Турист Николай Лебедев (Borracho)
Николай Лебедев
был сегодня 10:15

Очо-Риос, Монтего Бэй — Ямайка Ноябрь 2021
Водопады Dunn's River Falls — место съёмок фильма «Доктор Ноу»

Эпизоды многих фильмов про Джеймса Бонда снимались в различных местах Ямайки. Это и самый первый фильм — «Доктор Ноу» — и восьмой — «Живи и дай умереть», а также остров — место, где снимали последнего Бонда (на текущий момент) — «Не время умирать». Всему этому есть два основных объяснения. Во-первых, природа и разнообразие местных ландшафтов, которые подойдут ко многим сценам. Ну и во-вторых, Ян Флеминг, создатель романов про знаменитого агента с двумя нулями, все свои произведения написал именно здесь, на своей вилле «Золотой Глаз».

Джеймс Бонд на Ямайке: места съёмок тогда и сейчас

Наверняка вы все знаете знаменитую фразу, которой Бонд сопровождает свою просьбу о мартини — «Взболтать, но не смешивать». Так вот, она не только оксюморонистична, но и исторически неправильна и видимо вызвана браком в переводе. В оригинале звучит так: «Shaken, not stirred». Shake — трясти, взбалтывать, собственно привычный нам шейкер от этого слова и произошёл. А stirred (от stir) — смешанный, перемешанный, обычно имеется в виду с помощью специальной барной ложки, так и называющейся стиррер. То есть Бонд требовал от барменов ровно противоположного — хорошенько встряхнутый в шейкере, а не просто перемешанный с помощью ложки. Приготовленный таким образом мартини с водкой выглядит мутноватым и похожим на лимонный сок — благодаря насыщенности пузырьками воздуха из-за обильной тряски. Кроме того, смешанный с мелкими кусочками льда коктейль быстрее охлаждается, лучше смешивается с водой от тающего льда и теряет мгновенную крепость.

Собственно эти свойства напитка и понравились Яну Флемингу, когда он попивал его, заходя в гости к Уинстону Черчиллю, гостившему в отеле Jamaica Inn в Очо-Риос. Более прохладный метод отлично способствовал восприятию мартини с джином (можно заменить на водку) жаркими тропическими вечерами, да и в голову не сильно ударяет — то что нужно спецагенту! Так в романе «Dr. No» появилась знаменитая деталь, и там же автор указал, что бар отеля — одно из лучших мест на острове.

Отель Jamaica Inn

Кто я такой, чтобы сомневаться в словах классика британской приключенческой литературы? Раз уж я отправляюсь на Ямайку, то и остановлюсь в этом прославленном отеле. В конце концов, сэр Уинстон Черчилль абы что не выбрал бы. Как и Мэрилин Монро, Кэтрин Хепбёрн, Эррол Флинн и другие звёзды золотой эры Голливуда — уж они точно знали толк в таких вещах.

Отель меня сразил наповал. При том что там нет какого-то вычурного помпезного блеска — ни золотых унитазов в арабском стиле, ни подчеркнутой современной роскоши Азии, ни классического лоска больших исторических отелей Европы. Всё сделано довольно просто, с небольшими колониальными веяниями, но как же чертовски качественно, как продуманно и как грамотно реализовано!

Джеймс Бонд на Ямайке: места съёмок тогда и сейчас

Два одноэтажных и один двухэтажный корпус расположены таким образом, что все номера смотрят на Карибское море. Двухэтажный — основной и выходит к морю через небольшую лужайку с крикетом и пляж, одноэтажные — с собственными террасами, у одного корпуса (где останавливался Черчилль) выходящими сразу к воде, у другого (где останавливался я) — сразу на пляж. Количество шезлонгов и добротных тростниковых стационарных зонтиков четко рассчитано на количество постояльцев и номеров — ситуации со знаменитыми турецкими битвами за лежаки полностью исключены. Да, есть ещё несколько вилл — пара с выходом на дальнюю часть пляжа и три или четыре — со спуском к воде по лестнице в скалах. В общем, категории размещения — на любой вкус!

Своя терраса и море в шаговой доступности провоцируют принимать водные процедуры с самого утра, перед завтраком и душем. Более того, через какое-то время я стал по вечерам пренебрегать шикарным рестораном с отличными музыкантами в пользу своей террасы, а уж если приходилось обедать в отеле, а не в поездках по острову, то выбор падал однозначно на заказ еды в номер. О, про еду я лучше расскажу отдельно! А в ресторан все равно сходите, там и музыка отличная, и лобстеры и прочий свежайший улов сегодняшнего дня, и, в конце концов, там находится бар, где выпивали господа Флеминг и Черчилль.

