Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 22:34
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Махачкала — Россия Июль 2014

Во время одной из экскурсий по Японии, туристов подвозят к горе Фудзияма и выделяют целый час для неспешного любования природой. Если так, экскурсия на дагестанский бархан Сарыкум аналог экскурсии на Фудзияму.

Уже несколько демятилетий Сарыкум один из объектов заповедника «Дагестанский».

С другой стороны, подобных песков полным-полно в Африке или на Куршской косе. Что тут такого необычного? Бархан великолепно просматривается при подъезде к Махачкале с трассы Ростов-Баку — посмотрел, сфотографировал и поехал дальше. Зачем сворачивать на грунтовую дорогу, зачем терять время?

Сарыкум — самое жаркое место в России

Однако нет, место имеет магическую силу. Сары-кум называют кусочком азиатской пустыни в сердце горного края. В течение столетий ветра стачивали горы и приносили песок в данное место, образовав песчаную гору. Сарыкум это чудо природы! Удивительный бархан до сих пор стоит у меня перед глазами.

Друзья, в Дагестане есть своя Фудзияма — будете проезжать мимо, советую подъехать как можно ближе к бархану, дабы услышать тонкую едва различимую музыку его песков. Одновременно с этим вы почувствуете всю хрупкость нашего нынешнего мира перед силой и мощью природы.

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая ещё дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их жёлтые вершины

И жгло меня, но спал я мёртвым сном.

В Дагестане уверены, стихотворение «Сон» пришло к Лермонтову, когда он, в составе обоза смертельно уставший проезжал мимо на телеге. Поэт очнулся от сна, и после уже привычных скал и гор, вдруг увидел пред собой огромный песчаный бархан.

Поклонники творчества поэта дают другую историю создания произведения.

В любом случае стихотворение окутано тайной. Оно написано в 1841 году во время второй ссылки на Кавказ. Владимир Одоевский подарил своему другу Михаилу Лермонтову пустую тетрадку, попросив поэта, исписать ею новыми стихами.

Многие стихотворения Лермонтова являются мистическими и даже пророческими, поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, уже после гибели Лермонтова на дуэли, было обнаружено данное стихотворение, предопределившее события, которым суждено было произойти через несколько месяцев.

Сарыкум — самое жаркое место в России

Остаётся добавить, что по описанию природы можно заключить — в стихотворении упоминается именно бархан Сарыкум.

В прежние времена внизу у подножия бархана проходила дорога, которой пользовались не одну сотню лет. Именно по ней прошли принесшие Кавказу ислам арабы. Их путь повторили разорившие Кавказ монголы. Проходили мимо: завоеватель Тимур, служивший на Кавказе Л. Н. Толстой, лишённый дворянского звания, разжалованный в рядовые поэт А. И. Полежаев.

Сарыкум — самое жаркое место в России

Дорога соединяла Тарки (портовый город Петровск — нынешняя Махачкала) с городком Темир-Хана (Буйнакск) — данный город был воротами в горный Дагестан.

В начале прошлого века по старой колее проложили железную дорогу, соединившую Темир-Хану с нынешней Махачкалой. В советское время поезда ходили часто. Теперь стук колёс можно услышать совсем редко.

После строительства новой дороги Буйнакск потерял своё былое значение. Возле подножия бархана пустует похожая на фантом железнодорожная станция, не просматривается жизнь и в прилегающем к ней ауле.

По преданию город Темир-Хана основан Тамерланом, войско которого в 1396 году останавливалось там возле озера на отдых. В 1854 г. озеро осушили.

С озером и с барханом связана интересная легенда. Два брата любили одну и ту же девушку. Её дом стоял на острове посреди озера, через которое она не могла перебраться. И вот в один прекрасный день девушка объявила, что выйдет замуж за того, кто засыплет землёй озеро.

Старший брат отправился в горы, тогда как младший принялся собирать песок на берегу Каспия. Когда младший возвращался, он услышал в горах жуткий грохот — это старший рассёк мечом скалу и засыпал обломками камней озеро.

Поняв, что проиграл, младший расстроился, оступился и упал. Мешок из рук выпал, песок из него рассыпался — так образовался Сарыкум.

Сарыкум — самое жаркое место в России

Бархан расположился у предгорий на Терско-Сулакской равнине.

Поросшая травой полупустыня разорвана здесь крутыми обрывами, и посредине этой образовавшейся впадины расположился бархан, словно боеголовка ракеты в бездонной шахте.

У его подножия протекает располневшая от дождя Шура-Озень. По плану мы должны были подъехать к самому бархану, однако вышедшая из берегов речушка к песчаной горе не допустила. И это не единственная её каверза.

Сарыкум — самое жаркое место в России

Судя по описанию летописцев, именно в болотистых берегах Шура-Озень в 1596 и в 1604 годах нашли погибель русские дружины.

Сарыкум переводится с тюркского как жёлтый песок. В зависимости от положения солнца гора может быть не только жёлтой, но и серой, и коричневой, и даже зеленоватой.

Ещё в одной легенде говорится, что когда-то давно огромный азиатский богатырь перешёл вброд Каспийское море, возле Кавказских гор остановился, отряхнул от налипшего песка сапоги и двинулся дальше.

Затрудняюсь представить рост батыра, тогда как высота бархана 272 метра. Его возраст несколько сотен тысяч лет. Сарыкум является самым высоким барханом не только в России, но и во всей Евразии, уступая песчаным горам в алжирской Сахаре (гора Эрг 372 метра).

