Турист Ирина (Aerinn)
Ирина
была 18 января 21:23

Крушево — Северная Македония Июль 2021

Мы только приехали в Крушево, но уже выучили пару слов.

— Добар ден! — киваем мы прохожим.

— Здраво! — отвечают местные жители.

Маленький городок Крушево расположен на высоте 1250 метров над уровнем моря. Летом в эти места съезжаются парапланеристы из разных уголков мира, чтобы летать в горах. А зимой Крушево превращается в горнолыжный курорт.

Душевно. Улётно. — Крушево!

Из города к вершине проложена канатная дорога — «креселка», летом она работает только по выходным.

Указатель - Канатная дорога

Численность населения в Крушево — около шести тысяч человек. Для статуса города, кажется, маловато. Да и колорит деревенский: домики с красными чрепичными крышами теснятся на склоне горы, старые узкие улицы, вымощенные булыжником, спускаются в центр к площади.

Церковь Святого Николая
В самом центре города расположена церковь Святого Николая, она приметная и доминирует среди остальных построек. Во время подавления Илинденского восстания церковь была сожжена, и потребовалось немало времени на её восстановление. В церкви хранятся иконы, датируемые 1884 г.

Душевно. Улётно. — Крушево!

Во многих дворах сложены дрова, а значит, дома не газифицированы. Представляю, как из печных труб клубится дым холодными зимними вечерами, точно в сибирской глубинке.

Вообще в Крушево уютно. Дворики — в большинстве ухоженные, на многих балконах — горшки с цветами. Просто, незамысловато… миленько.

Душевно. Улётно. — Крушево!

Но есть и совсем ветхое жилье. Думаю, глобально что-то строить и сносить в центре Крушево запрещено, ведь город имеет историческое значение и, вероятно, подлежит охране со стороны государства.

Душевно. Улётно. — Крушево!

День за днём внимание привлекает что-то новое: необычный объект, красивый вид, и сам город открывается с новой стороны. В некоторых тупиковых улочках, например, стоят, врастая в землю, крошечные югославские автомобили «Zastava». Уже не на ходу, но очень яркие символы своей эпохи.

Душевно. Улётно. — Крушево!

Не могу не объяснить, почему мы здесь.

Парапланерный старт Крушево

Мы выбрали Македонию для полётов. Разумеется не случайно. Основная часть Европы закрыта. Турция переполнена.

— «Поезжайте в Крушево, там душевно!» — заговорщицки подмигнув, подсказал наш ментор. И сам сюда приехал раньше всех. Мы, не долго думая, тоже.

Душевно. Улётно. — Крушево!

Не вдаваясь в метеорологические подробности и прочие нюансы, могу подтвердить: летать здесь действительно здорово! Места «улётные», можно пролететь длинный маршрут. Да и вообще здесь красиво!

Что удивительного ещё? Надписи на кириллице!

Душевно. Улётно. — Крушево!

Македонский язык входит группу славянских языков, и похож на наш. При необходимости, объясниться с македонцем нетрудно. Можно отыскать необходимые товары в магазине («в продавнице» — макед.), хоть и не всегда… Как-то я пыталась купить сливочное масло, а мне предлагали что угодно: молоко, хлеб, оливки… но всё — не то! Взаимопонимание было достигнуто, когда онлайн-переводчик вывел на экран смартфона: «масло» (русский) = «путер» (македонский) Схоже с англ. butter

Немало македонских слов стали поводом для улыбки, скажем: «свинско», «говедско» и «ягнешко месо» (свинина, говядина и баранина), «играчки» (игрушки), «отворить» или «затворить» прозорец» (открыть / закрыть окно), «куче» с «мачкой» (собака и кошка),«овощной» сок лимона (в переводе на македонский «фрукты» будут называться «овощи», а «овощи» — это «зеленчук»). Да и пресловутый «стол» оказался на деле не столом, а стулом! Вот так-то!

Душевно. Улётно. — Крушево!

Сам Крушево — исторически значимый город для македонцев. С ним связано Илинденское народное восстание 1903 г. против османского гнёта, в ходе которого была образована Крушевская республика и создано временное правительство во главе с Николой Каревым. Под его предводительством повстанцам удалось выбить турецкие войска из города. Правда, просуществовала республика недолго (3—12 августа 1903 г. — 10 дней), и после подавления восстания турками город был сожжен, многие жители покинули его.

Городской рынок
Душевно. Улётно. — Крушево!

Одна из достопримечательностей Крушево — возвышающийся над городом в 1,5 км от центра мемориальный комплекс «Македониум», выполненный в футуристическом стиле. Он посвящен героям, принимавшим участие в Илинденском восстании в 1903 г. и воинам-освободителям времён войны в Югославии 1941—1944 гг.

Македониум

Разные эпохи, отраженные в едином мемориальном комплексе, для восприятия неподготовленного зрителя сложны, приходится разгадывать загадки.

