Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 13:34

Лысые Горы — Россия Сентябрь 2017

Когда я ехал на электричке из Калининска в Аткарск, то увидел на высоком холме храм. Собственно говоря, из-за него я спустя некоторое время приехал в Лысые Горы. Развалины захолустья. Храм для композитора Бахметева.

Есть у Алёны Апиной песня «Узелок», в которой она рассказывает:

«Я его слепила из того что было

А потом что было то и полюбила».

Бывала ли она в Лысогорском районе — вполне возможно, ведь жила и училась в Саратове и вполне могла угодить туда на «картошку». Раньше поселок Лысые горы состоял из четырёх отдельных населённых пунктов: село Лысые Горы (Дмитриевское), пристанционный посёлок Лысые Горы, деревня Графщина (Графчина, Заверниха, Архангельское, Рельня, Головино) и село Старая Бахметьевка (Бахметевка, Ивановка, Рельня, Наумовка).

Село Лысые Горы возникло в 1730-х годах, практически тогда же появилась деревня Графщина, напротив которой были построены две деревни Бахметевка-Рельня и Наумовка-Рельня, которые впоследствии слились в село Старая Бахметьевка.

Около 1895 года началось движение на новой железнодорожной ветке из Аткарска в Баланду. Тогда же между Лысыми Горами и Старой Бахметьевкой с Графщиной были открыта станция Лысые Горы, вокруг которой возник одноимённый посёлок.

Одними из самых старых строений являются здание железнодорожного вокзала, куда я собственно и приехал первоначально,

и водонапорная башня.

Много таких башен видел я по Саратовской области и в отличие от зданий на них отчего не покушаются разрушители старины.

Между бывшим станционным посёлком и бывшей деревней Старая Бахметьевка довольно-таки широкая дорога. По ней я и отправился вначале.

Руины храма возвышаются над бывшей Старой Бахметьевкой,

а остальном ничего особенного -деревня деревней.

Прогулка по Лысым Горам

В бывшей Старой Бахметьевке можно выделить пожалуй лишь здания кинотеатра «Мир»

и школы.

Если Графщина, Старая Бахметьевка и пристанционный посёлок постепенно слились и нет особой границы, их разделяющих, то бывшее село Лысые Горы находится от них на расстоянии нескольких километров и долгое время между ними находился пустырь, в последнее время который застраивают.

Вот этот бывший пустырь мне пришлось преодолеть. Хорошо, что асфальтированная дорога есть, по обочине которой можно идти. Никаких тротуаров здесь в помине нет.

Прогулка по Лысым Горам

Попадёте туда без машины — идите вдоль шоссе и дойдёте от одной части посёлка до другой. Что я и сделал.

Но бывший пустырь — это не пустыня. Так как зданий здесь практически нет, то полюбовался природой. Прошёл мимо то ли водоёма, то ли речки. Через него были переброшены мостки. С одной стороны — водная поверхность была более-менее чистой,

Прогулка по Лысым Горам

с другой — затянута напрочь тиной.

На одном из редко встречающихся здесь зданий — мирное граффити.

Прогулка по Лысым Горам

Здесь же стала появляться более солидная застройка.

Были построены ФОК «Олимп»

и новый храм.

Прогулка по Лысым Горам

Трудно сказать, бывали ли в Лысых Горах братья Орловы, активно участвовавшие в дворцовом перевороте 28 июня 1762 года, после которого к власти пришла Екатерина Вторая. А вот их батюшка Григорий Иванович Орлов (1685–1746) владел поместьем в здешних местах. Несмотря на свою занятость на посту новгородского губернатора, он находил время для посещения своих владений. В 1743 году, незадолго до его смерти, в Лысых Горах была им построена деревянная церковь во имя великомученика Дмитрия Солунского, которая была освящена в 1745 году.

Шло время, менялись землевладельцы, церковь постепенно ветшала. В 1875 году на средства землевладельца Александра Петровича Беляева храм был перестроен, но остался деревянным. В 1931 году храм был закрыт, а затем разрушен.

В 2009 году было начато строительство новой красивой церкви Димитрия Солунского.

Прогулка по Лысым Горам

Когда я побывал в Лысых Горах — храм ждал освящения. А так храм выглядит из окна электрички.

На другой стороне шоссе, как раз между автомобильной и железной дорогой, появилась в 2015 году «Аллея Героев».

