Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 22:24

Сызрань — Россия Сентябрь 2021

Часто одно событие тянет за собой другое. В апреле прошлого года я побывал в Астрахани, мне там понравилось Южная или Волжская Венеция.

Астраханский кремль считается самым южным кремлем России. Стало интересно сколько же всего кремлей в России и, честно говоря, захлебнулся в потоке информации. Разные источники указывали разное количество, кто-то считал самым большим кремлём Московский, кто-то — Смоленский. Самым маленьким кремлём оказался кремль в Верхотурье.

Обнаружил, что совсем недалёко от Саратовской области находится Сызранский кремль, единственный кремль Самарской области. Интересно, что, прежде чем стать губернский городом, Самара с 1764 года входила в состав Сызранского уезда и лишь в 1780 года сама стала уездным центром. Ныне роли у Самары и Сызрани поменялись.

Возникла идея съездить в Сызрань, благо расстояние невелико и можно спокойно на поезде добраться.

Но как часто у меня бывает — до Кремля я добрался лишь к вечеру, пришлось еще раз заглянуть в окрестности кремля на следующий день. От гостиницы, где остановился было пешком около 15 минут.

Когда подошёл к Ильинскому мосту, то от него открылся вид на Кремлёвскую набережную, над которой возвышался кремль.

Сызранская земля начинается с Кремля

Справа на фотографии, перед палатками находится одна из смотровых площадок.

На месте слияние рек Сызранки и Крымзы в 1683 году был основан Кремль.

Сызранская земля начинается с Кремля

Эта дата является датой основания города Сызрань, хотя археологические раскопки показали, что на месте кремля находилось сызранское городище и люди селились здесь испокон веков.

Основателем города и строителем кремля стал князь Григорий Афанасьевич Козловский (1646–1701), бывший в 1783–1785 годах симбирским воеводам. Именно в Симбирск цари Иван и Петр Алексеевичи отправили грамоту о строительстве нового города.

Процесс строительства кремля изображен на картине Ивана Прохоровича Тимошенко (1913–1998) «Основание Сызрани», которую я увидел в бывшем особняке крупного мукомола-промышленника, городского головы Мартиниана Васильевича Чернухина.

Сызранская земля начинается с Кремля

Обратите внимание, что цвет башен отнюдь не белый.

Кстати, видел я Спасскую башню и на другой картине, известного сызранского художника Бориса Ивановича Шишкина (1914 -2013), увиденную мною на железнодорожном вокзале Сызрань-1.

На картине отражен вполне современный вид на кремлёвский холм. Это сейчас Спасская башня стоит одна-одинёшенька, а при строительстве их было пять. Кстати, Спасской башней воротная башня стала именоваться лишь с 1755 года. Вот что рассказывает о кремле в своих записках подполковник Александр Иванович Свечин (1720 годы — 1796), который побывал в Сызрани во главе сенатской комиссии для ревизии состояния корабельных лесов в Среднем Поволжье и изучения причин обнищания государственных крестьян Казанской губернии в 1763–1765 годах: «…неравнобочная четырехугольная крепость, окопана не малой вышины валом на коем с трех сторон сделанная из соснового лесу стена с обыкновенными по тогдашнему времени пятью башнями, а с четвертой по угору от реки Сызрану палисадом…».

20 августа 2016 года рядом со Спасской башней появился памятник основателю городу. Сначала я увидел его в темноте, выглядел он достаточно сурово, а при свете дня ничего сурового не наблюдалось.

Сызранская земля начинается с Кремля

В руках воеводы — указ, который призвал к строительству Сызрани.

Место, где располагается Спасская башня бывшего кремля, с большой натяжкой можно назвать кремлём, нет никаких стен и по территории можно ходить спокойно.

Сызранская земля начинается с Кремля

Когда я пришёл вечером к Спасской башне, то прямо передо мной разъехались байкеры, которые о чём-то беседовали возле кремля.

Но пока я подошёл поближе — они уже разъехались.

У Спасской башни долгая жизнь. Впервые по мнению историков она упоминается в «Летописи сызранского собора» в 1688 году.

Сызранская земля начинается с Кремля

25 апреля 1728 года в Сызрани вспыхнул первый большой пожар. Сгорели много домов и несколько церквей. Пострадала и Спасская башня. Только в 1755 году усилиями горожан башня была восстановлена. После этого в ней была устроена небольшая православная часовня, освящённая в честь Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Вот откуда появилось название Спасская башня.

Между 1850 и 1855 годами появилась православная подземная часовня под Спасским башенным храмом. В 30-х годах ХХ века эта часовня была засыпана.

На территории кремля до сих пор существует церковь Рождества Христова, построенная в 1717 году.

Сызранская земля начинается с Кремля

В 1728 году сильно пострадала в пожаре и лишь в 1741 году была восстановлена.

