Турист Сергей Рабкин (ser_inc)
Сергей Рабкин
был 22 декабря 2023 5:01

Фетхие — Турция Май 2012

Ну кто же из любителей жизни и отдыха в Турции не слышал об Олюденизе? Я до последней майской поездки к Средиземному морю тоже только слышал. И, само собой, любовался бесчисленными фотками этого райского места в интернете и журнале «Жизнь в Турции». От моего друга, посетившего Фетхие несколько лет назад, я получил наставления о том, что стоит посмотреть во время отдыха.

Неделя — слишком мало, чтобы окинуть хотя бы мимолетным взглядом все достопримечательности этого региона. Но экскурсию к Долине бабочек я себе запланировал. Её посещение нашлось в программе однодневной прогулки на яхте из Олюдениза. Наряду с другими достопримечательностями местного розлива, такими, как голубая пещера и остров святого Николая.

Накануне экскурсии я решил взглянуть на Олюдениз самостоятельно, благо из Фетхие туда с интервалом в несколько минут ходят долмуши. И стоимость проезда по турецким меркам весьма невелика — 4 лиры.

Сотрудник уличного турагентства проинструктировал меня, где можно бесплатно искупаться в Олюденизе. Дело в том, что значительная часть Голубой лагуны представляет зону национального заповедника, вход в которую платный.

На конечной остановке долмуша в Олюденизе вышли не все пассажиры, часть назвала какой-то отель. Водитель вопросительно посмотрел на меня. Я махнул рукой, мол, тоже поеду в Голубую лагуну, куда повернул долмуш. Именно там следовало искать Sugar Beach, в котором, если верить сказанному в турагентстве, можно беспрепятственно подойти к воде.

Примерно через километр долмуш остановился окончательно, и я вышел вместе со всеми пассажирами. Дорога уходила дальше вглубь Голубой лагуны и я пошёл по ней в поисках спуска к воде. Когда дорога упёрлась в какую-то охраняемую территорию с ценой входа 10 лир, я решил прекратить поиски Sugar Beach и повернул обратно. Проходя по высокому живописному берегу, я предавался размышлениям о причинах названия посёлка. Дословный перевод OluDeniz, насколько мне известно, означает «мёртвое море». Не особо утруждая себя желанием докопаться до истины, я отмечал исключительную живописность этого райского места.

Долина бабочек

Где-то в середине обратного пути с левой стороны открылся вид на довольно большой работающий песчаный карьер. А с правой стороны берег опускался к прозрачному морю крутым каменистым обрывом. Спускаться по нему внутренний голос совсем не советовал. Я вспомнил, что в противоположной стороне бухты есть дикий пляж, где за отдых и купание никто с меня денег не потребует. По пути я прошёл какое-то очень обухоженное место с элементами Sugar Beach в названии и мелкопесчаным пляжем, но меня уже сильно тянуло, наконец то, освежиться в море. Солнце стояло высоко и грело очень хорошо.

Когда дорога вывела к стоянке долмушей в Олюденизе, взору открылся длинный пляж, дальняя часть которого была лишена лежаков. Там-то я и расположился, искупался пару раз и решил немного вздремнуть. Когда через некоторое время проснулся, в мареве нагретого жарким послеполуденным солнцем воздуха парили какие-то гигантские птицы. Поначалу я решил, что продолжаю дремать и вижу какой-то странный сон. Но, когда одна из этих яркораскрашенных птиц стала приближаться, до меня дошло, что в воздухе парят любители параглайдинга.

Одно из «летающих крыльев» стало снижаться к пляжу, я обратил внимание на большие площадки, устланные гигантским ковровым покрытием. На одну из них и совершила посадку эта «птица». Старт происходит с площадки, расположенной на высоте более 2000 метров. Эта площадка оборудована на горе БабаДаг, нависающей над Олюденизом. Благодаря удачному расположению площадки сильный ветер со стороны моря подхватывает воздушное крыло и оно может долго парить над Голубой лагуной и окрестностями Олюдениза.

Долина бабочек

Отдыхающие на пляже наблюдали, как после посадки гаснет «летающее крыло» и потом инструктор укладывает его с помощью коллег в большой рюкзак. Налюбовавшись вдоволь этим экзотическим зрелищем, я решил, что пора возвращаться в отель. Теперь я уже немного представлял, что можно фотографировать в окрестностях Олюдениза.

Следующим утром я со знанием дела рассказывал жене о том, что мы увидим по пути к стоянке яхт в Олюденизе. Например, большого зелёного ящера с оскаленной то ли в приветственной, то ли в плотоядной улыбке зубастой пастью.

Долина бабочек

Наша немногочисленная группа (до начала сезона ещё почти три недели) расположилась на большой двухпалубной яхте. С её борта я с интересом рассматривал панораму прибрежной части Олюдениза с многочисленными ресторанчиками и магазинами сувениров.

Долина бабочек

Наконец, пустив на борт ещё немного пассажиров, яхта отчалила и по зеркально тихому морю заскользила к первой остановке — Голубой пещере.

Мы шли невдалеке от берега, проходя дикие бухты с пронзительно синей водой.

Долина бабочек

Примерно через полчаса хода мы подошли к первой остановке для купания — Blue Cave. В небольшой бухте стояло маленькое судно с любителями полюбоваться красотой подводного мира, сейчас это называется модным словом дайвинг.

