Турист Denis Tarabarov (denis111)
Denis Tarabarov
был 7 апреля 15:31

Верхний Фиагдон — Россия Август 2021

Пришло время рассказать про самый интересный день моего нахождения в поселке Верхний Фиагдон, что в Северной Осетии: восхождении на гору Кариухох, высота которой превышает 3400 метров. Восхождение на Кариухох было в планах моей поездки, и я очень рад, что этот план удалось претворить в жизнь. Информации о маршруте восхождения и о самой горе Кариухох в интернете очень мало, правда можно найти несколько относительно информативных видеороликов, касающихся именно восхождения на эту вершину, чтобы хотя бы иметь представление, что тебя ждет.

Для справки: гора Кариухох (3439 м) одна из вершин Скалистого хребта в горах Кавказа.
Вершина поражает масштабами своих юго-западных стен с километровым перепадом высот.

Готовясь к восхождению на Кариухох, я также ориентировался на приложение maps.me, которое уже не плохо себя показало в навигации, как в самой Северной Осетии, так и в других локациях. Если скачать геоданные по Северной Осетии, то можно найти тропу к вершине горы Кариухох, которая стартует в поселке Верхний Фиагдон. Согласно maps.me набор высоты от поселка до вершины составляет 2200 метров и это не менее 11 километров пути в одну сторону. Конечно я прекрасно понимал, что перепад высоты очень серьезный и будет явно не легко дойти до вершины.

Учтя все это, решил выйти на маршрут восхождения ранним утром: в пять часов. Это было раннее утро 28 августа 2021 года. Покинув гостиницу «гостиница Фиагдон», быстро прошел поселок до начала тропы. По дороге увязалась какая то собака. Прогонять не стал, вдвоем веселее, подумал я) Правда терпения у собаки не на долго хватило, вместе шли минут двадцать, не более) Вот уже показался самый интересный на мой взгляд объект в окрестностях Фиагдона, археологический комплекс селения Цимити, известный своими башнями. В сам археологический комплекс Цимити заходить не стал, хотя можно пройти и через комплекс, но тогда подъем будет чуть более крутым. А силы нужно экономить. Тем временем подъем все-таки стал понемногу набирать крутизну.

Путешествие по Северной Осетии. Восхождение на гору Кариухох

На начальном этапе пути, можно даже заехать по склону Кариухох на машине, что некоторые и делают. Подойдет для этой задачи только внедорожник. Изначально я планировал подниматься на вершину один. Но, по пути нагнал группу восходителей. С одним из них я сразу наладил контакт. Звали его Руслан. Руслан, родом из города Алагир. По его словам, давно мечтал подняться на Кариухох. Основная часть группы ушла вверх. Мы с Русланом шли какое то время вместе.

Путешествие по Северной Осетии. Восхождение на гору Кариухох

По началу тропа к вершине Кариухох более чем очевидна, идет по грунтовке, потом по накатанной колеи, но затем тропа становится именно узкой пешеходной тропою.

Здесь огибаем первый скальный участок и любуемся открывающимися видами на горы

Путешествие по Северной Осетии. Восхождение на гору Кариухох

После первого скального участка, тропа уходит налево. Идти становится труднее, крутизна склона здесь уже дает о себе знать.

Путешествие по Северной Осетии. Восхождение на гору Кариухох

В этом месте есть некоторая развилка. Судя по навигатору на maps.me мне нужно было идти на прямую к вершине. Но, я видел как группа восходителей пошла другим путем. Вообще, тот путь, на который меня ориентировал навигатор показался мне очень крутым. Поэтому решил догнать ту группу восходителей, с которой пересекся еще в начале пути к вершине

Путешествие по Северной Осетии. Восхождение на гору Кариухох

На высоте приблизительно 2600 метров, я наконец нагнал группу восходителей. Они как раз были на отдыхе, на обеде. Пригласили меня тоже разделить с ними трапезу) С этой локации, где обедали, уже открываются очень красивые виды. На фото ниже

Путешествие по Северной Осетии. Восхождение на гору Кариухох

Отдохнув минут двадцать двинулись дальше в путь. Тропы как таковой не было, путь пролегал по относительно плоскому гребню, на фото ниже

Путешествие по Северной Осетии. Восхождение на гору Кариухох

Тем не менее дальше снова стало сложнее, склон стал круче, появилась сыпуха. В итоге наша группа подошла к первому опасному участку. Здесь пришлось немного перелезть через не высокую скалу, на фото ниже. После этого, трек к вершине уже фактически выходит на вершинный гребень, то там, то здесь появляются скалы. То есть маршрут наш усложняется, но становится интереснее

