Турист Сергей (sergo197007)
был вчера 16:31

Курай, Кош-Агач — Россия Июнь 2021
Туда, где живет йети

… Есть такая легенда: отправил князь Владимир Красное Cолнышко послов в восточные земли. Много времени прошло, уже и князь умер, а они всё не возвращались. Но однажды пришел седой старец, один из того посольства. Рассказал он, что нашли они на востоке благодатную страну, где все свободны, где живут праведно, где никто никого не притесняет. В реках там течет молоко, а берега сочатся медом. Хотел он всем показать туда дорогу, но только никто за ним не пошел, не поверили ему…

Наша Родина такова, что не хватит жизни её обойти. Зато есть целая жизнь, чтоб осмыслить её непостижимость. Родина начинается и не заканчивается! Интересна аналогия путешественника с читателем: «Есть отдельные индивидуумы, которые читают книги. Это — хорошо! Но вдумайтесь: у вас идёт собственная жизнь, которая, по сути, должна быть для вас интереснее всякой другой?! Впрочем, многие всё равно начинают читать про чужую». Парадокс. Необъяснимо!

Эта история не является технической, планировать по ней что-либо — нельзя. Здесь только художественное изложение событий, не более того. Если по каким-то причинам с чувством юмора и критическим восприятием мира не лады, то какие-то вещи могут показаться вам странными. Кстати, это — нормально! Не будет ровным счётом ничего про успехи и достижения (они наши собственные, никому не нужны и никому не помогут). Каждый раз, отправляясь в поход, делаю это только для того, чтобы вновь учиться жить и мечтать.

Ошибки, просчёты, промахи и приключения, вытекающие из этого, есть полезная информация. Мне нечего прятать — мы идём своей узкой группой, поэтому критика в мой (наш) адрес меня не трогает. Зато всегда найдутся те, кому наши изыскания будут полезны: важен опыт не самого успеха, во многом замешанный на удаче (а куда без неё), но бесценный опыт ошибок и преодоление их последствий.

После многих лет «брожения» (от слова — ходить!), с учетом собственной специфики, формируется своя оценочная шкала произошедшего. Что прошло нормально, что не очень, что вообще не прошло. Это понимание сильно отличается от опыта простых людей и других путешественников. Увы, деформация мышления и восприятия (здесь надо сказать прямо — психики) у одержимых к перемене мест неизбежна.

Транспорт — наш портал в иные миры. Когда отправляешься в очередное «турне», время перестаёт иметь значение. Иными словами, пространство — изменяется, а что происходит со временем теряет смысл! И это всё несмотря на наличие такого понятия как пространственно-временной континуум! Нет, мы не пытаемся опровергать различного рода теории, просто всякий раз замечаем, что во время путешествий границы между «миром», где ты пребываешь более-менее постоянно, и тем местом, куда собираешься добраться, становятся зыбкими и призрачными. Это — днём! Ночью же может изменится буквально всё. Поэтому в сумерках перед «отходом» ко сну стараешься запомнить окружающую действительность. Утром может оказаться так, что место, где ты остановился в темное время суток, в нашей реальности уже не существует (от слова — совсем).

Пока добираешься до места, откуда будет происходить старт на маршрут, кажется проходит вечность. За окном меняются пейзажи. Видели мы их ни один раз, но всегда по-разному. Они «путешествуют» с нами между населёнными пунктами, поочередно сменяя друг друга.

Туда, где живет йети

В машине почти не спишь. Не хочется. Каждый раз есть о чём поговорить. Всем это нравится. Нравится и мне. Даже когда сменяются эпохи и времена, время течёт без суеты и торопливости, подтверждая тем самым свою бесконечность. Мы этого не осознаем, а просто наблюдаем за меняющимися пейзажами. Приближается вечер. Выходить на маршрут в это время не есть хорошо. Лучше уж в утренних сумерках. Останавливаемся на ночлег.

