Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была вчера 23:28

Ливадия, Ялта — Россия Май 2021

Море, горы, чистый, по-настоящему целебный воздух, наполненный запахом моря и южной растительности, живописная природа, мягкий климат — это то, чем славится Крым и то, что привлекает огромное количество туристов в этот солнечный край.

Именно поэтому в свое время Крым облюбовали российские императоры и великие князья. В окружении живописной южной природы, вдали от суеты они наслаждались морем и прекрасными морскими пейзажами, катались на лошадях, совершали пешие порогулки, устраивали пикники. Но в то же время они обогащали Крым достопримечательностями, являющимися сейчас объектами исторического наследия, причем многие из них сохранились до наших дней, конечно, благодаря проводимой время от времени реставрации.

Уже очень давно Крым облюбовали для отдыха первые люди государства Российского. Впрочем, они не только расслаблялись на пляжах, роскошествовали в исторических дворцах и дышали целебным воздухом. Они обогащали полуостров новыми достопримечательностями, что входят сейчас в фонд особо ценного исторического наследия. Так произошло и с прогулочным маршрутом, известным как Царская тропа в Ливадии.

Источник: https://zhemchuzhina-yalta.ru/otdyh/tsarskaya-solnechnaya-tropa-v-livadii-yalta-krim-skhema.html

Места, где бывали венценосные особы, раскинулись по всему Крыму. И я хочу вам рассказать о некоторых из них, тесно связанных с царской семьей. Конечно, это только небольшая часть машрута по следам царской семьи, но тем не менее, пройдя по Царской тропе, побывав в Ливадийском дворце, погуляв по его территории, мы как будто совершили путешествие во времени, увидели своими глазами всю красоту природных ландшафтов, которую созерцали и члены царской семьи, ощутили дух той эпохи и получили колоссальное удовольствие от прогулки.

О Царской тропе я узнала, когда составляла маршрут очередного посещения Южного берега Крыма. И сразу решила включить ее в списк мест, обязательных к посещению. Во-первых, это одна из старинных достопримечательностей Крыма, неразрывно связанная с монаршей семьей, во-вторых, место, приятное и максимально удобное для прогулок, и в-третьих на протяжении всей прогулки можно любоваться прекрасными пейзажами. Так что оставить ее вне внимания было бы крайне непростительно.

Эта тропа, правда несколько в другом виде, была известна еще с 1843 года. На том месте, где стоит Ливадийский дворец, была усадьба графа Потоцкого, и на то время тропа проходила от усадьбы на небольшом участке над Нижней Ореандой.

В 1961 году Александр II приобрел имение у дочерей покойного Потоцкого, после чего и началось возведение нового имения, названного Ливадийским. В это время тропа соединила два царских имения — Ливадию и Оренду. Только представьте, три поколения русских царей, семьи Александра Второго, Александра Третьего и Николая Второго приезжали отдыхать в Ливадию, и эта тропа была местом прогулок императоров, членов их семей, многочисленных родственников, гостивших в имении. Пройтись по этой тропе это как будто прогуляться в прошлое…

По этой тропе гулял и последний царь Российской империи Николай II с Александрой Федоровной, детьми и близкими друзьями, когда приезжали в Ливадию. Практически ежедневно во время отдыха они совершали или пешую прогулку, или катались верхом на лошадях. Царская тропа, как и Ливадия, была любимым местом семьи Романовых в Крыму.

В 1901 году, когда появилась необходимость соединить царский дворец в Ливадии с княжеским имением Ай-Тодор, Николай II поручил продлить тропу до Гаспры.

Правда, после революции, чтобы окончательно стереть память о царской семье, тропу стали называть Солнечной, но вообще-то такое название несколько не соответствует действительности. Со всех сторон тропы кипарисы, кедровые, грабовые деревья, магнолии, так что даже в солнечную погоду большую часть тропы можно пройти в тенечке, любуясь буйной растительностью, вековыми деревьями, иной раз так необычно растущими.

По следам царской семьи

Длина тропы 6711 метров, официально тропа начинается от Ливадиийского дворца и идет до поселка Гаспры. Конечно, хорошо было бы пройти по всей тропе, но как всегда, времени на это не хватало, и мы ограничились частью тропы, причем начали свой маршрут там, где Царская тропа пересекает Алупкинское шоссе, и двигаясь по тропе, дошли до Ливадийского дворца.

На всей тропе стоят указатели, на которых указывается сколько километров уже пройдено и столько еще осталось.

