Улан-Батор — Монголия Июнь 2019
Улан-Батор для начинающих

Я давно хотела попасть в Монголию, еще со времен младшей школы, когда мне купили марки с динозаврами и загадочной надписью «монгол шуудан». Динозавры выглядели грозно, пейзаж за их спинами необычно, а надпись — интригующе. Мама сказала, что «монгол шуудан» — это почта страны Монголии, но мне казалось, что это какой-то таинственный зверь. С тех пор где-то в детском сердце и поселилась мечта увидеть чудесную страну, где среди странных пейзажей бродят динозавры и водятся дикие монгол-шууданы.

Однако, сердце сердцем, а разум говорил: «Ну что в этой Монголии делать? Там даже моря нет!». Конечно, при выборе места проведения отпуска разум всегда побеждал. Так и не доехали бы мы до Монголии, если бы однажды не подвернулись нам дешевые билеты в Пекин с длинной дневной пересадкой в Улан-Баторе. Не раздумывая, купили билеты на рейс монгольских авиалиний, оставалось придумать, что посмотреть в столице Монголии за 10 часов.

На паспортном контроле в Улан-Баторе я, дочь Маринка и подруга Олеся оказались единственными транзитными пассажирами, которым хватило мозгов не ждать спокойно следующего рейса, а отправиться изучать город. Между тем, Монголия для россиян безвизовая. Теоретически нужна бронь отеля, но мы показали билеты на следующий рейс, объяснили, что «нам только посмотреть» и почти без проблем получили штамп в паспорте.

К слову сказать, рейс действительно можно было спокойно подождать в аэропорту — он очень комфортный. В транзитной зоне большое количество свободных лежанок с набором розеток рядом с каждой, бесплатный wi-fi без временных ограничений, дешевые магазины duty free. Но совсем не за этим мы покупали эти билеты, так что вместо спокойного ожидания отправились приключаться.

Улан-Батор для начинающих

Сначала была идея отправиться на такси к конной статуе Чингисхана в Цонжин-Болдоге, но это около 60 км в одну сторону, а при наличии хоть малейших пробок посмотреть Улан-Батор нам бы уже не удалось. Решили не рисковать и сосредоточиться на столице. Заранее сложили в ручную кладь все, что могло понадобиться, переоделись в летнее, поменяли в аэропорту какую-то символическую сумму вроде 20 долларов на лицо (почти хватило) и отправились на автобус — приключаться, так по полной!

Улан-Батор оказался жарким и пыльным. Окраина города, на которой расположен аэропорт, до боли напоминала Россию 90-х: обшарпанные пятиэтажки, глухие заборы, плохие дороги, раздолбанные пазики и ларьки со всякой всячиной возле остановок. Именно в ларьках и продаются карточки на автобус, развлечение раз в 20 дешевле такси, но весьма «на любителя». Народу в общественном транспорте полно, кондиционеров нет, остановки каждые 200 метров.

Зато люди в Улан-Баторе очень отзывчивые: узнав, что мы из России, многие были готовы помочь, рассказать и показать, где все самое интересное в городе. Нам объяснили все о пользовании общественным транспортом и пересадках, посоветовали обязательно посетить Гандантэгченлин и площадь Чингисхана, живо интересовались бытом и привычками россиян. Разговаривали мы, кстати, по-русски, многие монгольцы учились в Советском Союзе и хорошо знают наш язык. Вообще мне показалось, что нашу страну в Монголии любят, было очень приятно общаться с местными. А еще в стране алфавит — монгольская кириллица. Очень забавно читать надписи: буквы наши, слова — нет!

На автобусе мы доехали до какой-то развилки, от которой было метров 400 до монастыря Гандан, он же Гандантэгченлин — крупнейшего буддийского монастыря Улан-Батора. Вообще в городе довольно просто ориентироваться — через всю монгольскую столицу проходит улица Мира — главная транспортная артерия города, вдоль которой и вытянут весь Улан-Батор. Остальные улицы значительно меньше, короче, да и всегда можно вернуться на улицу Мира, если заблудишься.

