Турист Юлия Станевская (julijaS)
Юлия Станевская
была сегодня 2:50

Будва — Черногория Март 2021

Не люблю юриспруденцию. Законы вечно все регулируют и что-нибудь запрещают. Так было везде и всегда. Даже, когда законы еще и законами-то не были, а только правилами. Одни правила советовали жене убояться мужа, другие запрещали варить козлят в молоке, третьи предписывали носить чадру…

Вот, например, Черногория. Написанный в XV веке «Грбальский законник» содержал сто двадцать шесть пунктов. О, счастливые времена! Всего один закон и только сто двадцать шесть пунктов. Впрочем, отрегулированы были все важные стороны жизни. Например, как поступать с плодами, упавшими на соседский участок. Зависит от того, что упало. Одно дело — яблоки, совсем другое — маслины. Или каким образом женщинам полагалось приветствовать встречных мужчин: встать с левой стороны дороги и поклониться. А если это родственник — так еще и руку поцеловать. С нарушителями закона разговор был коротким. Жена изменила мужу? Отрезать нос и ухо. Невеста забеременела до свадьбы? Забросать камнями вместе с женихом. Дьячок подделал завещание? Руку ему отрубить, чтоб знал. Владелец собаки, укусившей соседа, платил штраф в шесть цехинов. А укравший невесту — целых пятьдесят. Киднеппинг в восемь раз хуже собачьих укусов. Особо осуждалась продажа имения чужаку. Соседи имели право отобрать и прогулять вырученные деньги. Видимо, черногорская недвижимость уже тогда была в цене. Вот так они и жили. Воистину, «Грбальский законник» стал первым сводом правил в этих краях и предтечей нынешней системы.

Наше время — рай для законотворцев. Постановлений, правил, регламетов и подзаконных актов расплодилось невиданное множество. А в последний год нас накрыло цунами всевозможных запретов и ограничений. По словам их создателей, санитарного характера.

Городские власти Будвы в феврале 2021 года запретили находиться на пляже и гулять по набережной. Народ эти запреты соблюдать не стал.

Поход с юридическим уклоном. Из Будвы в Подластву

Все же я больше обычного ходила по горам (о чем и написала — «Другая Будва. Весна 2021»). Была идея съездить в другие города и посмотреть достопримечательности. Но…

В один «прекрасный» пятничный вечер в Черногории вышли новые ковидные правила. Законодатели всего мира обожают публиковать плоды своего творчества именно по вечерам в пятницу. Нет, еще в праздники. Так вот, новые правила запрещали жителям Будвы и ряда других городов покидать район проживания. Сразу встал вопрос — кто я? Вообще-то, я — москвичка, но в тот момент снимала апартамент в Будве.

За советом я обратилась к самым компетентным людям в городе — таксистам. Упитанный черногорский водила задумчиво почесал маску на подбородке. Сказал, что полицейские проверяют каждую легковую машину на выезде из Будвы. Посоветовал помахать перед носом у стража порядка российским паспортом. Должно помочь. А еще лучше ехать не на машине, а на автобусе. Их реже проверяют.

Я отправилась консультироваться на автостанцию. Охранник был в курсе ситуации: проверяют каждый пятый автобус, пассажиры должны иметь разрешительные документы. Их перечень содержится в законе и, разумеется, у меня ничего такого не было. Но я же не житель Будвы! Охранник ехидно спросил про мою регистрацию. В странах бывшей Югославии, не вошедших в ЕС, приезжий обязан зарегистрироваться в полиции. Сам (если он владеет недвижимостью), с помощью хозяина съемного жилья или сотрудника отеля. Случается, хозяева «забывают» зарегистрировать гостя. Турист освобождается от ответственности, если имеет подтверждающие проживание бумаги. У меня, например, была квитанция с почты об уплате туристического сбора (в Будве — 1 евро в день с человека), с указанием адреса проживания. Там было черным по розовому (именно такой цвет у черногорской квитанции) написано: «Будва. Район Белый Дол, улица такая-то, дом такой-то». Я спросила охранника, что будет, если в пути меня поймают полицейские. Штраф? Охранник не слышал про штрафы, но обещал, что нервы мне помотают.

