Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был сегодня 16:59
...

Лаздияй — Литва Июнь 2021

Небольшой городок Лаздияй находится в семи километрах от границы с Польшей. Привели меня сюда отнюдь не туристические дела, а ковидные.

По городам Литвы. Лаздияй

Расскажу в двух словах, и больше к этой теме возвращаться не буду, хотя она до сих пор меня преследует. Когда маму и бабушку выписали из ковидной больницы, то дома они пробыли лишь четыре дня. Потом снова началось ухудшение. Вызвали Скорую помощь. После рентгена оказалось, что у них повторное воспаление легких. А мест в вильнюсских больницах нет!… Предлагают разные города где-нибудь в Литве.

По городам Литвы. Лаздияй

Возникла интересная ситуация. Если у тебя ковид, но нет воспаления легких, то в больницу не возьмут. А с ним возьмут!…А если есть воспаление легких, но нет ковида, то мест нет!… Так бабушка попала в Лаздияй. Мы постоянно справлялись о ее здоровье, а на том конце провода просили денег на памперсы. И я решил съездить. Думал, может разрешат повидаться, ведь я сам переболел. Но там наотрез отказали в визите, лишь взяли деньги. А на следующий день она умерла. И я опять поехал в Лаздияй.

Теперь о городке. Сюда из Алитуса нас привез рейсовый автобус. Автовокзал вернул в советское прошлое!.. За несколько десятилетий он, видимо, никогда не реконструировался. Даже асфальта нет, только песок и гравий!… Внутри также, как в старые добрые времена. Но чисто!

По городам Литвы. Лаздияй

На этой карте можно рассмотреть расстояние от Вильнюса до Лаздияй.

Но, это было одно такое место, везде чисто, новые тротуары и ухоженные дома. Так и осталось загадкой, почему автовокзал в таком состоянии. Забыли?.. А может где-нибудь строят новый?

По городам Литвы. Лаздияй

В городе проживает около пяти тысяч жителей. Преобладают дома от двух до пяти этажей. Высоток нет. Во время Второй мировой войны город на 60 процентов был разрушен. Особенно досталось центру. То, что мы видим это в основном дома, построенные после войны.

По городам Литвы. Лаздияй

Письменные источники утверждают, что начало города ведет к 1560 году, в период правления великого князя Литовского Сигизмунда Августа, когда был выделен земельный участок под строительство города у речки Лаздия. Лаздияй образовался на перекрестке трех дорог, от которого постепенно расширялся во все стороны.

В 1597 году король Сигизмунд Ваза предоставил городу Магдебургское право, по которому Лаздияй получил привилегию города. Лось, а под ним три ключа на красном фоне стал гербом города. С этого дня город отмечает свои Дни рождения.

По городам Литвы. Лаздияй

Одним из первых, в городе вас встречает здание Лаздийского культурного центра и прилегающий к нему парк. Перед Второй мировой войной на этом месте стояли две кирпичные синагоги, которые сильно пострадали 22 июня 1941 года во время немецких бомбардировок. В 60-е годы их восстановили и соединили в одно здание, в котором находилась библиотека и дом культуры. Теперь людей еврейской национальности здесь не проживает. Во время войны 90 процентов евреев в Литве было уничтожено.

В центре города, как и положено находится площадь Независимости. Здесь же стоит памятник с одноименным названием. Поставили его еще в 1938 году, а в 1990 году после восстановления независимости вернули на прежнее место. Кстати, площадь довольно вместительная. При желании, наверное, здесь можно разместить всех жителей городка!..

По городам Литвы. Лаздияй

Из заведений общепита замечено было три кафе. Одно было закрыто, в другом играл русский шансон, и сидели мужчины угрюмого вида, а вот в третьем, под видом пиццерии, мы сделали привал, где вкусно и недорого пообедали. Второе блюдо стоило в районе 4 евро!…

Часто в таких маленьких городах достопримечательность может быть только одна, но она всегда есть. Это храм!… Лаздияй не исключение. Направляемся туда. Костел Святой Анны, еще деревянный, был построен сразу с появлением здесь поселения. Много раз горел, а свой нынешний вид приобрел в 1895 году. Построенный по проекту Феликса Липского, костел консекрировал епископ Антанас Баранаускас.

По городам Литвы. Лаздияй

Костел в стиле необарокко с двумя башнями выглядит очень нарядно. Возле него небольшая площадь с цветочными вазонами. Молодцы, постарались!.. Городок хоть и на отшибе, маленький, но опрятный.

По городам Литвы. Лаздияй

Еще одно место, которое стоит посетить, это местный краеведческий музей. От центра города минут пять-семь пешком. По дороге попалось несколько исторических зданий.

По городам Литвы. Лаздияй

Вот и музей. Нас здесь не ждали. Вначале спросили, зарегистрировались ли мы, после отрицательного ответа задумались. А после прямого вопроса:«Так примите нас или нет?» немного помялись и сказали:«Заходите».

По городам Литвы. Лаздияй

Музей совсем небольшой, но вполне дает представление об истории города, особенно в период с 1918 по 1940 год, когда Литва была той Литвой, в которой мы теперь живем. Экскурсия заняла не более двадцати минут.

В этом историческом здании с 1919 по 1936 год действовала гимназия «Жибурис».Посетителей музея встречает ее бессменный директор, педагог и ксендз Мотеюс Густайтис. На втором этаже рассказывается об истории города, а также есть комната, своими формами прозванная «гробом»,где жила и работала в этой гимназии, пожалуй, самая известная литовская поэтесса Саломея Нярис. Здесь она написала свой второй сборник «Следы на песке».

По городам Литвы. Лаздияй

На этом наша экскурсионная программа закончилась, но еще оставалось время до автобуса домой в Вильнюс. Поэтому пошли к Лаздийскому культурному центру. Здесь есть необычный фонтан без трубы.

По городам Литвы. Лаздияй

Опять же деревянные, и не только, скульптуры, которых в Алитусском крае видимо-невидимо. Гид, которая проводила нам экскурсию(бесплатную) рассказывала, что ее муж-скульптор. Дерева в Литве много, вот и скульптур из дерева тоже. И что у него мечта, съездить в Италию и поработать с камнем.

По городам Литвы. Лаздияй

Парк, кстати, довольно большой и мы с удовольствием «убивали» здесь время. Только одно было не очень. На солнце жарко, а в тени комары достают!.. В последние годы у нас бывает не просто жара, а прям-таки тропичекая жара. Отсюда тучи мошкары и прочей летающей живности.

С одной стороны приятный городок, с другой стороны навсегда оставит горькие воспоминания.