Вернемся к Гандантэгченлину. Монастырь Гандан — своеобразная визитная карточка Улан-Батора. Он был единственным буддийским монастырем социалистической Монголии, да и сейчас остается крупнейшим культовым сооружением города. Гандантэгченлин находится в центре монгольской столицы в зоне старой «юртовой» застройки, хотя совсем рядом расположены современные многоэтажки — этакий «город контрастов».

Улан-Батор для начинающих

Снаружи монастырь окружен ярким забором, входы охраняют фигуры жутких стражей, а главные ворота храма, по традиции, обращенные на юг, расписаны узорами и покрыты зеленой черепицей. Во дворе находится статуя Будды и каменная ступа, рядом размещены молитвенные барабаны и лежанки. Верующие сначала читают священные мантры, а потом падают ниц на эти доски или крутят барабаны, не знаю точный порядок действий, но видели участников всех мероприятий.

Улан-Батор для начинающих

В конце главной дороги находится главная достопримечательность монастыря — здание храма почитания Янрайсига (Мэгджид-Джанрайсэг или по-тибетски Ченресига, бога сострадания). Мэгджид-Джанрайсэг в высоту 42 метра и насчитывает три этажа, это самый высокий храм в истории монгольского зодчества.

Улан-Батор для начинающих

Главной святыней храма является самая высокая 26-метровая золотая статуя Будды — бодхисаттвы милосердия Авалокитешвара. Верующие заходят внутрь, кланяются статуе и обходят её по часовой стрелке, раскручивая по пути молитвенные барабаны. Вдоль левой стены на полках за стеклом множество бурханов, символизирующих перерождённых буддийских лам. На входе охрана просит убрать фотоаппарат, так я и поступила — не люблю мешать верующим, так что фотографий из храма нет, но поверьте — там потрясающе!

Улан-Батор для начинающих

После монастыря мы пошли в сторону центра. В этом районе столица Монголии представляет из себя странную смесь буддистского востока, позднего советского союза и кочевой степи. Юрты, небоскребы, проспекты, покосившиеся заборы и одноэтажные дома в три оконца, ступы, домашняя птица, новые иномарки — все вперемешку. Эклектика, но очень милая.

Примерно в километре от Гандантэгченлина находится Центральный Музей Монгольских динозавров. Здание, в котором он расположен, больше напоминало старый советский кинотеатр. Позднее мы прочитали, что раньше в нем был музей В. И. Ленина, о чем до сих пор напоминают пять круглых горельфов, где теоретики социализма окружены простыми людьми. Интересно, что музей динозавров в Монголии открылся только в 2013 году, хотя пустыня Гоби — крупнейший поставщик ископаемых останков для многих мировых музеев. Зато выглядит музей новым, а экспозиция очень интересная. Нас музей встретил полумраком, прохладой, тишиной, дешевыми билетами и отсутствием туристов. Вообще показалось, что персонал на кассе был крайне рад живым людям, ну либо мы такие замечательные — нас радушно встретили, предложили бесплатно оставить рюкзаки в камере хранения и любезный молодой человек в национальном костюме проводил нас к началу осмотра.

Улан-Батор для начинающих

Центральный экспонат главного зала — тарбозавр Баатар, который относится к семейству тираннозавридов, обитавших на территории Китая и Монголии 70 млн. лет назад. Его останки обнаружены в пустыне Гоби в 1946 году. Не смотря на внушительные размеры, это динозавр-подросток. Какими же были его родители? Где-то читала, что с этими костями была буквально детективная история — в конце монгольского социализма, вероятно, не без помощи американских военных, скелет был похищен и продан за океаном на аукционе. По счастливой случайности реликвия была опознана как собственность монгольского государства, возвращена на родину и сейчас радует публику в музее.

