Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 21:45
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Железноводск — Россия Июнь 2021

В окрестностях Железноводска есть две очень интересные, но труднодоступные достопримечательности. И я никак не мог выбрать время дойти до них. В один из дней после обеда мы набрали с собой еды, воды и отправились в путь. Путь неблизкий и на ужин мы никак не рассчитывали попасть. Вначале поднялись по каскадной лестнице. Затем прошли вокруг горы Железной к самому дальнему её краю. Затем по указателем нужно идти по терренкуру в сторону горы Развалки.

Разва́лка — останцовая магматическая (палеовулканическая). Высота 926 метров. Памятник природы. В плане имеет форму овала размером 2,5×1,5 км, вытянутого в меридиональном направлении.

У селитряных скал, в пещере вечной мерзлоты, пещере древнего человека

Гора Развалка расположена чуть севернее Железноводска в трех километрах от горы Железной. Издали хребет напоминает изгиб спины животного, поэтому имеет ещё одно название — Спящий Лев.

Именно здесь находятся пещера «вечной мерзлоты», «стоянка древнего человека», клады, а с недавних пор и резиденция ставропольского Деда Мороза.

Не так легко было по навигатору найти эту пещеру. Мы плутали и пришлось даже спрашивать дорогу у встречных туристов. И это несмотря даже на наличие навигатора.

И наконец, добрались!

В горе Развалке в середине ХХ века искали рудные месторождения.

Пробили штольни с трёх сторон — с северо-западной, юго-восточной и северной. Частично они уже обвалились, но та, которая расположена со стороны объездной дороги, цела и пользуется небывалой популярностью. Вот её-то и называют пещерой «вечной мерзлоты».

У селитряных скал, в пещере вечной мерзлоты, пещере древнего человека

Штольня глубокая, несколько сотен метров, с ощутимым наклоном. В пяти-семи метрах от входа ощущаешь холод, если даже на улице жаркое лето. Всё дело в самой горе. Развалка — уникальное природное образование. В ней имеются очень глубокие естественные трещины длиной до 300 метров.

Зимой холодный воздух и влага, проникая туда, как бы накапливаются. Поэтому гора всегда остаётся внутри ледяной.

Даже летом на склонах Развалки, в полостях, трещинах, под слоем дёрна или мха можно увидеть лёд, если копнуть. В штольнях, как правило, температура отрицательная или нулевая.

Вот информация об этом уникальном месте из Википедии:

«Участок многолетней мерзлоты, не имеющий аналогов на юге умеренных широт.

Мерзлота встречается на площади около 1 га на северном и восточном склонах, в виде полосы на высотном уровне 620–720 м. Она связана с поступлением из трещин холодного воздуха с температурой от −1 до +4 °C, имеющего повышенное (0,3–14%) содержание углекислого газа.

По этой причине в глубоких трещинах даже летом сохраняются кристаллики льда. Не исключено, что в недрах горы до сих пор сохраняется реликтовая мерзлота, возникшая в эпоху плейстоценового оледенения».

А пещера «древнего человека» (которую тоже иногда называют пещерой «вечной мерзлоты») не очень глубокая, летом тёплый воздух туда всё же проникает, поэтому температура там, как в холодильнике — от +5 до +8 градусов».

К сожалению из-за адского холода и из-за того что мы боялись заблудиться в лабиринтах пещеры мы не дошли до ее конца.

А зря!

Потом мы узнали что в конце пути в пещере нас бы ожидало невероятное по красоте голубое озеро. Так нам рассказали потом те туристы, что прошли всю гору насквозь.

У селитряных скал, в пещере вечной мерзлоты, пещере древнего человека

Кстати, ходить в штольни небезопасно. Уже через несколько метров можно потерять из виду вход, темно, холодно и возможны обвалы. Кроме того, штольни буквально пропитаны радоном, уверяют железноводские специалисты. Радон используют в медицине, но очень осторожно и под наблюдением врача.

Развалка до сих пор как следует не изучена. Отсюда и легенды. Местные жители рассказывают, как из пещеры «вечной мерзлоты» ещё до революции казаки решили сделать овощехранилище.

Оставили там свои запасы на длительное время, а когда вернулись, то обнаружили, что только консервы остались нетронутыми. Остальное исчезло. Стали выяснять, кто всё съел. И якобы обнаружили, что в пещере живёт некая агрессивная плесень, которая поглощает всю органику.

Но, как пояснили краеведы, в действительности всей этой истории соответствует лишь факт, что в пещере хранили овощи. Какой-то особой плесени там никогда не водилось.

В историях о кладах правды больше.

«До революции это урочище так и называлось „Клады“, — говорит Сергей Савенко. — Там есть аланское городище, с очень хорошо сохранившейся каменной кладкой по периметру и могильниками».

