Турист Alexander Fokichev (paganico11)
Alexander Fokichev
был сегодня 5:13

Брейтово — Россия Сентябрь 2021

Лето закончилось строго по календарю — 31 августа. Первого сентября началась осень. Вчера +30, а сегодня +11. Именно первого сентября мы поехали за грибами. Коллега на работе в своё время рассказала о базе отдыха на Рыбинском водохранилище, где можно собирать грибы в пешей доступности, в голове отложилось, и вот, когда в истоптанных лесах Подмосковья, наконец появились грибы, я решил отправиться на сборы туда, где грибников поменьше.

Утром выезжаем вместе с друзьями Алексеем и Татьяной. База «Ситинка» расположена в Брейтовском районе Ярославской области. Навигатор показывает почти шесть часов пути по Дмитровскому шоссе, потом уходим на Талдом, оттуда в сторону Калязина, в Угличе пересекаем Волгу, едем вверх вдоль реки через Новый Некоуз, далее по берегу водохранилища, пересекаем реку Сить и по грунтовой дороге уходим налево.

По грибы!

После Дмитрова плотность населения и соответственно его активность падает, в районе Талдома уже возникает ощущение провинциальности. Следом проезжаем посёлок Спас Угол, родину писателя-сатирика Салтыкова-Щедрина. Церковь, музей писателя, можно остановиться и посмотреть, но у нас другая задача — грибы!

Дорога разная, по Московской области асфальт хороший везде, но только появился знак «Тверская область», тут же асфальт кончился, пошла дорога из бесконечных заплаток. До Углича участки чередуются, нормальный асфальт — заплатки. В Угличе решили перекусить, Гугл подсказывает кафе «Бранч», сели за стол, красивое меню с фото, выбрали по супчику, но официант остудил: — ожидать не менее 40 минут, полная загрузка, сегодня первое сентября. Встали, вернулись под моросящим дождем в машину, съели бутерброды и двинулись дальше.

Живописный мост на плотине Угличской ГЭС, едем прямо вдоль гидроагрегатов, станция построена в 1940 году в присущей тогдашней архитектуре стилистике. Короткая остановка для фото фасада древнего Углича, выходящего на Волгу и дальше в путь.

Фото с сайта РусГидро

Сразу следом ещё один мост, над шлюзом исполинская арка огромных размеров, тоже родом из 40 — 50-х, у меня на ум почему-то приходит аналогия с Колоссом Родосским.

Фото с сайта FleetPhoto

Проехав Мышкин стороной, продолжаем двигаться по правому берегу Волги, в нашем прошлом путешествии мы вернулись при помощи парома на левый берег и поехали в сторону Рыбинска. На маршруте райцентр Новый Некоуз, посёлок Борок, деревни Большие и Малые Заломы. Деревни мне никак неизвестны, а запомнились только звучными названиями. С посёлком Борок сложнее. Вместо фасадов традиционных русских деревянных деревенских домов возникают трёх-, четырёхэтажные коллективные дома. Почему? Откуда?

Обращаемся к источникам в инете. Лучший в мире городок — академический Борок! Это так, если кто не в курсе. Посёлок расположен вблизи от места впадения Волги в Рыбинское водохранилище, недалеко от затопленного древнего города Молога. Имеет статус наукограда. В Борке находятся Институт биологии внутренних вод им. И. Д. Папанина РАН, Геофизическая обсерватория «Борок» Российской академии наук. В Борке имеется четыре музея: полярника И. Д. Папанина, археолога и художника Ф. Г. Солнцева, родившегося, жившего и умершего здесь революционера и энциклопедиста Н. А. Морозова, музей природы. В Ихтиологическом корпусе имеется огромный аквариум, также открытый для посетителей. Представляете, сколько интересного в небольшом посёлке вдали от натоптанных туристических дорог!

Новый Некоуз расположен на ветке Сонково — Рыбинск Северной железной дороги. Через село проходит автодорога Углич — Брейтово. С запада райцентр огибает небольшая речка Ильдь. Ещё в 1807 году здесь была построена летняя Успенская церковь, а в 1873 году — зимняя (церковь Богоявления) И, если вести летоисчисление Нового Некоуза не со дня официального провозглашения его районным центром, а хотя бы со времени постройки первого храма на одной из его будущих улиц, то в 2007 году поселению под нынешним названием Новый Некоуз исполнилось бы, как минимум, 200 лет.