По следам царской семьи
Тропа очень удобна для прогулки, хоть она и проходит по горе, перепады высот практически отсутствуют. Покрытие дороги вполне приличное, асфальт, временами гравий. На тропе установлены скамейки. Можно посидеть, отдохнуть. А воздух здесь какой! Свежий, чистый, пахучий, ну просто изумительный!

А еще заставляют замирать сердце потрясающие виды, открывающиеся с тропы. Правда, большая часть пути проходит среди зелени и скал, а море и живописные пейзажи можно увидеть только в открывающихся время от времени «окошках», но эти «окошки» есть, и морские пейзажи, и живописные виды на Нижнюю Ореанду, на зеленое «море» южной растительности — пожалуй, главное достоинство Царской тропы.

Когда-то этими красотами любовались венценосные особы, а теперь и мы восхищаемся прекрасными творениями природы и человеческих рук.

Вскоре мы пришли к Крестовой горе, на вершине которой стоит крест. Деревянный крест был установлен здесь в 1837 году императрицей Александрой Федоровной, гостившей в Крыму, и сопровождавшими ее графом Воронцовым и его супругой. Конечно, стоящий здесь крест не оригинальный, раньше стоял деревянный, в советское время его убрали, теперь же вместо него установили чугунный, но стоит он на том же самом месте, где и установила его императрица.

По следам царской семьи

Вначале может показаться, что подняться на скалу ох как трудно, сплошные отполированные камни, но на самом деле подъем не такой уж и тяжелый, тем более с этой стороны гора-то невысокая и относительно пологая.

А вот со стороны Ореанды скала отвесная, и там подняться могут только профессионалы-скалолазы.

По следам царской семьи

С вершины Крестовой горы открываются прекрасные виды. Если посмотреть налево, можно увидеть Медведь-гору, очертания Ялты и ее окрестности, а в ближайшей доступности — полуротонду, стоящую на Царской тропе. Хоть здесь она и выглядит ну очень маленькой, идти до нее совсем недалеко. А направо открываются виды на поселок Курпаты и на побережье, уходящее в сторону Ласточкиного гнезда.

По следам царской семьи

Прекрасно просматривается нижнеореандский парк и корпуса санатория «Нижняя Ореанда».

Еще одна интересная достопримечательность, настоящее украшение Царской тропы — полукруглая ротонда — изящная, элегантная, и к тому же отличная смотровая площадка.

По следам царской семьи

Черноморское побережье, гора Аю-Даг, море, сливающее с горизонтом — такие виды никого не оставят равнодушными!

По следам царской семьи

Можно увидеть вдали и известный храм Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде. Церковь старинная, была построена великим князем Константином еще в 1885 году.

Ротонда — это одна из самых старых царских построек в Крыму, возвели ее в 1842 году, как чисто декоративный элемент, откуда члены царской семьи любовались прекрасными панорамными видами и даже устраивали здесь чаепития.

По следам царской семьи

Первоначально Царская тропа заканчивалась именно здесь, около Полуротонды, от которой шел лестничный спуск к прекрасному Ореандовскому дворцу. Но к сожалению, дворец сгорел, лестница была разрушена и не сохранилась до наших дней.

Что интересно, проходя над Ореандой, мы услышали идущее откуда-то пение. Оказывается, это эхо разносит по всей Ореандской долине пение хора из храма Архистратига Михаила. И это очень впечатляет — церковное пение из невидимого храма…

И еще хочу уточнить, что на всем протяжении Царская тропа пересекается разными аллеями, спусками, так что в любой момент можно сойти с тропы и спуститься к пляжам, к санаториям, к храму Архистратига Михаила. Если вы будете располагать временем, можете заглянуть и туда.

Как я уже сказала, мы прошли половину тропы, но и этого хватило, чтобы понять, что прогулка по Царской тропе — это приятное путешествие, которое не только доставляет удовольствие, но и приносит пользу здоровью, ибо воздух здесь просто волшебный, да и само движение — это жизнь. А еще прогулка по тропе — это путешествие, во время которого отдыхает душа…

Вообщем, прошлись, прогулялись, подышали свежим воздухом, получили массу впечатлений, так что однозначно советую пройтись по Царской тропе.

Тропа привела нас в Ливадию.

В конце тропы, или точнее в ее начале — каменная стела, увенчаная головой девушки — «Джалита». Раньше так называлась Ялта, и эта стела — символ Ялты.

По следам царской семьи

Именно здесь начинается Царская или Солнечная тропа.

И еще один ориентир начала Царской тропы — Свитский корпус Ливадийского дворца, который является вторым по величине строением на территории Ливадийского парка. Отсюда вниз спускается дорожка, которая и приведет вас к началу тропы.