Оглядываюсь на дорогу. Она выглядит обычной, как и должна выглядеть дорога. Меня это не расстраивает. А что я, собственно говоря, хотел там увидеть? Вопрос риторический. Значит, я совсем настроился на маршрут. Здесь меня ничего не держит, в этой реальности, не мешает и не тормозит. В голове на некоторое время не осталось места ни для работы, ни для знакомых. Сейчас для нас не существует ничего, кроме гор. Создаётся впечатление, что теперь я понятия не имею, зачем существовал «там», но зато твёрдо знаю, зачем я «здесь». Видимо, поэтому меня больше ничего не тревожит. Разве только какая-то мелкая и неприятная заноза, засевшая в подсознании. Прошлый сезон оказался смазанным из-за коронавирусной заразы, дав возможность ей прорасти. Наверное, придется сильно потрудиться, чтобы вновь от нее избавиться. Впрочем, не исключаю, что она покинет мой мозг самостоятельно!

Утром погода не балует, но на это стараешься не обращать внимания. В горах она подобна настроению женщины и может меняться пять раз за час. Появляется Курайская степь, а следом и с. Курай.

Туда, где живет йети

На въезде в село много машин местных жителей. Начинаем опрос «свидетелей» с целью узнать про дорогу. Нам надо в сторону Кызы́л-Таш. Женщина в иномарке направление подтверждает, но нашу возможность добраться до Перевалки на «пузотёрках» отметает категорически. Дорога разбита… Не исключаем, что хочет предложить свои услуги по доставке. Рядом УАЗ-469. В нём двое: один, по всей видимости, не совсем здоров, в смысле, употребления горячительных напитков. Разговорились. Агрессивная реклама доставки до пункта нашего назначения. И цена: 14000 рублей туда-обратно. Хм… создаётся впечатление, что это не совсем люди… Погода почти отличная. До заката ещё уйма времени. Ну, наверное, ещё не всё для нас потеряно, подумалось мне. Принимаем решение «прорваться» на Перевалку самостоятельно.

… Огромные дремучие леса, в которых искать потерявшегося человека тоже самое, что иголку в стоге сена; бурные, пусть и не очень глубокие, реки, на которых один неверный шаг грозит обернуться гибелью; мощные склоны, лавины с которых могут без труда снести всё на своём пути. В этом мире, расположенном в Алтайских горах, человек уже не царь природы, а всего лишь его частица, причём, не самая большая и главная! Здесь каждый абориген понимает, что будет строго наказан за несоблюдение законов, установленных ещё издревле его предками. Думается мне, что вера в богов здесь — это не только духовная потребность, но и залог выживания!

Туда, где живет йети

Появление двух городских седанов на базе было воспринято с известной долей удивления: КАК?! Не оправдались саркастические ухмылки «джипперов» о том, что до места назначения доедут только одни колёса. Нам некогда это обсуждать: выход на трек требует укладки рюкзаков по гендерному признаку. В довесок к обязательному, мужчинам достаётся всё ненужное, что взяли с собой в горы женщины. Такова наша тяжёлая доля.

По подобию моста переходим на другой берег Актру: теперь река будет постоянно сопровождать нас до ледников, оставаясь по левую руку.

Туда, где живет йети

Местами гор не видно, они скрыты дымкой, но где-то далеко впереди видны отчётливо. На привале кто-то сидит на рюкзаке, кто-то на камне, кто-то стоит, но все разглядывают оставшуюся в дали базу и дорогу, раскинувшуюся внизу. Они хоть и позади нас, но мешают, будто напоминая о тех удобствах, которых не будет у нас в ближайшие два дня. Допиваем чай, стирая таким образом «прошлую» жизнь, как стирают морозный рисунок с оконного стекла. Теперь вокруг нас остаются только лес и только горы.

