Турист Илья Антонов (stereo21)
Илья Антонов
был вчера 16:16

Дагестан — Россия Апрель 2021

По причинам закрытия границ (это минус), мы второй год открываем для себя нашу страну (а это определенно — плюс). Был конец апреля 2021 г. И очень захотелось куда-нибудь, чтоб ахнуть! Ну и, как теперь мы знаем, чтоб ахнуть, необязательно лететь к дальним берегам. Выбор пал на Дагестан. Ну как пал? — жена сказала — Дагестан. Учитывая ее страсть к планированию самостоятельных маршрутов, мне досталась задача взять автомобиль в прокат. Не думал, что это будет так не просто! Оказалось, что прокатных контор не много и большинство машин занято. Улетали мы 29 апреля, и на майские праздники таких желающих было не мало. Потратив 3 дня на поиски автомобиля, я нашел Volkswagen Polo. Да еще с автоматом, хотя это не было принципиальным моментом выбора. Хозяин прокатной конторы — Гасан, залога не взял, но уверил меня в том, что машина будет обязательно, забрать ее можно в Каспийске. По цене вышло 2000 руб. сутки. Залог 5000р., которые он возвращает при сдаче авто. Купили билеты на «Победу», так как уезжали с двумя рюкзаками (традиционно). Билеты на двоих обошлись в 22 тысячи. Отели забронировали в горах и в Махачкале. Настал день вылета, подробности полета на «Победе» опущу, так как этот сервис известен многим туристам. Прилетели в аэропорт Махачкалы. Солнце заставило нас снять куртки. Заказали на Яндексе такси до Каспийска. Чтоб добраться до ожидавшей нас машины, потратили 15 минут и 148 рублей для таксиста. Оформили типовой договор, сфоткали машину и помчали на встречу горным вершинам Дагестана. Надо сказать, что дороги в Дагестане вполне себе ничего. На маленьком Polo проехали везде. Первым пунктом нашего трипа стал Салтинский водопад. Предстояло проехать 124 км. Первое время, часто останавливались, чтоб полюбоваться меняющимся пейзажем.

Дагестан — не мейнстрим

Последний десяток километров пришлось съехать с асфальта на грунтовку. Проезжали мимо маленьких селений, где на улице ни души.

Дагестан — не мейнстрим

Добравшись до места по навигатору, оказалось, что навигатор показывает не верную точку, водопад оказался немного в стороне, о чем нам любезно рассказала местная жительница, отметив, что туристы частенько приезжают в эту неправильную точку. Наконец нашли водопад, но к нашему разочарованию он был пуст. Вернее, в нем не было воды. Тем не менее, по наличию биотуалета в этом ущелье, можно определить, что место это в сезон весьма людное.

В общем тронулись дальше, следующая остановка — деревня Чох. Такая стая домиков, присевших на гору, откуда открываются прекрасные виды. Побродили по развалинам, полюбовались видами и снова в путь.

Дагестан — не мейнстрим

Далее поехали в Гуниб, целью было посмотреть памятник «Белые журавли» и ворота Шамиля. И нам это удалось.

Как только мы посетили эти места начался дождь, и мы двинулись в деревню Курми, где была запланирована ночевка. Горы во время дождя выглядят по-особенному, мрачно-величественно. Но дворники на авто справлялись, и мы ехали, предвкушая ужин и ночлег. Когда доехали уже начинало темнеть. И тут столкнулись с тем, что гостевой дом (мини отель), где нам предстояло ночевать был закрыт и пришлось звонить хозяину, который, мотивировал закрытие тем, что он убрал свой объект с Booking. Но так, как мы оплачивали номер заранее, он приехал и предложил нам разместиться в отдельном двухэтажном доме, отдав его в наше распоряжение в знак компенсации. Мы не возражали. Поужинали в ближайшей кафешке, попробовали местной кухни. Так как, были изрядно голодны, все показалось очень вкусным. Учитывая месяц Рамадан, алкоголя не было, но по совету официантки, я купил пива в соседнем магазине. Это тоже было не просто. Хозяин магазина сначала сказал, что алкоголя нет, но убеждать — это моя работа, поэтому пара бутылок пива оказалась у нас на столе. После ужина, уставшие, зашли в большой дом и рухнули спать. На утро нас разбудило сияющее солнце! Оказалось — дом стоит в очень красивом месте, внизу в ущелье течет река Каракойсу и ее изгибы придают настоящую магию этому месту

Дагестан — не мейнстрим

Быстро позавтракали. Сдали ключи от дома пришедшей родственнице хозяина и двинулись дальше. Следующим пунктом нашего маршрута была Карадахская теснина. Предстояло преодолеть 43 км. Нас сопровождала прекрасная погода, солнце светило так, что хотелось опустить солнцезащитный козырек, но со стороны водителя его не было (издержки сервиса). Но меня это не смущало, так как виды вокруг заставляли забыть все мелкие неприятности. Останавливались в красивых местах, а так как таких мест все больше с каждым поворотом, то средняя скорость движения была не высокой.

