Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была сегодня 11:45

Олюдениз — Турция Сентябрь 2021

Два года без теплого моря это грустно… Потому, как только заморочный наш «непотребнадзор» наконец додумался отменить ПЦР тесты для возвращающихся из зарубежья привитых граждан, быстренько поскакала смотреть, что предлагают ТО в Турции. Туркам ПЦР тесты при наличии QR кода о вакцинации давно уже не нужны. Платить за эту бестолковую процедуру не хочу принципиально, во всяком случае, пока.

А еще именно Турция — потому, что несколько лет уже собиралась я побывать в Олюденизе, с его невероятно красивым морем.

Олюдениз. Море здесь и в самом деле невероятное!

Даже парочку отелей года полтора назад присмотрела и чуть ли не забронировала. Но тогда победила Греция, которая по известным причинам так и не состоялась…

И по бугенвиллеям скучала очень два года...

Вспомнить же про существование пакетных туров, заставили всяческие опасения. Тур, купленный через ТО, это какая-никакая гарантия, что в случае форс-мажора домой вернут, а если, не приведи господь, Турцию снова внезапно «закроют», денежки отправятся на депозит, а не вовсе сгинут. Не последнее дело и то, что пакет получался немного дешевле самостоятельного бронирования.

Вот жакаранду встретить никак не ожидала! Радость!

Это плюсы, минусов, порядком позабытых за годы вольных путешествий, тоже, конечно, хватало. Начиная с того, что выбор отелей у ТО куда меньше, чем на Букинге. С другой стороны, может и хорошо, что меньше. Из-за не слишком обширного «ассортимента» отель (о нем ЗДЕСЬ) я выбрала в самом Олюденизе, а не в поселках НАД ним, как намеревалась когда-то. Оказалось, это к лучшему. Поселки — Оваджик (ударение на О, дж — мягкое, а то от наших граждан каких только вариантов произношения и ударения не услышишь))) и ХисАроню — расположены достаточно высоко. Наверное, виды из окон тамошних отелей и правда хороши (сей факт подчеркивается в описаниях), но вот топать оттуда до моря мало того довольно долго — тут показания очевидцев разнятся, кто пишет полчаса, кто сорок минут — так еще и неприятно. Идти придется вдоль трассы, по которой постоянно на дикой скорости несутся машины. Никакого тротуара нет, временами почти нет и обочины. Правда, долмуши (маршруты) снуют вверх и вниз каждые пять минут с семи утра до часу ночи, то есть можно и доехать, но необходимость постоянной езды меня бы несколько напрягала. Да и не бесплатные ведь эти поездки. Конечно, у крутых отелей, расположенных на горке, есть трансфер к пляжу, но крутых тут раз-два обчелся. Кстати, платить в долмушах выгоднее и удобнее банковской картой. Только ее обязательно надо привязать к HES-коду, который опять же обязательно надо получить перед поездкой, иначе в самолет не пустят (сами турки на границе ничегошеньки не проверяют, видимо, знают, что в России на регистрации мышь не проскочит без требуемого принимающей стороной пакета документов). Есть еще один нюанс: ежели вы собираетесь ездить по области Мугла (к которой относится Олюдениз), привязку эту надо делать вот здесь — https://hes.mugla.bel.tr/. Привязка общетурецкая не прокатит. На сайте все понятно, есть английский вариант. Нал водители также принимают (несмотря на объявления, что с такого-то марта 20-го ни-ни, только транспортные или банковские карты), но оно вам надо — искать монетки?

Помимо видов, отели на горе завлекают обещанием тишины и покоя. Однако второй год подряд опция эта не столь актуальна. Движуху в Олюденизе всегда обеспечивали английские туристы, которых в Турцию ни в прошлом, ни в этом году так и не выпустили. О чем местные, конечно, скорбят: видимо, отдыхающим из прочих стран слабо обеспечить барам достойную выручку. Да и отели заполнены не под завязку.