Входная скульптурная композиция «разорвать цепи» символизирует свободу, победу в освободительных войнах. Попробуйте догадаться! Но такова задумка создателей — Джордана Грабулоски и Искры Грабулоски.

Душевно. Улётно. — Крушево!

А вот самый диковинный памятник в глубине мемориала — центральный объект комплекса — имеет круглую форму с вытянутыми овальными окнами, и его сравнивают с различными предметами; Я слышала о таких ассоциациях: о сходстве с кактусом, с ежом, с коронавирусом и даже с сердечным клапаном. Верхние окна из цветного стекла, в которые любопытно заглядывать через нижние снаружи, на мой взгляд, особая «фишка» объекта, делающая его интересным.

Македониум
Зайти внутрь не удалось, объект был закрыт. Никакой охраны, просто замок. Насколько я знаю, внутри находится могила Николы Карева. Того самого лидера Илинденского восстания, о котором упоминалось выше.

Неподалеку от туристического объекта, как обычно бывает, продают сувениры и сладости, украшения в духе «хенд мэйд».

Есть в Крушево и другие достопримечательности. Дом памяти певца и народного любимца Тоши Проески упоминается во всех обзорах и путеводителях. Внутри побывать мне не довелось.

Дом-музей Тоши Проески

Зато довелось много раз прогуливаться по одноименной улице Тоши Проески, которая украшена его портретами и музыкальными символами.

Тоше Проески, уроженец города Прилепа, в детском возрасте переехал с родителями в Крушево, где провёл детство. Учился в музыкальной школе и с юных лет участвовал в различных музыкальных конкурсах, рано стал известным. В 2004 году принял участие в «Евровидении». Тоше Проески записал несколько альбомов, песни его звучали по радио и телевидению, из каждого кафе, ресторана и бара, во всех балканских странах. Он был настоящей «звездой». Люди любили певца не только за его творчество, но и за положительные качества: поговаривают, Тоше Проески сам был из бедной семьи, а став известным, он помогал бедным, устраивая благотворительные концерты и проводя благотворительные акции в помощь больным детям. В октябре 2007 года Тоше Проески погиб в автокатастрофе в результате столкновения его джипа с грузовиком, и, в последствии, был похоронен в Крушево. Гибель народного любимца восприняли как национальную трагедию, люди выходили на площади и зажигали свечи, был объявлен национальный траур. Ходили также слухи, что автомобильная авария не была случайной; но… я не знаю наверняка, я лишь пересказываю общеизвестные факты. Замечу, что память о «балканском ангеле» не угасла в родном Крушево. Портреты Тоше висят повсюду на стенах домов, а мемориальный дом-музей открыт для желающих почтить его память лично.

Что ещё заслуживает внимания в Крушево?

Судя по многочисленным рассказам местных жителей, а также по хэштегам в соцсетях #МыНаЕзере, излюбленным местом для отдыха считается Крушевское озеро («езеро»). Добраться до него легко, если двигаться пешком вверх по дороге от мемориального комплекса «Македониум». Вода в езере чистая, можно купаться и ловить рыбу. Наш приятель Ставре заядлый рыбак и в своём деле эксперт, он приходит сюда с удочкой почти каждый день. Делится советами: на кукурузу неплохо берёт карп (по-македонски «крап»), иногда плотва и густера. Да и вообще места красивые!

Крушевское озеро

Неподалеку работает конный клуб «Мусица».

Душевно. Улётно. — Крушево!

Конечно, мы не упустили возможности покататься верхом, а после прогулки — выпить местной ракии, которую наливают всем желающим)

После такого не грех и закусить. Македонская кухня — отдельная история. Вы знаете из Чуковского. ну-у вот это вот… —

Робин Бобин Барабек

И кузницу с кузнецом.

А потом и говорит:

«У меня живот болит».

Так вот. Я буду краткой. Никогда. Слышите, НИКОГДА, не заказывайте в одиночку «македонку голему». Эта царь-котлета, фаршированная сыром, общим весом 550 грамм, и съесть её всю сможет… ну разве что упомянутый выше герой Корнея Чуковского)

Македонка Голема - большая
А чтобы живот не заболел, заказывайте порции скромнее)

Мои рекомендации в македонской кухне:

ТОП-5 македонских блюд:

1. Тавче-гравче (фасоль)

2. Шопский салат (овощной салат с тёртым сыром)

3. Котлеты «македонка», «плескавица» «вешалица»

4. Телешка чорба (суп с говядиной)

5. Сарма (фаршированные виноградные листья)

+ бонус: молочный десерт «три лече»

Десерт Трилече
Десерт "Трилече"

Итак, я берусь утверждать, что Крушево и правда — душевное место. Во всех смыслах.

На этой приятной ноте завершаю рассказ. Кажется, пора попить чай с чем-нибудь вкусненьким! =)