Необычный ресепшн тоже добавил вистов — небольшая, призванная подчеркнуть эксклюзивность гостей, входная группа расположена под навесом на улице, но вам много места не понадобится: регистрация проходит мгновенно, вы вряд ли успеете допить приветственный коктейль. Чемоданы, разумеется, будут уже ждать вас в номере. Именно тут — никакой знаменитой ямайской неторопливости.

Также у отеля есть уникальная фишка. С Бондом и Флемингом не связанная, но нельзя не рассказать о ней. На пляже откладывают яйца черепахи, и примерно раз в две недели сотрудники при непосредственном участии гостей помогают черепашатам добраться до моря! Очень милая традиция, и мне здорово повезло, что выпуск новой жизни в океан происходил в один из дней моего пребывания. А ещё владельцы Jamaica Inn организовали фонд помощи живой природе и на рифе неподалёку от берега восстанавливают кораллы, поврежденные последним ураганом. Сначала их выращивают в лаборатории, а уже затем нанизывают на тросы — дальше они разрастаются сами. В один из дней я на лодке с маской и трубкой отправился на это посмотреть — действительно впечатляет, как и набор морской живности.

Водопады Dunn’s River Falls

Ну, а теперь отправляемся на одну из главных достопримечательностей острова, которая к тому же появляется в важных сценах первого фильма про агента 007. Локация и без следа бондианы хороша, поэтому приехать лучше с самого утра, иначе может быть довольно людно. Речь про каскад водопадов Dunn’s River Falls — река Даннс в этом месте по травертиновым выступам элегантно стекает на 180 метров вниз прямо в Карибское море, а в месте впадения образуется еще и удобный для купания пляж Даннс-ривер.

Джеймс Бонд на Ямайке: места съёмок тогда и сейчас

На последнем фото в слайдере — редкое нынче требование снять маску!

Джеймс Бонд на Ямайке: места съёмок тогда и сейчас

После входа в парк в сопровождении опытных гидов прямо по нему можно подняться — от моря к началу травертиновых террас, по пути купаясь в теплых водах природных ванн. За фототехнику можно не беспокоиться: гид будет личным оператором и обязательно запечатлеет вас. В моем случае (кстати поскольку я приехал рано, то он меня сопровождал индивидуально) это был и телефон и фотоаппарат. Очень я переживал за технику, но как видите все обошлось и фото наличествуют.

Если людей много, то гиды ведут их буквально за руку, но нескользящая обувь всё равно крайне желательна. Внизу у моря есть кабины для переодевания и туалеты, очень удобно, но потом придется спускаться и подниматься к выходу. Также есть детская зона, сувениры, куча мест для отдыха и вообще всё организовано на уровне.

После моего восхождения народ подтянулся и я прогулялся туда-сюда чтобы поснимать туристов. Для начала гиды всех собирают на пляже, проводят инструктаж, затем все дружно берутся за руки, чтобы если один упадет цепочка его задержала, и начинают восхождение.

Раста на чиле забивает косячок. Это Ямайка, бро!

А вот сцены из фильма «Доктор Ноу» с Шоном Коннери и Урсулой Андресс.

fantrippers.com

В общем-то ничего особо не изменилось за почти 60 лет.

Джеймс Бонд на Ямайке: места съёмок тогда и сейчас

Ещё немного фоток и двигаемся дальше.

Пляж Laughting Waters

Следующий водопад, точнее даже водоскат, как и предыдущий впадает прямиком в Карибское море. Называется это место Laughting Waters, или Смеющиеся Воды. Здесь тоже проходили съемки «Доктора Ноу», и именно в этом месте случилось эффектное появление Урсулы Андресс с раковинами и в белом бикини из вод Карибского моря. Кадр явно отсылает нас к рождению Венеры.

imdb.com

Белое бикини сейчас кажется чем-то само собой разумеющимся, но в 1962 году оно произвело фурор. Такого рода плавательная одежда хоть и появилась на показе мод в Париже в 1946 году, в 1950-х всё ещё была в основном табуирована, и разработанный совместно актрисой и модельером фильма в единственном экземпляре купальник был отличной иллюстрацией идущей в западном мире сексуальной революции. После выхода фильма начались продажи раздельных купальников по всему миру, а сцена считается знаковой для мирового кинематографа. О важности момента красноречиво говорит то, что посвящённая этому купальнику страница в Википедии есть даже на фарси!