Нет, в сонный и спокойный Олюдениз и без англичан не превратился, вечерами музыка со всех сторон, но никакого веселья «через край» не наблюдалось. И, между прочим, самыми активными по части «зажечь» были как раз турки. Могли, встав в кружок, прямо на улице устроить танцы. А однажды, забравшись довольно высоко в горы, гадала, что за ритмичные барабанные удары доносятся из поселка. Оказалось, в ресторане на главной улице два дня праздновалась свадьба. Прочитав объявление, размечталась увидеть невесту в эффектном наряде (когда-то в Стамбуле ими любовалась), но — ничего подобного! Свадьбу справляли сугубо традиционную, «гуляли» исключительно мужчины. Мелодии, сопровождавшие праздник, были, надо сказать, довольно однообразными, но отплясывали мужички — всех возрастов — тем не менее, с задором.

Свадьба без невесты, зато в присутствии очень «настойчивого» барабана. Олюдениз и окрестности слушали его два дня)))

Не раз доводилось читать, что Олюдениз — место не для ленивых. В том смысле, что в самом поселке заняться-то в общем нечем: утюжить единственную торгово-развлекательную улицу надоест дня через два точно. (Хотя, мне кажется, истинно ленивым совершенно без разницы, где именно перемещаться по маршруту отель-пляж-отель; почему бы и не в Олюденизе?). Улица и правда ничем не примечательна, только два фото на ней и сделала, запечатлев магазинчик с фонариками и девушку в платке возле них

Олюдениз. Море здесь и в самом деле невероятное!

и боевого вида котяру, в стотысячный раз подивившись способности котиков сладко спать где угодно.

Так что, если хочется впечатлений ярких и разнообразных, стоит наметить себе цели вне поселка. При этом не забывая, конечно, отдавать должное красивенному морю и двухкилометровому пляжу Бельджекиз в самом Олю (так нежнолюбящие поселок фанаты его название иной раз сокрающают).

Кстати, именно на Бельджекизе вода иногда становится непрозрачной, делаясь похожей на лазурное молоко. Я такой эффект наблюдала в первый же день. Увы, сняла только на видео, которое умудрилась случайно стереть. Но и без того водичка действительно очень хороша…

Изучив советы с форумов, выбрала для себя самый левый край Бельджекиза, возле кафе Лофти.

Олюдениз. Море здесь и в самом деле невероятное!

Там малолюдно и никакой бананово-корабельной активности. И чисто. Начитавшись отзывов, в первый день на пляж шла с некой опаской: писали, что в Олюденизе ждать просеянного песочка а-ля Майорка, к примеру, и думать нечего. Оказалось, все не так страшно. Да, не стерильно, но и не «фу, какая бяка». Лежаки-зонтики присутствуют, мини-контейнеры для мусора возле лежаков есть, курильщиков (а это на турецких пляжах частая беда) — нет. Зонтик плюс лежак 40 лир в день. Можно уходить и приходить сколько угодно. С этого края пляжа еще и скалы живописные имеются, что для меня всегда плюс.

Вход в воду — галька, так что коралки, чтоб уж вовсе не думать о камушках и ежах, желательны. Я купила удачные — мягкие а-ля носочки, с гибкой подошвой, плавать в таких удобно. И очень они мне пригодились в одной из поездок.

С противоположной стороны бухты Бельджекиз переходит во внешний пляж так называемой Голубой лагуны. Виды на лагуну с высоты Ликийской тропы это «визитка» Олюдениза. Конечно же, целой коллекцией подобных фото я обзавелась, вот одна из них для наглядности:

Олюдениз. Море здесь и в самом деле невероятное!

Почти замкнутое «озерцо», отделенное от моря косой, это и есть Голубая лагуна.

Сверху выглядит волшебно, но при ближайшем рассмотрении — в сезон! — все куда более прозаично. Дело в том, что внутренняя часть лагуны очень мелкая. И народу там всегда толпы, причем именно турок, приезжающих сюда на целый день, с детишками, бабушками-дедушками, и всем необходимым для их комфортного существования. Я в один из дней до этого пляжа прогулялась (к счастью, с прошлого года вход сюда бесплатный), ужаснулась, и больше туда ни ногой! С внутренней стороны лагуна похожа на зеленоватую лужу, а не на море.

