Турист Сергей Федорищев (Serg2569)
Сергей Федорищев
был 22 апреля 14:46

Курильск — Россия Август 2021

В прошлом году, во время посещения Сахалина возникло желание продолжить изучение этого края — восточного рубежа нашей страны. В этом году я воспользовался услугами того же сахалинского туроператора и посетил остров Итуруп. Это самый большой населенный и вообще самый большой из островов Курильской гряды. Население составляет примерно 7000 человек, включая военных. Административный центр — город Курильск. Есть поселки: Рейдово (самый крупный), Китовое, Рыбаки, Буревестник, военные части. На острове двадцать два вулкана, из семь — активные. Два вулкана-Богдан Хмельницкий и Чирип находятся в непосредственной близости от поселений Курильск и Рейдово. Между ними находится аэропорт Ясный, через который идет сообщение с Южно-Сахалинском. Выполняется один рейс в день. Могут быть задержки и отмены, как получилось и у меня. При хорошей погоде прямо из аэропорта открывается великолепный вид на Богдана Хмельницкого (вулкан).

Мечты сбываются-2. Поездка на Итуруп

Между Курильском и Рейдово очень хорошая асфальтированная дорога, но за их пределами это достижение цивилизации кончается и далее только по грунтовкам. Качество ряда из них оставляет желать лучшего. Хотя реконструкция дорог сейчас продолжается.

На острове обжита фактически только центральная часть. Север и юг острова малодоступны. Куда-то можно добраться только морем. Раньше на острове было порядка 150 поселений, особенно во времена японского правления с 1875 по 1945 год. Япония, как известно и сейчас оспаривает принадлежность южных Курил в том числе и Итурупа. Интересно, если попытаться посмотреть в мобильном погоду на острове, то название его Гугл выдает как Эторофу. То есть японское название. А японцы считают остров и жителей своими подданными — жителями префектуры Хоккайдо, субпрефектуры Немуро. Курильчанам по рассказам местных отказывают в визе в Японию и предлагают приезжать по безвизовому обмену (свои ведь!). Об этом нам рассказала сотрудник местного музея.

Большая часть острова покрыта лесами. Кроме того очень много рек. Все они нерестовые.

Мечты сбываются-2. Поездка на Итуруп

Между деревьями очень часто встречаются заросли местного бамбука. Пробиться через него нереально, поэтому походы по «диким» местам острова могут быть очень затруднены. В северной и центральной частях острова у деревьев преобладает «ветровая» форма кроны. Особенно это заметно у каменной березы и лиственницы.

Недалеко от Курильска есть «мертвое озеро». Из-за высокого содержания в воде сероводорода жизни там нет.

Мечты сбываются-2. Поездка на Итуруп

Все туристические поездки по острову осуществляются исключительно на джипах. На обычных легковых проехать по грунтовкам будет нереально. Остров очень гористый и, как я уже писал на нем много действующих вулканов. Один из них — вулкан Баранского (фотоальбом здесь). Он доступен для посещения. Местные фирмы организуют треккинги к его кратеру. Ниже на фото вершина вулкана Баранского. В первый день, практически сразу по прилету, нас ждала экскурсия на это вулкан.

Мы к кратеру не поднимались, и наша поездка включала в себя посещение грязевых и минеральных источников на склонах вулкана.

Мечты сбываются-2. Поездка на Итуруп

На удивление в этот день была очень жаркая погода. Доходило до +30. А тут еще вокруг все парит! Было немного тяжко, но вся группа героически держалась. Во время экскурсии по грязевым источникам на четко предупредили, чтобы были крайне осторожны и руки в грязь не совали. Реален очень сильный ожог, так как её температура может доходить до +200 градусов. На выходе каждому вручили по коробочке вулканической грязи. Как маска для лица работает замечательно. Шикарный очищающий эффект.

Остров — кладезь даровой геотермальной энергии. В свое время на острове была построена и функционировала геотермальная станция. Практически дармовая электроэнергия! Но, вот что от неё осталось….

Мечты сбываются-2. Поездка на Итуруп

Жуткий пример бесхозяйственности! Сейчас на острове дизель-электростанции. Стоимость электроэнергии зашкаливает! Вроде бы достигнута договоренность о возрождении ГеоТЭС. Новая станция будет носить название «Океанская».

После прогулки по тропинкам через заросли бамбука подошли к речке Кипящей и красивейшим голубым озерам.

Мечты сбываются-2. Поездка на Итуруп

Если бы не было бы жары, то все было-бы шикарно. Но, жара под +30 плюс парящие озера и ручьи создали эффект русской парной. Было немного тяжко конечно. Ребята гиды здесь подготовили небольшой сюрприз. Устроили показательную варку яиц в источнике.