Прогулка по Лысым Горам
Открытие её было приурочено к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В тяжелую годину страшной и беспощадной Великой Отечественной войны на фронт ушли более 3 000 лысогорцев.

Пятеро из них были удостоены звания Героя Советского Союза — пять бюстов в честь Героев размещены на Аллее Героев.

Константин Андреевич Тихонов (1908-1953) родился в деревне Воробьевка, которая ныне входит в состав Лысогорского района. Командир взвода 120-го стрелкового полка 69-й Краснознамённой Севской стрелковой дивизии Тихонов 15 октября 1943 года при форсировании Днепра в Лоевском районе (Гомельская область) одним из первых ворвался в немецкие траншеи, в рукопашном бою захватил пулемёт и расстрелял из него солдат противника. Закрепившись со своим взводом на рубеже, отбил 3 контратаки противника, способствовал успешной переправе остальных подразделений полка. 30 октября 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза за успешное форсирование реки Днепр, прочное закрепление плацдарма на западном берегу реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство.

Константин Андреевич Тихонов (1908-1953) родился в деревне Воробьевка, которая ныне входит в состав Лысогорского района. Командир взвода 120-го стрелкового полка 69-й Краснознамённой Севской стрелковой дивизии Тихонов 15 октября 1943 года при форсировании Днепра в Лоевском районе (Гомельская область) одним из первых ворвался в немецкие траншеи, в рукопашном бою захватил пулемёт и расстрелял из него солдат противника. Закрепившись со своим взводом на рубеже, отбил 3 контратаки противника, способствовал успешной переправе остальных подразделений полка. 30 октября 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза "за успешное форсирование реки Днепр, прочное закрепление плацдарма на западном берегу реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство".

Судя по внешнему виду, за Аллеей Героев ухаживают, вот только от людского жилья она удалена достаточно далеко.

Но вот с возвышенности наблюдается спуск и я подхожу к автомобильно-пешеходному мосту через реку Медведица.

Прогулка по Лысым Горам

Когда-то река была здесь судоходной, но те времена давным-давно канули в Лету.

Над Медведицей — чугунный железнодорожный мост, который был сдан в эксплуатацию 13 (25) сентября 1895 года.

Прогулка по Лысым Горам

Собственно за рекой Медведицей начинается бывшее село Лысые Горы.

Небольшой подъём и, пройдя между домами, я попал на центральную площадь посёлка, которая названа в честь 50-летия Октября.

На площади собрались патриотические памятники села: мемориальный комплекс в память о погибших земляках в годы Великой Отечественной войны, открытый в 1976 году,

Прогулка по Лысым Горам

скромно притаился в зеленых насаждениях памятник Владимиру Ильичу Ленину.

Возле аптеки расположены памятники, открытые в 2014 году: участникам локальных войн, открытом 10 июля 2014 года,

и ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС, открытом 18 сентября 2014 года.

Прогулка по Лысым Горам

Сбоку почты — красивое мозаичное панно — привет из социализма.

Когда дошёл до автобусной станции, то автобусов там я не увидел, зато стояли местные таксисты, но посмотрев на их угрюмые лица, предпочёл их не фотографировать.

Прямо через посёлок проходит железная дорога,

Прогулка по Лысым Горам

а над посёлком возвышается холм.

Видимо это и есть Лысая Гора.

Ближе к холму расположено самое старое здание этой части посёлка — мельница Бартенёва, построенная в XIX веке.

Прогулка по Лысым Горам

Мельница до сих пор используется. Чуть выше мельницы располагается районная больница.

Я к больнице сзади подошёл, а вот для выхода пришлось её обходить, забор присутствует.

Двухэтажных зданий в посёлке мало,

в основном одноэтажные.

В 1990 году в старинном купеческом особняке, также одноэтажном, был освящён временный храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского.

Прогулка по Лысым Горам

Церковь до сих пор является действующей, несмотря на то, что на другом берегу Медведицы на высоком холме появилась новая церковь мимо которой я прошёл чуть раньше и мимо которой затем возвращался. Нужно было успеть на электричку.

Общее впечатление от посёлка — какая-то неухоженность. Хотя даже клумбы в посёлке присутствовали.

Было жарко, людей на улицах было мало. А может просто как во многих малых городах и сёлах Саратовской области люди вахтами работают вдали от родных мест.