Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 15:22
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Джейрах — Россия Июнь 2013

На третий день пребывания нам удалось посмотреть старинные аулы Таргим, Эгикал, храм Тхаба-Ерды и знаменитый замковый комплекс Вовнушки. Впрочем, обо всём по порядку.

Республика Ингушетия. Ч - 6. Седьмое чудо Света

Выехав утром из Армхи, мы направились вглубь Джейрахского района. Через какое-то время наша спутница река Арм-хи сворачивает в сторону, где и теряется среди покрытых лесом гор, дорога, виляя вправо и влево, начинает подниматься вверх.

Если сравнивать благополучие местных жителей, получается, чем выше в горы, тем беднее. Шикарные особняков уже не увидишь, но в любом случае, убогих хибар и брошенных домов нет.

Республика Ингушетия. Ч - 6. Седьмое чудо Света

Ингушетия единственный регион России, имеющий 100% газификацию. Газ проведён даже на отдалённые горные хутора. Во время учёбы школьников из дальних аулов на учёбу и домой развозит специальный автобус.

Справа и слева периодически мелькают старинные башенные комплексы.

Их в республике насчитывается более 2 тыс. Делаем остановки возле горных ручьёв, свежая вода из которых несравнима ни с какими бутылками.

Республика Ингушетия. Ч - 6. Седьмое чудо Света

В одном месте проезжаем хаотичное нагромождение белых камней.

Оно так и называется — каменная река.

Республика Ингушетия. Ч - 6. Седьмое чудо Света

Дорога идёт через Цой-Лоамский перевал, верхняя его точка 2200 м. С погодой нам повезло, перевал облаками не затянуло, и это дало возможность полюбоваться окрестными видами.

Название перевал получил от одноимённой горы Цой-Лоам. Наш водитель Башир утверждает, где-то на вершине Цой-Лоам до сих пор находится святилище, наполненное железными наконечниками от стрел.

Скорее всего ингуши из века в век молились там Малзды-Езды богу войны, или богу охоты Елта, причём происходили церемонии всего 150 лет назад.

Республика Ингушетия. Ч - 6. Седьмое чудо Света

Пантеон ингушских богов принципиально не отличается от пантеона других язычников. Дяла — верховный бог. Села — бог грома и молнии.

Радуга это лук Селы. Если человек погибал от удара молнии, ингуши-язычники считали, что Села его удостоил почести, забрав к себе на небо.

Гель-Ерда — покровитель домашних животных. Ештр — бог загробного мира. А самой почитаемой была дочь Дяла богиня плодородия Тушоли. Именно ей молились и именно её одаривали подарками в большинстве святилищ.

Учёные выводят некое родство Тушоли с вавилонской богиней Иштар Кстати, бог грома и молнии Села жил где-то на скалистых уступах горы Цей-Лоам.

Республика Ингушетия. Ч - 6. Седьмое чудо Света

Когда её закрывало туманом, ингушам представлялось, что Села чем-то недоволен.

Туманы на перевале обычное явление. Села бог сердитый, а гора Цой-Лоам место действительно мистическое. На перевале есть небольшой памятник, установленный в память о разбившемся здесь несколько лет назад вертолёте МЧС.

Пилоты попали в сильный туман и врезались в скалу, а за месяц до нашего приезда здесь погиб парашютист, прыгавший с отвесного склона.

Республика Ингушетия. Ч - 6. Седьмое чудо Света

За перевалом Цой-Лоам взору открывается защищённая со всех сторон горами Таргимская котловина. Сюда мы ещё вернёмся чуть позже, а пока движемся по грунтовке вдоль живописной Ассы.

Спасаясь от жары, зашло по колено в воду стадо коров, среди нагромождения камней большое количество вырванных с корнем деревьев.

Ассу называют поэтической рекой Ингушетии — среди её каменных россыпей можно находить кусочки горного хрусталя. Проезжаем мимо погранзаставы.

Республика Ингушетия. Ч - 6. Седьмое чудо Света

Дальше нашей спутницей становится Гулой-хи — основной приток Ассы.