История подсказывает, что здесь кипела жизнь. Аристократы строили усадьбы, крестьяне возделывали землю, жизнь шла своим чередом. А сейчас как-то тихо, людей на улицах мало, нет той активности. Достаточно большой и красивый храм пророс деревьями, между куполов зеленеют берёзы и осины.

По грибы!

Особенно расстраивает дорога. Есть участки, на которых заплатки составляют основу дорожного полотна, то есть заплатка на заплатку. А поверху свежая разметка, как знак признания своей беспомощности, дескать, на новый асфальт у нас всё равно денег нет, так хотя бы разметку нанесём, благо белая краска ещё не кончилась. Вспоминаю родной Зеленоград, в миру Зеленоградский АО г. Москвы, где каждый год срезают прошлогодний асфальт и стелят новый. А почему его сюда не положить? А?

Вот по такому покрытию приезжаем к месту назначения, последние три километра вообще дорога без покрытия, но может быть это и к лучшему.

База «Ситинка» на реке Сить у деревни Сущева. На въезде ворота с кодовым доступом, сообщать не буду, если поедете, вам пришлют. Ухоженная территория, подстриженные газоны, аккуратные деревянные дома с верандами, наш дом под номером 7. Администратора нет на месте, но он и не нужен, домик на месте, открыт, ключи внутри, заселяемся. Симпатичный дом-сруб с верандой, большая комната с электрическими батареями, телевизором, холодильником, кухней, плитой. Туалет с тёплым душем! Две спальни в каждой по две односпальные кровати. Что ещё нужно? Грибы нужно!

По грибы!

Побросали вещи и пошли на вечернюю охоту, вдруг что найдём?! Находки не заставили себя ждать, мы даже не вышли за пределы базы, просто сошли с дорожки и вот они прямо под ногами: маслята, подберёзовики, грузди, рыжики! Зашли в лес, какой там лес, деревья на территории базы, а грибы есть! Собрали что-то, у меня половина корзины набралась, обещающее начало.

По грибы!

Дом за время нашего отсутствия нагрелся теплом батарей. Ужин можно приготовить самим, а можно заказать в кафе на территории. Мы с дороги и не стали утруждаться, заранее заказали еду. Ужин стоит 340 рублей, состоит из двух блюд, на сайте есть меню по дням недели. Сегодня среда, но нам подали по меню понедельника: спагетти болонезе и овощной салат. Вполне неплохо. Я бы вам рекомендовал меню четверга, на обед рыбинская уха, а вечером жареная картошка с грибами. И то и другое свежесобранное и свежевыловленное! База расположена на высоком берегу реки Сить, из кафе открывается вид на водную гладь и окружающее леса. Спать!

По грибы!

Конечно, следующий день начался с охоты по грибы. Мужчина из кафе посоветовал выйти с территории, повернуть направо к деревне и там зайти в лес. Деревенька называется Сущева, несколько дворов. По канаве вдоль дороги сразу стоит несколько крепких подберёзовиков, но идём дальше, грибы встречаются нечасто, есть, но не так, чтобы ох! Другие грибники тоже встречаются. Походили пару часов, вернулись на базу. Примерно полкорзины, может быть меньше. Короткий передых и мы разделились. Алексей арендовал моторную лодку с егерем и отправился на рыбалку на Рыбинское водохранилище, а мы решили попытать грибную удачу, отъехав от базы на машине. Остановились раз, побродили по лесу, 7 — 8 подберёзовиков. Двинули дальше. Местные тоже активно собирают. Наверное, нас просто стало много. Выехали на дорогу, переехали Сить, после деревни Черкассово повернули направо, так нам посоветовал на завтраке хозяин кафе. Сказать, что грибов нет нельзя, они попадаются, но не настолько, чтобы считать грибную рыбалку удачной. Корзину с Таней на двоих собрали, точно, но не более. По составу в основном подберёзовики, три белых, пару подосиновиков. Изредка встречаются рыжики, я даже не знал, что они растут в средней полосе. Маслята тоже попадаются. На обратном пути заехали в местное Сельпо, можно купить сданную рыбаками щуку, судака, окуня. Но зачем, если у нас свой рыбак есть?

