с моей распечатки электронного билета. Проходите! Ребята за соседним столиком с одним ноутбуком долго и мучительно распечатывали нам посадочные билеты, отпуская шуточки на суахили. Вскоре к нам присоединились Андрей arxitektor и Аля ala. Потихоньку крохотный зал ожидания заполнялся туристами. И, отметив, что все пассажиры, зарегистрированные на рейс уже в сборе, добродушные ребята объявили посадку на самолет даже ранее назначенного времени. Все же уже в сборе. Воздушная маршрутка готова — полный вперед!

Все случилось так молниеносно, я даже не успела Славе отправить сообщение, чтобы встречал в Аруше раньше на полчаса. Крохотный самолетик авиакомпании Flightlink вмещал в салоне тридцать пассажиров и стюардессу. Он быстро набирал высоту, периодически ухая в воздушные ямы, и вскоре вышел за пределы облачности. Всего час полета, но сколько незабываемых впечатлений. Совсем рядом гудел двигатель, винт яростно вращался, стюардесса сидела напротив и крепко держалась за поручень, дверь кабины периодически отворялась, демонстрируя нам спины пилотов этой воздушной посудины. Наконец, в белой вате облаков показалась вершина Килиманджаро. Значит скоро посадка. Господи, добрались! Взлетное поле в Аруше оказалось настолько малым, что нас посадили прямо у входа в терминал. Мы победоносно сошли с трапа, и получили приехавший в телеге багаж.

HABARI AFRICA

Славы на горизонте не было. Довольно быстро сафари-джипы разобрали всех пассажиров рейса. И мы остались одни… Группа русских туристов на африканском континенте. В целях безопасности встали в круг, сгрудив в центр рюкзаки и чемоданы, и ответственно принялись ждать Славу. Шло время. Праздно шатающиеся у здания аэропорта танзанийцы наблюдали за нами. Сердобольный местный старичок несколько раз интересовался, все ли у нас в порядке, и мы уверенно отвечали, что в трансфере не нуждаемся и ждем друга, который приедет нас встречать. В какой-то момент в ход уже пошла недоеденная в Домодедово клинская колбаска, бутерброды. Вот уже разъехались пассажиры следующего рейса, а Славы все не было. Конец неопределенности положила Марина, которая, благодаря заранее подключенному роумингу, связалась со Славой и выяснила, что он счастливо ожидает нашу группу в другом аэропорту Аруши — «Килиманджаро». Упсс! Накладочка вышла))) Но, главное, мы нашлись! Слава послал за нами машину, и велел сесть в ближайшем открытом кафе и ожидать водителя. А для пущей узнаваемости, вывесить флаг Туристера. Что мы незамедлительно и сделали. Вот так, знакомство с Африкой началось с дегустации прохладительно местного пива под раскидистыми пальмами! Полная Акуна матата! На ум шла фраза бегемота из горячо любимого мной советского мультфильма: «А я даже рад, что мы застряли в этом болоте!».

ДОЛГОЖДАННАЯ ВСТРЕЧА

Со Славой и нашим гидом Женей мы встретились уже в центре Аруши, в арт-галерее и сувенирных лавках Фонда культурного наследия. Пока Слава добирался из второго аэропорта, нам предлагалось ознакомиться со всей палитрой творчества танзанийцев. Вот уж где можно было бродить часами, переходя из зала в зал. Экзотика обрушилась на нас бесконечными произведениями искусства: всевозможный антиквариат, пестрые яркие картины в стиле наивной техники тингатинга, изображающие африканские племена и животных, тонкая и объемная резьба по дереву — маконда, многоликие маски, простые, но изысканные украшения, ткани с замысловатыми сюжетами, статуэтки и пр. Ценник неподступный, но очень красиво! Вскоре долгожданная встреча со Славой и Женей состоялась, и мы сделали наше первое общее туристеровское фото у живописного крокодила, высеченного из ствола дерева. Выслав его в качестве первой фотокарточки из Африки, я получила по WA негодующий ответ от моих родственников: «Оля, возвращайся! Тебя обманули. Крокодилы не настоящие»)))

HABARI AFRICA

Не теряя времени, мы отправились прямиком в место нашей первой остановки — лодж FANAKA в туристической деревне Mto Wa Mbu. Лодж представлял собой огороженную территорию с зарослями пальм и тропической растительности, в которых по утрам можно было заметить небольших обезьян. Перед ресепшн росла замечательная веерообразная пальма, придавая колорит и экзотичность территории. На небольшом пространстве располагались несколько гостевых домиков, двухэтажный корпус, ресторан и бассейн. Всё для того, чтобы угодить уставшему туриту. Кстати, лодж размещал не только чемоданных туристов, но и предоставлял зону для разбивки палаточного лагеря.