Олюдениз. Море здесь и в самом деле невероятное!

Лежаки здесь стоят так плотно и так близко к воде, что просто пройти вдоль берега проблематично. Единственное, что мне понравилось — вид на окружающие горы.

Действительно голубой лагуна бывает в начале и конце сезона, когда людей мало, и воду никто не мутит (дно песчаное).

Внешняя сторона лагуны выглядит куда приятнее, но все же, с Бельджекизом этому пляжу (разумеется, это лишь мое восприятие) не сравниться. Еще и потому, что я люблю ощущать простор, а здесь никакого тебе горизонта: он закрыт выступающим в море мысом. И снова вдоль берега лежаки впритык друг к другу.

Олюдениз. Море здесь и в самом деле невероятное!

А вот инфраструктура Голубой лагуны на высоте: и раздевалки капитальные, и души, и туалеты, и кафе, и даже мечеть имеется. И тем не менее, в целом — не моё.

Есть неподалеку от Олюдениза и еще один пляж — Кидрак. Вообще-то туда вроде бы бегают долмуши (кстати, конечная их остановка находится у правой стороны Бельджекиза, неподалеку от входа в Голубую лагуну; но останавливаются, если проголосуешь, где угодно, по всему маршруту), расписание на табличке имеется. Но я сразу решила идти, а не ехать, и ни одна маршрутка ни по пути туда, ни по дороге обратно, меня не обогнала.

На самом деле пройтись до Кидрака пешком — самый правильный выбор: картинки по пути волшебные!

Олюдениз. Море здесь и в самом деле невероятное!

Тротуара, правда, нет, но эта дорога не столь оживленная, как та, что ведет из Олюдениза к Оваджику и Хисароню. Идти минут сорок пять, но первые полчаса вы даже и не заметите, обмирая от открывающейся на каждом шагу красоты.

Чтобы попасть на дорогу, ведущую к Кидраку, нужно дойти до левого края Бельджекиза, там будет нечто вроде невысокой башни со смотровой площадкой. На балкончик этот с пляжа можно подняться по огибающим башню лестницам, а оттуда уже выйти на трассу.

Главное — в лестницах не запутаться))) Поначалу я приняла за «правильную» ту, что ведет к отелю Beyaz Yunus, но обнаружила примерно в ее середине запертую калитку. Кстати, выглядит Beyaz Yunus дивно, и это единственный отель в Олюденизе с роскошным sea view. Да и все прочее, судя по фото на Букинге, шикарственное. Всего семь номеров, джакузи на террасах, adult. РомантИк полнейший!

По пути к Кидраку досталось, конечно, и фотику и телефону, но и, шагая обратно, уже не тревожа технику, притормаживала я постоянно, не в силах отказать себе в удовольствии вволю насладиться великолепными панорамами.

Высохшие ветки инжира с изо всех сил старающимися выжить зелеными завязями плодов, золотистые метелки каких-то злаков и шары средиземноморских колючек замечательно синеву моря обрамляли.

Олюдениз. Море здесь и в самом деле невероятное!

И, конечно же, сосны! До чего яркая у них хвоя в южных странах!

Олюдениз. Море здесь и в самом деле невероятное!

А вот уже и километровая дуга пляжа Кидрак внизу! Жаль, что нет спуска прямо отсюда…

С панорамами придется расстаться, и минут 10 пройти вдоль сетчатого забора, пляжную территорию огораживающего. Вход платный — 10 лир. Простой лежак и зонтик — 50. Есть еще что-то вроде семейных зонтов, огромных, под ними кроме лежаков еще и столик с диваном помещаются.

Олюдениз. Море здесь и в самом деле невероятное!

Преданные поклонники Олюдениза вспоминают, что когда-то на Кидрак ездили ради слияния с природой, пляж был диким. Нынче всё причесано-обустроено. Но по-прежнему тихо. Мне кажется, кризиса перенаселения на Кидраке не бывает никогда. В «мой» день он и вовсе казался пустынным. Старожилы сокрушаются, что нельзя больше расположиться просто на полотенце в левой стороне пляжа, в сосновой рощице. Теперь там располагаются «лежаки класса люкс».

