Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 2:18

Благовещенск — Россия Август 2021

Для тех, кто далёк от дальневосточных окраин нашей необъятной родины поясню, что Благовещенск — административный центр Амурской области, расположен в том месте, где полноводная река Зея впадает в не менее полноводный Амур. А ещё, уникальность этого города в том, что стоит он непосредственно на российско-китайской границе. Границей служит река Амур, и прямо напротив Благовещенска расположен китайский город Хэйхэ.

Город на границе. Благовещенск

Кажется, что до него можно рукой подать, и даже человечков китайских можно разглядеть.

Вид на Хэйхэ с улицы Шевченко

Давно прошли те времена, когда для въезда в Благовещенск не жителям Амурской области требовалось выписывать пропуск. Сейчас этот город доступен для всех, в том числе и иностранных граждан.

Вернувшись с дальних странствий по европейской части России, я недельку отдохнула, и отправилась на поезде в Благовещенск. Но не в очередное путешествие. Я ехала в гости! Там живут мои близкие родственники и друзья, это город моей студенческой юности. Родина, одним словом. Поэтому в Благовещенск я стараюсь приезжать каждый год, исключением был 2020 год.

Из Читы в Благовещенск идёт прямой поезд и время в пути — две ночи, один полный день и ещё чуть-чуть. В поезде отдыхаю, читаю, питаюсь лапшой Доширак и картошкой Ролтон. Когда ещё это поешь, как не в поезде? Благовещенск для меня вполне ожидаем. Особо там ничего не меняется. Что порадовало в нынешнее посещение? Город активно прихорашивается и благоустраивается, прирастает новыми микрорайонами. Видно, что этому городские власти уделяют этому достаточно внимания.

Нас интересует историческая часть города. А это — набережная и прилегающие к ней улицы.

Город на границе. Благовещенск

Благовещенск относительно молодой, основан в 1856 году, когда на стрелке между Амуром и Зеей возникло русское поселение — Зейский военный пост. В 1858 году, в связи с закладкой церкви во имя Благовещения пресвятой Богородицы, пост был переименован в станицу Благовещенская, а чуть позже он получил статус города. 2 июня этого года Благовещенск отмечал своё 165-летие. В городе осталось немало интересных в архитектурном плане зданий той эпохи. Самые красивые, на мой взгляд, это — бывшие торговые дома и купеческие особняки.

Город-купец

Главное предназначение Благовещенска — «стать одним из крупнейших торгово-промышленных центров Приамурья и всего Дальнего Востока». Такой статус предсказали ему основатели города — генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьёв-Амурский и архиепископ Святитель Иннокентий. В честь основателей города, в 2009 году у собора Благовещения Пресвятой Богородицы был установлен памятник.

Город на границе. Благовещенск

Сам же собор возводился в течение шести лет — с 1997 по 2002 год. Соборное место является историческим — здесь в 1857 году, на возвышенном месте (рёлке), казаки-первопроходцы построили первый дом города — Свято-Никольскую церковь, а рядом в 1879 году появилась первая каменная церковь — Покрова Божией Матери. Именно по образцу этой Покровской церкви был построен новый Благовещенский кафедральный собор.

Первая Амурская торгово-промышленная компания была создана в 1858 г. Одним из её инициаторов был адмирал Г. И. Невельской. В 1865 г. на проживающих в городе всего-то 2341 человек, приходилось 7 магазинов, 75 мелочных лавок (52 русских и 23 китайских). К середине XIX века Благовещенск превратился в крупный коммерческий и логистический центр российского Дальнего Востока. Здесь охотно обосновывались богатые купцы, как грибы вырастали торговые лавки и конторы. Торговый дом «Чурин и Ко» по праву называется пионером русской торговли на Дальнем Востоке. В 1867 году Иван Яковлевич Чурин пригласил к участию братьев Бабинцевых, учредил Товарищество на вере «И. Я. Чурин и Ко» и организовал широкую разъездную («сплавную») торговлю по Амуру.

В 1897 году была закончена постройка нового грандиозного здания, по удобствам и величию первого в Восточной и Западной Сибири. В здании, освещаемом электричеством, помещался универсальный магазин и главная контора. Великолепный двухэтажный особняк, фасад которого украшают полуколонны и роскошная лепнина. Здание привлекает изящной балюстрадой карниза. Над его фронтоном красуются чаши, изящные скульптуры.

В апреле 1918 г. магазин был национализирован вместе с имуществом и товарами. Сейчас в здании размещается Центр эстетического воспитания им. В. В. Белоглазова.

Рядом находится здание Амурской областной детской библиотеки. А когда-то, в начале XX века в нём располагалась «Чайная развесочная и розлив вин Торгового Дома „И. Я. Чурин и Ко“.