Поход с юридическим уклоном. Из Будвы в Подластву

Все ясно. Экскурсии отменяются. Но было важное дело. Год назад, когда остановили авиасообщение, я стала «счастливой» обладательницей ваучера «Эйр Сербии». Часть суммы мне удалось превратить в билеты, но на ваучере еще оставались деньги. Решать вопрос с колл-центром в Белграде и тратить на это час в роуминге совсем не хотелось. В Будве нет офиса «Эйр Сербии». Ближайшие — в Подгорице (ул. Вука Караджича, 9–17 по будням) и в Тивате (здание аэропорта, 8–15 ежедневно -для верности лучше приходитьтогда, когда есть рейсы). Но как туда добраться в свете новых запретов?

На выезде из Будвы в сторону Подгорицы я увидела несколько полицейских машин и пробку. Всех проверяли. Оно и понятно. Подгорица — столица. Там все строго. А стоят ли патрули на дороге в Тиват? Это можно было понять, лишь отправившись в местечко Грбаль, где проходит граница района Будва.

Поход с юридическим уклоном. Из Будвы в Подластву

Кстати, кроме патрулей там есть и другие достопримечательности. Например, монастырь Подластва XIV века, где и был написан «Грбальский законник».

Солнечным утром мы с мужем отправились в Подластву. Тихая шоссейка под названием «Топлички Пут» круто взбиралась на склон.

Поход с юридическим уклоном. Из Будвы в Подластву

Очень скоро мы подошли к концертной площадке и аквапарку. Вернее, к тому, что от них осталось. Этот развлекательный комплекс был построен несколько лет назад. Расположение сразу показалось мне странным: высоко на склоне и далеко от центра. Проект тяжело перенес экономический кризис и запрет на туризм. Былое великолепие сегодня выглядит удручающе: краска облезла, горки проржавели и деформировались, бассейны заполнены грязной дождевой водой, а между плитами дорожек прорастает трава. Аквапарк напоминает декорации к фильму на тему «мир после ядерной войны».

Я с облегчением отвернулась от Аквапарка. Впереди открылся вид на широкую низину — Грбаль. За ней — холмистый полуостров Луштица. Когда-то Грбаль был большим малярийным болотом. Люди осушили топь, посадили сады и виноградники. Теперь эта местность густо населена. Здесь проходит Ядранская магистраль, ведущая в Котор и Тиват.

Поход с юридическим уклоном. Из Будвы в Подластву

Слева синело море. Там находится любимый туристами пляж Яз.

Не прошло и получаса, как мы дошли до развилки.

Поход с юридическим уклоном. Из Будвы в Подластву

Умный турист, конечно, продолжил бы путь по основной дороге к монастырю. Мы поступили по-другому. Решили посмотреть, куда ведет уходящая направо дорога. Оказалось, она ведет на пасеку.

За пасекой обнаружилась крошечная приятная церквушка Св. Архангела Михаила.

Поход с юридическим уклоном. Из Будвы в Подластву

Мы побродили по окресностям и нашли уходящую в заросли тропинку.

