Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 21:58
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Магас — Россия Июнь 2013

Лайнер снижается между двух хребтов, словно специально веками охранявших равнину, для строительства аэропорта.

Республика Ингушетия. Ч - 1. Магас

Самолёт, как маршрутное такси подруливает к зданию аэропорта, носящему имя лётчика Суламбека Осканова. Первый герой современной России Суламбек Осканов погиб, уводя истребитель от жилого посёлка.

Магас аэропорт хоть и новый, но не международный.

Республика Ингушетия. Ч - 1. Магас

Первое на что обращает внимание человек, прибывший на Кавказ — это конечно кавказские женщины. Все они в длинных платьях (брюки здесь не надевают), замужние покрывают голову косынкой, свободные щеголяют с непокрытой головой, демонстрируя красивые длинные волосы.

Во многих легендах горянки поднимали и опускали грузы, используя волосы. Помню в каком-то восточном фильме мать жениха, выбирая невесту, дёргает её за волосы — в руке остаётся прядь, и невеста была забракована.

Я никого за волосы не таскал, но, думаю, у ингушских женщин прядь просто так не выдернешь — чувствуется матёрая вековая порода. Косметики на здешних дамах минимум, зато почти на каждой массивные длинные серьги, словно взятые на прокат из музея. Добавим к этому, если женщина городская, она обязательно носит туфли на высокой платформе, слегка покачиваясь вправо и влево при ходьбе.

Мужчины чужих женщин во все глаза не разглядывают — здесь не принято. Чтобы всё понять — одного взгляда достаточно.

Многие из мужчин покрывают голову однотонной красной или зелёной шапочкой. С кинжалами и в папахах в наше время никто не ходит.

Ингуши, кто они? Я вглядывался в лица, могу точно сказать, от чеченцев ингуши отличаются. Чем? Сформулировать сложно, возможно лица ингушей более азиатские.

Чеченцы принимали к себе всех перешедших на правую сторону Терека. Последний тейп сформирован в конце 19 века большим семейством терских казаков, пожелавших принять ислам.

Чеченская женщина не может выйти замуж за представителя другой национальности, а джигит может взять в жёны любую невесту.

В Ингушетии — ингуши женятся только на ингушах, отчего любой ингуш приходится другому дальним или ближним родственником.

Я всегда считал, что Ингушетия младшая сестрёнка Чечни, и вайнахи единая составляющая. В Ингушетии так не считают. Если с последним пунктом про вайнахскую составляющую здесь согласны, то младшей сестрёнкой Ингушетия быть не желает.

Здесь считают — чеченцы выходцы из Ингушетии, вобравшие кровь других народов.

Ждём на ленте транспортёра багаж. Рядом постоянно крутится золотозубый таксист, предлагая отвезти в Грозный. Расстояние от аэропорта Магас до Назрани и до Грозного примерно одинаковое. Народ дружелюбный, агрессии к нам никто не проявляет, как и особого интереса.

Нас встречают Заур и Башир — ребята ингуши примерно 30 лет, первый гид второй водитель. Машина для маршрута пятидверная Нива. Заур и Башир имеют историческое образование и вместе с ним желание рассказывать о своей республике.

Наша первая цель — город Магас. Выезжаем на трассу Ростов — Баку. Контраст с Центральной Россией чувствуется — вдоль дороги гуляют коровы, которых в России уже не встретишь, народ в поле работает, и поля по большей части засеяны пшеницей.

Республика Ингушетия. Ч - 1. Магас

Чем-то из прошлой жизни вдруг повеяло от названия придорожного посёлка Карабулак. Помню, во время 1-ой и 2-ой чеченской войны здесь располагался лагерь беженцев. Карабулаки это было отдельное племя или тейп вайнахов. Интересно, есть ли карабулаки в наше время? Об этом я как-то не слышал.

Пересекаем Сунжу — она здесь совсем ручеёк, но в Грозном Сунжа совсем другая. Новая ингушская столица город Магас построен рядом со старой столицей городом Назрань. На подъезде Аллея Славы.

Республика Ингушетия. Ч - 1. Магас

Это место обязательно посещают молодожёны. Делаем остановку для осмотра и мы.

Слева большое металлическое панно, где изображены горцы ингуши, дающие в марте 1770 г. присягу России.

Как пишет ингушский историк Н. Д. Коздоев:

" Начиная с 16 века подобные договоры с представителями Российской администрации на Северном Кавказе подписывали представители всех без исключения народов Северного Кавказа по несколько раз. Несмотря на неоднократные присяги и договоры вхождения того или иного народа в состав России, до конца Кавказской войны все эти народы оставались вне сферы влияния Российской администрации».

Ингуши в Кавказской войне 19 века участия не принимали. Царская армия совершила два карательных похода в горную Ингушетию, было и Назрановское восстание, но о серьёзных боевых действиях, как в Чечне и Дагестане, говорить не приходится.