Пляж по-прежнему шикарен. Урсула Андресс, по-своему, наверняка тоже.

Как когда-то я плавал на Кипре, где по легенде прообраз в лице Венеры вышел из пены морской, окунулся в воды и здесь.

Кадры со съёмок фильма:

Кстати, если фамилию актрисы написать не Andress, а Undress, то это будет очень даже в тему! Наверняка создатели фильма при совместной работе не раз пошутили на эту тему…

Впрочем, Шон и Урсула, похоже, не только хорошо работали, но и хорошо отдыхали — удалось найти бэкстейджи со съёмок.

twitter.com/Thunderballs007
imdb.com

Сейчас эти места выглядят так:

Пляж пользуется популярностью у местных в принципе, и особенно — у молодожёнов: тут проводят свадьбы или просто банкеты и фотосессии. Хотели бы запечатлеть себя со своей второй половинкой в таких декорациях?

Вилла «Золотой глаз», пляж Джеймса Бонда и аэропорт Яна Флеминга

Прежде чем двинуться к местам съемок очередного фильма, которые удалось посетить, отвлечёмся на локации, связанные с автором романов. Всего в 20 километрах восточнее отеля Jamaica Inn на побережье раскинулась вилла писателя — «Золотой Глаз». Приобрел он землю ещё в 1946 году и по своим эскизам построил дом с тремя спальнями, бассейном и видом на частный пляж. Работая журналистом в The Sunday Times, создатель Бонда договорился с редакцией о том, что каждый год в январе и феврале (видимо когда в Англии находиться совсем не хочется) будет коротать время здесь за написанием романов. После смерти Флеминга виллу купил Боб Марли, а затем — Крис Блэкуэлл, об этих личностях мы поговорим в музыкальной части. Сейчас «Золотой Глаз» — это эксклюзивный отель.

Кстати в 1995 году первый фильм бондианы, не связанный сюжетом с романами писателя, назвали в честь виллы — «Золотой Глаз». А Флеминг, в свою очередь, назвал так своё прибежище из-за операции по возможному отражению нападения нацистов на Гибралтар, которую сам разрабатывал, будучи на службе в британской разведке в годы Второй Мировой войны.

Совсем рядом находится «пляж Джеймса Бонда» с баром «Moonraker», названным в честь одноименного одиннадцатого фильма про агента 007 (в переводе — «Лунный гонщик»). Красивое место с платным входом, но к Бонду отношения не имеющее, кроме разве что соседства с виллой Флеминга. В интернете часто можно встретить информацию о том, что именно здесь проходили съёмки «Доктора Ноу», но я выше показал настоящие места, использованные съёмочной бригадой, так что это миф, как и про «взболтать, но не смешивать».

А вот международный аэропорт имени Яна Флеминга хоть и звучит как миф, но существует и используется. Небольшой аэродром располагается всего в паре километров от «Золотого глаза», а международный он для возможности принимать частные самолёты из других стран; регулярных рейсов нет, только high-end туризм, скорее всего как раз на виллу Флеминга через эту воздушную гавань и попадают.

Пещеры Green Grotto Caves

Джеймс Бонд на Ямайке: места съёмок тогда и сейчас

Ну, а мы с вами отправляемся к очередной достопримечательности острова, связанной с агентом 007. Как и водопалы Даннс-ривер, она интересна сама по себе, и без Бонда, а с ним для любителей книг и фильмов о шпионе — интересна вдвойне. Речь идёт о пещерах Green Grotto Caves, удобно расположенных на северном побережье острова в 30 километрах от Jamaica Inn.

Пещеры называются так из-за зелёных водорослей, покрывающих стены, и отличаются от остальных на острове своим строением: купола образованы смешиванием пресной и солёной воды, а два хорошо различимых уровня (верхний и нижний) показывают разные периоды образования из-за различного уровня моря. Собственно на нижнем уровне находится подземное озеро, которое и служило декорацией к восьмому фильму про Бонда «Живи и дай умереть» 1973 года с Роджером Муром и Джейн Сеймур.

imdb.com

Но тут есть одно но. Съемки не проходили непосредственно в пещерах, их строение воссоздали в павильонах студии Pinewood. Иначе в водах подземного озера актёры долго бы не протянули — финальная сцена снималась в воде. А вот это озеро в реальности в наши дни.

