Турист Vnika R (Vnika)
Vnika R
была 13 января 14:02

Избербаш — Россия Сентябрь 2021

В этом году провести отпуск захотелось, хоть и в российской, но совершенно незнакомой республике Дагестан. И не потому, что этому способствовала пандемия, хотя отчасти и она тоже. Прошлогоднее покорение знаковых мест Большого Кавказа, оставившее незабываемые впечатления от увиденных красот, вот, пожалуй, главная мотивация — продолжить знакомство с кавказскими горами. Пойти привычным уже путем никак не получалось. На слуху, естественно, было очевидное направление — Северный Кавказ, название дагестанских городов — Махачкала и Дербент, населенные пункты Буйнакск и Кизляр. Воспетый Лермонтовом и Пушкиным, Дюма и Толстым великий Терек. Ну и база ВМФ — приморский город Каспийск. Вот, пожалуй, и все познания.

Новое место на карте путешествий. Мой Дагестан

Что означает выражение «пойти привычным путём»? Выбор направления для проведения отпуска, составление маршрута, его проработка, расчёт бюджета, выбор средств передвижения, бронь мест ночёвок. Даже маршрут составить не получалось. Поисковик, рассказы блогеров, которые успели почтить своим вниманием горную республику, дали некое представление о Сулакском каньоне; бархане Сыры Кум; родине аварского поэта Расула Гамзатова ауле Цада; последнем жителе высокогорного Гамсутля — Абдулджалиле; дербентской крепости и даже целебном источнике в якобы пляжном Избербаше.

Новое место на карте путешествий. Мой Дагестан

Путешествуя по Дагестану в гугле, волосы встают дыбом. Ясно-понятно, не каждый может повторить подвиг vibas, передвигаясь самостоятельно на незнакомом арендованном автомобиле, а знакомый собственный или не подходит по техническим характеристикам, или его просто жаль лишиться. Да и очевидно, что в таких величавых горах однозначно необходим знающий проводник, а то и не один. Почти каждый рассказчик не забывает упомянуть, что путешествовать в Дагестане совершенно безопасно, люди гостеприимны, радушны и хлебосольны. Тогда как СМИ регулярно напоминают о беспорядках, которые чинят «лица кавказской национальности» и зачастую именно молодые люди из Дагестана. Недавняя история в московском метро тому подтверждение. Теперь-то, благополучно вернувшись и испытав все прелести путешествия на себе, я тоже присоединюсь к стройному хору голосов, поющих хвалу многонациональному народу республики. Так же много непонятного с арендой жилья; построением маршрутов через перевалы; наличностью и банковскими карточками. Вернее, как раз тут всё понятно: нужно запастись именно наличностью в комфортном тебе количестве, где количество принято за переменную «Х». Но мы-то, жители мегаполисов, уже стали забывать, что такое кошелек, туго набитый банкнотами. В какой-то момент захотелось плюнуть на всё и сменить направление. Но Дагестан засел в голове. И в сентябре поездка состоялась.

Из Уфы в Махачкалу раз в неделю совершает сезонные прямые рейсы компания «ИрАэро». Лёту по расписанию 2 часа, в реальности 2,5. Всегда можно приобрести билеты на транзитные рейсы через Москву. Махачкалинский аэропорт компактный и ничем непримечательный. Желающих стать вашим персональным водителем и отвезти в любой населенный пункт, как и в любом аэропорту, хоть отбавляй. Но достойную конкуренцию ценнику самозанятых составляют сетевые службы такси — «Яндекс», «Максим». Впрочем, водители-частники тут же готовы снизить цену до более разумной, соизмерив свои желания с ценником сетевиков.

Новое место на карте путешествий. Мой Дагестан

Неделю дагестанского вояжа решено было посвятить знакомству с самой большой достопримечательностью — Каспийским морем. Отдохнуть на морском побережье можно в любом из приморских городов, уголок найдется везде. И совсем необязательно привязывать себя к отдельно взятому пляжу отдельно взятого населенного пункта. Совершить поездку от Махачкалы до Дербента можно воспользовавшись тем же такси. Но есть и другой, вполне приемлемый вариант — электричка Махачкала -Дербент. В отличие от любого другого вида общественного транспорта электричка идёт 3 или 4 раза в сутки и строго по расписанию. Цена смешная — 133 рубля. Билеты приобретаются в вагоне и только за наличные.

