Турист Теона Элизбарашвили (teona)
Теона Элизбарашвили
была сегодня 13:37

Наскальный город Вардзия, крепость Хертвиси и самое большое озеро Грузии — Паравани

Ахалцихе — Грузия Август 2021

В середине августа решили мы поехать в 2-х дневное путешествие на юг страны с ночевкой в одном волшебном месте у реки, где у хозяев гэста своя маленькая ферма, со своим парниковым хозяйством, пасекой, форельным хозяйством и даже несколько клеток с кроликами.

Расположен этот чудо-гэст совсем рядом с наскальным комплексом Вардзия и оттуда можно выезжать осматривать достопримечательности. Я была в Вардзии в далеком детстве, а вот Важа совсем не был и давно хотел увидеть. Затраты распределили так: транспорт и расходы по нему за нами, а гэст и его бронирование за сестрой. С нами решили поехать и моя племянница с моей младшей дочкой, которые почти одного возраста и обе студентки.

Выехали пораньше, чтобы не ехать по жаре, остановились на пол часа в Боржоми, попили с утра в кафе кофе с пироженками и продолжили в сторону Ахалцихе. Рабат мы уже видели и решено было поехать посмотреть роскошный монастырь в горах Сапара. Монастырь этот датируется 9-ым веком и расположен довольно высоко в горах, но к нему проложена хорошая и очень живописная дорога. Фрески в монастыре хорошо сохранены.

Краткая история монастыря: (взято из википедии)

»В конце XIII века Сапара стала владением рода Джакели. Правитель княжества Самцхе Саргис Джакели находился в хороших отношениях с монголами, благодаря чему его правление было мирным. В конце жизни Саргис принял монашеский постриг и сменил имя на Саба (Савва). Его сын Бека построил здесь самую большую из 12 церквей, церковь святого Саввы, названную в честь небесного покровителя своего отца, — одну из самых архитектурно значимых церквей своего времени. Её фрески XIV века имеют хорошую степень сохранности. На фресках изображены, в частности, портреты князей Джакели. С конца 16 по 17 век монастырь опустел, так как Джавахети захватили османы-турки и монастырь был разорен мусульманами. Восстановили его только в 1893 году.»

На територии монастыря есть источник чистой и холодной воды остатки крепостной стены. Вдоволь нагулявшись мы поехали в наш гэст, так как погода стала портиться и набежали тучи. Дорога к Вардзии очень красивая, горы и скалы и прямо инопланетные пейзажи, но климат тяжелый, так как летом там жарко, а зимы суровые. Приехав, мы немного отдохнули, погуляли по територии нашего гэстхауса, с одной стороны которого расположена река, а с другой гора. Пообщались с пожилой парой, владельцами, которые с удовольствием нам все показали и рассказали и компанию нам составили 2 собаки. Затем поехали уже осматривать сам наскальный город.

Скамеечка у реки на територии нашего гэста стала местом умиротворения:) под журчание речки там можно было сидеть часами и размышлять обо всем…

Туристов было совсем мало, все-таки есть у ковидного времени и свои плюсы. Рассказывать об истории Вардзии думаю не стоит, здесь уже про нее писали много, просто скажу, что это монастырский комплекс 12–13 веков и расположен прямо над Курой. Есть много помещений разного назначения высеченных глубоко в скале и хорошо сохранившаяся церковь Успения Пресвятой Богородицы. Все это было создано во время правления царя Георгия 3-го и царицы Тамар.

Вечером во время ужина, который входил в стоимость, к нам присоединились 2 рыжих кота которые знали ЧТО принесут в конце ужина и терпеливо ждали своей очереди полакомиться жаренной на костре форелью. Все натуральное и тут же сорванное и пойманное и такой вкусной рыбки давно я не ела. Простая, но очень вкусная еда и тишина вокруг с видом на горы (ужинали мы на веранде) создавали нам благостное настроение, а еще шум речки прямо убаюкивал.

