Турист Виктор (grau59)
Виктор
сейчас на сайте

Анисовский — Россия Сентябрь 2016

До деревни Анисовка я доехал на автобусе № 246. Но во время прогулки я узнал, что рядом проходит электричка. Вот на ней через пару месяцев я отправился до станции Анисовка.

В 1747 году на левом берегу Волги возникла Покровская слобода, как перевалочный пункт перевозимой с озера Эльтон соли. Населяли её большей частью украинцы или как тогда их называли — малороссы. Чумаки переселялись на Волгу с территорий нынешних Киевской, Полтавской, Черниговской, Харьковской областей. Один из них по имени Анисий решил поселиться южнее Покровской слободы, на берегу ерика Ветляного и речки Мечетной.

Четыре Анисовки или Кина не будет — кинщик заболел

Так появился хутор Аниськов, к 1910 году ставший деревней Анисовкой, а в 1931 году деревня вошла в состав города Энгельса, в который превратилась бывшая Покровская слобода. Хотел убежать Анисий от неё, но слобода достала его потомков. Никаких особенных достопримечательностей в бывшей деревне нет, обычные одноэтажные дома, каких много на любой городской окраине бескрайних просторов России, за исключением церкви Храм, начавший за упокой, а закончивший за здравие.

Можно было бы закончить на этом описание деревни, если бы не российский писатель, драматург и сценарист Алексей Иванович Слаповский. Жил он до 2001 года в Саратове, а затем перебрался в Москву. Родился он в Ровенском районе Саратовской области, если ехать в Саратов из его родной деревни, то приходится проезжать мимо Анисовки. Видимо название запомнилось и Слаповский стал использовать Анисовку как место действия в своих романах и киносценариях. Вот только сами сериалы снимали не в Анисовке, а в других местах.

В первый раз Анисовка засветилась в телесериале «Остановка по требованию»» (2000 год). Полноценным местом действия деревня стала в других телевизионных сериалах: «Участок» (2003 год) и «Заколдованный участок» (2006 год).

Как писал в своих «Деревенских дневниках» писатель Вячеслав Алексеевич Пьецух: «В бане мы паримся до обморока, потому что у нас лекарств нет и восемь месяцев в году стоят марсианские холода. В прорубях купаемся в связи с тем, что библиотека сгорела, кинщик заболел, электричество отключили и телевизор безмолвствует». То ли кинщик заболел, то ли лень было ехать съемочной группе и артистам в Саратовскую область, но в сериалах название Анисовка есть, а самой деревни нет. Не снимали там телевизионщики ничего.

Хутор Анисовский подарил своё имя станции Анисовка и одноимённому станционному посёлку. Разъезд Анисовка Рязано-Уральской железной дороги был основан в 1894 году, это потом он дослужился до станции.

Четыре Анисовки или Кина не будет — кинщик заболел

Поток грузов и пассажиров был небольшим. Поэтому хотя при разъезде возник посёлок, но сначала численностью большой не отличался. В 1910 году он насчитывал всего четыре двора с 15 мужчинами и 5 женщинами. Вполне естественно, что самыми старыми зданиями станции являются железнодорожный вокзал, который, после проведенного в лучших традициях современности ремонта, стал безлико выглядящим,

а также водонапорная башня, смотрящаяся гораздо лучше вокзала.

На вокзале даже имеется свой музей, в который я не попал, т. к. приехал в неурочный день.

Собственно говоря, приехал я на станцию, чтобы посмотреть очередной паровоз-памятник, дед у меня был машинистом-железнодорожником и привил любовь к этим чумазым труженикам железнодорожных путей.

Четыре Анисовки или Кина не будет — кинщик заболел

Есть на станции, на территории ПЧ-18, памятный знак «Слава воинам-железнодорожникам», установленный в 2002 году. Знатный такой валун и камень поменьше сверху, с надписью и художественным оформлением.

А еще вот такой загадочный, но тщательно покрашенный обломок от вагона.

Четыре Анисовки или Кина не будет — кинщик заболел
Времени до обратной электрички оставалось уйма и я решил дойти до четвёртой Анисовке, если быть точнее — посёлка Анисовский, который возник из всех этих одноимённых населённых пунктов самым последним — в 1931 году.

Был посёлок центральной усадьбой Анисовского зверосовхоза, который занимался разведением различных пород кроликов. В 1984 году посёлок Анисовского зверосовхоза был переименован в просто Анисовский. Почему-то я считал, что посёлок Анисовский находится сразу же по ту сторону железнодорожных путей от станции, но пришлось довольно-таки долго идти вдоль путей,

заодно любуясь пролетающими мимо электричками

Четыре Анисовки или Кина не будет — кинщик заболел

и овражками вдоль дороги.

Когда впереди показалось здание, то оказалось, что оно одновременно находится на территории станции и заодно на границе посёлка Анисовский.

Встретил меня посёлок осенними ягодами,

Четыре Анисовки или Кина не будет — кинщик заболел

ведь сентябрь — это уже не лето, а также безлюдными улицами.

В 1942–1943 годах в посёлке Анисовский формировался 405-й ночной истребительный авиационный полк. Памятник в честь полка установлен во дворе школы.

В Энгельсе и прилегающих окрестностях формировался не только 405-й авиационный полк, также в Энгельсе были сформированы несколько авиационных женских полков, которые стали известны под названием «ночные ведьмы». Одной из «ночных ведьм» — Валерии Хомяковой, погибшей под Саратовом, посвящен памятник,

Четыре Анисовки или Кина не будет — кинщик заболел

находящийся возле дома культуры посёлка Анисовский.

Помимо этого памятника есть памятники Валерии Хомяковой в Саратове и Энгельсе.

Более ничего особенного в посёлке не наблюдалось.

Обычные одноэтажные дома,

новые вперемешку со старыми.

Хотя заметно стремление к прекрасному.

Четыре Анисовки или Кина не будет — кинщик заболел

Исключением было своеобразное здание церкви Такого храма Вы еще не видели!

Но это беда всех небольших поселений, денег у местных властей нет, ведь это не большой город, вот и приходится довольствоваться малым, приспосабливая имеющееся под рукой.

Когда я вернулся в пристанционный посёлок Анисовка, то увидел здешний храм,

Четыре Анисовки или Кина не будет — кинщик заболел

под который переоборудовали бывшую столовую.

В посёлке Анисовка

Четыре Анисовки или Кина не будет — кинщик заболел

встречаются уже не только одноэтажные дома,

но с этажностью побольше.

Здесь тоже стараются украсить дома узорами.

Четыре Анисовки или Кина не будет — кинщик заболел

Но в обоих посёлках частенько мои шаги вызывали собачий лай, который как эстафета передавался от дома к дому.

Есть в посёлке мемориал Великой Отечественной войны, который расположен возле анисовской школы.

Открыли его в мае 1985 года, на плитах увековечены имена 22 погибших выпускников школы.

Четыре Анисовки или Кина не будет — кинщик заболел

Школа находится на отшибе, чтобы дойти до неё необходимо пройти по единственной дороге, своеобразному мосту, под которым проложена труба. Я увидел белых уточек и захотелось их сфотографировать. Пришлось пройти по улице вдоль потока, затем найти прогал между домами

и добраться наконец до воды,

только вот уточка единственная осталась в воде.

Четыре Анисовки или Кина не будет — кинщик заболел
Как мне объяснил местный житель — это не речка, а остатки бывшей системы мелиорации. Время пребывания подходило к концу и я отправился на электричку.

Более делать здесь было нечего.