Улан-Батор для начинающих

На постаменте тарбозавра Баатара размещены картинки с текстом о потенциальной жизни зверюги, его габаритах (в коровах, лошадях, домах, хорошо хоть не попугаях) и рационе, рядом фотографии исследователей, нашедших представленные останки. Очень интересно! Вокруг, вдоль стен зала, хуже сохранившиеся окаменелости с поясняющими иллюстрациями и текстом.

Зал на втором этаже украшен диарамой, на которой представлено прошлое Земли: летящий метеорит, океан юрского периода, кембрийские джунгли, оледенение, ну и характерные зверушки, конечно. В этом зале тоже есть полный скелет динозавра, но порода другая и он заметно меньше. Вокруг него также много интересных костей, клыков, скорлупок и других частей чьих-то тел и окаменелостей. Ну и на сладкое пластмассовые рыбищи и гигантские насекомые.

Улан-Батор для начинающих

Второй зал тоже полон интереснейших экспонатов, тут не только кости и черепа, но и окаменевшие яйца, следы растений, рыб, насекомых и чего-то очень ископаемого. Везде картинки, подробные описания, все очень наглядно. А главное, можно подойти близко-близко и внимательно рассмотреть все интересное.

Улан-Батор для начинающих

В Центральном Музее Монгольских динозавров мы провели пару часов — очень уж понравилась экспозиция, так что по выходу решили прервать нашу экскурсию по Улан-Батору и отправиться обедать. Сетевые рестораны Modern Nomad рекомендовал друг из интернета, решили не рисковать и прислушаться к рекомендациям знающих людей.

В ресторане было весьма многолюдно, но понятно почему — невероятно стильный интерьер и практически аутентичная кухня. Впрочем, вегетарианцам там совсем не понравится — все самое вкусное из мяса. По мне жирновато и порции слишком большие, но так в Монголии принято. Например, национальные пельмени — буузы — подают в круглой подогреваемой емкости, а между ними лежит по куску курдючного жира. Звучит так-себе, но буузы ооооочень вкусные, а жир можно же не есть. Пиво местное опять-таки вполне. А пока ждешь заказ можно раскинуть кости: на каждом столе лежат кости четырёх животных (настоящие!), их нужно бросить и трактовать согласно приложенной инструкции. Объелись, нагадали что-то хорошее и отправились смотреть сердце Улан-Батора — площадь Чингисхана.

Улан-Батор для начинающих

На площади нам посчастливилось попасть на какой-то «День выпускника». На самом деле я не знаю, что там происходило, но по центральной площади города ходили толпы людей разного возраста в нарядном, многие с какими-то виньетками или значками на одежде. Часть в национальных костюмах, молодежь преимущественно в школьной форме советского образца. Люди стайками выходили из главных ворот Дворца правительства, фотографировались с дипломами на фоне памятника Чингизхану или одному из конников и покидали площадь, освобождая место следующей группе.

Улан-Батор для начинающих

А окончательно сделала день монгольская комсомолка с фотографии, явно — гордость родителей и предмет зависти некоторых политических лидеров!

Кроме комсомольцев-героев на площади привлекали внимание приготовления к паназиатскому фольклорному фестивалю — установили сцену, развернули торговлю национальными сувенирами в юртах, даже украсили статую героя монгольской революции Сухэ-Батора. Было очень красочно, очень интересно, очень увлекательно, но слишком жарко.

Улан-Батор для начинающих

Мы еще немного погуляли по центру, посмотрели на памятники, здания, людей, фонтаны и прочие красоты Улан-Батора, а затем взяли такси и поехали в аэропорт. Столица Монголии одновременно и современный, и какой-то старый «ламповый» город. Самый крупный в стране — здесь живёт почти половина населения — он совершенно не производящий впечатления переполненного, очень милый и приятный.

Улан-Батор для начинающих

А еще в нем таки живут монгол-шууданы, я их гнездо видела!