Нам навстречу из леса вышел странный персонаж. Он был в маске. Хотя нос торчал наружу. В Черногории маски не носит почти никто. Их можно увидеть разве что на людях возле дверей банков и офисов. Даже в магазинах маски носят не все, а на природе — и подавно. Мы заговорили со встречным мужчиной. Тот растерянно ощупал лицо. Потом засмеялся и сдвинул маску на подбородок. Объяснил, что у них в Словении все очень строго. Он так привык всюду ходить в маске, что забывает ее снимать. В Черногорию приехал как раз отдохнуть от родных кошмаров. Мы рассказали, как нас заперли прошлой весной и не пускали дальше ближайшего магазина. В Словении было то же самое. С одной существенной разницей. Если в ближайшем магазине не было нужного товара, то можно было идти в следующий. Я сразу представила, как мои московские соседи бродят по району в поисках фуа-гра. Повезло словенцам! Собеседник немедленно обиделся. Сказал, что москвичи сидели в изоляции всего два месяца с небольшим, а жители Любляны — четыре. Ничья «1:1». Тогда я рассказала про цифровые пропуска. Словенец вытаращил глаза. Такого в Любляне не было. Московские чиновники победили со счетом «2:1». Мы тепло попрощались с новым знакомым. Перед уходом он выдал весь свой запас русских слов: «Давайте, хорошо, спасибо!». «Давайте, пожалуйста!» — ответили мы.

Тропинка нырнула в лесную чащу, превратилась в еле заметную стежку. Повернула направо. Еще раз направо. Стало ясно, что монастырь остался далеко за спиной. Мы скользили, спотыкались, перелезали через стволы.

Поход с юридическим уклоном. Из Будвы в Подластву

В результате вышли на асфальтовую дорогу, ведущую из Будвы в местность Крапина. Было обидно. Я толкнула речь, в том духе, что нужно добиваться поставленных целей, невзирая на трудности. Вперед и только вперед! (в смысле, назад, в монастырь). Муж молча показал пальцем мне на живот. Оказалось, я потеряла завязанную вокруг пояса кофту. Вернувшись на тропинку, мы долго ползали по бурелому. Кофту нашли, но время потеряли. Пришлось возвращаться в Будву по шоссе.

В следующий раз мы твердо решили быть умнее. Не отвлекаться и дойти-таки до Подластвы. Миновали коварный поворот к пасеке. До монастыря осталось совсем чуть-чуть… Но справа возле дороги стоял указатель. Он сообщал, что рядом протекает река Смоквица.

Поход с юридическим уклоном. Из Будвы в Подластву

Я слышала, что на реке есть водопады. Искушение было велико. Мы пошли, куда указывала стрелка. Благо тропа была широкой и натоптанной.

Водопады были хороши.

Поход с юридическим уклоном. Из Будвы в Подластву

Невысокие, но весьма живописные.

Как и сама маленькая горная речка.

Поход с юридическим уклоном. Из Будвы в Подластву

Я ходила от одного водопада к другому, умилялась и фотографировала.

Мы получили удовольствие. Жаль, что прогулка была короткой. Скоро мы вышли на шоссе Будва-Крапина, на котором были в прошлый раз. Посидели, отдохнули в деревянной беседке.

Поход с юридическим уклоном. Из Будвы в Подластву

Водопадное умиление отняло время. Обидно, но ничего не поделаешь. Пришлось вернуться в Будву знакомым путем.

Бог любит троицу. Ну должны же мы были когда-то дойти до Подластвы! Шоссе «Топлички пут» я сочла несчастливым. На этот раз мы решили идти мимо будванского монастыря Подмайне и далее — кружным путем, через Крапину. Дорога симпатичная (про ее начало я уже написала в рассказе «Другая Будва. Весна 2021»). Вдоль шоссе стоят указатели с надписями на русском языке: «Пруд», «Ресторан». Крапина славилась своим рыбным рестораном.

Поход с юридическим уклоном. Из Будвы в Подластву

Мы перешли речку Смоквицу по бетонному мосту со ржавыми металлическими перилами. Мне бы и в голову не пришло его фотографировать, если бы не табличка: «Древний мост любви».

Почему вдруг?! Хотя, если вдуматься, настоящая любовь похожа на этот мост: может потерять блеск и даже заржаветь слегка, но останется крепкой. Мне захотелось поцеловаться с мужем прямо на этом мосту. Однако, голодный муж, забыв про любовь, уже спешил в направлении ресторана.

