Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 15:46

Воронеж — Россия Май 2021

В Воронеже я был, но, по факту и не был — парадокс? Совсем и нет, все объяснимо — в 1981 г. я «партизанил» в воронежских лесах — проходил военные сборы и принимал присягу. Сутки из жизни «партизана» воронежских лесов я описал в своем давнем рассказе https://www.tourister.ru/responses/id_6825. За неделю до «дембеля» выпустили на несколько часов в город, но, почему-то я не запомнил там ничего.

С той поры интерес к этим местам пропал на многие десятилетия до той поры, пока не узнал о существовании Дивногорья — месте, о котором стоит мечтать… Групповой 3х-дневный тур в Дивногорье-Белогорье на майские праздники Постковидной весны-21 стал замечательным поводом побывать в Воронеже и осмотреть его хотя бы краем глаза. В обзорном рассказе я немного писал о его интересностях, но, этот город достоин отдельного рассказа.

Воронеж. Бродилка одного дня

Для проживания выбрал очень неплохой отель — Mercurе 4* неподалеку от центра города. Здание свеженькое и огромное, из окон вид на замечательный сквер с фонтанчиком, одна жалость, что шум от проспекта сильный. Номер большой и очень приличный, чувствуется высокий класс отеля. А уж завтраки вообще восхитили безмерно — давно такого изобилия не видел, даже за границей! В первое же утро попробовал необычное блюдо — говяжьи «щечки»: потрясающая вкуснота, никогда раньше не ел. Ну, а белая и красная рыба холодного копчения, рыба под маринадом, шампанское на завтрак — это каждый день. Да, отель не самый дешевый, но очень достойный.

Воронеж. Бродилка одного дня

Если хочешь быстро и самостоятельно повидать достопримечательности Воронежа, то начинать можно сразу с вокзала, а далее бродить по нехитрому плану:

1. Вокзал и паровоз на постаменте
  2. Мимолетный взгляд на памятник Черняховскому
  3. Памятник Слава советской науке — «штопор»
  4. Первомайский сад с Кафедральным собором
  5. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы
  6. Петровский сквер с Петром и солнечными часами (рядом есть кафешки)
  7. Пл. Победы (памятник освободителям, памятник почтальону, стела, фонтаны)
  8. Проспект Революции — главная артерия города
  9. Советская площадь с фонтанами (если работают)
  10. Собор Покрова Пресвятой Богородицы
  11. Аллея Архитекторов (просто пройти)
  12. Храм Воскресения Христова
  13. Каменный мост
  14. ВГУниверситет с музеем минералов (если работает) и фигурой Чупа-чупс (в реальности конструкция «Пролетарии всех стран соединяйтесь»)
  15. Старая каланча при полицейском участке на ул. К.Маркса
  16. Крутой спуск по ул. К.Маркса к Адмиралтейской площади и водохранилищу
  17. Успенская Адмиралтейская церковь — самый старый собор города, по легенде сам Петр пел здесь на клиросе.
  18. Гото Предестинация — полноразмерная реконструкция Петровского военного судна
  19. Ростральная колонна
  20. Садимся на такси и едем по набережной в Алексеево-Акатов женский монастырь — старейший в воронежском краю.

Вокзал послевоенной постройки в стиле классической сталинской архитектуры. На крыше бронзовые скульптуры: раньше они были бетонными, но разрушились, власти решили, что металл будет долговечнее. Перед вокзалом на площади памятник генералу Черняховскому. На вид безликий монумент, коих тысячи по всей стране.

Однако, его история необычна — изначально полководец стоял в столице некогда «братской» Литвы — в Вильнюсе. Едва республика отделилась, литовцы незамедлительно записали освободителя в оккупанты, демонтировали памятник и приговорили его к переплавке. Наши патриоты подсуетились и им удалось вывезти опальную фигуру из вражеского стана.