И зона вай-фая, что в Олюденизе редкость. Спасибо форумам, узнала актуальный пароль — десять двоек. Делюсь — вдруг и на следующий сезон его сохранят?

Водичка и здесь божественно красивого цвета, но ощутимо холоднее, чем на Бельджекизе, не говоря уж о Голубой лагуне. Дело в том, что в море вблизи Кидрака бьют ключи. Наверное, летом, в несусветную жару, это даже хорошо.

Я же о температуре воды забыла и думать, получив сходу настоящий подарок от Нептуна: только зашла в море, как вдруг в метре передо мной из воды взметнулась стайка голубовато-серебристых рыбок! Мелких совсем, но было их много, не меньше тридцати точно. Пронеслись этакой искрящейся лентой и пропали… Конечно, побежала за фотиком, но — чудо на то и чудо, что случается, когда не ждешь и редко повторяется…

Понравились в оформлении пляжа разные симпатичные фишечки, вроде арок из сухих сосновых веток с подвесками из макраме, зеркала для селфи в забавных рамах и указатель на города мира, уверяющий, в том числе, что до Рая ноль км. Приплыли, остаемся?)).

Олюдениз. Море здесь и в самом деле невероятное!

Удивилась, кстати, что до Москвы отсюда почему-то на 269 километров ближе, чем до Киева. Вроде Киев южнее?..

Даже если нет желания изменять Бельджекизу днем, пройтись хотя бы немного в сторону Кидрака в предзакатное время стоит всенепременно. Дорожка эта — ВИП места для любителей вечернего небесного шоу! Начинается все с нежнейшего розовато-лилового перламутра, быстро сменяющегося теплыми, а потом и жаркими оттенками.

Олюдениз. Море здесь и в самом деле невероятное!

И вот уже солнце скрылось за горой, еще чуть-чуть и бархат южной ночи укрывает все вокруг…

Впрочем, небо Олюдениза это великолепное зрелище в режиме нон-стоп! Не только закаты-рассветы. С утра и до позднего вечера небосвод здесь расцвечивают яркие крылья параглайдеров. Нередко в воздухе наблюдаешь по нескольку десятков одновременно!

Олюдениз. Море здесь и в самом деле невероятное!

Поначалу глаз от них отвести не можешь, настолько необычно и завораживающе выглядят (за счет количества в том числе). Через пару дней привыкаешь.

Хотя, когда «крылышко» вдруг оказывается чуть ли не непосредственно над отельным балконом, и на пятый, шестой, седьмой день шарахаешься за фотиком, но вот ни одного толкового снимка этого момента почему-то не получилось. Кстати, идя по набережной, стоит соблюдать осторожность. Ежели вдруг слышите крик attention или видите кого-то, вовсю размахивающего перед вами руками — быстренько бегите в сторону. Вполне вероятно, что аккурат вам на голову норовит приземлиться очередной параплан. Управлять-то ими управляют, но не так, чтобы очень)))

Предвосхищая вопросы — нет, я не летала. Поначалу и мыслей таких не возникало, и не из-за страха. Просто не была уверена, что сей экспириенс стоит своих (немалых) денег. Потом, наслушавшись рассказов отважившихся, призадумалась, но тут, после стакана ледяного айрана, у меня разболелось горло. А на высоте, на минуточку, здорово холодно. И паришь там не пять минут, а довольно долго. В общем, решила, не усугублять. А может силы небесные, ниспослав фарингит, и уберегли от чего-то? Потому как ЧП с летунами, к сожалению, бывают. И ладно еще, если убьешься совсем, куда хуже остаться инвалидом, не дай бог никому!..

