Турист vladka
vladka
был 2 апреля 6:49

Сучжоу — Китай Март 2016

За прошедший, отмеченный короновирусными ограничениями год, мы очень соскучились по зарубежным поездкам, которые уже успели стать для нас привычным сервисом для проведения времени в отпуске. Остается надеяться, что эта грустная история вскоре закончится и можно будет вновь отправляться в путешествия по заранее спланированным маршрутам. А может быть, кто-то еще находится в раздумьях по поводу того, куда стоит поехать? И как организовать такое путешествие в отдельно взятом китайском городе? Попробуем в этом разобраться на примере супер-исторического, полного достопримечательностей города Суджоу.

Итак, обо всем по порядку.

Традиционным этапом подготовки к самостоятельному путешествию стало знакомство с отзывами и рекомендациями туристов, которые на данном маршруте побывали до тебя. Мы неоднократно такими подсказками пользовались, за что огромное спасибо участникам турфорумов и именных страниц. Хочется надеяться, что и эти заметки по поводу опробованных нами маршрутов будут кому-то полезны.

Сразу хочу сказать, что у меня нет цели давать исторические справки или излагать легенды «по поводу». Думаю, тот, кто запланировал путешествие в определенное место, без труда найдет такую информацию. Достаточно в различных источниках и сведений по маршрутам от турфирм и друих заинтересованных «лиц».

Но, крогда мы оказываемся в новом для себя месте, вооруженные этими разнородными сведениями, не всегда получается разумно ими воспользоваться, особенно если предоставлен сам себе. Мой рассказ предназначен как раз для таких путешественников, в роли которых и мы неоднократно выступали.

В первое самостоятельное путешествие мы отправились в 2016 г. по маршруту Владивосток-Шанхай (авиа)-Ханчжоу(поезд)-Суджоу(поезд)-Шанхай(поезд)-Владивосток(авиа).

Маршрут следующего путешествия, которое произошло в 2017 г., практически совпадал с первым, за исключением того, что включал еще и посещение гор Хуан Шань.

Совпадение маршрутов было связано с тем, что за один раз нам не удалось, из-за ограниченности по времени, посмотреть все в городах Ханчжоу и Суджоу, а также с тем обстоятельством, что нам просто захотелось туда вернуться.

Первый город, о посещении которого мне хотелось бы рассказать — это СУДЖОУ, одна из столиц древнего Китая, город-сад, стоящий на «Великом водном китайском тракте».

Суджоу — город из списка всемирного наследия ЮНЕСКО, знаменит в первую очередь своими классическими садами, старыми (и воссозданными под старину)крепостными стенами и башнями, общей атмосферой старинного города на воде, которая и сегодня в Суджоу местами сохраняется. Конечно, существует и современный Суджоу, но мы там были лишь проездом, поскольку наши интересы были сосредоточены в старой части города.

Итак, как попасть в Суджоу? Проще и удобнее всего это сделать на скоростном поезде из Шанхая, при этом важно не перепутать вокзалы прибытия(их в Суджоу три). Вам — на Северную железнодорожную станцию (North Railway Staition), ближайшую к центру города. Кстати, рядом с вокзалом — стоянка такси и автовокзал с маршрутами по разным направлениям, в том числе и загородным и станция метро.

От вокзала в старый город можно добраться на такси или воспользоваться метро. Такси, как и автобусы, вариант менее надежный из-за высокой вероятности оказаться в пробке. При перемещении в обратном направлении, к вокзалу, тоже лучше рассчитывать на метро. Кстати, не во всех гостиницах есть услуга «такси к подъезду», а вызванное ко времени может и не поспеть. Так что главный транспорт при перемещении к старому Суджоу — метро и еще раз метро!

Методичка по Сучжоу

Подробные карты города на английском+ на китайском языке (для удобства общения с местным населением) бесплатно выдают желающим в туристско-инфорамционном центре, можно найти их и на жд вокзале.

На туристический картах Суджоу указаны и линии метрополитена, а в центре выделяется обведенный голубой полоской каналов исторический прямоугольник старого города.

Конечно, можно пользоваться и более современными, чем карты на бумажных носителях, сервисами, но и старые добрые карты нас не подводили, а ориентироваться по ним удобнее и интереснее, — сразу видишь целое.

Методичка по Сучжоу

Вокруг громоздятся многоэтажные новостройки, но внутри исторического центра — совем другая картина.

Варианты проживания внутри старого города можно найти какие угодно, — от простеньких хостелов до звездочных отелей. Лучше, если ваша гостиница будет находиться недалеко от метро (см. выше) и в шаговой доступности от достопримечательностей, что совместить совсем не сложно.

Во второй свой приезд в город расположение нашего жилья было идеальным — неподалеку от станции метро и вплотную от перекрестка центральной улицы исторического центра East Gangjiang Rd c пешеходной улицей Pingjiang Rd, вдоль которой находится множество интересных объектов, начиная с исторических садов и заканчивая множеством лавочек и точек питания.