Туда, где живет йети

Горный Алтай — прекрасное место. В каждой долине здесь установлены свои собственные «парогенераторы» и огромные «вентиляторы». Работают они круглосуточно. Правда, как и положено технике, иногда ломаются или просто меняются местами друг с другом, не спросив разрешения у «царя природы». Когда это происходит, то на смену относительному теплу приходит пронизывающий холод. Случается, и наоборот. Вот уже несколько миллионов лет за этим никто не следит, бросив всё на произвол судьбы. Как только где-то происходит «поломка», приходится в экстренном порядке менять экипировку. Иногда по несколько раз за день.

Идётся — хорошо, я бы сказал, весело. Новизна пейзажей не оставляет времени на нытьё от тяжести рюкзаков. Набор высоты незаметный, а потому дыхательный аппарат сопит себе потихоньку, но «вывозит». Кто-то говорит об увеличении частоты сердечных сокращений до «страшных» значений в 150 и больше ударов в минуту! Подозреваю, что «внизу» от таких слов кого-нибудь мог объять паралич или случился сердечный припадок, но здесь это лишь подтверждает верность нашего маршрута: мы поднимаемся в горы! Временами тропа играем с нами злую шутку, как бы случайно резко уводя нас вверх. За 3,5 часа добираемся до Альплагеря (2150 м). Все бодры, веселы. Зашиваем мой рюкзак (у болезного оторвалась одна лямка) и двигаемся дальше.

Туда, где живет йети

Правда, теперь особо не разгонишься. Уклоны всё круче, набор высоты всё ощутимее отдаёт в лёгкие. Темп падает. Вполне допускаю, что слаженная группа прошла бы этот же путь быстрее, но… Выходим на первую финишную прямую в сторону перевала.

Туда, где живет йети

Подъём был несколько смазан ЧП. В горах порой трудно заставить себя мыслить здраво. Увы, когда, согласно логике, нужно спускаться вниз, ты, согласно своих амбиций, продолжаешь карабкаться наверх. Душевных и физических сил продолжать восхождение всё меньше, а потому становится ещё более мерзко на душе. Хотя, опять-таки, главное, вернуться с вершины. От этого легче не становится. Но злит-то меня другое — я понимаю, что могу это сделать, но меня тормозят «другие». Приходится переступать через себя, жестко ломая все предохранительные механизмы психики. Возможно, в ближайшие пятнадцать-двадцать минут я сдохну — в буквальном смысле этого слова. Наконец-то началось что-то интересное. А то первая часть похода прошла как-то скучновато. Я уж начал сомневаться в себе — никаких тебе преодолений, никаких страданий. А всего-то надо было потерпеть, дождаться, не падать духом.

… Здесь дело даже не в возрасте. Я теперь иногда стараюсь не идти против самого себя — стал слишком уравновешен, рассудителен, спокоен. Подобная стабильность — чертовски плохая штука. Жить с ней не особо-то и приятно. Надо понимать и принимать, что неудачи — неотъемлемая и необходимая часть нашей жизни. Иногда стоит не щадить себя, обдирать с костей мясо, внимательно изучая, что там под ним. Наверное, только так можно стать тем, кем хочешь быть на самом деле. Крайне необходимо возвращаться из своего уютного самообмана к настоящей реальности, заставляя себя жить. Жить по-настоящему, не сворачивая с дороги всякий раз, когда вдруг кажется, что дальнейший путь становится невозможен. Отговорок быть не может — я всего лишь плохо стараюсь! Впрочем, в этот раз помощь подоспела как раз вовремя!

Подводя итоги дня, можно сказать, что он оказался неплох. Со всех сторон неплохой день. За без малого девять часов преодолено 15 километров, с перепадом высот почти в 1000 метров (время движения включает в себя и отдых между ходками, иными словами, с момента «надел рюкзак» до момента «ставить палатку»). В шесть часов солнце готовится нырнуть за горизонт, чтобы позже возродиться и предстать пред нами луной. Полный штиль. Кровавый закат расчерчивает голубое небо ярко алыми тонами. Ставим палатки, достаём припасы и совместно наблюдаем за последними лучами солнца. Я выпиваю огромное количество чая. Есть неохота.