Тем не менее на высоте, пусть и не на такой, на которую поднимаются параглайдеры, я все же побывала. Летом этого года в Олюденизе наконец заработал подъемник на самую высокую из окрестных гор — Бабадаг (1969 метров). До нижней станции можно доехать все на тех же долмушах. Обратно, разумеется, тоже, только вот перейти дорогу то еще «развлечение». Ни светофора, ни даже зебры нет, а машины сплошным потоком. Но это, пожалуй, единственное, что здесь не продумано.

Телеферик — сооружение грандиозное, с мощной инфраструктурой. Это не только канатка, но и смотровые площадки на четырех уровнях — 1200 метров, 1700, 1800 и 1900, а также ресторан, места в котором на вечер бронировать надо заранее, кафе (пока закрыто), прогулочные дорожки, туалеты и т. п. Оформлено все стильно и симпатично.

Олюдениз. Море здесь и в самом деле невероятное!

Есть даже прудик с карпами кои, над которым перекинут прозрачный мост. Уморительно выглядел бедняжка джек-рассел, лапы которого на отполированной поверхности моста разъезжались. Жаль, что подойти поближе к пруду нельзя — с площадки возле него стартуют парапланеристы, и вход туда разрешен только им.

Начало полета это, мне кажется, едва ли не самое интересное во всем процессе. Лежит себе тонюсенькая с виду тряпочка, затем вдруг оживает, поймав воздушный поток, шаг человека в бездну и — крыло взмывает ввысь!

До высоты 1700 метров народ доставляют закрытые кабины,

Олюдениз. Море здесь и в самом деле невероятное!

а дальше — кресельный подъемник, что конечно, гораздо интереснее, т. к. стекла кабин (а вернее, пластик), несмотря на новизну, безупречной прозрачностью не отличаются. Просто смотреть нормально, а вот фотать — увы и ах!

Кстати, для подъема на Бабадаг тоже не мешает утеплиться. Я об этом знала, но наивно решила, что легкого палантина в дополнение к сарафану будет достаточно, в результате порядком подмерзла там. Ветрище на горе дует постоянно, и совсем не теплый. Зато согревают восторги от увиденного: панорамы окрестностей — фантастика!

А главное, все почти 2000 над уровнем моря здесь ощущаешь в полной мере. Ведь чаще всего в горах расстояние от этого самого «эталонного уровня» мы не видим. Высоко, однако! Голубая лагуна кажется крохотной, соседний Фетье с его бухтой и горы за ним лишь угадываются в туманной дымке.

Олюдениз. Море здесь и в самом деле невероятное!

(Да, именно ФетьЕ, а не ФЕтхие, турки «х» в середине чаще всего вообще не произносят, либо почти проглатывают, и ударение делают на конечное «е»).

Конечно, на Бабадаге интересно в любое время суток (часы работы в сентябре с 8–00 до 23–00), но, все же, очутиться здесь перед заходом солнца несомненный бонус!

Олюдениз. Море здесь и в самом деле невероятное!

Все вокруг постепенно окрашивается в теплые тона, становится вдруг заметно, что кусты и деревья уже чуть тронуты осенью — охристые и багряные оттенки прямо-таки вспыхивают в закатных лучах.

Олюдениз. Море здесь и в самом деле невероятное!

А море обретает цвет благородного старого золота…

Крылья же парапланов яркость свою утрачивают, становясь однотонно-темными, будто специально для того, чтобы не нарушать гармонию прощального шоу дня…

Олюдениз. Море здесь и в самом деле невероятное!

Ночь в Олюденизе, как и полагается в этих широтах темная-темная… Пока не взойдет Луна — повезло застать ее почти полной. Конечно, каждый вечер ходила любоваться серебристой дорожкой на воде…

Олюдениз. Море здесь и в самом деле невероятное!

И — разноцветными огнями троицы «пиратских» кораблей в левой части Бельджекиза))

Олюдениз. Море здесь и в самом деле невероятное!

Красавцы!!! Жалею, что не отправилась на морскую прогулку на одном из них.

Нет, прогулка-то все же была, но на кораблике не столь эффектном. Но об этом и о том, что еще увидела за мигом пролетевшую неделю в Турции, расскажу чуть позже…