На следующее утро, плотно позавтракав и закупившись медом, мы попрощались с нашими гостеприимными хозяевами и поехали смотреть крепости, которые нам встретились по дороге в Вардзию. Первая крепость Тмогви, но на нее мы полюбовались только издали, так как туда без определенных навыков и снаряжения нам было не подняться. Крепость датируется 9-ым веком и плохо сохранилась из-за землетрясений. Зато вторая крепость была недавно отреставрирована и дорога к ней тоже, так что мы с удовольствием поднялись к крепости Хертвиси и даже я, покряхтывая на подъемах, смогла побродить по територии Хертвиси. Ну что сказать, это надо увидеть как в сказке. Крепость была одной из первых в Грузии и упоминание о ней было в исторической летописи 11-го века и ее возрождение тоже началось именно в это время. К концу 13 века ее изрядно разрушили землятресения и монголы и полностью восстановить ее былую славу уже не смогли даже после ухода завоевателей. В 14–15 веках ею владели грузинские князья Джакели, но с конца 16-го века она перешла к туркам и хотя пару раз грузины ее отвоевывали, но до первой половины 19-века она оставалась в составе Османской империи и только в 1828 году в ходе русско-турецкой войны крепость перешла к Российской империи и перестала использоваться как оборонительное сооружение.

После Хертвиси мы взяли курс домой через другую дорогу, не через ту, по которой приехали, а через греческую деревню Цалку. Дорога там раньше была плохая, грунтовка, но потом ее отремонтировали. Проехали мы через Аспиндзу, увидели аистов на столбах электропередач в Ниноцминде и наконец-то выехали к самому большому озеру в Грузии — озеру Паравани, которое находится на высоте 2073 м над уровнем моря и его площадь почти 38 кв.км. Вокруг озера расположены альпийские луга и небо просто завораживает. Даже летом дул довольно прохладный ветер, а уже с начала осени до самого конца весны тут будут морозы и климат довольно суровый. У озера есть своя тайна или можно сказать загадочная история: на дне озера обнаружили курганное захоронение бронзового века и в ходе изучения подняли много посуды и предметов быта, которые датировали 4-ым веком до н. э. Самые старые предметы быта найденные в кургане датируются 2-ым веком до н. э. Ответ на вопрос как же это сооружение с предметами быта оказалось под водой пока еще не найден… На берегу озера расположен действующий мужской монастырь и когда мы шли к его берегу, нас сопровождал боооольшой охранник в виде огромного белого пса, из тех, что пасут овец. Вел себя мирно и даже дал себя полоскать, за что был вознагражден хлебом с колбасой. Озеро произвело на нас очень сильное впечатление как своими масштабами, так и нереально красивыми видами вокруг.

Ну и после озера мы поехали уже домой, проезжая через греческую деревню Цалку, которая произвела на нас удручающее впечатление, так как почти каждый второй дом был или наглухо закрыт и заброшен, или просто брошен как есть. Большую часть жителей деревни составляли греки, которые в 90-х годах уехали в Грецию просто оставив свои дома.

И напоследок, уже почти доехав до Тбилиси, наши дети вдвоем (обе и дочка и племяшка сдавали историю на приемных экзаменах в универ) потребовали раз уж будем проезжать мимо мол давайте посмотрим на место Дидгорсой битвы, так как в этом году 900 летие этой битвы и на ее месте был создан интересный мемориал. Сражение произошло 12 августа 1121 года между войсками грузинского царства и войсками западно-сельджукских эмиров и это сражение привело к разгрому сельджуков и освобождению Тбилиси, который и стал столицей страны и начался «золотой период» истории Грузии под царствием Давида Строителя. Мемориал сделан довольно интересно и как-то даже ощущаешь там моменты истории. Две последние фото мемориала взяты из интернета для наглядности.

На этой исторической ноте наше мини-путешествие подошло к концу.