Дагестан — не мейнстрим

Наконец добрались до Карадахской теснины. Припарковались в месте, где стояло несколько туристических микроавтобусов. И пошли к теснине. Идти пришлось достаточно долго по руслу горной реки с минимальным количеством воды. Так что шли без напряга. Наконец дойдя до теснины, увидели потрясающего вида тесный разлом в горной породе, огромной высоты и красоты

Дагестан — не мейнстрим

Огромные камни, упавшие с гор и застрявшие в этой расщелине, нависали над головой напоминая о бренности всего живого

Пройдясь по теснине и преодолев две очень крутые кустарные лестницы, вернулись назад. На месте парковки поболтали с местным гидом, привозящим туристов сюда. Он дал нам визитку и приглашал на прочие маршруты по Дагестану. Отдохнули и поехали в Сулакский каньон. Перегон не маленький около 140 км. Но опять же ехали не напрягаясь. Заехали на заправку, залили бензина. Хочу отметить, что сетевых заправок, к которым мы привыкли здесь нет, поэтому заправлялись на заправке более-менее прилично выглядевшей. Бензин дешевле, чем в Москве — 95й — 45 рублей за литр. По пути проехали через Гимринский автодорожный тоннель. Очень длинный 4103 метра. Температура окружающей среды за время пути по тоннелю упала на 10 градусов с 24 до 14. Мы оказались на другой стороне горной гряды, где перед нами открылись совсем другие пейзажи. Как будто оказались совсем в другой стране, например в Исландии.

Дагестан — не мейнстрим

Постепенно спускались с гор, и температура росла. Подъезжая к каньону, остановились в красивейшем месте на берегу Чиркейского водохранилища

Дагестан — не мейнстрим

Здесь так красиво, аж дух захватывает! И получаются отличные фото. Обогнув водохранилище, нашли на карте место с лучшим видом на каньон и ГЭС. Припарковались и пошли к этому месту, чтоб своими глазами увидеть каньон. И он нас не разочаровал!

Это глубочайший каньон Европы. Протяженность каньона составляет 53 километра, глубина достигает 1920 метров. Это на 63 метра глубже Большого каньона в США. Сулакский каньон является одной из самых известных и посещаемых природных достопримечательностей Дагестана.

Дагестан — не мейнстрим

И это самая лучшая точка для просмотра каньона

Мы насыщались величием этого места и не хотелось отсюда уезжать. Но следующей точкой нашего путешествия был песчаный бархан Сары-Кум. До него нам предстояло преодолеть примерно 80 км. С горных дорог выехали на автостраду и не доезжая 18 км. до Махачкалы свернули на неприметную дорогу к бархану. Сары-Кум крупнейший песчаный бархан в Европе. Это одна из крупнейших песчаных дюн в Евразии. Дюна находится на охраняемой территории, в составе Дагестанского заповедника, который был создан в 1987 году. Дюна являлась местом съёмки для фильма «Белое солнце пустыни». Около бархана есть парковка, она платная, с нас никто плату не брал. Вход на бархан так же платный — 100 руб. Подъем занимает минут 15–20. И вот, наконец, перед вами расплескалось целое море песка!

Дагестан — не мейнстрим

Погуляли по бархану. Но на самый гребень не пускает охранник, да и надписи вокруг об этом предупреждают. Туристов достаточно много, в связи с чем сделать фото без людей получилось не сразу. Спустившись с бархана, пришлось вытряхивать ботинки, очищая их от песка. Уезжали уже на закате и солнце пряталось за бархан.