Город на границе. Благовещенск

Немногим раньше, в 1864 году, в городе начал свою деятельность торговый дом „Кунст и Альберс“. Основателями фирмы были Густав Кунст и Густав Альберс. Компаньоны родились в Гамбурге, а знакомство их произошло в Шанхае. Они решили попытать счастья в русской части Дальнего Востока. К началу XX века фирма Кунста и Альберса создает сеть филиалов в России, в Китае и в Японии. Торговали, в основном, иностранными товарами. На углу улиц Американской (ныне переулок Святителя Иннокентия) и Большой (ныне ул. Ленина) было возведено великолепное каменное здание, которое украшает город до сих пор.

Сейчас в здании располагается Амурский областной краеведческий музей им. Г. С. Новикова-Даурского — один из старейших на Дальнем Востоке, основан 16 августа 1891 г. по инициативе Благовещенской городской думы. Его открытию предшествовала выставка, устроенная золотопромышленниками в честь приезда в г. Благовещенск цесаревича Николая, будущего императора Николая II.

В 1907 году, на берегу Амура были построены торговые ряды „Мавритания“. Такое название они получили из-за своего необычного вида. При оформлении фасадов использовался готический стиль. Внутри ставили прилавки, чтобы торговать продуктами, преимущественно мукой, мясом, хлебом. Сейчас в здании расположен Институт геологии и природопользования.

До революции центральным местом города была площадь под названием Гостинодворский базар. Помимо торговых рядов „Мавритания“ и торгового дома „И. Я. Чуринъ и Ко“, на ней располагалась городская управа и Триумфальная арка. Арка являлась образцом классической архитектуры: огромные ворота из камня, увенчанные надписью: " В память пребывания государя наследника цесаревича Николая Александровича». Сооружение венчали два герба — Дальнего Востока и Царской России, а в нишах устроились лики святых — Николая Чудотворца и Лик Пресвятой Девы Марии.

Во время наводнения 1928 года фундаменты триумфальной арки были повреждены и в сентябре 1936 года арка была разобрана.

Современная Триумфальная Арка заняла своё место на площади в 2005 году. Её можно назвать точной копией своей предшественницы. Но отличия все-таки есть. Над сводом размещена иная надпись: «Земля амурская была, есть и будет русской».

Город на границе. Благовещенск

Сейчас это площадь Победы с мемориальным комплексом, посвященного воинам-амурцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

С площади выходим на набережную. Пожалуй, самое притягательное место в Благовещенске. По ней приятно прогуляться, можно отдохнуть на лавочке, полюбоваться Амуром, купить чего-нибудь вкусненького в одном из многочисленных киосков.

А вечером, когда совсем стемнеет, в Хэйхэ включают разноцветную подсветку домов. Уж не знаю, что означают эти надписи, постоянно меняющиеся, но со стороны Благовещенска это смотрится красиво и зрелищно!

Город на границе. Благовещенск

Набережная — это ещё и своеобразный спортивный комплекс со спортивными площадками, дорожками для бега и велодорожками.

За те два года, что я не была в Благовещенске, набережную заметно удлинили в обе стороны и благоустроили. Интересно, конечно, идти по набережной и рассматривать китайскую сторону. Она, несомненно, главная привлекательность.

Город на границе. Благовещенск

Но, не стоит пренебрегать и нашей стороной. Вдоль набережной идёт улица Краснофлотская, на которой расположены интересные исторические дома. Заметила, что все они, в основном из красного кирпича.

улица Краснофлотская

Гостиница Лукьянова. Построена в 1896 году. Изначально называлась «Центральная», в 1901 году её переименовали в гостиницу «Россия».

Дом И. А. Котельникова (1890-е годы)

На набережной стоит памятник Н. Н. Муравьёву-Амурскому, Установлен в 1993 году. Н. Н. Муравьёв был назначен генерал-губернатором Восточной Сибири в сентябре 1847 г. в возрасте 38 лет. Неоценим вклад этого человека в укреплении всех военных постов на территории своих владений. Неоднократно и умело он вёл политические дела с китайскими послами, и сумел добиться того, чтобы Амур стал границей между двумя государствами. Именно за этот договор Муравьёва возвели в графы и стали прибавлять к фамилии «Амурский».

Город на границе. Благовещенск

Замечали, кто изображён на пятитысячной рублёвой купюре? (Лично я никогда не обращала на это внимание. Да и наличкой сейчас почти не пользуюсь) — Правильно, Муравьёв-Амурский, памятник ему в Хабаровске.