В конце XIX века, как сообщала пресса того времени, местные жители здесь действительно находили клады. В газетах публиковались заметки о ценных находках — шлемах, украшениях. Находили их в основном в склепах. Сейчас уже страсти улеглись, искать сокровища уже перестали.

Сергей Савенко — археолог, кандидат исторических наук, директор Пятигорского краеведческого музея.

У селитряных скал, в пещере вечной мерзлоты, пещере древнего человека

А наш путь лежит дальше.

По навигатору мы пытаемся найти «пещеру древнего человека».

А пока наткнулись вот на эти живописные таинственные камни.

У селитряных скал, в пещере вечной мерзлоты, пещере древнего человека

Многолетняя мерзлота оказала своё влияние на растительный и животный мир горы.

Если большая часть Развалки покрыта широколиственным лесом с островками горно-луговой и скальной растительности, на участке многолетней мерзлоты сформировалось необычное рябиново-березовой криволесье.

Из животных здесь водятся снежная полёвка и некоторые виды насекомых, встречающиеся на Кавказе лишь в высокогорьях.

У селитряных скал, в пещере вечной мерзлоты, пещере древнего человека

Эти скалы на ночь глядя создавали ощущение таинственной неведомой магической силы.

Очень напомнило мистическую гору «Сампо» в Карелии, которую я видел ровно год назад.

Это так называемые «Селитряные Скалы».

У селитряных скал, в пещере вечной мерзлоты, пещере древнего человека

Подножия скал и нижняя часть горы усеяны крупноглыбовыми развалами бештаунитов. В 600 м от гребня на восточном склоне нагромождение огромных глыб образует холм Селитра (или Селитряные Скалы) диаметром 150 и высотой 30 м.

Внутри нагромождения имеется полость длиной 8 м с натёками белых солей, называемая Селитряной пещерой.

У селитряных скал, в пещере вечной мерзлоты, пещере древнего человека

Если бы нам не попались случайные попутчики, что указали нам направление, то мы вряд ли нашли бы эту пещеру на ночь глядя.

Вот она!

У селитряных скал, в пещере вечной мерзлоты, пещере древнего человека

Пещера глубиной около 10 метров на склоне горы имеет естественное происхождение. Экскурсоводы считают, что это одна из древнейших стоянок первобытного человека на территории Кавминвод.

Однако это не так.

«Пещера использовалась в древности людьми, но не первобытными, — говорит археолог Сергей Савенко. — Сегодня это памятник археологии. Исследовали её несколько раз. В середине прошлого века советского и российского зоолога, палеонтолога, биолога Николая Верещагина сюда привлекла легенда, что пещера — объект древнейшей истории. Он провёл раскопки, чтобы выяснить, есть ли там признаки древних периодов существования людей и останки каких-то архаических форм животных. Подтверждения этому не нашли. Но интересных находок сделали немало: фрагменты керамики, глиняные сосуды и т. д. Относились они примерно к эпохе средней бронзы (начало III тыс. н. э.), а не к каменному веку».

Совсем недавно, на рубеже XXI века, искал памятники палеолита в этих же местах другой знаменитый учёный, доктор исторических наук Василий Любин со своей экспедицией из Санкт-Петербурга. Но и это исследование не подтвердило, что пещера использовалась древнейшими людьми. Однако даже после этого легенда о первобытном человеке, который жил в пещере, продолжает существовать.

На Развалке есть ещё несколько археологических памятников:

• Селитряная пещера с культурным слоем, содержащим каменные орудия труда и наконечники стрел (IV–III тысячелетия до н. э.);
  • поселение Развальское (VIII—VII вв. до н. э.);
  • остатки некрополя (VI—V вв. до н. э.);
  • остатки раннесредневековой колёсной дороги.

Однако, искать их некогда, наступают сумерки.

Да и навигатор «Мэпс Ми» не видит эти достопримечательности.

У селитряных скал, в пещере вечной мерзлоты, пещере древнего человека

Пришло время ужина и мы закусили прямо на указателе пещеры древнего человека, который валяется прямо на земле.

Приближается ночь и нам надо торопиться в обратный путь, иначе у нас есть все шансы заночевать именно в этой пещере, как древние люди.

Ещё очень долго мы плутали вокруг горы Развалка, указатели неинформативные.

Нас уже охватила паника.

Думали ночью заблудились.

В конце — концов пощли не по навигатору, а на звуки и огни города.

Мы вышли совсем не там где заходили на маршрут, а значительно ниже в середине каскадной лестницы у закрытого источника.

Плутали мы долго и нарезали круги по лесу.

Но все закончилось хорошо…

Истоник: https://stav.aif.ru/society/peshchera_vechnoy_merzloty_kakie_legendy_hodyat_o_gore_razvalke_na_kavminvodah и Википедия.