Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была вчера 20:56
Как интересно изучать собственное Отечество!

Псков — Россия Июнь 2021

Словно вырвавшись из плена наволочного неба, что так долго и тяжело нависало над нашим просторным Северо-Западом, яркое солнце, освободившись из неволи, с утра зацеловало Землю. Это жаркое дыхание неба, словно напомнило мне и о том, что июнь наступил, и что 3 июня — День моего Ангела. Все Елены и Константины празднуют!

Вспомнилось, как несколько лет назад, на малые именины мужа — 22 мая, мы, славно погуляли по Пскову (даже на кораблике по реке Великой «запоминательно» прокатились), поэтому, почти не раздумывая, сели в машину и отправились во Псков.

Едем в Мирожский монастырь, — объявила я, свое желание, на правах именинницы. Едем!

Город, где ангелы летают..

Гдовская трасса во Псков узкая и очень «языкатая». Не слишком загруженная машинами, она дает возможность спокойно поговорить о предстоящей встрече с новыми впечатлениями. Впрочем, я не очень люблю слово «впечатления» — оно довольно расплывчатое, и нередко трактуется поверхностно. А нам предстояла встреча с монастырем XII века, в котором мы никогда не бывали! Что ж! Уж если впечатления, то пусть отпечатаются-запечатлеются глубоко в душе — я на это надеялась.

О, мой добрый критик — воскликнул бы писатель Золотого позапрошлого века, окунув в чернильницу гусиное перо, а я с таким же чувством провозглашаю более привычное для нашего сумасшедшего XXI века: О, мой добрый модератор, уже готовый послать мне сердечное послание о том, что мой рассказ — это «рассказ об объекте», а потому…

Вот и нет! Уже к вечеру, возвращаясь домой, я поняла, что впечатления столь яркие и глубокие, что нет смысла утомлять читателя моей «умудренностью», смешивая столь разные ароматы и вкусы.

Город, где ангелы летают..

Поэтому сейчас, у компьютера, я, решила вначале просто поделиться «дневниковой записью» о хорошо пройденном вчерашнем дне, а уж потом, в недалеком будущем, непременно написать рассказ о Спасо-Преображенском Мирожском мужском монастыре, и рассказ этот (рассказ об объекте) будет немалым, потому что история, судьба обители, можно сказать захватывающие. Ну, а об фресках Спасо-Преображенского (монастырского) собора — это отдельный рассказ, а скорее показ. Видимо, это должен быть альбом. Наверняка среди друзей найдутся такие, кто захочет вникнуть в постижение фресок, не на уровне знакомства с «веселыми, яркими картинками», а познакомиться с уникальным явлением. Я бы назвала это ЧУДОМ. До наших дней сохранилось 80% росписей, выполненных приглашенными греками в XII веке! Кажется, аналогов, по объему сохранившегося и степени сохранности, в мире нет.

Я перестала любить «рассказы с продолжениями» — утомляют. Хотя этим жанром, пользовалась и сама когда-то, и может быть, еще воспользуюсь в будущем, но не сейчас.

Итак, задуманы три публикации, с одной стороны, связанные друг с другом, а с другой, вполне самостоятельные. Будем надеяться, что планы воплотятся в жизнь! А пока… Мы едем по солнечной трассе, время от времени отмечая повороты, на которые хочется свернуть, потому что там что-то интересное, недосмотренное, совсем неизведанное, но целеустремленность — качество, которое приводит к цели наиболее коротким путем. Наступаем на «горло собственной песне» — кажется слова Маяковского, и мчимся вперед.

Сейчас стал востребован жанр «маршрутов одного дня» — это хорошее и полезное, уже укоренившееся, начинание. Я даже прочитала в интернете рассказ одной москвички, которая прибыла во Псков на поезде, погуляла в течение дня и не обращаясь к услугам гостиницы, вечером отбыла обратно, рассказав обо всех культурных объектах, которые посетила.

Интересно, но не мой вариант.

Обычно в таких рассказах ценится умение так проложить маршрут, чтобы увидеть как можно больше важного и главного, но за короткое время.