Долгое время церковь была собором, пока не был построен новый соборный храм Казанской Божией матери в Сызрани в 1872 году.

Когда с 1875 по 1877 год на территории кремля было построено двухэтажное здание уездной тюрьмы, то храм стал тюремным. Красоты поубавилось.

В советское время церковь была закрыта, в ней размешался инкубатор для выращивания цыплят, затем просто забросили. Если бы не передача храма верующим в 1989 году, то скорее всего мы бы ей сейчас не любовались.

Сызранская земля начинается с Кремля

Над входом размещена картина на тему рождения Христа, надо же оправдывать название.

Христорождественский собор вплоть до начала XIX века являлся композиционным центром её застройки. Зданий было много: дом воеводы, воеводская канцелярия, соляные и винные магазины. В 1809 году было построено каменное здание для работы городских и уездных властей, с двумя флигелями для архива и кладовых.

До наших дней застройка территории кремля не сохранилась. В 1958 году были снесены здания вокруг кремля, а также сквер, который горожане называли «Козий сад». Вообще хотели на месте кремля сделать центральную площадь. Но что-то не срослось. Видимо тогда же была уничтожена внутренняя застройка. строение не сохранилось.

Получилась ситуация как в Туле, где внутри большую часть кремля занимает пустота Тульский Кремль. Распотрошенность старины.

На кремлёвском холме смешались времена и эпохи. Благо пустого места было много, что здесь стали размещать мемориалы и памятники.

Помимо старинных Спасской башни Христорождественского храма здесь расположены:

1).Мемориал братских захоронений защитников отечества.

Сызранская земля начинается с Кремля

На плитах мемориала можно увидеть строки из поэмы Роберта Рождественского «Реквием».

2).Памятник «Павшим за свободу и независимость».

Перед памятником — «Вечный огонь», который торжественно выглядит во тьме.

Сызранская земля начинается с Кремля

Кстати, на месте мемориала как раз размещалась первая сызранская тюрьма. В 1906 году она сильно пострадала от очередного пожара, а в тридцатые годы прошлого века была снесена.

3).Памятник «Жертвам локальных войн».

На постаменте — мемориальная доска.

Сызранская земля начинается с Кремля

В последнее время у ряда городов на Волге стали появляться новые красивые набережные, не осталась в стороне Сызрань.

В 2018 году появился Всероссийский конкурс «Исторические поселения и малые города», который проводится в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». В его рамках выделяются гранты для поддержки реализации лучших проектов благоустройства.

Конкурс проводится по 5 категориям:

Исторические поселения

Малые города до 10 000 жителей

Малые города 10 000 — 20 000 тысяч жителей

Малые города 20 000 — 50 000 тысяч жителей

Малые города 50 000 — 100 000 тысяч жителей.

В Сызрани была разработана «История на берегу трех рек» — стратегическая концепция развития прибрежных территорий исторического центра Сызрани, расположенного у места впадения рек Крымзы и Сызранки в Волгу.

Первым этапом стала набережная у подножия кремлёвского холма, она была реализована в 2020 году как раз за счёт гранта, выигранного в 2019 году в категории «Исторические поселения».

От кремля можно спуститься к набережной по спуску рядом с памятником основателю города.

Сызранская земля начинается с Кремля

Но лично я пришёл с другой стороны реки Крымза. Вот так выглядит набережная и ее спортивные площадки с Ильинского моста.

Над набережной издалека видны буквы на холме.

Пройдёмся по набережной.

Здесь часто проводятся различные мероприятия и конкурсы, я попал на один из них, правда предназначенный для детей.

Сызранская земля начинается с Кремля

Для детей здесь имеется детская площадка, самым запоминающимся на ней является деревянный корабль.

С 2001 года в Сызрани проводится фестиваль «Сызранский помидор», поэтому порой Сызрань называют «помидорной столицей России».

На набережной есть кафе «POMIDOR»,

Сызранская земля начинается с Кремля

не надо бегать по всему городу в происках перекуса на ходу.

Кресла здесь ярко-красного цвета и тоже символизируют помидоры. Молодежь с удовольствием сидит на этих креслах.

А вот это бык показался мне выпадающим из атмосферы праздничной обстановки на набережной.

Сызранская земля начинается с Кремля

Но это — некий символ. Появился он на набережной 5 октября 2020 года.

22 декабря 1780 года по указу Екатерины II был учрежден герб города Сызрань: «Въ верхней части щита гербъ Симбирскiй. Въ нижней — черный быкъ въ золотомъ полe, означающiй изобилiе сего рода скота».

Почему наверху был герб Симбирский? Дело в том, что город входил в ту пору в состав Симбирского наместничества,

19 марта 2002 года был утверждён новый герб, который многое перенял из герба старого.

Сызранская земля начинается с Кремля

Вот так рядышком в городе уживаются новые и старые традиции.