Это шоу, конечно, часто организуют в подобных местах, но далее к отварным яйцам начали «искать соль и чем запить». В кавычках, потому что в качестве соли вытащили банку красной икры, а запивали шампанским. Скажем так, оригинальный пикник!!! Тяжеловато было по жаре подниматься наверх к дороге, где стояли машины. Но как говориться все преодолеем! Дальнейший путь был к горячим источникам, где нам было предложено искупаться. Народ не весь согласился, так как в такую жару прыгать в горячую воду еще тв тема. Но часть группы и я пошли. К сожалению там фото я не сделал. На этом комплексе идет небольшая стройка, все окультуривают и делают небольшой туристический комплекс. Что хочу заметить, хоть вода и довольно горячая, но после купания на фоне той жары себя чувствуешь очень даже неплохо. Вода, кстати, имеет слабокислую реакцию. Источники сероводородные, но сильного запаха не ощущается, тем более к нему быстро привыкаешь. По дороге назад нам встретилась лисичка. Говорят они часто выходят к дороге. Её немного подманили, и удалось сделать несколько фото. Ребята сказали, что и медведя так можно встретить.

Мечты сбываются-2. Поездка на Итуруп

На этом первый день на Итурупе закончился. После ужина, по отзывам народа из группы все как убитые спали… Вообще огромный плюс поездки в том, что питание было по схеме «полный пансион». Это хорошо, что не нужно думать о том, где поесть. А кормили надо сказать отменно!!! Порции огромные! Рыбка и морепродукты конечно присутствовали. Кто хотел взбодриться горячительным — проблем не было. Единственное — цена. К примеру, бокал сухого белого вина (Чили) — 550 рублей. Водка 50 мл — 200 рублей, ну и т. п.

Второй день был посвящен поездке на тихоокеанское побережье в бухту Касатка (фотоальбом здесь). Дорога туда заняла довольно приличное время, где-то часа три с половиной. Но это из-за остановок в интересных местах по дороге. У нас было правило: туда едем с максимальными остановками по маршруту. Фото-стоп в красивых местах, а уже обратно без них. Это, на мой взгляд, весьма разумно. Первая остановка бала на смотровой площадке и Куйбышевского залива. Это еще побережье Охотского моря. У залива есть хорошая обзорная площадка. Ниже на фото как раз вид оттуда на залив.

Холмы покрыты травой, среди нее много цветов.

Мечты сбываются-2. Поездка на Итуруп

Рядом с Куйбышевским заливом посетили место, где предположительно было японское кладбище. На это указывает знак, установленный японцами.

Мечты сбываются-2. Поездка на Итуруп

По дороге к заливу Касатка мы проехали местный «нулевой» километр. Неподалеку у развилки где пошла дорога к воинской части есть что — то вроде мемориала. Стоит старая военная техника и столб с указателями расстояний до городов. Города почти все российские и, предполагается что это расстояния от место службы до родных городов. Но, интересный момент! На столбе самый нижний указатель указывает направление и расстояние до Майами. Кто здесь служил из Флориды и причем тут расстояние до Майами осталось загадкой, которую не смогли объяснить даже местные.

Вот увеличенный фрагмент фото с указателем.

Далее путь к заливу Касатка шел вдоль озера Благодатное. По словам местных оно сильно загрязнено, так как много нефтепродуктов сливают военные. На берегу озера есть интересные скалы с осыпями. Они построены из рыхлого ракушечника, который интенсивно разрушается.

Мечты сбываются-2. Поездка на Итуруп

Выехав к побережью залива Касатка мы попали на песчаный пляж. Песок как водится в зонах вулканизма цветом от серого до черного. Пляж называют «Зеркальным». Это потому, что когда на линии прибоя уходит вода песок остается покрытый тончайшей водной пленкой, которая выглядит как настоящее зеркало.

По линии отлива можно проехать довольно далеко. Примерно на середине зеркального пляжа находится местная достопримечательность — выброшенное на берег судно.

Мечты сбываются-2. Поездка на Итуруп

В некоторых местах песчаный пляж прерывается скальными выступами. В них находятся знаменитые пещеры, вырубленные японцами. Они использовались как военные объекты разного назначения от складов до госпиталей. Считают, что до сих пор где-то на острове есть еще не обнаруженные секретные подземные сооружения, предположительно склады вооружений. Возможно химического или бактериологического оружия. Понятно, что найти и вскрыть их особенно не спешат. В любом случае эта информация была бы засекречена.

