Турист Екатерина (Coshara)
была 23 марта 14:21

Байкальск — Россия Март 2021

Начало ТУТ

Дорогие Байкалята!. Так начинались сообщения, которые каждый вечер рассылал нам Саша) В которых напоминал, какие у нас планы на следующий день. Вот и в этот вечер мы получили инструкции на утро. Несмотря на вечерние возлияния, утром встали легко. Но, видать не все)) Когда мы с Алькой пришли на место встречи, то там было человек пять. Вот всё хорошо, база в очень красивом месте, но! спуск к воде не пологий, а круто обрывается по скале. Поэтому в скале проложена лестница. Пока мы спускались по ней вниз, я могла думать только об одном: — вверх надо будет подниматься по ней же. Но это будет потом. А пока мы спускаемся и идём по заснеженному льду. Увидеть красивый лёд очень хочется, но, скажу по секрету, идти по снегу намного проще. И быстрее. Обернувшись назад, мы увидели полоску огоньков на берегу и яркую луну.

Традиционно, мы отстали от актива, поэтому выбираем островки заснеженного льда, чтоб догнать. Видимо тут дуют сильные ветра, или ещё что-то, потому что, чем дальше от берега, лёд становится всё чище, всё менее заснеженный, и в какой-то момент я понимаю, что оказалась как в открытом космосе. Под ногами чёрная бездна, вокруг — пронзительная тишина. Ни людей, ни машин… Только изредка раздаются странные звуки. То ли треск, то ли щелчки, то ли хлопки…Если честно, стало страшно. Но все ушли вперёд, надо догонять. И где-то на пол пути, когда мы стояли посреди космоса, вдруг раздался громкий щелчок хлыста. Ну или выстрел. Кому как ближе. Я испугалась страшно! В принципе, я понимала — лёд не разойдётся мгновенно под ногами, и я не провалюсь в ледяную бездну. Такой вариант событий один на миллион. Но ё-моё! Как же страшно! Колени подгибаются сами собой, и ты семенишь вперёд, шепча про себя молитву: только бы пронесло! И в этот момент, буквально у нас под ногами, раздаётся ещё один резкий хлопок! Девчонки, которые шли за нами, повернули и пошли назад, на базу. Но я же, блин, фотограф! А это значит — надо идти. И мы идём. Ребят, реально страшно! Основная группа впереди, другие вернулись назад, а мы болтаемся посреди чёрного льда. Вот тогда мы и поняли, что это так разговаривает Байкал!

Лёд, это не так, чтоб вот раз и всё! И до весны. Нееет)) Лёд, он живой. Он дышит, он движется! И надо понимать, что он может разойтись. Не критично, но всё же. Поэтому мы, на полусогнутых, рванули вслед группе. Особую опасность представляют трещины и нерпичьи лунки, присыпанные снегом. Но на нашем пути они нам, слава богу, не повстречались. Мы идём за Сашей, которому доверяем, и вскоре присоединяемся к группе. Батюшки! И вот очередное чудо! Наплески! Они похожи на большие мохнатые ледяные лапы. Ой, а какие там были сосульки!

Слева от нас Ольхон, а впереди мы видим, как на горизонте, из-за сопок, начинает подниматься солнышко! Оно встаёт ну очень быстро! Мы даже снимаем на видео. В лучах восходящего солнца лёд преображается. Холодные краски теплеют, а поверхность льда, вся в трещинах, больших и маленьких, становится зеркальной. Лучи зажигают тысячи искорок на снегу. Господи, это так красиво!

Насмотревшись и накувыркавшись на льду, мы пошли обратно. Было очень холодно и поэтому каждый наш шаг по снегу звучал громко и звонко. Ольхон, освещённый утренним солнышком, выглядел просто как на картинке!

Как я и опасалась, обратный путь по этой лесенке дался мне нелегко. Наверху нас встретили весёлые местные собаки).