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Обосновавшись, мы отправились гулять по вечернему поселку. Уж очень хотелось окунуться в атмосферу жарких африканских ночей. К нашей группе mzungu (на суахили «белый человек») то и дело прибивались добродушные, открытые танзанийцы, но немного назойливые из-за навязываемой ими торговли. Постепенно напряжение начало уходить и скоро мы также отвечали широкой улыбкой на попытку местных жителей привлечь к себе внимание. Солнце стремительно садилось за горизонт, и мы поспешили вернуться в лодж. За ужином, совсем охмелев от первого впечатления от Восточной Африки и южноафриканского вина, мы как-то совсем осмелели и согласились на предложение Жени пойти на местную дискотеку. Была суббота, а значит трудовой народ гулял. К нашему удивлению, народа было мало. Диджей трудился вхолостую. Немного освоившись, мы решительно решили зажечь танцпол. И вскоре дискотеку качал интернациональный зажигательный танец в едином порыве всех присутствующих!

08.08.2021 В первую очередь, в этот экскурсионный день мы должны были посетить национальный парк Натрон с широко известным одноименным озером, имеющим дурную славу растворять своим химическим составом воды тушки птиц, обнажая над водой белоснежные скелеты. Утром нас подняли в 06:00 утра. Мы думали, столь ранний подъем в поездке будет исключением. Ан-нет. Как оказалось, чтобы хоть что-то (а точнее, хоть кого-то) увидеть в Африке, необходимо выезжать как можно раньше, до полуденной жары, когда все звери прячутся в зарослях от непереносимого зноя.

СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА МАСАЕВ

Наш сафари-джип мчал по пыльной грунтовке, за окнами пробегали колоритные баобабы, необычные нашему глазу глинобитные жилища, стада коров с пастухами-масаями, которые замирали при нашем приближении, опираясь на посох, и лишь провожали взглядом, окутанные клубами пылевой завесы, поднимавшейся из-под колес нашего джипа. Мы нетерпеливо ожидали бесценной встречи с дикими животными. Первой увидели обезьяну, перебегавшую нам дорогу. Затем стадо пасущихся зебр, вызвавших всеобщее ликование, от которого зебры пустились врассыпную. «Вы будете снимать одни жо*ы зебр» — предрекал Олег Nomad. Конечно, если будем продолжать ТАК распугивать животных! И стали впредь более осмотрительнее. Когда в следующий раз повстречали по пути группу жирафов, уже спокойно, почти заговорщицким голосом, озвучивали вид животного и по какому борту машины находится.

HABARI AFRICA

По пути к национальному парку наш водитель сделал несколько остановок у основных достопримечательностей этого района. Первая остановка была у довольно крутого и высокого обрыва с названием «пещера Бога». Жуткая пропасть, к краю которой масаи приносили младенцев-альбиносов и оставляли их там. Дальнейшая их судьба была в руках Бога… Нам же передышка в пути подарила встречу с представителями самого известного миру племени Восточной Африки — масаев. Гордых и суровых хозяев буша.

HABARI AFRICA

Постепенно пейзаж менялся, начинала преобладать холмистая местность. И вскоре появился величественный стратовулкан Ol Doinyo Lengai, являющийся частью вулканической системы Великой рифтовой долины. Его лава имеет уникальный натрокарбонатный состав. «Гора Бога» — так зовут его масаи и веруют, что с ними говорит Бог, когда из жерла вырываются клубы дыма.

ОЗЕРО НАТРОН

Спустя три часа дороги мы добрались до въезда на территорию озера Натрон. На въезде в национальный парк к нам присоединился проводник Барак, готовый сопровождать нас на территории национального парка. Его огненно-оранжевая тога оживляла окружающий пейзаж. Он был вежлив, сдержан и благосклонно позволял себя фотографировать. Мы спускались к озеру Натрон.