Джеймс Бонд на Ямайке: места съёмок тогда и сейчас

Спуск с верхнего уровня пещер в нижний, к озеру:

Джеймс Бонд на Ямайке: места съёмок тогда и сейчас

Верхний уровень также засветился в съёмках:

Он намного просторнее, в помещении есть даже каменные столы. Неплохо было бы устроить здесь вечеринку!

Джеймс Бонд на Ямайке: места съёмок тогда и сейчас

В пещерах обитает 21 разновидность летучих мышей!

Первые известные обитатели пещер, кроме летучих мышей конечно, индейцы племени аравак, коренные жители острова, о чем свидетельствовали находки — гончарные изделия и рабочие инструменты для возделывания земель. Во времена британского владения островом пещеры использовались оставшимися в этой части Ямайки испанцами, а беглые рабы тоже в свое время облюбовали эти природные укрытия. Между мировыми войнами Green Grotto Caves стали приютом для контрабандистов, а во Вторую Мировую войну правительство Ямайки прятало здесь стратегические запасы рома.

Доступ в пещеры максимально цивилизован — с парковкой, гидами, охраной, билетами, касками, предупреждающими надписями и указателями.

Гольф-поле Cinnamon Hill Golf

А теперь мы отправимся с вами на гольф-поле Cinnamon Hill Golf. Правда, хотя Джеймс Бонд частенько играл в фильмах в эту аристократическую британскую игру, на Ямайке данная локация собственно с гольфом по сюжету не связана. Дело в том, что Cinnamon Hill занимает огромную территорию, частично занимающую бывшую плантацию сахарного тростника Пальмира — более 5 квадратных километров земель, которую возделывали около 250 африканских рабов.

Джеймс Бонд на Ямайке: места съёмок тогда и сейчас

Rose Hall — построенный в далёком 1770 году особняк в георгианском стиле, много лет принадлежавший семье Палмер, владельцам плантации «Пальмира».

По сюжету героиня Джейн Сеймур всё в том же «Живи и дай умереть» должна была быть принесена в жертву на церемонии вуду, и местом съемок аутентичного старинного кладбища была выбрана часть территории нынешнего гольф-поля. Могилы, конечно, фэйковые, но поставлены были именно тут. Кроме того, на огромной территории поля и бывшей плантации встречаются настоящие могилы, самая старая датируется 1726 годом. Вкупе с мрачной историей особняка плантаторов Rose Hall (о ней я расскажу в следующих частях) всё выглядит закономерно.

Сегодня это залитое солнцем гольф-поле, и с трудом верится, что мрачные кадры были сняты именно тут.

Джеймс Бонд на Ямайке: места съёмок тогда и сейчас

И только характерный водопад (на фото сверху он прячется справа) выдаёт локацию.

А вот он в фильме:

Раз уж мы оказались на поле для гольфа, то грех не сыграть. Погнали! Но не тут то было, сначала я по незнанию сунулся со свиным рылом в калашный ряд.

Джеймс Бонд на Ямайке: места съёмок тогда и сейчас

Вход в гольф-клуб встретил не только устрашающей пушкой, но и строгим менеджером. Мои шорты-карго ему категорически не понравились, равно как и футболка. Единственное, что вызвало «Hm-m-m, well, it is OK» — это мои кеды. Что поделать, гольф — игра, состоящая из традиций, пришлось ехать переодеваться, благо жил я уже в другом отеле, Jewel Grande, и до него тут рукой подать.

Смена шорт-карго на классический крой, а также футболки на поло помогли мне преодолеть дресс-код!

У меня был ничтожный опыт игры в гольф — в финском Турку 9 лет назад брал урок. Пришлось учиться заново, причём на тренировочной площадке рядом со старинным акведуком! Как я уже говорил, территория гольф-поля раньше относилась к плантации семьи Палмер, и акведук использовался для доставки сахарного тростника с верхних полей. Сегодня он просто оживляет пейзаж и добавляет изюминку и без того увлекательному занятию.

Джеймс Бонд на Ямайке: места съёмок тогда и сейчас

Мои потуги я собрал в отдельный ролик:

Если вы не умеете играть в гольф, рекомендую взять урок. Как минимум удар вам поставят, объяснят какие клюшки для каких случаев используются, ну и главное — у вас появится новый необычный жизненный опыт, который наверняка есть далеко не у каждого человека из вашего окружения. Да и просто поглазеть на шикарные виды — почему бы и да?

Поле огромно и вплотную подходит к Карибскому морю. Наверняка там немало мячей на дне!