Позавтракали и поехали в посёлок Хужир. На небольшой остановке, перед ледовой трассой на Ольхон, забрались на скованный льдом кораблик. И прежде, чем нас заметили и согнали, вдоволь надурачились)))

Дорога широкая, края обозначены ограничительными вешками. Её постоянно обследуют куча специалистов, замеряют толщину льда, поэтому дорога абсолютна надёжна и безопасна. По дороге к острову Огой проезжаем священную гору Ёрд. Она имеет правильную круглую форму и её окружность составляет более 800 метров. Издавна здесь проводились Ёрдынские игры. После большого перерыва, они были возрождены в 2000 году. Одним из событий этих игр является обрядовый ёхор вокруг горы Ёрд. Согласно поверьям, если для ритуального хоровода собирается менее 700 человек, игры считаются неудачными и участники быстро разъезжаются.

По пути Саша показал нам ещё одно красивое местечко — Пузырьковое озеро. Вот уж где мы вдоволь наползались! Честное слово, я бы там полдня провела!

А перед нами следующее чудо Байкала. Остров Огой. И невероятный гранитно-кварцевый Дракон! Хотя… Я с какой-то определённой точки увидела подобие сфинкса. С огромными белыми мохнатыми лапами! Ну очень популярное место! И очень красивое! Наплески здесь просто невероятной красоты!

Именно здесь было решено зажечь разноцветные файеры, которые предусмотрительно взяла с собой Танюшка!

И мы увидели наконец ледяные гроты! Это именно то, за чем едут многие туристы на Байкал! Это настолько необычно и ни на что, раньше виденное, непохожее! Это просто волшебство какое-то! Сказка! Стены покрыты причудливой ледяной глазурью, а с потолка свешиваются такой красоты сосульки, что просто дух захватывает!. Я провожу пальцами по стенам и прошу мужа: вот тут сними, и вот тут! А желающих запечатлеть себя среди этой хрустальной красоты было довольно много. У входа в каждый грот дежурит очередь. И отсчитывает буквально каждую минуту! «Мы тут давно стоим и давно ждём!» Какое счастье, что пока нету китайцев!

Но красота эта довольно хрупкая, сломать её ничего не стоит, поэтому стоят такие таблички.

Седой Байкал. Туристеры на Байкале. Продолжение

Кстати, тема туалетов ну совсем не раскрыта! Я всё понимаю, конечно, но куда ходить то? Правда у Ступы имелось такое вот заведение. И у подножия горы нашли будочку. Но всё содержимое то, пардон, всё равно в озеро утекает…

Ну и вишенкой на торте стала белоснежная ступа. Она появилась на острове в 2005 году и носит название как Ступа Просветления, Покорения демонов. Существует поверье, что, если обойти здание по часовой стрелке 108 раз, сбудутся все желания. У нас не было столько времени, поэтому мы обошли её только три раза. Попросили прощения за свои грехи и загадали желания.

Вокруг ступы все деревца обвязаны разноцветными ленточками, так же, как и при подъёме к ней, стоят скрещенные шатром шесты. Мы встречались с этим раньше и встретимся в дальнейшем. Поэтому позвольте повториться, и рассказать о том, что вы, скорее всего и так знаете. Бурханить — это чисто байкальское слово. Жители других регионов значения этого слова не знают. Бурханить или 'побурханить' означает задобрить местных байкальских богов (чаще — духов) подношениями, которые делаются на святых местах по дороге к Байкалу и на землях Байкала.
Здесь все приемлемо: бросить монетку, оставить сигаретку, все что угодно, что ознаменует ваше желание поделиться с местными духами какими-то дарами. Воззвать к Бурхану это значить попросить, чтоб Бурхан обеспечил рыбой, погодой, спокойным морем, а главное — дорогой на Байкал без происшествий. Будем честны — бурханят водкой! Можно, конечно, и красным вином. но это уже не по правилам. Потому что по правилам — бурханят белой пищей. Это или прозрачный напиток (водка, тарасун) или молоко.
В напиток (в стакан) погружается безымянный палец, а потом разбрызгивается щелчками по четырем сторонам света, начиная со стороны положения Солнца. Нежелательно, чтобы жидкость попадала на землю. Бурханят на машину, на людей, на поклажу. После обряда напиток выпивается, помыслы должны быть чистыми, мечты светлыми. В общем, нужно подумать о хорошем. Если хорошо бурханили, что будет и отличная дорога, и спокойный проезд на пароме, если собрались на остров Ольхон, и — отличный отдых — погода! Мы бурханили, но не очень то по правилам. Но, тем не менее, нам очень везло с погодой и со всем остальным! Наверное, потому, что новичкам везёт! Традиция вязать цветные ленточки на столбы пришла из буддизма, здесь на Байкале тесно переплелись между собой два религиозных течения: шаманизм и буддизм.
Западная сторона Байкала — земля шаманов (Ольхон и побережье), восточная — буддисты (Улан-Уде, Баргузин). Вот так вот!