В Африке мне приходилось видеть кочующие барханы. Туареги рассказывали, как песчаные горы друг за другом в течении нескольких лет переходят через асфальтовые дороги, причём не теряется ни одна песчинка из этой огромной армады, словно они все знают, куда нужно идти.

Объяснение простое — в Сахаре в определённое время года дуют определённые ветра, которые медленно, но верно перемещают песчаные горы. Поэтому туареги, глядя на волны барханов, без труда определяют направление частей света.

Сарыкум замер на месте. В разное время года здесь поочерёдно дуют ветра 10 различных направлений, которые гоняют туда-сюда несколько сопок на его вершине, тогда как основание остаётся неподвижным.

Сарыкум — самое жаркое место в России

Находясь не менее чем в километре, невольно чувствуешь раскалённое дыханье. Песок на солнце накаляется и начинает прогревать воздух. Сарыкум самое жаркое место России. Летом в полдень температура песка на южных склонах обычно составляет не менее 60 градусов, хотя, говорят, бывает даже 80С.

В среднем здесь всегда на 5 градусов жарче, чем в закатанной в асфальт Махачкале. При этом город от бархана всего в 20 км.

Флора и фауна очень похожа на природу Туркмении.

Сарыкум — самое жаркое место в России

Бархан 3 км в ширину и 10 км в длину. Он занимает площадь 600 гектаров.

В 30-х годах прошлого века изучавший Сарыкум учёный-ботаник А. А. Майоров насчитал в районе бархана 94 вида растений. В наши дни список дополнен и представлен уже более чем 300 видами.

Сарыкум — самое жаркое место в России

В районе песков СарыКума обитает более одной тысячи видов дневных и ночных бабочек и около 170 видов птиц.

В районе бархана встречаются черепахи, ежи, летучие и наземные мыши, лисицы, барсуки, зайцы и волки. В здешних песках водится гюрза — одна из самых опаснейших в мире змей.

Сарыкум — самое жаркое место в России

Размером гюрза 1,5–2 метра. И если кобра встаёт в стойку, то мощная и сильная гюрза нападает без предупреждения. Смерть от укуса наступает мгновенно.

Наш гид Жабир Омаров почти 40 лет в туризме, свою республику знает как никто другой.

Сарыкум — самое жаркое место в России

В 1969 году, будучи мальчишкой-студентом, Жабир участвовал в съёмках фильма «Басмачи», который вышел на экраны под названием — «Белое солнце пустыни»!!!

Фото из интернета.

По словам Жабира, они много скакали на лошадях по жаре, причём на всех актёров массовки обязательно надевали громоздкую басмаческую одежду. Жабир как и все обливался потом. Съёмки проходили на бархане Сарыкум и продолжались несколько недель.

Фото из интернета.

К сожалению, увы, ничего из отснятого в фильм не попало. Жабир заработал 50 рублей, но кинозвездой не стал.

Фильм «Белое солнце пустыни» необыкновенно популярен. Кинолента обросла легендами, и если где-то есть песчаный бархан, обязательно находятся местные краеведы, которые утверждают — «Белое солнце пустыни» снимали именно у них.

Фото из интернета.

У картины довольно сложная судьба, её то утверждали, то забраковывали с вердиктом — положить на полку, то вновь решали — выделить деньги и завершить съёмки. Режиссер Владимир Мотыль вносил в картину около 30 поправок.

Вот какие интересные факты про этот фильм приводит всезнающая Википедия:

Дисциплина в творческой группе хромала — актёры вне съёмок постоянно участвовали в пьянках и драках в соседних ресторанах. Эпизод, где у Верещагина во время схватки на баркасе кровоточит лицо совершенно натурален. Накануне, в драке с местными хулиганами, Луспекаеву рассекли бровь.

После того как в Каспийске воры ночью выкрали много ценного реквизита, и для обеспечения в дальнейшем безопасности съёмок, Мотыль предложил местному криминальному авторитету Али сняться в эпизодической роли одного из бандитов Чёрного Абдуллы. В итоге, в фильме Али появился на экране два раза, играя бандита в красной рубашке («таможня даёт добро»)

Фото из интернета.

В Москве отснятый в Дагестане материал раскритиковали, отчего вторая половина съёмок проходила в Туркмении, а после ещё и на Мосфильме.

Так незаметно за разговорами пролетает целый час, отпущенный на обозрение бархана.

Сарыкум — самое жаркое место в России

Садимся в машину и направляемся в сторону Махачкалы, но на этом экскурсия не закончена.

Наш гид рассказывает следующее. С самых давних времён недалеко от бархана стояло селение Мумтор-Кала (Песчаная крепость).

Сарыкум — самое жаркое место в России

14 мая 1970 года ровно в 14 ч. в Дагестане произошло мощнейшее землетрясение. Очень большое количество домов было разрушено, много людей погибло.

Эпицентр находился недалеко от Мумтор-Кала, отчего аул был полностью разрушен. Пострадало двухэтажное здание детского сада — верхняя плита, являющаяся крышей, рухнула вниз, остановившись на спинках детских кроваток.

В саду в этот момент шёл тихий час. Все дети спали, но, ни один ребёнок не пострадал. Аул после землетрясения отстроили на новом месте. Здесь осталось только старое кладбище и остов здания детского сада.

Сарыкум — самое жаркое место в России

Проезжая мимо я неволь сфотографировал его бетонные блоки. На ум пришло: дети, 1970 год, мне на тот момент было 3 года, железные спинки кроватей спасли моих ровесников.

Р.S. В настоящее время туристы на бархан поднимаются. Для этого сделаны специальные дорожки.