Памятник пограничникам был открыт в день пограничных войск 28 мая 2007 года. Был отлит в городе Касли Свердловской области. Трехметровый пограничник в форме 20-х годов прошлого века, сурово взирающий на тот берег. Он крепко сжимает в одной руке винтовку, а другой уверенно держит бронзовый поводок. У его ног настороженно замер пёс. Несколько позже к памятнику добавили пограничный столб.

Город на границе. Благовещенск

Некоторые въедливые, внимательные и наблюдательные обнаружили в памятнике несоответствие эпох: пограничник — красноармеец стоит у столба с гербом современной России.

В районе улицы Артиллерийской появилась новая инсталляция — скульптура амурозавра. Арт-объект был создан к 165-летию амурской столицы. Амурозавр — один из двух динозавров, чьи окаменелости были обнаружены в Благовещенске. Скульптура полностью соответствует своим реальным размерам — три метра в высоту и семь в длину.

Город на границе. Благовещенск

На набережной вырос целый детский городок с различными развлекаловками. Чего здесь только нет!

Мне даже кажется, детишки вместе с родителями переместились с аттракционов городского парка — сюда.

К сожалению, не получилось покататься на кораблике по Амуру. Этим летом на Амуре было несколько паводков. Во время моего пребывания вода в очередной раз значительно поднялась, и кораблики по реке не ходили.

Шкала с уровнем наводнения в разные годы. Здесь видно, что река затопила весь нижний ярус набережной

Китайский Хэйхэ тоже в воде. Страдает в основном район китайской таможни с торговыми центрами, построенными когда-то специально для русских покупателей.

Город на границе. Благовещенск
А вообще, есть два прогулочных водных маршрута: в сторону моста через Амур и в противоположную — к центру Хэйхэ. В 2019 году я покаталась на кораблике в обе стороны. Интересна была водная прогулка к мосту, который расположен дальше того места, где Зея впадает в Амур. В тот год он был ещё в стадии строительства, особенно та часть, что российская. Строительство первого автомобильного трансграничного моста в районе Благовещенска велось с 2016. Каждая из сторон (российская и китайская) построила половину — по 540 метров. Части строились синхронно с двух берегов, их стыковка произошла 31 мая 2019 года. Разрешение на ввод в эксплуатацию было получено в мае 2020 года.

Не знаю, началось ли сейчас движение по мосту, который был закрыт по причине ограничений из-за пандемии коронавируса. Китайцы, как всегда, всё делают с размахом и основательно. На их стороне создана целая туристическая зона, которая уже популярна у жителей поднебесной. Есть и обзорная башня, высотой почти 22 метра. Нашла красивую фотографию моста в интернете.

Фото из интернета

Есть ещё один грандиозный план амурских и китайских властей — строительство трансграничной канатной дороги через реку Амур. Работы начались. Как всегда, на нашей стороне они идут пока ни шатко ни валко. А вот китайцы на своей стороне очень даже активны. Ну, всё как и с мостом через Амур.

По проекту канатная дорога длиной 973 метров будет состоять из двух линий с четырьмя кабинками. Каждая из них сможет перевезти в китайский Хэйхэ по 60 пассажиров с багажом меньше чем за десять минут. Завершить проект планируется в 2022 году. В чём я очень сомневаюсь. Во всяком случае, её когда-нибудь построят, как и мост, и очень заманчиво будет махнуть через Амур на тот берег на канатке.

С набережной выходим на площадь Ленина и одноимённую улицу. Площадь в активной реконструкции, и производимые строительные работы несколько закрывают гостиницу Юбилейная.

Город на границе. Благовещенск

Эта гостиница — одно из первых грандиозных сооружений современного Благовещенска. Её строительство велось целых девять лет, в 1969 году она начала принимать гостей. В своё время 7-этажная гостиница была самым высоким зданием города, и долгое время была визитной карточкой Благовещенска. На площадь, выходит фасадом здание Правительства Амурской области. Совершенно безликое, типовое здание советской эпохи.

А вот через дорогу от него — здание поинтереснее. Дом купца Ларина, построен в 1890-е годы. В нём нсейчас работает Администрация города Благовещенска.

Город на границе. Благовещенск

Рядом с ним — постройка 1890 годов — дом некой Л. И. Родионовой.

Пройдём ещё квартал по улице Ленина к Благовещенскому государственному педагогическому университету.

Альма-матер, где я 5 лет изучала английский и немецкий языки. Как же они мне пригождаются в путешествиях по заграницам! Это одно из первых высших учебных заведений на Дальнем Востоке. Было основано в октябре 1930 года и размещёно в здании мужской благовещенской гимназии (здание построено в 1913 году по проекту архитектора Эдуарда Шефера). Жаль, не смогла сфотографировать фасад. Он обновлялся и был закрыт строительными лесами.