Свитский корпус был построен в 1911 году, практически одновременно с Ливадийским дворцом. Такой же белый, легкий, просторный, он предназначался для проживания царского двора.

По следам царской семьи

И хотя в Ливадийском дворце мы были уже не раз, все же не прогуляться по территории, прилегающей ко дворцу, и не посетить сам дворец не могли.

Ливадийский дворец — бывшая летняя царская резиденция.

После приобретения имения царской семьей в 1861 году тут были построены Большой дворец, как летняя дача императрицы Марии Александровны, Малый ливадийский дворец, Крестовоздвиженская церковь, Свитский дом ну и ряд других сооружений.

К началу 20 века Большой Дворец обветшал и требовал ремонта, и Николай II решил построить на его месте новый дворец. В 1909 — 1911 году по проекту популярного на то время архитектора Николая Краснова был построен новый Ливадийский Дворец — последнее сооружение, воздвигнутое в Российской империи для семейства Романовых.

По следам царской семьи

Когда видишь дворец не в первый раз он безусловно поражает, восхищает, но впечатления от первого посещения не сравнимы ни с чем. Конечно, дворец я видела на фотографиях, в видеоклипах, но увидев его впервые наяву, я просто замерла не в силах сдвинуться с места, впечатленная его архитектурой и стилем, удачным расположением. Настоящий итальянский палаццо! Николай II и стремился, чтобы дворец напоминал полюбившуюся всем Романовым Флоренцию, и ему это очень удалось. Дворец получился легким, праздничным, атомосферным и очень итальянским!

Белоснежный дворец на высоте более 120 метров над уровнем моря в окружении зелени и экзотической растительности на фоне голубого неба, а вдали синяя гладь моря, — более удачное расположение навряд ли можно отыскать!

По следам царской семьи

Дворец окружает прекрасный парк площадью около 45 га. Заложен он был еще в 1834 году. Какие только растения не растут в этом парке: лавры, крымские сосны, кедры, пинии, олеандры, самшиты…

Около дворца и в непосредственной близости к нему растут экзотические растения, вечнозеленые кустарники в виде шаров, пирамид, цветы со всех сторон, фонтаны, и все это в соседстве с сине-голубой морской гладью! Место сказочное!

Что интересно, не весь парк является регулярным, окультуренным, в большей части это природный парк, деревья растут сами по себе, конечно, сухостой, мусор убирается, но строгое размещение деревьев, стрижка кустарников, придание им определенной формы не производится.

Да и с удалением от зданий парк не разочаровывет, пусть нет определенного порядка в размещении деревьев, но парк радует именно своей природной красотой, удивляет вековыми деревьями самых различных видов.

Привлекают внимание здешние фонтаны, на фоне морских просторов, в окружении цветов и буйной растительности.

Недалеко от главного входа во дворец установлен бюст последнего императора Российской империи, кому принадлежал Ливадийский дворец. Всего-то 4 раза и приезжал он с семьей отдыхать в этот отстроенный заново белоснежный дворец-красавец, хотя рассчитывал прожить здесь гораздо дольше.

По следам царской семьи

Во дворце более 100 отдельных помещений, имеющих разное предназначение.

Практически все внутренние помещения дворца доступны для осмотра. Первый этаж посвящен событиям Ялтинской конференции, а так как я хотела бы рассказать о достопримечательностях, связанных с царской семьей, то и рассказывать об экспозиции на первом этаже я не буду, хотя там много интересного, но это несколько другая история.

Всё же одну из комнат на первом этаже стОит показать, это Парадная столовая — самая большая комната дворца, к тому же, пожалуй, самая красивая — лепнина, великолепный потолок, большие окна, в арках размещены портреты Николая II и его супруги. В 1911 году, более века назад, здесь проходил бал в честь 16-летия Ольги Романовой, звучала музыка, нарядные пары в вальсе кружили на паркете…

Сейчас здесь проходят различные встречи, симпозиумы и другие значимые мероприятия.

ерез массивные двухстворчатые двери первого этажа мы попадаем на территорию вестибюля с белым камином. Далее идет самая большая и самая светлая зала первого этажа — это Парадная столовая. Она оформлена большими арочными окнами и дверьми, потолком с декоративной растительной лепниной, колоннами и статуей Пенелопы (скульптор Бруггер). В этом зале и проходила знаменитая встреча великодержавной тройки в 1945 году.

Источник: https://russo-travel.ru/landmark/yalta/livadiyskiy-dvorets/ © Путеводитель по России

Зато второй этаж полностью посвящен жизни царской семьи. Интерьер комнат демонстрирует убранство, характерное для помещений царской эпохи. Причем дизайн каждой комнаты индивидуален, и комнаты не похожи друг на друга.