Думаю, пещера получила своё название из-за очень красивого цвета морской воды в бухте. Нам объявили получасовую стоянку и мы с радостью окунулись в довольно тёплую и очень чистую воду, заметно чище и теплее, чем в районе Чалыш, где расположился наш отель.

Долина бабочек

После того, как в бухту вошла ещё одна яхта, купальщики с обоих судов заполнили её.

Тем временем с небольшого судна, пришедшего раньше нас в бухту, в воду спустились облачённые в гидрокостюмы любители дайвинга.

Долина бабочек

Хорошего понемножку, и мы вскоре продолжили путь к самой интригующе-разрекламированной цели экскурсии — Долине бабочек. Добраться до неё можно только по морю и к нашему приходу в её бухте уже стояло несколько яхт.

Оплатив входной билет стоимостью 5 лир, мы вошли на территорию, имеющую статус заповедника. Пройдя с сотню метров по ухоженной тропе, я с удивлением увидел палаточный лагерь на территории заповедника. Видать, в нём поселились любознательные учёные, изучающие повадки этих самых бабочек.

Долина бабочек

Тем временем тропа становилась всё менее ухоженной, кроны деревьев гуще. И жена, как любая женщина, уплатившая за вожделенный товар (вид живых экзотичных тигровых бабочек), возмутилась отсутствием оного. И заявила, что продолжать корячиться по этим джунглям могут только…желающие. А она возвращается на пляж, где более комфортно проведёт время. Я и не возражал особо — у нас в семье существует распределение тяжкого труда отдыха: жене кофе по системе «всё включено», бремя лежания под солнцем у бассейна для придания своему виду доказательств поездки к тёплому морю и остальные тяготы пляжного отдыха. А мне выпадает счастливая доля бездельничать на просторах неизведанных дорог и совать свой нос с неизлечимым любопытством во все возможные места. Поэтому я продолжил дисциплинированно отсчитывать отведённые на поход в одну сторону двадцать минут и пробираться по явно выраженному бездорожью. Когда указанное время истекло, а поток возвращающихся любопытных туристов возрос, я решил, что надо разумно подходить к погоне за крылатыми фантомами и непонятному желанию упереться в конец тропы с видом на очередной турецкий водопад.

На обратном пути я обнаружил наглядное пособие, нарисованное на большом щите. Правда, часть яркокрасного крыла отсутствовала по неясным причинам. Но и того, что имелось, было достаточно для некоторого представления о предмете безуспешных поисков. Жене я сообщил, что всё-таки смог запечатлеть бабочку и вечером покажу снимок на компе. Озвученную просьбу я, к разочарованию заинтригованной жены, после ужина в отеле выполнил. Но сама бухта Долины бабочек ей понравилась своим первозданным уютом.

Долина бабочек

Затем наша яхта взяла курс на противоположный, северный берег залива Олюдениза. По зеркальной воде моря мы шли около часа к первому месту купания. По пути видели стоящие в небольших бухтах двухпалубные красавицы яхты, предназначенные для совсем другого, чем наш, отдыха.

В одной из бухт я даже отважился надеть ласты и маску с трубкой (зря что ли тащил в чемодане из Москвы). Но вода была мутновата и особого удовольствия плавание под водой не доставило. В этой бухте с не очень понятным в данном случае названием Camel Beach мы простояли больше часа. И все желающие могли понежиться в тёплой спокойной воде моря.

Долина бабочек

А вот в последней бухте, где мы встали на купание, вода была очень бодрящая из-за бьющих со дна моря холодных ключей. Но на призыв омолодиться в «целебной» воде (5 минут омоложения за каждый час купания в ней) откликнулось много желающих.

Одна, пышных форм, дама даже вывела в море маленького ребёнка, облачённого в спасательную амуницию.

Долина бабочек

Здесь же экипаж устроил шоу прыжков в воду со скалы метров 15 -20 высотой. Шоу сопровождалось «разогревом» пассажиров яхты и назначением награды отважному прыгуну. Такой наградой послужила бутылка пива, улетевшая к месту предполагаемого входа в воду. Минут десять наш «герой» демонстрировал якобы нерешительность, всё более интригуя публику.

Наконец то, под восторженный рёв зрителей он прыгнул; все затаили дыхание, ожидая его появления на поверхности. И герой не обманул ожиданий — он вынырнул не только с бутылкой пива, но ещё и с алым государственным флагом Турции. Затем, прямо в воде он развернул флаг и поплыл к яхте.

Долина бабочек

Следующая, вроде бы последняя, остановка нашей яхты была у острова святого Николая, где он, по преданию, прожил некоторое время.

Долина бабочек

Экскурсия наверх за 10 лир меня не заинтересовала, и весь час я провёл на берегу в философском созерцании многочисленных яхт, стоящих у острова.

Долина бабочек

На обратном пути поднявшийся ветер нагнал хорошую волну. И яхта стала очень заметно переваливаться с борта на борт. Это не очень понравилось моей жене. Зато она была в восторге от больших чашек очень хорошего (по её словам) кофе за совсем умеренную для большинства подобных экскурсий цену.

Под занавес экскурсии на подходе к бухте Олюдениза мы были вознаграждены зрелищем любителей воспарить в небе с помощью современных технологий параглайдинга.