К счастью, у меня не было никаких «сверхзадач» — я, как сказала одна маленькая девочка «просто жила» и в этой радости созерцания летнего дня, готовности к неожиданным встречам, была вполне самодостаточна.

Так что приглашаю «составить компанию» в этой моей недавней прогулке.

Обитая в деревне, в 100 км от Пскова и слушая местное радио я знала, что одной из важных примет современного бытия на Псковщине, является ремонт дорог, за который наконец-то взялись со всей страстью и жаждой хорошего результата. Однако я не ожидала, что не только областные дороги ремонтируются, но и сам город находится во власти дорожных строителей.

Первая остановка случилась у храма Варлаама Хутынского (XV век).

Город, где ангелы летают..

Псковская традиция храмовой архитектуры — это особый разговор. Ее простота и истинная красота — неразгаданы. Впрочем, в одной из своих записей академик Игорь Грабарь записал слова, кажется, предчувствующие истину:

«Одна особенность придает зодчеству псковичей исключительное очарование: их здания не вычерчены по линейкам, а как бы рисованы от руки…»

Писать всуе о храмах Пскова, пустая трата времени. В эту тему нужно погрузиться! Это истинная красота, которую не постичь умом, но только сердцем.

Однако, едва ли не каждый храм Пскова — это история.

Вот из купола этого храма псковичи стреляли по армии шведского короля Густава Адольфа в 1615 году. И ведь остановили тогда псковичи великую армию! Посетив храм, перебрались на другую сторону основательно перекопанной улицы и вышли на берег реки Великой.

Рядом высилась Варлаамовская башня, которая является частью крепостных сооружений Окольного города Пскова (ул. Леона Поземского 46).

Город, где ангелы летают..

Как сообщают сотрудники Псковского музея-заповедника посетить ее можно будет с 28 июля по 1 сентября, с 11.00 до 18.00, с часовым перерывом на обед (13–14.00)

Теперь, после реконструкции, когда одну из стен не стали восстанавливать, но сделали стеклянной — прекрасная обзорная площадка с видом на Кремль и Троицкий собор, в настоящее время заинтересовала не только гостей, но и самих псковичей. Я решила, что непременно побываю здесь, когда буду во Пскове, в следующий раз.

Город, где ангелы летают..

Стоит заметить, что существует пешеходный маршрут вдоль стен бывшего Окольного города.

Возвращаясь к машине, где нас ждал сбитый с толку навигатор (он-то, наивный, не был в курсе строительных дорожных работ), остановились около «Дома на набережной». Сие название восприняла как иронию художников, которые сегодня обитают в этом обшарпанном строении.

Таблички бесстрастно рассказывают о «внутреннем содержании» этого здания, который, тем не менее является архитектурным культурным объектом, охраняемым государством. Да, это жилой дом, принадлежавший когда-то Сафьянщиковым, но тогда — в 1870–90 годах, думается, что он выглядел получше.

Город, где ангелы летают..

Вспомнилась добрая ирония, прозвучавшая как-то в интернете, от одной из туристок, о том, что в Пскове поутру непросто найти место, где можно выпить кофе, зато на каждом шагу объекты, охраняемые Юнеско.

Под укоризненные вопли навигатора, снова поехали к Мирожскому монастырю. Покрутились по зеленым улочкам Пскова, иногда, по каким-то, почти деревенским улицам, с неожиданными выездами к зданиям с гордыми иностранными названиями, типа «Макдоналдс» и, наконец, подъехали к монастырю с боковой стороны.

Оказалось, что место, на которое ступили наши ноги и есть тот знаменитый Дендропарк, который обозначен, как туристический объект.

Река Мирожа — левый приток реки Великой. Река немаленькая — 6 км.

Мережами раньше назывались рыболовные сети — в реке водилось много рыбы. Вот так от слова к слову и появилось название монастыря с обозначением места его нахождения — Мирожский.