Совершенно, не исходя не из каких соображений, селимся в городке Избербаш, который расположен примерно на одинаковом расстоянии от Махачкалы и Дербента. То есть, между ними. Город считается молодым, от рождения ему нет и века. Избербаш основывался, как поселок нефтяников. И сейчас можно то тут, то там, ближе к побережью, видеть действующие нефтекачалки.

Активное развитие туризма дает толчок к преобразованию Избербаша в курортный центр, идёт стремительная застройка отелями и апартаментами.

Новое место на карте путешествий. Мой Дагестан

Сразу скажу, не нужно ожидать от пляжей Каспийского моря той курортной атмосферы, которая царит на побережьях Чёрного и Средиземного морей. Каспий не сравнить с морями южно-азиатских курортов или Адриатикой. Каспий, это Каспий. Местность не балует тропической растительностью. Пальм, юкк, магнолий не сыщешь днем с огнём. Пожалуй, редкие акации. Но очень редкие. Вероятно поэтому, здесь у моря жизнь курортникам очень портят всесезонные комары. К комарам надо быть готовым. Береговая линия исключительно песчаная с примесью дробленого ракушечника. Пляжи широкие. Чего-чего, а места расположиться хватает.

Новое место на карте путешествий. Мой Дагестан

Отдыхая в сентябре, в общении с местными, слышим сокрушительное: «Что ж приехали не в сезон?» Почему не в сезон, нам непонятно. Погода в сентябре вполне комфортная, солнце еще греет, море не остыло. Купаемся ежедневно. Если несезон ассоциировать с умеренным количеством отдыхающих, так это только радует. Да. В несезон уже закрыт существующий аквапарк, постепенно распродается товар в мелких частных магазинах, пустеют прибрежные кафешки. Общественный транспорт в Приморском районе отсутствует в принципе. Завтракать, обедать или ужинать можно в отелях и на турбазах, если питание там предусмотрено; готовить самостоятельно, затарившись на рынке или в супермаркетах, а для этого нужно выехать в город. Или, выехав в город, питаться в городских кафе, столовых, ресторанах и т. п. Как можно быстро добраться из точки «А» в точку «В»? Всё на том же такси. Машина, заказанная по приложению, приезжает быстро, цена поездки не выше, чем в иных городах стоимость проезда на метро или маршрутках. Судите сами, что такое в наше время 50–55 рублей?

Пляжи оборудованы местами для переодевания. Морская вода не сильно солёная. Каспий опресняется множеством впадающих в него крупных рек. На территории России в Каспийском море купаются только в Дагестане. Кому точно не понравится отдыхать на пляжах Каспийского моря? Молодёжи, жаждущей круглосуточного драйва, для кого понятие «отдых на море» ассоциируется с сопутствующей феерий: шумными кафе и дискотеками; тусовками до утра, где и на людей посмотришь и себя не забудешь показать. Не понравится и людям с хорошим достатком, которые могут позволить себе качественный отдых в фешенебельных отелях с соответствующим уровнем предлагаемого сервиса. Кому точно понравится? Туристам-путешественникам, едущим за новыми впечатлениями. Возможно, мамам с детьми, когда детей везут на море и только на море. Романтическим парочкам, скорее студенческим, которым встретить безумно красивый восход солнца, уже счастье и, сняв жилье за умеренную плату, провести время на море и только на море. Если говорить о местных, то можно обратить внимание, что море и пляж для них необязательно то место, где купаются и загорают. Жители горных районов и вовсе не умеют плавать. Многие просто заходят в воду по щиколотку, по колено или по пояс и стоят. Люди гуляют вдоль кромки воды босиком, дышат воздухом, встречают рассветы, провожают закаты, сидят на берегу с книгами. Есть ощущение спокойствия, размеренности и умиротворения.