Поход с юридическим уклоном. Из Будвы в Подластву

В интернете я нашла фотографии голубого озерца с водопадом. Возле этой красоты стояли столики. Веселые люди ели жареную рыбу и запивали вином. Фотографии были сделаны в старые счастливые времена. Когда мы дошли до ресторана, то увидели, что он закрыт. Это меня не удивило: в Черногории в то время работа кафе и ресторанов была запрещена. Черногорцы свободолюбивы и изобретательны. Много раз я видела «неработающие» рестораны, из которых звучала музыка и тянуло вкусными запахами. За закрытыми окнами и дверьми развлекались местные. Как-то раз нам с мужем тоже удалось подпольно выпить кофе. Вот и сейчас я надеялась на что-то подобное.

Мы вошли во двор, где валялись доски и ведра. Черногорский народный фокус «кафе на ремонте» я уже знала: двери заведения пачкают побелкой, рядом ставят банки с краской. Мебель сдвигают, но не убирают. Гость может присесть за столик и сделать заказ. А для проверяющих — «У нас ремонт. Вы что, не видите?».

Надежды не оправдались. Нам навстречу вышла усталая неприветливая женщина. Сказала, что ресторан закрыт. Велела немедленно уходить и даже не разрешила сфотографировать пруд с водопадом. Порадовавшись, что взяли воду и булочки, мы двинулись дальше.

Путь из Крапины в Подластву начинается возле деревенского дома, чуть выше ресторана. Попасть на тропу можно через деревянную калитку с веревкой вместо замка. Не забудьте снова завязать узел, когда пройдете! Иначе может убежать живущий здесь ослик.

Поход с юридическим уклоном. Из Будвы в Подластву

Узкая вначале, тропинка расширяется и скоро выводит на грунтовую дорогу. Она плавно спускается вниз по правому борту ущелья. Далеко внизу течет речка Смоквица с ее водопадами.

Скоро показалась деревня и маленькая церковь, посвященная Илье Пророку. Типичная ухоженная черногорская церквушка. Возле церкви — кладбище. Мы заметили, что на многих могилах была написана фамилия — Баук. Что в переводе означает «страшилище». Видать, предки местных жителей не были красавцами. Может поэтому и жили в глуши, далеко от Грбаля. Впрочем, те деревенские, которых мы повстречали, выглядели вполне себе симпатичными.

Поход с юридическим уклоном. Из Будвы в Подластву

Очередной поворот дороги — и мы увидели далеко внизу монастырь Подластва. Он стоит на месте, где еще в V веке был построен христианский храм. Монастырские легенды утверждают, что там останавливался основатель Сербской Православной Церкви святой Савва на пути в Афон. В 1350 году, по приказу сербского царя Душана, был основан монастырь. Спустя восемьдесят лет там был написан знаменитый «Грбальский законник». Дальнейшая история Подластвы — череда взлетов и падений. За контроль над Адриатическим побережьем боролись Венецианская Республика, Османская Империя, позже — наполеоновская Франция и Австрия. Подластву много раз разрушали, грабили и снова отстраивали. Серьезный ущерб нанесло землятресение 1979 года. Двадцать пять лет назад жители Грбаля основали общество поддержки монастыря и сегодня обитель находится в отличном состоянии.

Мы спустились в поселок Ластва (именно от него получил свое название монастырь). Добираться отсюда до пляжа неудобно: придется довольно долго идти по обочине шумной магистрали. Тем не менее, в Ластве много апарт-отелей. В марте кризисного 2021 года большинство из них было закрыто.

Поход с юридическим уклоном. Из Будвы в Подластву

Ну вот и светофор — граница района Будва. Пробка из легковушек, грузовиков и автобусов была еще больше, чем на пути из Будвы в Подгорицу. Несколько полицейских машин перегородили дорогу. Стражи порядка сновали туда-сюда и всех проверяли. И здесь облом. Я решила прорываться в Подгорицу. Там, хотя бы, офис «Эйр Сербии» удобно работает.