Воронеж. Бродилка одного дня

Монумент «Слава советской науке» расположен в паре кварталов от вокзала. Он спроектирован в виде ленты Мебиуса или молекулы ДНК. В народе его зовут «штопор» (очень похоже) или Молекула. Есть анекдотическая байка, будто бы на заводе, где его изготавливали, рабочие считали, что монтируют огромный самогонный аппарат для партийных нужд)))

Воронеж. Бродилка одного дня

Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы — гигантское здание, сооруженное в наши времена взамен утраченного ранее. Закладка храма была освящена Патриархом Всея Руси Алексием, а освящал готовый храм уже новый предстоятель — Кирилл. Громадина с белоснежными стенами вознесла свои купола, увенчанные золочеными ажурными крестами, до самых до небес.

Роспись внутри, понятное дело, современная, но невероятно красивая, при этом строжайший запрет на фото внутри. Почему, зачем, кому помещает, если блоггеры разнесут эту потрясающую красоту по и-нету?!? Бред, да и только: я ходил по собору с фотиком на шее, а за мной неустанно следил охранник. Но, повидать этот храм и заглянуть внутрь нужно обязательно.

Воронеж. Бродилка одного дня

В годы Великой отечественной войны в этих местах происходили кровопролитные бои. Город бомбили без жалости и перерывов: одна из бомб попала в Сад пионеров — одновременно погибло 300 ребятишек… В июле 1942 г. фашисты отчитались, что полностью овладели Воронежем, только поторопились: захватить город полностью не удалось, а тяжелейшие бои здесь шли 212 дней подряд!

Сегодня Воронеж — это город Воинской славы, но не город-герой, чему местные очень огорчаются. Я их очень понимаю, сам я родился в Керчи, который перенес колоссальные тяготы боев: фронт 4 раза прокатился по городской застройке, жесткая оккупация и бесстрашное сопротивление фашисткой гадине. Но, несмотря на героизм жителей, моя Керчь очень долго не получала Геройскую звезду, которую присвоили только в 1973 г.

Вполне закономерно в самом центре города Площадь Победы, а на ней памятник освободителям, стела, фонтаны и отличная панорама на город, памятник почтальону. Хоть и чисто протокольное место, но посетить его стоит из огромного уважение к светлой памяти советского воинства, которое отстояло свободу нашей страны от коричневой чумы фашизма.

Воронеж. Бродилка одного дня

Невероятно жаль, что сегодня некоторые «демократически» настроенные граждане кощунственно сетуют — «победители живут лучше побежденных, и, если бы победил фашизм, мы все бы пили качественное немецкое пиво». Все это бред сивой кобылы и результат западной пропаганды — для СССР и советского народа у фашистов было одно будущее: уничтожение 90% населения, а для остальных — вечное рабство!

И это не просто мое личное мнение — мой отец, мой безногий дедушка, бабушка и тетка вынесли все тяготы нескольких лет фашистской оккупации в маленьком украинском городке. Его чудом не угнали в Германию, долгое время он прятался от фашистов на болотах. Он видел повешенных советских воинов, как ведут на расстрел евреев. И он точно понимал, какое будущее арийские «освободители» готовили нашему народу.

Воронеж. Бродилка одного дня

Очень любима местными жителями Советская площадь с ее фонтанами — в погожие дни народу тут тусуется множество. На площади нарядная Покровская церковь 17в, которая ранее время была кафедральным собором города. В 21г из нее изъяли ценности в фонд голодающего Поволжья, позже советская власть вовсе закрыла церковь и превратила в конюшню — какое святотатство! В 1923 году в Покровской церкви утвердились церковники-обновленцы, а в 1927 г. церковь захватили григорианцы — прямо-таки настоящее поле религиозной брани.

Воронеж. Бродилка одного дня

По необычной аллее Архитекторов приятно прогуляться и легко попасть к Храм Воскресения Христова в бывшей Ямской слободе, он очень удачно стоит около каменного моста и тоннеля под ним. Во время войны на шпиле сидели фашистские корректировщики, наша артиллерия сшибла этот шпиль до основания, долгое время считалось, что храм не подлежит восстановлению. Но, силами церкви и верующих храм восстановлен в былом величии.