Город на границе. Благовещенск

Через дорогу от университета — симпатичное здание бывшей Городской электростанции, построенной в 1908 году. Вплоть до 1963 года электростанция обеспечивала электроэнергией городские предприятия, учебные заведения, жилые дома. Когда-то по всему фасаду одноэтажного здания прослеживались большие арочные окна, обрамленные наличниками с замковым камнем. При последующих перестройках арочные окна остались только с одной стороны здания, появился второй этаж. Сейчас в здании находится банк и ресторан.

А теперь, по улице Ленина пойдём через площадь в противоположную сторону, к драмтеатру и городскому парку. До 1924 года улица эта называлась Большая и была самой широкой и длинной в Благовещенске в XIX веке. На ней также есть интересные старинные здания.

магазин Торгового Дома Г. П. Косицын с с-ми (1902 год). Во времена моего студенчества это был самый крупный гастроном. Сейчас на первом этаже - ресторан Пекинская утка.

Магазина Торгового Дома «А. А. Урманчеев с с-ми» (1911 год)

Летом улица Ленина в центре города была взрыта: велась прокладка новых теплосетей.

Почтово-телеграфнаф контора Благовещенска (1900 год).
 Сейчас это красивое здание здание занимает Россельхозбанк.
Почтово-телеграфнаф контора Благовещенска (1900 год). Сейчас это красивое здание здание занимает Россельхозбанк.

С обновлениями некоторых зданий, на мой взгляд, перестарались, слишком осовременили и они утратили свой исторический облик. Как это, например, на улице Ленина.

И вот ещё один пример: аптека Сулимирского по улице Пионерская, 33. Здание было построено около 1915 года в стиле модерн. На первом этаже была аптека, на втором этаже проживал сам К. И. Сулимирский — потомственный дворянин, член правления католического благотворительного общества. В здании аптеки сейчас есть музей истории аптечного дела Амурской области.

Город на границе. Благовещенск

На улице Пионерская, которая отходит от улицы Ленина, можно увидеть и полюбоваться несколькими историческими зданиями.

Кувшиновское подворье (1913 год). В 20-е годы здесь размещались магазины, гостиница. Сейчас это здание занимает управление ФСБ России по Амурской области.
В Благовещенске много скверов и парков. Один из них — Городской парк культуры и отдыха расположен в самом центре города и примыкает к набережной. Это ещё одно любимое место отдыха и развлечений горожан.

Город на границе. Благовещенск

В парке, рядом с Драмтеатром появилась новая скульптура — памятник Маслову О. К. — прозаику, поэту, литературному критику, хирургу, почётному гражданину Благовещенска. Его так и называли: «Поэт в белом халате». Торжественное открытие памятника состоялось в день рождения города, 2 июня 2021 года.

Надпись на постаменте:
Я полюбил и то, и это
одной любовью в звёздный час -
И лиру звонкую поэта
И чашу горькую врача.
Надпись на постаменте: Я полюбил и то, и это одной любовью в звёздный час - И лиру звонкую поэта И чашу горькую врача.

В глубине парка находится Дом военного губернатора Амурской области. Здание было построено в 1912 году при губернаторе Аркадии Валуеве. Новый губернаторский дом был центром общественной и культурной жизни. Здесь работали губернатор и его аппарат, здесь же жила семья губернатора со всем штатом прислуги и приближенных. Сюда приглашали высшее общество, устраивались приемы и обеды, организовывались любительские спектакли, вечера с танцами, музыкой, чтениями. Символично, что в настоящее время в здании размещается Городской дом культуры.

Город на границе. Благовещенск

В надежде увидеть город свысока, я прокатилась на колесе обозрения.

Но, выше крыш многоэтажных домов колесо не поднимает. Оно очень старенькое и невысокое, с открытыми кабинками. Отвыкла я уже от таких, где единственная страховка — железная цепь, преграждающая выход из кабинки.

Из парка выходим опять на набережную и пройдём к пограничному знаку.

Город на границе. Благовещенск

Привлекает внимание кирпичное здание с башенкой. Это — бывшее управление Амурского общества пароходства и торговли. Построено в 1910 — 1912 годах. Сейчас оно принадлежит Дальневосточному высшему общевойсковому командному училищу (ДВОКУ) имени К. К. Рокоссовского.

Пограничная вышка на набережной — действующий объект пограничной заставы, с которой ведётся наблюдение. Не будем забывать, что Благовещенск — город на границе.

Город на границе. Благовещенск
На этом заканчиваю прогулку по Благовещенску. Спасибо всем, кто совершил её вместе со мной! А если кому-то интересно будет посмотреть как там, на том берегу Амура, даю ссылку на мой рассказ 2017 года Там, где Зея впадает в Амур. Часть 2. Хэйхэ