Проезжаем по деревенской улице, фасады домов удивительным образом не изгажены сайдингом, металлочерепицей и прочими достижениями строительных технология, сводящих на нет самобытность жилья. Здесь можно встретить с любовью сделанные и украшенные наличники, расписанный орнаментом забор и стены дома. Ну не красота ли?

По грибы!

Место, где мы оказались, с одной стороны, выглядит глухим, вокруг ничего не происходит, но в XIII веке здесь состоялось Ситское сражение, серьёзно повлиявшее на борьбу русских княжеств с монгольской ордой.

Битва на реке Сити, или Ситская битва — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Одно из центральных событий Западного похода монголов (1236 — 1242) и монгольского нашествия на Русь (1237 — 1240).

Монгольский корпус под командованием Бурундая подошёл к Сити со стороны Углича. Владимирское войско не успело изготовиться к битве (за исключением сторожи численностью 3000 человек под руководством воеводы Дорофея Семёновича), было окружено и почти полностью погибло или попало в плен. Князь Юрий погиб вместе с войском, его голова была отрублена и преподнесена в дар Батыю.

Поражение русских войск сломило сопротивление князей Северо-Восточной Руси монгольскому нашествию и предопределило попадание Северо-Восточной Руси в зависимость от Монгольской империи. Войско Бурундая оказалось ослабленным после битвы («великую язву понесли, пало и их немалое множество»).

Это из Википедии. А это с сайта breytovo.

Однако битва показала, что быстрого завоевания русских земель не будет. Иго не изменило государственного строя отдельных княжеств и земель и не уничтожило предпосылок для дальнейшего объединения в рамках единого русского государства.

Как бы то ни было, леса, в которых мы собираем грибы, почти 800 лет назад были обильно обагрены кровью. Если отправиться дальше по дороге, доедем до священного источника, также связанного с Ситской битвой. Но уже находились по лесу.

Примерно к четырём возвращаемся в наш уютный домик, урожай надо обработать. А спустя полчаса появляется рыбак, улов составил не менее шестидесяти окуней! Часть улова отправилась коптиться, часть оставили на уху. Готовка понеслась. Чистим грибы, отвариваем, солим. Чистим рыбу, варим бульон, сливаем, очищаем, варим второй бульон. Окунь со своими плавниками отлично подходит для наваристой ухи. Ужин знатный, ароматная дымящаяся уха, на второе жареная картошка с грибами, красота! Тут и бутылочка беленькой пригодилась, негоже под такую закуску вина французские пить. Да и с погодой нам сегодня повезло, по прогнозу дождь на весь день, а у нас к вечеру солнце двойная радуга!

По грибы!

Ужин удался, настроение отличное, можно ложиться спать.

По грибы!

Утром в голове сидит мысль, перед отъездом в лес, встал, оделся и пошёл, несмотря на моросящий дождь. Прямо у базы в перелеске, сто метров от крайних домов. Пару белых, 16 подберезовиков, два-три десятка рыжиков.

О рыжиках. Татьяна родом с Урала, знает в рыжиках толк, поэтому на завтрак нас ждёт особым образом пожаренные рыжики с яичницей. На столе чайник, из носика поднимается пар, картина умиротворяет!

По грибы!

Обработали сегодняшние грибы, собрались и домой. Как бы то ни было, ведро сваренных грибов отправилось вместе с нами. А по дороге купили трёхлитровую банку солёных белых за 2000 рублей, это прямо здесь в Брейтовском районе, ведёрко лисичек за 300. Из-за удалённости покупателей цены низкие, в районе Углича трёхлитровая банка груздей стоит не 2000, а 3500 рублей. Так что вернулись с добычей, хорошим настроением и знакомством с ещё одним уголком нашей необъятной Родины.