Заканчивается Pingjiang Rd неподалеку от туристско-информационного центра, городского музея и Сада скромного чиновника — родоначальника классических садов Китая (вход — 70 юаней).

Рядом — стилизованные под старину сувенирные и прочие торговые заведения.

Методичка по Сучжоу

Из других достопримечательных мест в окрестностях Pingjian Rd —замечательно организованный Музей оперы. На территории музея не только разнообразно обустроенное музейное пространство, но и небольшой садик и внутренний дворик.

Есть на территории Музея оперы и зал, где в вечернее время устраивают представления, во время которых можно, сидя за столикоми, приобщиться к традиционному искусству Китая.

Методичка по Сучжоу

Дневное посещение Музея оперы — бесплатное, цена за присутствие на вечернем представлении — 20 юаней.

От Музея оперы рукой подать до еще одного исторического сада Cjuple Garden Retreat (билет — 20 юаней). Сад небольшой по площади, но исключительно живописный, в окружении каналов.

Методичка по Сучжоу

Вечером Pingjiang Rd превоащается в подобие волшебной шкатулки.

Из других достопримечательностей неподалеку — Музей шелка и Северная храмовая башня (North Temple Pagoda). Туда мы не заходили, ограничившись внешним осмотром.

Методичка по Сучжоу

При желании оттуда можно прогуляться и до обводного канала на границах старого города.

В левой части снимка на противоположной стороне канала видны очертания Северного ж/д вокзал

Методичка по Сучжоу

Крепостные стены, башни и мостики. Вдоль канала с двух сторон проложены пешеходные дорожки.

Подобные таблички с указанием вашей локации в Суджоу встречаются в достопримечательных местах повсеместно.

На знакомство с Pingjiang Rd и ее окрестностями Вам понадобится целый день.

При этом следует учесть, что сады и прочие музейные объекты закрываются в 17–00, а билеты в них заканчивают продавать за пол-часа до закрытия.

Лучше, если у Вас будет возможность передвигаться по Pingjiang Rd от ее перекрестка с East Canngjiang Rd к Саду скромного чиновника. Тогда все основные тур. объекты можно будет посетить по дороге, при этом не особенно отклоняясь от курса (Музей оперы — Cjuple Garden Retreat — Сад скромного чиновника).

Еще одна историческая улочка Суджоу, Yejia Alley, находится совсем неподалеку, с другой стороны от East Gangjiang Rd.

Она тоже проложена вдоль канала и здесь также, как на Pingjiang Rd — старые мостики, аутентичные здания, но нет активной туристической жизни, заметно, что люди здесь просто живут в таком историческом окружении.

Методичка по Сучжоу

Но есть на этой улочке удивительный исторический памятник, две пагоды, — это все, что осталось от древнего монастырского комплекса, разрушенного в 1860-м. Место очень атмосферное, пагоды — живописные.

Рядом с ними — небольшой музей. Вход — 8 юаней.

Улица Yejia Lane заканчивается пересечением с Shiguan St.

Методичка по Сучжоу

Неподалеку от нее находится еще один сад из городского топ-листа — Сад мастера сетей (вход — 30 юаней).

Рядом со входом в этот сад находятся сувенирные ряды с разнообразными предложениями и весьма умеренными ценами.

Методичка по Сучжоу

В саду мы застали обильно цветущие магнолии и туристов, которые увлеченно их фотографировали.

Shiguan St поворачивает на Renmin Rd, где расположено сразу несколько интересных объектов.

С одной стороны улицы — Храм Конфуция. Необычно выглядят и подходы к храму, обсаженные старыми хвойными деревьями, и то, что внутри, вместо традиционных китайских небожителей — изображения этого мудреца.

Методичка по Сучжоу

С противоположной стороны улицы — сразу два небольших сада, один из которых — знаменитый (предположительно, старейший из сохранившихся исторических садов Суджоу) Canglang Pavilion. В нем — плавные очертания белых стен, заросли бамбука и общее впечатление старины и даже древности.

Второй сад в стиле модерн, как мы для себя его охарактеризовали, был устроен только в конце позапрошлого века.

Методичка по Сучжоу

От этого места рукой подать (какой-то квартал с небольшим) до еще одной обязательной для посещения достопримечательности — исторического парка Penmen Gate. Собственно, парк и устроен около ворот, через которые когда-то можно было попасть в город. Интересны они тем, что, вместе с прилегающей к ним частью стены, сохранились лучше других. Вход на территорию — 60 юаней.

Так выглядит вход в парк.

На территории посетителей встречает древняя башня, с которой открывается широкий вид на окрестности.

Вход в башню — 6 юаней.

А это уже вид с противоположной стороны.

Методичка по Сучжоу

Главная местная достопримечательность — те самые ворота.

Интересно, что использовались они и для водного, со стороны канала, сообщения.

Методичка по Сучжоу

Рядом с воротами на берегу канала расположена стоянка прогулочных катеров.

От нее начинается протяженная прогулочная набережная. Есть места для прогулок и на противоположной стороне канала.