HABARI AFRICA

Начитавшись до поездки в интернете всяких ужастиков про воду, растворяющую трупы птиц до скелетов, насмотревшись жутеньких фотографий, на известности которых фотограф Ник Брандт даже снискал славу, я шла аккуратно, боясь замочить ноги. Однако, вскоре стало понятно, что миновать мелкие речушки, впадающие в озеро уже не получится. И, глядя, как невозмутимо идет наш проводник, мы самоотверженно зашлепали по воде. Вдалеке по прибрежной полосе широкой лентой растянулись розовые фламинго. Озеро Натрон — пристанище для 2,5 тыс. особей этого вида птиц и очень хотелось увидеть что-то вроде большого розового облака, опустившегося на озеро. Однако, пугливые птицы, по мере нашего приближения всё отдалялись, и отдалялись в сторону воды. Без телевика пришлось довольствоваться редкими кадрами журавлей и стайки пеликанов.

HABARI AFRICA

Побродив по отмели, мы возвратились к машинам. Предприимчивые масаи уже организовали ярмарку украшений и поделок из бисера. Ребятишки с такой надеждой смотрели на нас, что сердце дрогнуло и пришлось не просто заинтересоваться, но и подобрать себе сувенирчик. Мне приглянулась плетеная из проволоки и черно-белого бисера зебра, а также украшение на шею. Началась бойкая торговля. Войдя в раж, деловитые женщины окружили меня у машины и настойчиво предлагали приобрести и другие сувениры. Спасибо Марине, которая сделала прекрасный репортажный кадр момента купли-продажи. Один из незабываемых контактов с местным населением.

ВОДОПАД ИМЕНИ РУСАЛКИ МАРИНЫ И ТОРГОВОЕ НАПАДЕНИЕ

Однако, главный сюрприз ждал нас впереди. Прогулка к водопаду по живописному каньону с прохладной, извилистой речкой. В начале маршрута под раскидистым деревом масаи организовали целый рынок украшений. За будущую покупку браслетика нарядно разодетые женщины согласились попозировать перед фотокамерой. Я пообещала приобрести браслет из бисера после прогулки на водопад, и это был очень опрометчивый поступок!

HABARI AFRICA

Дорога на водопад была настолько живописной, что хотелось идти не спеша, любуясь видами скал, но Барак в рыжей тоге шел впереди довольно энергично. Свободный край ее развивался на ветру, в нем было столько уверенности, основательности и стремительности!

HABARI AFRICA

При этом наш проводник во всех сложных местах очень учтиво помогал всем участникам нашей группы. Скакать по камням в скользких мокрых босоножках на самый верх не хотелось, и мы решили не идти к редким струям, которые из себя представлял водопад в несезон, а остались фотографироваться у скалистых стен каньона. Марина с Женей не смогли отказать Бараку и отважились пойти дальше, иначе программа была бы выполнена не полностью. На обратном пути, Марина потеряла опору и ушла в воду с головой. Благо, ребята были близко, подхватили, но, к сожалению, неизбежно намокли деньги и загранпаспорт в поясной сумочке.

Хотя момент был настолько комичным, что доставил больше веселья и принес Марине спасительную прохладу жарким африканским днем. А водопад тот, доселе не имеющий названия, мы окрестили именем русалки Марины.

На обратной дороге, еще издалека меня вычислила из толпы Агнес, которой я пообещала купить браслетик. Остальные предприимчивые женщины, почувствовав жажду наживы, буквально атаковали меня с предложением приобрести все браслеты мира. В мгновение ока на моем запястье стали застегиваться замки разноцветных браслетов, а рука почти скрылась под ярким бисером. Гам, гвалт, просьбы, мольбы. Десятки возбужденных женщин и стайка детей буквально взяли меня в плотное кольцо. Я стала прорывалась к машине. Это было настоящее спасительное бегство в поисках укрытия, словно от назойливых репортеров. Водители меня обступили и старательно впихивали в полуоткрытые двери автомобиля. По пути я стряхивала с себя браслеты, перекрикивая оры, что куплю только у Агнес, которой пообещала. Это был настоящий урок — никогда не обнадеживай масая! Раздосадованный поведением женщин племени Барак так гаркнул на обезумевший клубок женских нервов, что разом все притихли и выслушали от него воспитательный втык.

Надо ли говорить, что первый экскурсионный день в Африке подарил необывалую палитру впечатлений и эмоций!