Интересная история с Каменным мостом, что рядом с храмом. В былые времена здесь был овраг, где частенько в распутицу застревали телеги, а по ночам их порой и грабили. Губернатор решил доброе дело сделать, построив мост, для чего в столицу челобитную составил. Зная о волоките и бюрократии, построил мост за собственный счет, планируя погасить расходы после возврата денег из казны. Только комиссия приехала раньше ожидаемого транша и дико удивилась, откуда у губернатора такие бабки на новый мост?!?

Судить мужика не стали, но от должности отстранили и сослали в другую губернию — не зря говорили: «не делай людям добра, не получишь зла»… Нынче это маленький мостик, а под ним узкий тоннель, это местечко очень любят туристы и свадебные кортежи. Я свадьбу не увидел, зато заметил пару девчонок, что ранним утречком разминались шампусиком на парапете моста.

Воронеж. Бродилка одного дня

От Старой каланчи, что на ул. К.Маркса, очень крутой, но классный спуск к Воронежскому водохранилищу и Адмиралтейской площади. Пройтись сквозь старую частную застройку, любуясь видами Успенской Адмиралтейской церкви — одно удовольствие.

Воронеж. Бродилка одного дня

Храм конца 17 века оказался в нужном месте и в нужное время — именно тут Петр разместил свои верфи, по ходу дела заприметил эту церковь и отдал ей предпочтение перед кафедральным собором. В результате, в «Успенке» Петр не только самолично пел в церковном хоре, но этот храм превратился в духовный причал моряков.

Интересна история его постройки — строили всем миром и церковники и посадские и государство! Во время русско-турецких войн у купцов реквизировали суда-струги, когда настало время строить церковь, народ потребовал от государя компенсаций, но не лично им, а на Богоугодное дело — строительство церкви.

Воронеж. Бродилка одного дня

За века своей истории церковь очень страдала от разливов реки, а уж после затопления Воронежского водохранилища вообще оказалась в болоте. Только 300-летний юбилей военно-морского флота спас уникальный храм от гибели — сделали надежную гидроизоляцию фундамента и масштабную реставрацию. В храме установлена доска памяти воронежских моряков, погибших на подлодках «Курск», «Комсомолец», линкоре «Новороссийск» и других кораблях. Здесь же хранится Андреевский флаг, а рядом с ним икона святого воина Федора Ушакова с частицей мощей.

Воронеж. Бродилка одного дня

Воронеж славен не только борьбой с фашизмом и церквями, его основной бренд и фишка — Петр I, который провел в Воронеже в общей сложности 500 дней! Начиная с 1696 г., великий реформатор строил тут флот для баталий на южных морях с непримиримым врагом России — Османской империей. Усилия Петра не прошли даром — флот построили, турок на море сокрушили, Азов взяли, окно в южные моря прорубили.

Одним из известных судов тех славных лет был огромный 58-пушечный парусный линейный корабль Гото Предестинация — Божье Провидение. Странное имя русского судна на латыни, но ничего не попишешь, Петр самолично утверждал названия военных судов, считая это очень важным делом.

Воронеж. Бродилка одного дня

Судно было создано по чертежам самого Петра в 1700 г., воевало с турками, но, по горькой исторической иронии после разгрома османов стало ненужным. Затем грозный корабль продали поверженным врагам, которые позже пустили его на дрова!(((В наше время судно восстановили по старинным рисункам и чертежам, и пришвартовали у причала Адмиралтейской площади.

Воронеж. Бродилка одного дня

Корабль поражает необычными обводами корпуса и богатыми украшениями. Что интересно, судно оснащено дизелем и винтом и легко способно ходить по морям и волнам. Одна печаль, что глубины Воронежского водохранилища в этих местах не позволяют боевому кораблику показать свою морскую удаль.