После завершения прогулки вдоль канала можно пешком или на общественном транспорте переместиться в центральную часть старого города.

Методичка по Сучжоу

Чтобы осуществить маршрут с посещение указанных в этой части рассказа достопримечательностей, тоже понадобится целый день.

А вечером можно посетить еще одну, известную улицу, Guangian St. На ней широко представлены сувенирные лавочки, магазинчики, кафе, рестораны и уличная торговля.

Методичка по Сучжоу
Кстати именно там мы нашли привычные нам по близкому китайскому зарубежью блюда.

Еще один день стоит уделить Холму тигра и его окрестностям. Если прочие туристические объекты расположены достаточно компактно, то Холм тигра находится в другой части города. Туда ходят экскурсионные автобусы, но мы добирались на такси от ж/д вокзала (куда подъехали на метро) за 29 юаней.

Вход на территорию.

В качестве главной достопримечательности места обычно обозначают падающую башню, но немало там и других интересных и весьма живописных объектов. Например, сад бонсаев.

Методичка по Сучжоу

Удобно, что все основные досторпримечательности этого места (как, впрочем и в других местах) отмечены прямо на входном билете.

От Тигриного холма можно прогуляться по пешеходной прибрежной старинной улочке Shantang St, которая начинается неподалеку от него.

Методичка по Сучжоу

При желании по ней можно проехаться и на туристическом катере.

Но при пешей прогулке замечаешь, конечно, больше интересного.

Методичка по Сучжоу

Свернув с Shantang St мы посетили Lingering Garden, еще один сад из списка ЮНЕСКО.

Из достопримечательностей на его территории не только исторические постройки, но и сад бонсаев и симпатичный, хотя и новодельный грот.

Методичка по Сучжоу

После осмотра сада мы вернулись на Shantang St и продолжили путешествие по ней. А потом от ближайшей станции метро вернулись в ценр города.

Итого, на осмотр всех вышеупомянутых достопримечательностей, если Вы зададитесь целью их посетить, достаточно будет трех дней с учетом пешеходных, достаточно протяженных, маршрутов, которые можно сократить, пользуясь попутным транспортом.

В окрестностях Суджоу находится также несколько городков на воде, каждый из которых интересен по-своему. В один из них, Муду, можно даже подъехать на метро. Самые известные из них — туристически-раскрученные Тунли и Джон Джуан.

В оба эти городка удобнее выезжать из Суджоу, чем, например, из Шанхая. От автовокзала, расположенного рядом с Северным ж/д вокзалом Суджоу, туда регулярно отправляются автобусы. Цена билета до близко к городу расположенного Тунли — всего 8 юаней.

Автовокзал г. Тунли.

Методичка по Сучжоу

Сувенирные лавочки, узкие улочки-каналы, историчекие усадьбы и даже сад из списка ЮНЕСКО можно обнаружить в этом удивительно дружелюбном городке.

А так выглядит пешеходная улица на подходах к водной части Джон Джуана.

Методичка по Сучжоу

Извоз туристов в нем дело в основном женское.

Среди сплетения каналов в Джон Джуане примостился базарчик с речными дарами.

Даже собственный опреный театр есть в этом удивительном городке.

В заметках некоторых путешественников отмечалось, что на знакомство с Тунли и Джон Джуаном достаточно 3–4 часов на каждый. Мы запланировали такое время на их посещение и нам его не хватило. Конечно, пробежаться по указанным в билетах достопримечательностям с фотографированием мы успели, а вот просидеть в кафе на берегу канала, прокатиться на лодочке, что тоже хотелось сделать, не получилось.

Итак, по нашему опыту, чтобы после посещения Суджоу не было «мучительно горько» от недосмотренного, на знакомство с его достопримечательностями смело можно планировать 3 дня + пару дней на посещение городков на вод.

Что же касается до времени посещения, то для нас оба раза это была ранняя весна, начало марта. По нашим впечатлениям, лучше сезона для путешествия по Китаю в этих широтах не придумаешь: комфортная погода и обильное цветение деревьев и кустарников, что очень украшает и без того живописные улочки старинных городов. При этом в это время года нет еще массового наплыва местных туристов (особенно в будние дни).

Методичка по Сучжоу

Стоит отметить, что, хотя в Суджоу можно легко ориентироваться, пользуясь хорошо развитыми англоязычными сервисами и к гостям из зарубежья там давно привыкли и приспособились, основная часть туристов там, конечно, местные.

Нам это даже нравилось: в таких обстоятельствах есть возможность не только знакомиться с достопримечательностями, но и наблюдать жизнь местного населения в привычной для них среде, не привлекая излишнего внимания.

Но внутренне к этомы нужно быть готовыми тем, кто привык к особому отношению к туристам в пограничном Китае, — в исторической части Поднебесной такого нет и в помине.

Для нас Суджоу стал настоящей находкой, местом, куда хочется возвращаться, вспоминая о старых впечатлениях и в надежде на новые. Хочется верить, что со временем он станет таким и для кого-то из Вас.