Благодаря построенной в 1960-м году дамбе, дабы спасти Мирожский монастырь от наводнений, а они в разное время были очень разрушительными, в долине реки Мирожки возникли искусственные водоемы, а на прилегающей к водоемам земле, в 1966 году был заложен парк 6,4 гектара.

В рамках приграничного сотрудничества между Эстонией и Россией, была сформирована программа благоустройства парка (2014–2020 годы). Но мне показалось, что совместное дело не слишком спорится сейчас.

Город, где ангелы летают..

Сфотографировав Мирожский монастырь с иного ракурса — дающего более объемное представление об этом архитектурном комплексе, вновь поехали поближе к монастырю, дабы войти в него через парадные ворота.

За оградой монастыря, как это обычно бывает, нас встретила тишина и благодать. Конечно, в первую очередь хотелось побывать в Спасо-Преображенском соборе и увидеть фрески. Сердце немного ёкало — вдруг что-то не сложится… Собор открыт не всегда — например одно из условий — сухая погода. Но в этот раз, солнце было нам в помощь.

Город, где ангелы летают..

Около, так называемого «Административного здания» — титул не совсем прилаживается к небольшой «избушке», лежала собака.

Ее глубокий сон соответствовал настроению всеобщей радости проглянувшему солнцу, под лучами которого так приятно понежить бока и спину.

Город, где ангелы летают..

Пахло скошенной травой. Благоухала сирень, какого-то густого фиолетового оттенка. На сердце было радостно и легко.

В кассе нас выспросили — нет ли у нас дополнительных льгот, но я, памятуя, распечатку в интернете, что «пенсионерство» и есть льгота, дающая право посещения собора за 100 рублей, объяснила, что мы вот, пенсионеры, хотя и здоровые.

Сотрудник, выдающий билеты, порадовался нашему здоровью и оценил свою радость в 500 рублей на нас двоих. Мы же подумали, что наши деньги пойдут на благое дело реставрации и тоже немного возрадовались, хотя и молча, и совсем немного.

Как я уже упоминала, об истории монастыря и его сегодняшнем дне, я расскажу в другой публикации, а пока, вместе со мною, можно увидеть то, что почти сразу открывается взгляду туриста или паломника, потому что территория монастыря совсем небольшая.

Город, где ангелы летают..

Два храма — один действующий (Стефановская церковь) и Спасо-Преображенский, где службы проходят только по великим праздникам и где туристам сегодня позволено увидеть фрески.

Дело в том, что монастырские владения и сегодня не вполне монастырские. Хозяевами являются и монахи, и музейщики.

Дабы не перегружать будущие рассказы дополнительной информацией, могу предложить войти в Спасо-Преображенский храм и посмотреть на собрание намогильных крестов.

Город, где ангелы летают..

А также пушечные ядра — история монастыря не была спокойной.

В XVI веке, Псков по территории был не меньше Парижа, а по красоте…

Так Ян Пиотровский — секретарь польского короля Стефана Батория, который пришел завоевывать этот город в 1581 году, со своей стотысячной армией, писал:

«Любуемся Псковом! Боже, какой большой город! Точно Париж… Город, какого нет во всей Польше, весь обнесен стеной, за ней красуются церкви, как густой лес, все каменное, домов за стенами не видно».

Впрочем, это не помешало Баторию установить пушку на колокольне монастыря и стрелять по прекрасному городу…

Со стороны монастыря хорошо видна Покровская башня, по которой стрелял Баторий. Это самая большая башня в средневековой Европе. Ее высота более 42 метров, толщина 4 метра, окружность 90 метров (внутри можно было и верхом скакать).

Город, где ангелы летают..

Сегодня монастырская ограда — это строение XIX века и ограждает она не ту огромную территорию, которая принадлежала монастырю изначально, а ту, которую ему было назначено в XVIII веке, в связи соответствующими указами Екатерины.

Конечно, даже заглянув в Спасо-Преображенский собор (в этом рассказе ненадолго), невозможно не взглянуть, хотя бы «одним глазком на фрески».

Город, где ангелы летают..