Слева по течению Гулой-хи горы покрыты хвойным лесом, тогда как правые склоны во власти цветов и травы.

Республика Ингушетия. Ч - 6. Седьмое чудо Света

Здесь я спрашиваю у Башира, почему вдоль дороги постоянно встречаются торчащие из земли каменные плиты. Он отвечает — это старинное обозначение дороги и разграничение тейповых территорий.

Нива легко преодолевает несколько водных препятствий, но дорога упирается в реку. Перекаты серьёзные, проехать можно только на Урале.

Республика Ингушетия. Ч - 6. Седьмое чудо Света

Оставляем машину, и где-то просто идём, а где-то, рискуя свалиться в реку, карабкаемся по тропинке, пробитой среди камней по правому берегу Гулой-хи.

Тот, кто идёт пешком на расположенную чуть дальше погранзаставу, проходит именно этим путём.

Республика Ингушетия. Ч - 6. Седьмое чудо Света

Помню, когда я служил в армии, и если у нас ломалась караульная машина, бачки с питанием для караула из столовой приходилось переносить в руках. Наверняка, погранцы серьёзные грузы на себе таскают.

От мыслей отвлекает вдруг показавшийся замковый комплекс Вовнушки.

Республика Ингушетия. Ч - 6. Седьмое чудо Света

Гора разрезана ущельем, по краям которого братья Оздоевы возвели две похожие башни с одинаково срезанным верхом.

Раньше они соединялись подвесным мостом.

Республика Ингушетия. Ч - 6. Седьмое чудо Света

По легенде, во время осады враги подожгли правую башню, но горянка смогла перенести детей в люльках по горящему подвесному мосту.

Тропинка приглашает подняться по крутому склону в правую башню — именно её поджигали враги, осаждавшие замок.

Республика Ингушетия. Ч - 6. Седьмое чудо Света

Справа и слева крапива и колючие кусты, кое-где из земли торчат железные штыри, и за них можно схватиться. С трудом лезем вверх по сыпучей дорожке. В наше время тропой пользуются пограничники.

Остаётся только удивляться, как здесь жили братья Оздоевы? Как их женщины носили на плечах кувшины с водой? И вообще, как поднимались вверх тяжёлые глыбы при строительстве?

Республика Ингушетия. Ч - 6. Седьмое чудо Света

В любом случае, штурмовать Вовнушки бесполезно. Брошенный сверху булыжник собьёт человека с ног, и враг упадёт в пропасть. Думаю, легенда о горянке, спасшей из горящей башни детей, это миф.

Считается, что горцы определяли место под постройку с помощью молока. Строители выливали молоко на грунт, если оно не впитывалось, значит, внизу твёрдая плита, здесь можно строить.

Из молока также делали раствор для строительства, который уже 500 лет держит камни. Ещё совсем недавно в правую башню можно было забраться по вырубленным в скале ступенькам.

Несколько лет назад власти республики заделали проход, дабы любители острых ощущений над пропастью не лазали.

Республика Ингушетия. Ч - 6. Седьмое чудо Света

Каково же было моё удивление, когда Башир на полном серьёзе предложил подняться в башню. Он спокойно объяснил, что по зацементированному отвесному склону пару раз пролезал.

Кое-как спускаемся вниз, и по тропинке вдоль реки возвращаемся к машине.

Республика Ингушетия. Ч - 6. Седьмое чудо Света

В 2008 году башенный комплекс Вовнушки стал финалистом конкурсного проекта Семь чудес России, организованного газетой «Известия», телеканалом «Россия» и радиостанцией «Маяк».

В 2009 году изображение башенного комплекса Вовнушки появилось на марке Почты России «Республика Ингушетия» в серии «Регионы».

В 2010 году Банк России в серии «Памятники архитектуры» памятных монет России выпустил тиражом в 10 000 экземпляров серебряную монету с изображением одной из сторожевых башен комплекса «Вовнушки» номиналом 3 рубля и весом 31,1 граммов.