Мечты сбываются-2. Поездка на Итуруп

В этом районе в годы войны существовали пристани и аэродром. Военный аэродром есть и сейчас. Отсюда с Итурупа началась атака на Перл-Харбор. Вообще история залива Касатка имеет и трагические страницы. Подземные сооружения строили ведь не сами японцы. Они руководили, командовали. Собственно строительство велось руками пленных корейцев. По окончании строительства примерно 1500 пленных корейцев погрузили на баржу и затопили в центре залива. Этот, да и другие подобные эпизоды осложняют отношения между Японией и Кореей. По возвращению с берегов залива нас ждало посещение комплекса горячих источников «Ванночки». Они, как утверждает аннотация состава воды, размещенная в комплексе, содержит небольшое количество радона. Кстати посещение всех источников для приезжих стоит 1000 рублей в час. Для местных — 200 рублей.

На следующий день планировался поход на лодках к Белым скалам (фотоальбом здесь). Из-за погоды поход на лодках не состоялся, и до скал добирались на машинах по берегу. Они находятся на побережье залива Простор, принадлежащего Охотскому морю. Белые скалы — потрясающее творение природы. Они протянулись на 28 километров вдоль побережья. Скалы, состоящие из мягкой светлой пемзы образованной после извержения вулкана, поражают своей красотой. Особенное очарование этому месту придаёт изумрудная зелень, которая обрамляет верхушки скал. Пемза претерпевает сильную эрозию под воздействием штормов Охотского моря, дождей и многочисленных малых рек и ручьев, которые формируют причудливые формы скал. Песок прибрежной полосы смешанный: в основном — белый кварцевый. К нему добавляется черный титаномагнетитовый. В итоге от их смешения образуется серый цвет.

Мечты сбываются-2. Поездка на Итуруп

На обратном пути наша группа посетила двор школы поселка Рейдово. Казалось — бы, чего там смотреть, но возле этой школы находится в определенном смысле уникальный памятник В. И. Ленину — «Ленин в ушанке». По рассказам местных его везли в Магадан, но что-то сорвалось, и он остался на Итурупе.

Мечты сбываются-2. Поездка на Итуруп

Завершился день посещением термального комплекса «Жаркие воды». Состав воды сложный, но она считается серной. Содержание в ней сульфидов и сероводорода довольно высокое.

Мечты сбываются-2. Поездка на Итуруп

На следующий день мы должны были попрощаться с Итурупом, но погода внесла свои коррективы. Рейс отменили. Он был перенесен на следующий день, но, по словам местных без стопроцентной гарантии. Вообще, посещая Курилы нужно всегда предвидеть резкие изменения погоды и иметь определённую фору по времени возвращения домой. Нельзя плотно стыковать рейсы прилета с Курил (или прихода судна) в Южно — Сахалинск и далее домой. Задержки могут быть вплоть до недели. Нас, правда, задержали только на день. Но фирма молодцы! Авиакомпания «Аврора» оплатила пребывание в гостинице, а туроператор — питание и небольшую дополнительную программу. Так что с утра мы посетили лавовое плато Янкито (посещение входило в программу тура) (фотоальбом здесь), затем уже вне программы тот, кто хотел, посетил комплекс «Ванночки», а после обеда было организовано посещение местного краеведческого музея. Краеведческий музей небольшой, но интересный. Небольшая экспозиция посвящена растительному и животному миру Итурупа. Второй раздел — история заселения и освоения острова коренными жителями — айнами, затем русскими поселенцами и японцами. Третий раздел — история освобождения Курил в 1945 году и современность.

В завершении рассказа несколько фотографий морских ворот Итурупа. Это порт, расположенный в поселке Китовый. Они практически сливаются с городм Курильск.

Мечты сбываются-2. Поездка на Итуруп

Сюда приходят грузовые и пассажирские суда.

Свой рассказ об Итурупе я составил исключительно на своих впечатлениях и рассказах ребят-гидов. Поэтому может быть что-то не совпадет с Википедией и какими-то другими источниками. То есть рассказы местных я предпочел официальым источникам. Вообще местные гиды — обычные местные мужики, для которых это в каком-то смысле хобби и приработок. В свободное от основной работы время они возят туристов и конечно рассказывают о своем острове. Кстати слушать их, как мне показалось, интереснее чем некоторых профессиональных гидов с которыми когда-либо сталкивался. Инфраструктура и отели конечно не совсем дотягивают до даже сахалинского уровня. Но, думаю что с ростом потока туристов все изменится. Фото отеля я не сохранил, но номера очень приличные. Неплохая обстановка, душ, туалет.

Как я уже сказал, особых расходов на острове не было, но при планировании поездки туда нужно учитывать что это направление далеко не бюджетное. Но при этом вы получите колоссальный заряд энергии и эмоций. Впечатлений от Курил точно хватит надолго.