Теперь мы ехали в Махачкалу, где был забронирован номер в отеле «Золотая империя». Заселились поужинали и наполненные впечатлениями легли спать. На следующее утро к отелю приехал мой друг и коллега Магомед, который живет в Махачкале. Он давно меня звал в гости, да что-то времени не было. Он предложил посмотреть места, где мы не были. Жена моя за два дня поездок под-утомилась и решила поваляться в отеле и походить по Махачкале, а я согласился, и мы вдвоем поехали снова в горы. Но сначала сдали прокатную машину. Приняли без проблем, только оставил за мойку 450 рублей. Залог 5000р. мне вернули полностью. Проезжали через разные поселки и городки, например Буйнакск, мой друг, сам местный, рассказывал мне об истории своей родины, о традициях, порядках, привычках, открывая для меня Дагестан с житейской, а не с туристической стороны, очень ратовал за расширение туризма, как фактора развития своего родного края. В одном месте он остановил свою машину на длинном пологом спуске и предложил понаблюдать за местностью. И вдруг я понял, что машина несмотря на то, что находится на спуске, движется назад, наперекор всем законам физики. Я подумал, что это оптическая иллюзия, но посмотрел на стену скал слева от меня и увидел, что скалы на месте, а мы действительно, медленно катимся задом вверх! Объяснить природу этого явления я не смог, а Магомед посоветовал мне не ломать голову, а просто наслаждаться. Судя по тому, что после нас там остановилось еще пару машин, это место у жителей популярно. К сожалению, точку я не запомнил. Далее мы приехали в местечко Ахульго, где в XIX веке предводитель Кавказа имам Шамиль 80 дней держал оборону против царских войск. В этом месте есть маленький музей с историей этого события.

Дагестан — не мейнстрим

Потом мы поехали в местечко Матлас, по дороге наблюдали несколько маленьких водопадов,

Дагестан — не мейнстрим

изредка встречали группы туристов на авто из разных регионов страны. Само местечко Матлас расположено высоко в горах и находится на обрыве, на краю которого расположено несколько домиков, которые можно снять. Виды неописуемые по красоте открываются на долину, лежащую внизу. Здесь также есть свой водопад со льдом

Здесь же расположен мемориальный комплекс, посвященный Льву Николаевичу Толстому и Хаджи-Мурату.

Дагестан — не мейнстрим

Памятник был возведен в 2012 году на средства меценатов. А рядом родное село Магомеда — Сиух.

Увидев жителей своего села, он просил их не говорить маме, что был здесь, чтоб она не обиделась, на то, что он не зашел к ней. Затем двинулись к водопаду Тобот. Этот водопад — самый большой по своей высоте и объему воды, из тех, что есть в этой части гор. Здесь открывается незабываемый вид: ровное плато вдруг обрывается, словно здесь заканчивается вселенная, и с вершины ущелья, напоминающего в этом месте латинскую букву V, ниспадает с ужасным грохотом спокойная раньше река, пролетая мимо живописных скал. Высота его 75 метров.

Дагестан — не мейнстрим

Это место настолько сильное, что мы пробыли здесь около часа. Не отпускает оно, притягивая к себе необъяснимой магией.

Вечером мы вернулись в Махачкалу, забрали жену из отеля и пошли на набережную Каспийского моря. Зашли в ресторанчик на берегу, Магомед по-свойски заказал всяких местных кушаний. Очень душевно посидели, поужинали. И в финале дня он отвез нас на смотровую площадку, чтоб увидеть ночную Махачкалу.

Дагестан — не мейнстрим

Такой вот финальный аккорд!

Наступил следующий, последний день нашего путешествия по Дагестану. Магомед забрал нас из отеля, и мы поехали в Дербент. По дороге увидели гору Пушкин, при определенной доле фантазии можно увидеть профиль поэта в ее склонах. С вершины горы взлетают целые стаи парапланеристов. Гора пологая и ветер с моря создает воздушные потоки, так необходимые этим экстремалам

Ну и конечно, моя жена мечтала увидеть маковые поля. Не скажу, что были целые поля, но маки были

Дагестан — не мейнстрим

В Дербенте мы приехали в крепость, где погуляли около часа, сходили в местные музеи, полюбовались видом на город

Дагестан — не мейнстрим

А потом поехали на набережную Дербента, вышли на пляж, и я рискнул окунуться в Каспийское море. Это своего рода традиция, оказываясь на каком-нибудь море, стараюсь обязательно окунуться. Вода холодная, но попривык и немного поплавал. Переоделся в кабинке на пляже. Прогулялись по набережной и поехали в аэропорт.

Дагестан — не мейнстрим

Не доезжая аэропорта, свернули к морю и оказались на пустынном пляже, без людей, построек и только шум ветра и волн ласкал наш слух. Красотааа!

Напились ветром и морем, приехали в аэропорт. Прощались с Магомедом и не хотелось улетать. Так красиво здесь! Отличные места, великолепные люди, вкусная еда и гордость за то, что это наша Россия! Друзья мои, посетите Дагестан, пока это не стало мейнстримом! Не пожалеете!

Все контакты — отели, экскурсии, прокат авто — в личку.

Наш маршрут для навигатора в телефоне в этой ссылке: