Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 16:30
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Лев Толстой — Россия Май 2021

Первой остановкой в этот долгий день было село Острый Камень.

В «Острый камень» каменотёсного промысла…

Острый Камень — село Остро-Каменского сельского поселения Лев — Толстовского района Липецкой области.

Стоит село на дороге, которая соединяется Лебедянское шоссе со Львом Толстым (Астапово).

Возникло село, видимо, не позднее начала восемнадцатого века, так как в 1792 году в селе построили Никольскую церковь, являющуюся региональным памятником архитектуры.

Одно время село носило название НИКОЛЬСКОЕ, по расположенному в нём храму. Название села Острый Камень связано со старинным каменотесным промыслом:

«Около него [села] есть также обнажения девонской системы и жерновых песчаников, вследствие чего в нем развилась выделка жерновов и вообще каменотесный промысел» .

По приезду сюда нас встретила местный гид Алёна. Она рассказала что село принадлежало старинному дворянскому роду Толстых-Знаменских. Но с этим родом я Вас познакомлю в другой заметке про поездку в село Знаменское. До революции 1917 года Острый Камень было довольно крупное село, в котором проживало аж 1000 жителей. Сейчас живёт значительно меньше, около ста сельчан. Вода тут залегает глубоко, поэтому для питья использовали прудовую воду. Отчего жители часто болели.

Ранее село было центром Остро-Каменского сельского совета (отсюда его название), однако позже, скорее всего, в 1990-х годах, административная функция перешла селу Золотухе в связи с его развитием.

В «Острый камень» каменотёсного промысла…

Отдельно стоит упомянуть Никольскую церковь.

Из книги священника Иоанна Добролюбова известно, что «в 1792 году прихожане просили дозволение «сломать их ветхую церковь, а годный для постройки лес употребить на колокольню». Существующая ныне в селе Острый Камень Никольская церковь построена в конце 1903 года на средства прихожан.

Мы попали на воскресное богослужение. После службы молодой батюшка уделил внимание нашей группе и провёл небольшую экскурсию.

В «Острый камень» каменотёсного промысла…

Храм любопытен тем что не тронули даже в советское время. Некоторое время в 30-е годы храм был закрыт, но никогда храм не использовался не по назначению.

Росписи стен в прошлом году подновили.

Смотрите, икона пострадала в советское время.

В «Острый камень» каменотёсного промысла…

Иконы здесь старые намоленные. Батюшка жалуется на так называемый «православный вандализм». Прихожане паломники верят в чудодейственные силы икон. Они стремились отколоть кусочек и унести с собой. Приходится из-за этого прятать иконы в оклады, за стекла…

Настоятелем храма является иерей Иоанн Полуничев.

Однако репрессии всё же консулись священников храма в Остром Камне. Из репрессированных священнослужителей известен Ларионов Василий Егорович, 1897 года рождения, уроженец села Острый Камень, без определённого местa жительства, псаломщик. Приговорён Рязанским областным судом от 27.05.1940 г. по cт. 58–10 к 10 годам лишения свободы.

Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 06.07.1992 года.

В «Острый камень» каменотёсного промысла…

А путь нашего туристического липецкого автобуса лежит в Лев Толстой (Астапово).

В подготовке материала использованы сведения из Википедии.