Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был вчера 21:38
...

Укмярге — Литва Ноябрь 2021

Во времена туристического голода приходится осваивать близлежащие города. Таким городом, находящимся в семидесяти километрах от Вильнюса, является славный и древний город Укмярге. Лет пятнадцать я уже был здесь, правда по делам совсем не туристическим. И оказалось, что вообще ничего не помню. Теперь решил познакомиться заново. Благо, за время нахождения на Туристере, теперь смотрю совсем другими глазами. Те места, которые прошел бы не оглядываясь, теперь не пропускаю.

По городам Литвы. Укмярге

И так, конец ноября!.. До последнего надеялся на хорошую погоду, но в день выезда пошел снег с дождем и пронизывающий ветер. Обещали метель. Купили билет на автобус за шесть евро и поехали!.. Казалось бы Укмярге совсем недалеко, но снега там было совсем чуть-чуть. Автовокзал находится в минутах двадцати ходьбы от центра, ну и мы, конечно, пошли пешком.

По городам Литвы. Укмярге

Укмярге один из семи литовских городов, где полностью или частично сохранился Старый город. Это нам и предстояло проверить.

Первое упоминание города приходится к 1333 году в хрониках ливонского хроника Хермана Вартберга, когда Ливонский орден напал на местную крепость Вилкенберг. Войны продолжались не один год и в конце концов в 1391 году крепость была разрушена.

По городам Литвы. Укмярге

На месте крепости до наших дней сохранился огромный холм, вокруг которого когда-то развивался и ширился город. Отсюда открываются замечательные виды и врага видать из далека.

По городам Литвы. Укмярге

Нынешнее название окончательно сформировалось к тридцатым годам прошлого века. До этого были различные версии, во многом зависящие какому государству город принадлежал. Чаще его знали под названием Вилкомир. При поляках -Вилкомеж, а литовцы сначала называли Вилкмерге, а потом уже стал Укмярге.

По городам Литвы. Укмярге

В 1387 году был построен первый храм, работал базар, развивались различные ремесленные отрасли. Предполагают, что по Магдебургскому праву статус город был получен после 1435 года после битвы около Пабайска, правда документов никаких не сохранилось.

По городам Литвы. Укмярге

После реформ 1566 года город стал центром окружного Повета. Собирались дворянские окружные сеймики, проводились судебные земельные сессии. В 1595 году Укмярге впервые упоминается на карте Великого Княжества Литовского. В сохранившихся инвентарных книгах за 1650 год упоминается, что в городе 95 усадеб и около 600 жителей.

По городам Литвы. Укмярге

Затем наступили нелегкие времена, как для города, так и для всего края. В результате многочисленных войн город с юга окружали русские войска, а с севера и запада-шведские. Вроде как имея нейтральный статус город обложили налогами, не забывая иногда грабить. Торговля упала до нуля. Начался страшный голод, который сменила эпидемия чумы. С 1708 года по 1712 год население уменьшилось с 95-ти домов до 16-ти!..

По городам Литвы. Укмярге

Но, за черной полосой всегда наступает белая. Город потихоньку стал восстанавливаться. В 1745 году здесь обосновались монахи пиары, которые построили деревянную церковь и учредили школу, закончив которую, можно было поступать в Виленский университет.

По городам Литвы. Укмярге

К 1773 году в Укмярге насчитывалось 170 домов и около тысячи жителей, большую часть которой составляли евреи. Вообще, еврейскую тему, выделю в отдельный рассказ. Это одна из самых трагичных страниц. В 1792 году король Станислав Август Понятовский вернул Укмярге статус города.

По городам Литвы. Укмярге

В следующем веке произошел самый большой пожар. В 1877 году сгорел весь центр города, а также прилегающие к нему многочисленные ремесленные дома. Большая часть жителей осталась без крова.

По городам Литвы. Укмярге

В 1897 году уже в составе Российской империи прошла первая перепись населения. По ее итогам в городе насчитывалось 13 532 жителя. Из них более 7 000 тысяч евреев,2266 русских, украинцев и белорусов,2781 поляков,839 литовцев,264 немца и др.

По городам Литвы. Укмярге

Сохранившаяся архитектура- это прежде всего дома начала прошлого века и межвоенные строения 30-х домов, которые и сейчас своими деталями украшают город.

По городам Литвы. Укмярге

Вот и подошли к центральной площади, в центре которой, как и положено стоит памятник Независимости. Наверное, в каждом городе Литвы есть свой памятник, посвященный независимости… Видимо потому, что независимости, как таковой, было ничтожно малое время.

По городам Литвы. Укмярге

Памятник установили во время первой Независимости в 1930 году. В советское время, по понятным причинам, памятник снесли. Уже во время пришествия второй Независимости в 1990 году памятник вновь торжественно открыли.

На площади находится историческое здание суда.

По городам Литвы. Укмярге

Рядом в здании бывшего кинотеатра располагается Краеведческий музей. В отдельном материале об этом музее я попытаюсь подробнее рассказать о первой немецкой оккупации и межвоенном времени, которое в литовских музеях представлено наиболее подробно…ведь, по сути, это и есть то немногое…литовское.

По городам Литвы. Укмярге

Городская скульптура с уклоном на птиц, но есть и такие…

По городам Литвы. Укмярге

За площадью парк со смотровыми площадками, правда с не очень впечатляющими видами.

По городам Литвы. Укмярге

Летом здесь, наверняка, повеселее будет. Да и вокруг города много чего посмотреть есть. Если не удастся «прорваться» в Европу, то может вокруг покатаюсь.

После посещения Краеведческого музея, который, считаю, очень достойно оформлен и информативен мы еще немного прогулялись. Дошли до памятника флагоносцам и вернулись к гостинице.

По городам Литвы. Укмярге

Накануне поездки, мы рассматривали варианты, где бы покушать. Во время прогулки зашли в кафе, которое считается чуть ли не лучшим в городе, но уже на входе нам сразу заявили, что кофе нет!.. Аппарат сломался…

По городам Литвы. Укмярге

Решили не испытывать судьбу и пообедали в нашем гостиничном ресторане. Оказалось, что лучше места не найти!.. И цена, и обслуживание порадовали. Поэтому и вечером мы вернулись сюда же…

По городам Литвы. Укмярге

Пообедав, пошли осматривать бывший еврейский квартал, о котором расскажу уже в следующей части…