Путешествие по Северной Осетии. Восхождение на гору Кариухох

Здесь отчетливо виден гребень горы, идущий к вершине, с постепенным набором высоты (на фото ниже)

Путешествие по Северной Осетии. Восхождение на гору Кариухох

Проходим мимо очередного участка со скалами. Местами довольно опасно, кое-где приходится идти по непростой сыпухе. К тому же угол наклона тоже уже не внушает доверия. Тем не менее, если все делать аккуратно, то риски минимальны

Путешествие по Северной Осетии. Восхождение на гору Кариухох

На вершинном гребне очень круто, в плане остроты ощущений в первую очередь) Здесь уже открываются виды как на юг, откуда мы пришли со стороны поселка Верхний Фиагдон, так и на север, это хорошо видно на видео:

Восхождение на гору Кариухох (3400 м) в горах Северной Осетии. Идем по вершинному гребню

Восхождение на гору Кариухох (3400 м) На подходе к вершине

Путешествие по Северной Осетии. Восхождение на гору Кариухох

Так гора Кариухох выглядит с северной стороны. Как видно по фото, с северной стороны Кариухох резко обрывается крутыми скалами вниз. Перепад высоты очень приличный.

Путешествие по Северной Осетии. Восхождение на гору Кариухох

Тем временем, к часу дня мы наконец то достигаем вершины, если точнее, одной из вершин. На фото хорошо видна главная вершина, по центру и вершина правее ее. Поскольку уже было начало второго дня, решили не искушать судьбу и не подниматься на главную вершину. Подъем на нее даже чисто визуально кажется очень не простым.

Путешествие по Северной Осетии. Восхождение на гору Кариухох

Та вершина, которую мы достигли, судя по альтиметру, была ровно 3400 м над уровнем моря. Здесь устроили себе очередной обед и заслуженный отдых, после почти беспрерывного многочасового подъема. Итак, подъем до вершины горы Кариухох у меня занял восемь часов (с пяти часов утра до часа дня).

Так же Вашему вниманию хочу представить видео, снятое с вершины:

Ура, вершина горы Кариухох! (3400 м) Панорама окрестностей с вершины!

Путешествие по Северной Осетии. Восхождение на гору Кариухох

Делаем памятные фото на вершине

Путешествие по Северной Осетии. Восхождение на гору Кариухох

Любуемся потрясающей панорамой во все стороны)

Путешествие по Северной Осетии. Восхождение на гору Кариухох

Возвращаться решили по другому пути. Наш тим лидер повел нас сразу вниз по сыпухе, что на фото ниже

Путешествие по Северной Осетии. Восхождение на гору Кариухох

Оцените, именно оттуда мы спускались, по достаточно крутому склону с сыпухой (на фото ниже)

При спуске, время от времени делали привалы для отдыха. На одном из них решил запечатлеть себя)

Путешествие по Северной Осетии. Восхождение на гору Кариухох

Тем временем, показалось уже место нашей первой продолжительной стоянки на обед) Почти там же остановились на очередной привал. Далее тропа становится уже более пологой и постепенно приводит тебя, сначала к поселению Цимити, а далее уже и к самому поселку Фиагдон. Спуск у нас занял приблизительно три часа и уже в шестом часу я был у себя в отеле. Все, восхождение окончено!

Здесь, на горе Кариухох, я поставил новый для себя рекорд набора высоты за день, который составил 2200 метров!

Путешествие по Северной Осетии. Восхождение на гору Кариухох

Резюмируя все вышесказанное, хочу отметить следующее:

Несомненно это восхождение было очень интересно для меня, я получил новый опыт. Именно на этой горе я впервые проходил скальные участки, пусть не сильно сложные и не сильно продолжительные, но все же.

В целом же, я не рекомендую идти на эту вершину людям совсем без опыта восхождений. Кроме того не помешает и опыт скалолазания, хотя бы базовый. Эта гора явно не для новичка. Если же Вы новичок в этом деле и сходить на Кариухох все же хочется, то идти туда конечно можно, но только в группе, которую поведет опытный человек. Все-таки местами круто, кое-где надо идти через скалы. Кроме того, кое-где приходится идти по непростой сыпухе, так что если соберетесь на Кариухох, экипируйтесь должным образом, ну и обувь одевайте соответствующую