Забегая вперед, расскажу, что из этого вышло. В автобусе Будва-Подгорица было неожиданно много народа. Все — местные. Некоторые держали в руках оправдательные документы с печатями. Я приготовила смартфон и высветила на экране пресловутый ваучер. Отрепетировала в уме гнусавую фразу из серии «не серчайте гражданин начальник…». Страху натерпелась. На пути в Подгорицу и обратно мы миновали шесть полицейских кордонов. Но мне повезло — автобус не остановили ни разу. Люди в униформе были заняты проверками легковушек. А вот в офисе «Эйр Сербии» удача от меня отвернулась. Сотрудница не захотела заниматься моим ваучером. Велела звонить в белградский колл-центр. Получается, зря съездила.

Но тогда, в Ластве, я надеялась на лучшее. Повернулась спиной к полицейским и отправилась смотреть монастырь.

Сербский флаг, нарисованный на ограде, был виден издалека. Второй флаг развевался на флагштоке. Я не удивилась: есть мнение, что жители районов Грбаль и Маине, а также паштровичи, этнически ближе к сербам, чем к черногорцам. Все же мне кажется, что церковь — неподходящее место для вывешивания национальных флагов. Тем более на Балканах, с их горькой историей межнациональных конфликтов.

Поход с юридическим уклоном. Из Будвы в Подластву

Монастырь выглядел впечатляюще. Каменные постройки прекрасно смотрелись на фоне гор.

Церковный двор был чистым и хорошо ухоженным. Возле ограды стояли памятники местным жителям, погибшим в двух мировых войнах.

Поход с юридическим уклоном. Из Будвы в Подластву

Внутри храма было пусто. Тишина. Прохлада. Умиротворение.

На стенах и сводах — старинные фрески, некоторые из которых датируются XV–XVII веками. К сожалению, они пострадали во время землятресения.

Поход с юридическим уклоном. Из Будвы в Подластву

На столе и в стеклянных витринах были разложены иконы, крестики, свечи и многое другое. Рядом — ценники. Желающие могли оставить деньги и взять нужную вещь. Как и во многих балканских храмах, ставить свечи полагалось не в церкви, а в отдельной пристройке.

Купив кое-что на память и поставив свечки, мы тронулись в обратный путь. Он получился коротким: от монастыря до Будвы три с небольшим километра. Если идти, никуда не сворачивая, и не фотографируя водопады, то дорога займет меньше часа.

Билеты я, в результате, покупала в Будве. В Старом Городе есть туристическое агентство BTA travel (ул. Николы Джурковича 10). Если я правильно помню, оно работает по будням с 9 до 18. Там можно приобрести любые авиабилеты, в том числе, за наличные. Если вы не нашли это турагентство, вам подскажут дорогу в инфотуристическом пункте (там же, в Старом Городе, на Негошевой улице). Ваучер у меня пока остался и я не теряю надежды его использовать. В аэропорту Тивата я видела, как россиянка оформила авиабилет за ваучер. Правда, женщине, не знающей сербского языка, пришлось звонить в Белград со своего телефона. Черногорская кассирша была любезна и согласилась поговорить со своей белградской коллегой. Разговор длился примерно полчаса.

Не все в этом мире меняется к худшему. В апреле многие запреты были отменены. Открыли кафе и рестораны. Разрешили тренироваться на спортплощадках. Сократили комендантский час (сейчас он с полуночи до 5 часов). Дозволили свободное перемещение по стране в будние дни. Был ли отменен запрет на прогулки вдоль моря — не знаю. Похоже, про него тихо забыли сразу после принятия.

Поход с юридическим уклоном. Из Будвы в Подластву

У Черногории есть одно достоинство: даже когда страну накрывает девятый вал законотворчества, здесь можно жить. Строгость черногорских законов компенсируется необязательностью их исполнения. А это значит — тут приятно и комфортно.