Здесь есть рабочие кабинеты Императора и Императрицы, их спальня, гостиная и библиотека, классная комнат Великих Княжон. В каждой из комнат много фотографий царской семьи.

Интересен рабочий кабинет Николая II. У рабочего стола стоит манекен Николая II, не очень похожий на самого императора. Вся обстановка такая, какой она была во время пребывания здесь императора — уникальный стол, кресло императора, украшенные резьбой по дереву, с изображенными на них историческими сценами, львами, маскаронами, растительными орнаментами.

По следам царской семьи

Очень красивы внутренние дворики — Итальянский и Арабский.

Итальянский дворик, копирующий дворики старинных палаццо, — настоящее украшение дворца. Стриженые кусты, пальмы, яркие цветы, мощеные мрамором дорожки, а в центре всего этого великолепия — фонтан.

А Арабский дворик сооружен в виде ниши, он не предназачен для прогулок. Благодаря ему дополнительное естественное освещение поступает во внутренние комнаты дворца.

По следам царской семьи

Очень советую посетить дворец с экскурсией. Это действительно интересно, и даже дети с огромным вниманием слушают рассказ экскурсовода, рассматривают экспозиции. Я хоть и читала много про Романовых, но здесь, в этом месте, где они отдыхали всей своей дружной семьей, где были счастливы, история семьи Романовых еще более близко принимается к сердцу…

Совсем недалеко от Ливадийского дворца, точнее между ним и Свитским корпусом, расположен Министерский дом или Дом В. Б. Фредерикса, построенный в 1916 году.

Фредерикс был министром императорского двора, которому было доверено распоряжение всем имуществом императора Николая II. Долгое время он был особым доверенным коронованных особ, его имя было на слуху у высшей знати. Поэтому-то его летняя резиденция была расположена рядом с царским дворцом. Однако наступили смутные времена — Первая Мировая война, революция, и по своему прямому назначению дворец практически не использовался.

Здание совсем небольшое, но выглядит величественно. Его оформление перекликается с Ливадийским дворцом и Свитским корпусом. Окруженное зеленой растительностью, сооружение в стиле модерн с интересными массивными балконами на подпорках несомненно привлечет ваше внимание.

По следам царской семьи

С другой стороны дворца стоит Крестовоздвиженская церковь — домовая церковь членов императорской семьи. Эта церковь была свидетем многих событий из жизни царей и их семей. Здесь Николай был помазан на царство, а его жена Александра Федоровна приняла православие.

Церковь небольшая и очень уютная.

По следам царской семьи

Рядом с церковью расположена небольшая звонница.

По следам царской семьи

И еще одна скульптура — памятник российскому императору Александру III — стоит на территории бывшего Малого дворца, где в 1894 году скончался император. Александр III вошел в историю, как царь-миротворец, отстаивавший интересы страны и не позволивший втянуть страну ни в один военный конфликт.

Памятник открыт не так давно, в 2015 году.

По следам царской семьи

Как я уже говорила, Ливадийский дворец широко известен еще как место, где проходила Ялтинская конференция в 1945 году, во время которой главы правительств трех союзных государств обсудили вопросы послевоенного устройства мира. В Ливадийском дворце проживал Рузвельт, и именно здесь проводились основные события проходящей конференции.

Как я уже говорила, на первом этаже экспозиция, посвященная Ялтинской конференции. И на территории усадьбы есть подтверждение этому событию — памятник Сталину, Черчиллю и Рузвельту. В прошлые посещения мы как-то не дошли до памятника, и в этот раз решили наверстать упущенное.

По следам царской семьи

Памятник установлен не очень давно, в 2015 году, автор — З. Церетели.

Эта скульптурная композиция создана на основе фотографии лидеров трех стран-участников антигитлеровской коалиции, которая была сделана здесь же в Ливадии в 1945 году. Правда, скульптуры политиков больше человеческого роста, так что скульптурная группа смотрится очень внушительно.

И что символично, мы побывали у памятника 9 мая, в день нашей Великой Победы…

А вечером опять была Ялта, праздничная, яркая, многолюдная… И праздничный салют в честь Дня Победы. Погода, правда, была не очень весенняя, мы изрядно промерзли, пока дождались 9 часов, когда в небе над набережной расцвели разноцветные букеты праздничного салюта. Но такое яркое и красочное зрелище стоило того. Вот так под залпы праздничного салюта и завершился второй день нашего пребывания в Крыму.