Седой Байкал. Туристеры на Байкале. Продолжение

И вот мы добираемся до базы! Ещё не так поздно, поэтому мы отправляемся на разведку по острову. Ищем магазинчики с сувенирами, ну и что купить пожрать и выпить)))))

Первое впечатление странное. Я никак не могу понять — что не так? И только чуть позже понимаю. Очень широкие улицы, низенькие домики и почти нет деревьев. Очень понравились нехитрые ставни и у каждого дома малюсенькие палисаднички!

Порадовало, что несмотря на простоту быта, здесь соблюдают сбор раздельного мусора.

Хужирский краеведческий музей им. Н.М. Ревякина

Ну, а в остальном, всё, как и в любом крупном посёлке. Магазины, кафе, цены. Вот, правда, собаки местные ну очень красивые, доброжелательные и просто классные!

Закупившись всем нужным мы очень тепло посидели у нас в номере))) Ну, а на вечер у нас был запланирован закат на скале Шаманка. Как оказалось, идти было совсем недалеко. Я с трепетом, если честно, ждала встречи с этим священным местом. Уж сколько я про него слышала и читала! К сожалению, довольно часто наши ожидания не оправдываются. Это место давно стало очень туристическим, многолюдным, местом «для фоточек». Мы тоже фотографируем и фотографируемся. Мы часть этой туристической массы. Мне кажется, что Байкал тяжело вздыхает, глядя, как неиссякаемый ручеёк туристов гуляет по священной пещере. А ведь раньше как серьёзно относились люди к этому месту! Вот как описывает в 1890 году В. А. Обручев отношение местного населения к Бурхану и Шаманской пещере: «Всего примечательнее суеверный страх, который ольхонские буряты питают к пещере; мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колесах, а только верхом или на санях; если в одном из родов есть покойник, членам этого рода запрещается проезжать мимо пещеры в течение определенного времени».

Считается, что в эту пещеру нельзя входить женщинам. Существует две версии — по одной из них, нечистая, греховная женщина может осквернить пещеру; по другой — после посещения Шаманской пещеры здоровье женщины может осложниться. Но увы, это никого не останавливает. Может я излишне верю во всякие предания, но всё-таки стараюсь соблюдать местные обычаи. Поначалу было довольно пасмурно, но ближе к закату ветер разогнал плотные тучи. Место действительно очень живописное! Силуэты редко растущих деревьев придают пейзажу свою прелесть и мистический шарм.

У меня была задумка, как красиво снять столбы. Вернувшись в номер, я поняла, что ноги мне просто отказывают. Хотелось спать, спать и спать. Но, охота пуще неволи. Поэтому после небольшого отдыха, мы с мужем взяв всё необходимое, попёрлись в ночь, обратно к Шаманке. Была такая темень, что без налобных фонариков мы бы фиг дошли. С нами увязалась какая-то местная псинка. Нам не жалко, пусть идёт. Я ожидала, что придя на место, мы найдём кучку фотографов, но мы были абсолютно одни! Ну то есть только мы и собака, и всё! Вот щас я забабахаю шедевр! Подумала я. Но выяснилось, что я забыла площадку для штатива! :((((Это было настолько грустно, что руки опустились. Но не идти же обратно за ней, а потом обратно. Поэтому сняла, как вышло((Но! Я оставила эту задумку до следующего раза, который обязательно будет!