Туда, где живет йети

У нас было несколько способов установки палаток, и все они плохие. Если бы место под них было изначально спроектировано удобнее, имелся бы всего один способ, и сразу хороший. К сожалению, нам этого не дано. Хорошо ещё, что ветер у нас пока не самый сильный.

… Спальник тоже ничего не ест. Про него вообще разговор особый, ибо мешок уникален сам по себе. К моему несчастью, он оказался удивительно разговорчивым для столь несерьезного изделия. Имени собственного у него пока нет. То ли потому, что новый, то ли потому, что не придумали. Он, в принципе, комфортный, но занимает чертовски много места. Хотя вечно жалуется, что я его притесняю. В меру заносчивым, но временами становится болтливым до безобразия. Вполне себе допускаю, что временами сплетничает про меня с другими участниками путешествий. Свое же участие в наших походах он считает проявлением личного героизма, который при каждом удобном случае ставит мне в упрек.

— Как тебе, красиво, правда? — кивает он на закат. — А вы не хотели сюда идти.

— Позволь, любезный, а не ты ли в прошлом году уговаривал нас вновь ехать в Турцию?

Молчание…

Я просыпаюсь ночью. От жары. Это — внутри.

— Мешок, хватит тепла. Ты хочешь меня сварить?

— Это не я, — сонно огрызается тот. — Что там на улице?

Снаружи палатки творится что-то невообразимое: то ли дождь сменяется снегом, то ли наоборот, то ли нас уже сдуло и носит по ущелью. Будь, что будет. Расстегиваю молнию, и снова засыпаю. В дремоте представляю, как очередной порыв ветра разрывает палатку, и я, такой распрекрасный и упакованный в спальный мешок, несусь по склону вниз на своём надувном матрасике туда, откуда вчера мы карабкались наверх. Внизу стоит другая палатка, в которой йети средних лет варит свой утренний кофе. Я подъезжаю к нему, совместно с ехидничающим по этому поводу спальником. Такое вот доброе утро!

Проснулся в 5:30. Температура за «бортом», по видимости, ещё плюсовая, потому что снег по-прежнему сменяется дождём и наоборот. Легкая метель стучит снежинками, дождинками, градинками о не туго натянутую ткань нашего «чума». Ветер не стихает, а потому на него не обращаешь внимания. Видимость так себе. Все ещё спят.

…Там, в городе, среди улиц, как правило, с безликой толпой под неоновыми фонарями, я часто просыпаюсь в другом мире. Умом понимаешь, что ложишься спать среди хорошо знакомых тебе людей, но просыпаешься утром рядом с теми, кого раньше никогда не знал. Приходишь на работу, встречаешь, кажется, тех же самых людей, с кем недавно выпивал не только чай, шутил и разговаривал о жизни, походах и путешествиях. Но сейчас, мне кажется, я вижу совершенно других существ, пытающихся разглядеть меня прежним. От этого меня порой охватывает оторопь. Вдруг приходит осознание: выходит, я — предыдущий, с которым многие привыкли общаться, совершенно иной, на меня непохожий. Получается, сегодня для них я — чужак. Чужак, выдающий себя за знакомого им человека. Конечно, внешне мы похожи, как две капли воды, но подсознательно они должны почувствовать разницу между нами, и отторгнуть меня, как здоровый организм отторгает инородное тело. Спешишь домой в надежде «проснуться» в своём родном месте. Но всякий раз оказываешься ещё дальше. Здесь, в походах, в покрытых снегом горах, я каждое утро просыпаюсь в одном и том же мире. Я просыпаюсь дома!

1с. Горный Алтай 2021. Туда, где живет Йети...

2с. Горный Алтай. Туда, где живет Йети..