А еще, рассекая на гольф-каре по Cinnamon Hill, можно внезапно (или запланированно) наткнуться на дом Джонни Кэша неподалеку от Rose Hall. В следующих частях я расскажу как так получилось и что связывало легенду кантри с Ямайкой.

Джеймс Бонд на Ямайке: места съёмок тогда и сейчас

Продолжая тему агента 007: локация с водопадом, шикарная сама по себе и «играющая» роль в фильме, находится у лужайки 15. Когда я туда приехал, местный гольфист уже пытался закатить мяч в лунку на фоне падающей воды.

Получилось у него со второго раза. Спасибо моим учителям, я сразу показал как это делается. Правда с более близкой дистанции.

Где ещё снимали фильмы про Джеймса Бонда на Ямайке

На этом моё знакомство с местами съёмок фильмов про Джеймса Бонда ня Ямайке подошло к концу. Но ваше запросто может продолжиться. Ниже точки, которые я не успел посетить.

«Доктор Ноу», 1962

• Гавань Morgan’s в районе Порт-Ройяль, Кингстон — прибытие Бонда и знакомство в местой агентурой.
  • Liguanea Club, Нью-Кингстон — убийство агента Стрэнджвэйса.
  • King’s House — сцена с шофёром.
  • Река White River к востоку от Очо-Риос — переход по воде Бонда, Хани и Куоррела.
  • Reynolds Bauxite Pier к западу от Очо-Риос — лаборатория Доктона Ноу.
  • Аэропорт Кингстона — сцена прилёта Бонда.

«Живи и дай умереть», 1973

• Jamaica Swamp Safari — сцена с прыжками по крокодилам и погоня по болотам. Находится недалеко от города Фалмут. Забавный факт: вадельца крокодиловой фермы звали Кананга, вместо каскадера именно он выполнял трюки с прыжками через крокодилов, получив множество шрамов в процессе съёмок. И в честь него назвали главного злодея фильма. Работники фермы также появились в фильме.
  • Half Moon Resort — отель в окрестностях Монтего-Бэй использовался как собственно отель Бонда в фильме.
  • Couples Sans Souci Resort в Очо-Риос — другой отель в этом же кино, но играл он место, где Бонд покупал набор карт таро. Одно время один из номеров — D20 — был посвящен Роджеру Муру, потому что в нём он и жил во ремя съёмок, но при реставрации отеля соответствующая надпись у номера исчезла.
  • Ресторан The Ruins близ Очо-Риос — сцена танца Барона Самеди.
  • Верфь Hampden в Фалмуте — сцена, где Бонд с девушкой пересаживаются с угнанного двухэтажного автобуса на лодку и скрываются от преследователей. Другие сцены с автобусом снимались в самом городе.

«Не время умирать», 2021

• Порт Кингстона — не только порт, но и одна из локаций, где снимали Бонда 2021, в частности прибытие героя на Кубу.
  • Контейнерный терминал CMA CGM в Кингстоне — сцены с гидропланом и контейнеровозом. Контейнерная компания CMA CGM выступила спонсором и партнером, а ещё отрядила своих сотрудников для съёмок.
  • Кубинскую военную базу играла верфь Boundbrook в окрестностях Порт-Антонио.
  • Безмятжная жизнь ушедшего на покой Бонда протекала в местечке Coco Walk — это побережье San San Bay, недалеко от того же Порт-Антонио. Тут частная территория, но меня заверили что спуститься к пляжу с дороги возможно.
  • Несколько сцен снималось в самом городе, например, на перекрестке улиц West и Williams Street, в месте, известном как Рыночная площадь. Там же находится обелиск гражданам округа Портлэнд, отдавшим жизнь в годы мировых войн.
  • Джерк-кафе Piggy’s Jerk Centre — не только вкуснейшая курица в специях, местный специалитет, но и место, где снимали последнего Бонда. Причём в этом кафе ел как актёр Дэниэл Крэйг со съёмочной командой, так и его герой — место появляется в сцене, когда агент 007 покидает ночной клуб и его машина не заводится. После того как съёмки закончились, в заведении случился пожар, и актёр с товарищами по фильму помогали собрать средства на восстановление.

Как вообще вы относитесь к фильмам про агента 007? Будет здорово, если кому-то, кто является поклонником бондианы, информация пригодится. А ещё будет классно, если вы поделитесь местами съёмок фильмов про Джеймса Бонда, которые вы посетили, ну или хотя бы просто местами из популярных фильмов.

До встречи на киноэкранах в следующей части!