Я и сама хотела бы еще позаниматься и разобраться с теми фотографиями, которые сейчас имеются в моем архиве.

Эта работа впереди. Приятное времяпровождение за изучением уникального культурного наследия.

Город, где ангелы летают..

А в притворе выставлены работы студентов. Дело в том, что в Мирожском монастыре обучают иконописи.

Именно поэтому во время нашего посещения, хотя и было мало посетителей, но зато огромное количество художников, самых разных возрастов.

Город, где ангелы летают..

Прошли территорию монастыря и вышли за пределы, на берег Великой.

Берега этой и других рек часто используются как пляжи, поэтому, когда бледные тела стосковались по солнцу, уже прогретый песочек манит и обещает негу.

Город, где ангелы летают..

Дети, водимые наставником, сняли рубашечки и радовались редкому летнему освобождению. Они шли куда-то, веселого гомоня.

Заинтересовало здание вдали.

Город, где ангелы летают..

— Это православная школа — ответила на мой вопрос местная жительница… Если это так, то некоторая помпезность здания, словно еще раз была готова намекнуть, что вы находитесь именно на псковщине, где не слишком большое население, зато порядка 60 действующих церквей, причем, половина из них не закрывалась и в годы гонений на веру. Так что службы здесь не прекращались, можно сказать, не с «далеких», а именно с древних времен. Такую благодать можно почувствовать только духом. Православный город Руси Великой!

Да, Псков — город с великой историей, намоленный многими-многими поколениями. И не важно, что вы не встретите в «гранит и мрамор», повсеместно одетые берега, и не раз перейдете какие-то протоки и ручейки по деревянным мосткам.

Город, где ангелы летают..

Когда читаешь туристические проспекты, кажется, что места, обозначенные в них, благоустроенные и такие же прекрасные, как на глянцевых картинках. Это не совсем так. Псков — город, который является испокон веков оборонительной крепостью Руси на Западе, многократно подвергался разрушениям, как птица феникс восстанавливался и вновь вставал на новую битву, защищая рубежи Отчизны. И сегодня, по-прежнему, город нуждается в больших средствах для восстановления, для обустройства, а время сейчас, и в экономическом плане, непростое. Псков довольно провинциален и не нужно от него ждать высокого сервиса популярного туристического места. Однако я люблю этот город! И если не увлечься глянцевыми картинками приглашений, а приехать в город, чтобы прислушаться к его душе, тогда вас ждет множество открытий и радости.

Псков нужно воспринимать «не вширь» — он не слишком большой, но вглубь.

«Маршрут одного дня» познакомит с некоторыми достопримечательностями, даст некоторое представление о внешнем образе, что полезно, интересно, но душа города не откроется, «бегущему по маршруту». Псков, как и псковичи, не эмоционален, он сдержан в своем величии. Это надо уважать.

Город, где ангелы летают..

Как и положено, любое туристическое и паломническое посещение чревато покупкой памятных вещиц. И снова напоминание о новой традиции — советы, что купить, что привезти в качестве сувениров. В Сувенирной лавке много всякого, но более всего интересна Столбушенская продукция (скит Святогорского монастыря — Пушкинские горы).

Это мед, чаи, мармелад, сбитни. Может заинтересовать керамическая посуда сделанная псковскими умельцами…

Мы купили сбитни — черничный и имбирь с лимоном, хотя рецепт каждого еще пестрил перечислением всевозможных трав.

Приехав домой, выпили сбитня, поели кашу из новых керамических плошек и стали рассматривать фотографии, которые, как всегда, оказываются важным достоянием каждой поездки.

Город, где ангелы летают..

Впрочем, есть и другое достояние и оно главное, хотя на фотографиях его не запечатлеть.

В одном из туристических проспектов приводится очень характерное восклицание одной из паломниц, побывавших во Пскове: «Да у вас тут ангелы летают»!

Вот это ощущение, которое коснулось и меня в тот день, пожалуй, есть то главное впечатление, главная радость.

И как славно в свой День Ангела побывать именно в таком городе!