Седой Байкал. Туристеры на Байкале. Продолжение

Вернулись домой и вырубились начисто. А наутро был план встретить восход над Шаманкой. Но, то ли мы что-то не так поняли, то ли Саша что-то не так объяснил, но выскочив поутру во двор, мы никого не обнаружили. Ну и решили, что все пошли туда же, где мы были вчера. Мы туда и направились. Придя на место группу мы не обнаружили, но зато был просто шикарный свет! Чем я и поспешила воспользоваться). Нежные розовые утренние лучи окрасили священные столбы и верхушку Шаманки. Однако, возникли некоторые сложности. Ребят, ну правда, не осуждайте! Парочка решила сделать классные фотки у столбов. И так, и сяк, и наперекосяк… Я ждала. Но когда мужик поставил ногу на жертвенный камень и принял эффектную позу, то я не выдержала. Сделала замечание. Может я не права, но покоробило, чесслово.

Встретив утро, мы вернулись на базу и узнали, что вся группа ходила в другое место))) Но мы ни разу не пожалели, что ошиблись! Впереди у нас новый день! Весьма насыщенный. Мы отправились к мысу Хобой. Но по дороге останавливались в разных красивых местах, ну потому что невозможно проехать мимо, когда видишь такие необычные и чудесные наплески. Времени нам хватило, чтоб залезть везде, куда можно залезть, и сфотографироваться с самыми красивыми сосульками)))

Итак Хобой. Это на самом севере острова Ольхон. Там находится интересная скала «Дева». Очертание женской головы и фигуры напоминает изображение женщин на галерах. Конечно же есть легенда. Всю её рассказывать не буду, просто скажу, что женщина эта была очень жадной и корыстной. За что и была наказана. Духи обратили её в скалу со словами: «Пока на Земле существуют зависть, злость и корысть, ты будешь стоять здесь скалой и смотреть на великие воды Байкала!» Давно это было, но как ни печально, стоит она до сих пор. Но кто знает, вдруг зависть на земле всё-таки падёт, и духи отпустят женщину?

Седой Байкал. Туристеры на Байкале. Продолжение

Тут мы нагулялись вволю! Лёд в этом месте довольно чистый, поэтому кто хотел — катались на коньках. А наша кампания развлекалась на лыжах)). Поскольку палок у нас было, то катали друг друга, держа под руки. Визгу было!

Кстати, чтоб попасть на этот лёд, нам пришлось перебираться через становую трещину! Для нас то это впервые! А потому очень интересно и немного страшно!

Вообще явление довольно интересное! Вечером я засела в интернете и перечитала кучу информации о том, как они возникают, где и почему. На самом деле причин множество, но самое интересное, что становые трещины образуются, как правило, почти в одних и тех же местах! Из года в год. Обычно они тянутся вдоль берега — по кратчайшей прямой между соседними его выступами, мысами. Они не очень широкие, но очень длинные, поэтому обойти трещину часто не представляется возможным. Приходится перепрыгивать. Очень интересные ощущуния испытываешь лёжа на пузе на краю трещины и полоская руки в ледянющей воде!

При сильном морозе трещина довольно быстро зарастает молоденьким ледком, а если ещё и снег пройдёт, то можно вообще не заметить. Поэтому проводники обязательно проверяют прочность льда пешнёй. Это такой специальный ледоруб, похожий на смесь лома и копья. На конце пешни тяжёлый кованный наконечник, который заточен для того, чтоб пробивать лёд. Тут у нас было довольно много времени и мы прошли бродить вокруг. О Байкальском льде можно говорить очень долго и много потому, что его столько разновидностей оказывается! И названия такие чудные: «сокуи» «шуга», «шорох», «колобовник», «набрызги», «торосы», «сопки»…. Ой и много ещё чего! Байкал «дышит» и зимой, а это значит, что лёд постоянно движется. Отсюда и надвижки, и торосы. По одним очень интересно лазить, по другим — можно ноги переломать.

Седой Байкал. Туристеры на Байкале. Продолжение

Сакуи и наплески приобретают такие невероятные формы! И Хобой порадовал разнообразием!