По центру аллеи харизматичный памятник кавалеристам Дикой дивизии. Три горца на лошадях хотя и не строем, но в едином порыве устремлены на врага.

Республика Ингушетия. Ч - 1. Магас

Здесь следует сделать историческое отступление. Напомню, ингуши в составе русских войск, участвовали в Крымской войне (1853—1856 гг.) в боях на Кавказском фронте против турецкой армии.

За ту войну памятной бронзовой медалью были награждены 325 горцев. Активное участие приняли ингуши и в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. Многие из них за боевые действия в Болгарии получили Георгиевские кресты и медали.

Ингушская сотня храбро била японцев в 1905 г. Ингушский полк принимал участие во время Первой Мировой на Юго-Западном и на Румынском фронте. Конные атаки представляли для врага «жуткое и незабываемое зрелище».

15 июля 1916 г. ингушский полк столкнулся с отборными германскими пехотными частями, отличавшимися высокой выучкой и боеспособностью. В результате атаки горцев германский полк перестал существовать. На момент войны 1914 г. ингушей было всего 60 тыс, но из их среды к концу войны вышло 5 генералов.

Республика Ингушетия. Ч - 1. Магас

Летом 1917 г. ингушский конный полк первым из Дикой дивизии отказался идти на революционный Петроград, чем сыграл ключевую роль в судьбе России.

Слева на Аллее Славы установлены гранитные плиты ингушам полным Георгиевским кавалерам.

Республика Ингушетия. Ч - 1. Магас

Справа людям внёсшим вклад в развитие Ингушетии. Среди таковых первая плита покойному патриарху Алексию Второму.

Полон драматизма монумент последнему защитнику Брестской крепости.

Республика Ингушетия. Ч - 1. Магас

Из проломленной кирпичной стены с пистолетом в руке выходит безумно уставший, но не сломленный красноармеец. Считается, что последним защитником крепости был Уматгирей Барханоев.

За 2 месяца боёв он почти ослеп, но услышав немецкую речь, вышел из подземелья с пистолетом на врага, желая дать последний бой.

Республика Ингушетия. Ч - 1. Магас

За время ВОВ 50 ингушей были представлены к званию Героя Советского Союза. Возле ингушского города Малгобек в 1942 г. Красная армия остановила победоносное шествие немцев по Северному Кавказу.

На Аллее Славы имеется музей геноцида ингушского народа, в виде трёх скреплённых вместе каменных башен.

Республика Ингушетия. Ч - 1. Магас

К сожалению музей оказался закрыт.

Садимся в машину и движемся в сторону Магаса. Новенький город сверкает чистотой и ухоженностью. Много молодых деревьев и зелёных кустов. Возле дворца президента голубые ели.

Республика Ингушетия. Ч - 1. Магас

Рядом с городом строится сто метровая обзорная башня, такая как возводили ингуши в горах, только выше и шире.

Бульвар Ахмада Кадырова главное место для общения в кафе и для прогулок.

Республика Ингушетия. Ч - 1. Магас

Магас производит впечатление новой необжитой квартиры. На улицах очень мало людей и это не удивительно — город совсем молодой.

Строительство началось 23 февраля 1994 г. на кукурузном поле. Город является обладателем еще одного интересного рекорда. Магас (на момент 2013 г.) — самый маленький город в России.

Республика Ингушетия. Ч - 1. Магас

Спрашивается, почему в Ингушетии начали возводить город на пустом месте? Дело в том, что места эти исторические. Возле Назрани и Магаса большое количество курганов и древних городищ.

В эпоху средней бронзы на территории современного Магаса была распространена «северо-кавказская культурно-историческая общность».

В зиму 1238—1239 гг. монголы полтора месяца осаждали столицу аланов древний Магас. При штурме, по свидетельству летописцев, погибло 270 тыс. защитников города — монголы не пощадили ни кого. Монголы в Восточной Европе захватили множество городов, но в арабских летописях упоминаются только Киев и Магас.

Где находился древний Магас? Археологи точного ответа не дают, и теперь в споре присутствует политика.

Историк Н. Д. Коздоев в своей книге «Магас» довольно убедительно доказывает, что город располагался примерно в этих местах, ибо здесь проходили торговые пути вдоль Кавказа, имелись и проходы сквозь горы.

После 1239 г. Магас исчезает из исторических хроник, зато начинает фигурировать аланский город Дадаков. В 1278 г. по приказу хана Золотой Орды русские полки выступили вместе с монголами, дабы наказать аланов в городе Дадаков.

Согласно русским летописям он стоял в междуречье Сунжи и Назранки. В результате похода город оказался уничтожен. После 1278 г. Дадаков уже не упоминается.

Позже место, где он находился, всплывает в летописях в связи с убийством в 1318 г. в Орде тверского князя Михаила. Ордынцы старались не выпускать горцев на равнину, для чего закрывали проходы, главным из которых всегда было Дарьяловское ущелье (Военно-Грузинская дорога).

Именно поэтому ставка Орды находилась в районе нынешней Назрани.