Воронеж. Бродилка одного дня

Погрузиться в морской быт тех времен невероятно интересно, это легко сделать, если достал билет и посетил судно с гидом. Например, почему на борт кораблей брали по большей части не воду, а пиво? Для меня вопрос ясен — пиво вкуснее, но, это неверный ответ. Просто пиво дольше хранится и обладает антисептическим действием. Еще одно откровение — любой деревянный корабль течет и надо постоянно откачивать воду из трюма. О том, что в трюмах всегда жили мерзкие крысы, знают все, а то, что этих крыс жрали матросы, когда кончались припасы, — это откровение.

А туалет — гальюн по-морскому, как с ним было все обустроено? Для матросов использовали бочки-параши: не представляю, как часто надо было их опорожнять, ведь команда состояла из 256 человек! И как вообще на небольшом судне разместить такую тьму народа? — не пойму: как говорят, спали в гамаках между пушками в два яруса и над пушками тоже.

Воронеж. Бродилка одного дня

Вип-каюта с сидячей кроватью была для капитана (с запада подцепили бредовую идею, о том, что, лежа во сне, человек может умереть!). У высших чинов был вип-туалет: дырка-очко на носу, при сильном волнении надо было привязываться, чтобы не слететь в морскую пучину.

Сегодня туристы, которых пускают на борт не более 20 челов сразу, не ощущают ужасов морского быта. Но, даже сейчас есть свои опасности — низко висящие фонари, окованные железом. Одна женщина у нас едва черепушку не раскроила, да и я несколько раз лбом стукнулся.

Кстати, славным временам формирования южного флота также посвящен музей «Петровские корабли» (ул. Свободы,59), где легко окунуться в боевую романтику тех лет и самолично увидеть, как Петр I превращал забитую аграрную Россия в могучую морскую державу.

Интересный факт — Петр хотел бороться с коррупцией, подготовив указ, что вешать будет любого, кто украдет на стоимость веревки. Только знать не дала ходу указу, иначе вешать пришлось бы всех чиновников. Как же это похоже на современность, когда казнокрадов оберегают от заслуженной кары.

Воронеж. Бродилка одного дня

Такси в городе весьма недорогое, поэтому путь в Акатов монастырь будет быстрым и дешевым. Сказать, что монастырь впечатлил — не могу, нужно ли ехать сюда — вопрос индивидуальный. Но, это самое старое религиозное строение города и края, потому заглянули и мы.

Воронеж. Бродилка одного дня

Без еды «и не туды и не сюды», поэтому, опять же на такси, отправляемся обедать в необычное место с провокационным названием Совок (CoVok, ул. Куколкина, 29). Милейшая ретро-кафешка, оформленная в стиле нашей молодости со всеми милыми нашему сердцу прибамбасами — старые газеты, абажуры с бахромой, аксессуары 50-70гг. Кормят замечательно и достаточно бюджетно, очень приятное местечко — рекомендую.

Воронеж. Бродилка одного дня

Охватить весь город за один день сложно, но, в административный центр заехать надо: площадь, Ленина, проспект Революции, о них я уже писал ранее. Город после войны строился почти с нуля, и эти кварталы не так уж и интересны, если не считать множество зданий с высокими шпилями в стилистике Сталинских высоток.

На пешеходной части ул. К.Маркса стоит два неоднозначных памятника — Маршаку и Высоцкому, горожане гордятся ими. Не скажу, что шедевры, но для развития взглянуть можно, мы там проходили как-то раз вечером.

Воронеж. Бродилка одного дня

Многое мы не увидели, например знаменитого котенка с ул. Лизюкова, воспетого в одноименном мультфильме. Он находится в дальней жилой застройке, времени попасть туда не хватило. Не побывали на другом берегу Воронежа… Оставим все это до следующего раза.

PS. В Воронеже живет замечательный блоггер Светлана Svet-lanka

— спортсменка, комсомолка и просто красавица, как сказал бы тов. Саахов. Жаль, что нам не удалось встретится вживую, но спасибо ей за действенную помочь в изучении города и детальные планы походов по достопримечательностям.