Ох и красиво там было! Ну никакими словами не рассказать, только смотреть))) Перебравшись через нагромождение голубых плит и пройдя чуть дальше мы просто потеряли дар речи! Как я поняла, это были наплески не воды, а пены. Могу и ошибаться, конечно, но всё подножие скалы было как будто полито взбитыми сливками, или пеной для бритья. Кому что ближе))) И лёд этот был на ощупь гладкий-гладкий и даже, как будто, немного маслянный.

Короче, впечатлений было море! Каждый находил, чем заняться. Кто-то рассматривал и фотографировал причудливые льдинки, кто-то из этих льдинок складывал пирамидки, как принято складывать пирамидки из камушков на берегах морей-океанов, кто-то ползал и снимал разнообразные трещинки и пузырьки. Я делала всё сразу! Когда образуется свежая трещинка, туда задувается снег и получается совершенно невероятные узоры, как-будто легчайшая вуаль подо льдом.

По программе у нас в этот день был обед на льду Байкала. Китайцев не было, но народу всё-равно было много, место популярное, красивое, тут и там стояли машины и возле них столики, поэтому мы решили отъехать немного в сторону, подальше от народа. Потряслись по торосам, зато нашли классный закуток! Пока нам готовили уху из омуля, ну по крайней мере нам так сказали)) но ведь ловля омуля запрещена, так что не могу сказать он ли это был, мы пошли обозревать окрестности и нашли обалденный грот! Точнее, это был не грот, а скорее расщелина в скале. И видимо был очень сильный шторм, когда это всё замерзало, потому что все стены, докуда дотягивался взор, были покрыты белой глазурью.

Кстати, там я разглядела сердце на скале!

Седой Байкал. Туристеры на Байкале. Продолжение

А пройдя в другую сторону мы нашли невероятный ледяной диван и площадку, где устроили ещё одно разноцветное шоу!

Костёр для ухи разжигают прямо на льду! Огородив кострище здоровенными кусками того же льда, чтоб не задувало. Я очень боялась, а вдруг лёд протает под огнём? Быстренько организовали нехитрый стол. Хлебушек, помидорки-огурчики, уха, разумеется, ну и душистый чай с пряниками) Еда на свежем воздухе всегда хороша, а уж на Байкале! А ещё наш замечательный Саша устроил нам зажигательные танцы! И согрелись и повеселились) Покидая этот уютный закуток, проезжали мимо кучи таких импровизированных столовых)

На обратном пути было решено найти местечко для «поцелуя Байкала»! Это традиция для всех путешественников на озеро. По хорошему, «стопочка» просверливается непосредственно в ледяной глади Байкала, но нам не очень повезло. В том смысле, что найти чистый лёд, без снега, было не очень просто. Ну вот так сложилось в этом году. Но мы не расстроились, а нашли здоровенные глыбины, голубые-голубые! Выбрали самую удобную, плоскую и проделали в ней рюмочки. И поцеловались таки с Байкалом! А потом каждый, кто хотел, сделали себе персональные стопки) Пить из ледяной посуды очень легко, даже закусывать не надо, настолько холодная выпивка! Рома так проникся к своей рюмашке, что никак не хотел с ней расставаться, чуть не плакал…

Седой Байкал. Туристеры на Байкале. Продолжение

Возвращаясь на базу, ненадолго остановились на выставке ледяных скульптур. Очень интересные и необычные работы.

Ну вот и подошло к концу наше путешествие. Это всегда так грустно. В опустившемся закате поднялись столбики дыма из печных труб и так это было непохоже ни на один город, и даже деревню, где давно уже нет печей, и дровами мало кто топит.

Седой Байкал. Туристеры на Байкале. Продолжение

В наступивших сумерках мы попрощались с Шаманкой и поняли, что возращаться сюда обязательно надо! По другому просто никак)

Седой Байкал. Туристеры на Байкале. Продолжение

Очень часто можно услышать, что зимние красоты Байкала, это царство Снежной королевы. Нееет. Она же женщина) А Байкал — это дед! Суровый, древний, седой…

А Байкальская вода невероятно чистая и вкусная!