Новое место на карте путешествий. Мой Дагестан

Знающие люди едут в Избербаш не только на пляж. Знающие люди едут принимать ванны в целебном горячем источнике. В обиходе его называют Горячка. На гугл-карте он обозначен, как Сероводородный горячий источник. С чем ассоциируется слово сероводород, напоминать не нужно. Но, самое интересное, никакого запаха сероводорода точно не присутствует. Скорее, ненавязчивый запах нефти. Территория считается оборудованной. Но это самое примитивное, что можно сделать. Учитывая, что посещение Горячки бесплатное, будем говорить — да, территория оборудована. Имеется круглое сооружение диаметром примерно метров 10 из бетона с песчаным дном. В самом центре бьет неиссякаемый горячий фонтан. Чтобы бассейн не переполнялся, а вода оставалась более-менее проточной, в конструкцию встроены отводные трубы. Так же ровно по центру возведена перегородка из профнастила. Перегородка делит бассейн на женскую и мужскую половины. По диаметру надземной террасы обустроены лавочки и несколько раздевалок. Висят часы, по которым можно засечь время процедуры. Есть информационный баннер о составе воды и рекомендации по принятию ванн: посоветуйтесь с врачом, не принимайте процедуры в состоянии алкогольного опьянения, не злоупотребляйте принятием горячих ванн, ограничивайте себя по времени. Рекомендуемое время — 15–20 минут.

Новое место на карте путешествий. Мой Дагестан

Горячка всё-таки, народный источник, каких много на Кавказе. Секреты излечения передаются как фольклор, из уст в уста. Горцы, особенно женщины, впрочем, и мужчины тоже, приезжают сюда целенаправленно на 7–10 дней, останавливаясь у родственников, снимают жилье и ходят на источник 1–2 раза в день. Считается, что целебная вода оказывает хорошее воздействие на суставы, женские и мужские органы, нервную систему. Походив сюда дважды в день в течение недели, поняла, что для некоторых местных молодых замужних женщин, источник не что иное, как клуб: встретиться, поболтать, разойтись. И так ежедневно.

Обустроенные набережные есть в Махачкале, Дербенте и Каспийске. Умопомрачительные восходы — везде. С закатами сложнее.

Новое место на карте путешествий. Мой Дагестан

Чайки не наглые. Корабли на горизонте, даже сторожевые, отсутствуют. Всегда свежий бриз и небольшая волна. Вход в море пологий, удобный для детей. Кукурузу, чурчхелу и прочую сладкую вату на пляже не продают. Урн маловато, мусор встречается. Вода в кранах очень мягкая, но не питьевая. Питьевую нужно покупать. Если вам предлагают помощь, это искренне. В разговоре с местными зачастую вместо ответа на вопрос можно услышать перефразированное: «Это Дагестан, детка!»

Что еще в Дагестане связано с Каспием? База ВМФ — город Каспийск. В Каспийске удалось побывать на набережной и только проездом. В закатном свете красиво наблюдать за взлетающими над морем пассажирскими самолетами. Аэропорт близко. Ну, а базу вряд ли кто-то покажет. Хотя… Не база конечно, а отдельно взятый экспонат. И не в Каспийске, а немного дальше Дербента. Экраноплан «Лунь». Слышали о таком? Памятник эпохи развитого социализма. Не берусь рассуждать о технических характеристиках Каспийского монстра, как еще называют «Лунь», гугл вам в помощь. Долгое время махина ржавела всё в том же Каспийске, каким-то чудом не была утилизирована и дождалась судьбоносного решения — стать достойныи экспонатом в проектируемом и уже начавшем строиться парке «Патриот», чуть дальше Дербента. Парк должен раскинуться в непосредственной близости к морю. Парка еще нет, но туристов уже возят. Посмотреть на монстра возможно только снаружи, но этого достаточно, чтобы иметь представление и поставить очередную галочку в списке посещенных объектов. О пляжах пока всё, о горах всё впереди.